«…и в отместку им пишет карандашиком
на первой странице детективов, кто убийца»Не верьте тому, что пишут в «Вечёрке».
Про «Письмовник» Михаила Шишкина врут все, кто его читал.
На goodreads кто-то написал: «то, что мы принимали за хороший русский язык, оказалось просто большим словарным запасом». Это, пожалуй, самое вопиющее враньё, которое мне довелось прочесть, всё остальное - интерпретации.
Это и эротизм (вплоть до порнографии), и мерзкие физиологические подробности. «Это ведь только мальчикам кажется, что у девочек между ног тайна, а там мокроты, миазмы, бактерии». Никакой романтики. «В трамвае на нас оборачиваются - твой кулак у моего носа, а я целую ту косточку, которая июль», «Целую твои глаза - и губы становятся зрячими». Возмутительная детализация, не позволяющая рассмотреть полотно как бы издалека, всё время приходится стоять, упершись лупой в подробности. «И утром перед умывальником вдруг волна глупого счастья - от вида двух наших зубных щеток в одном стаканчике. Стоят, скрестив ножки, и смотрят друг на друга. Самые простые вещи могут заставить умирать от счастья». Бред! «Люди ругаются на полную, а мирятся наполовину, и так каждый раз от любви отрезается, и ее становится все меньше и меньше». Чушь! «Я была уродка из семейства плеченогих, крыложаберных и мшанок». Нелепость! «Понимаешь, в говне нет ничего грязного». Аморальность и нечеловеческая жестокость! «Но пойми, ведь и жить ты не можешь. Тебе все равно, а родителей своих ты совсем замучила. Понимаешь, если ты отпустишь свое тело, то ты сделаешь хорошо твоим родителям, ведь ты их тоже очень любишь, да? Они измучились. Им будет лучше, если ты умрешь». Бесконечный набор посторонних мыслей, высказываний. «Для танцора сопротивление материала - притяжение земли».
И вот ещё говорят, что в книжке нет ничего настоящего, а Шишкин уверяет, что не хватит никакого воображения, чтобы придумать самые простые вещи!
Все, кто пишет про «Письмовник», лгут, но лгут честно. И девчонка соврёт, что книга о любви, и старик - что о смерти, и солдат - что о войне, и доцент истфака - что о событиях 1900го года; и мужчина женщине, и женщина мужчине. Электронных страниц на эту тему уже, наверное, больше, чем бумажных, в книге самого Шишкина. Отзывы настолько полярные, что кажется будто автор написал едва ли не дюжину книг в эпистолярном жанре и назвал все одинаково - «Письмовник»: о смерти… о любви и смерти… о любви после смерти… о любви вне смерти и о смерти без любви… о войне … об эгоизме… о параллельности судеб… о скрещении жизней... «Почему люди больше не пишут друг другу такие письма?» Весть и вестник.
А еще многие сомневаются: «А был ли мальчик?». Лично я знаю только одно - по гороскопу друидов он был морковка. И я не хочу вам врать.
Никому не верьте. Читайте, не дочитывайте или не читайте вовсе. После «Письмовника» я, как никогда раньше остро почувствовал, что у каждого своя правда. Вон бузина, и та мироощущает.