С декабря 2013 года в Москве вырастет стоимость платы за парковку: в зоне Бульварного кольца она составит 80 рублей за час, на территории Садового кольца - 60 рублей. Новость о грядущем повышении цен и дифференциации тарифов вызвало волну обвинений про необоснованные тарифы в сторону Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Мол, цены за парковку берутся «с потолка» и не подкреплены никакими разумными аргументами.
Абсурдность этого мифа базируется на незнании специфики тарифной политики парковочного пространства. Для понимания работы этой системы важно усвоить значение таких базовых понятий как «заполняемость парковочного места» и «эластичность заполняемости парковочного места к цене парковки».
Под «заполняемостью парковочного места» понимается соотношение времени, в которое парковка занята к общему времени работы парковки на определенной территории. Согласно международной практике администрирования парковок в мегаполисах, оптимальная заполняемость мест должна находиться в промежутке между 60 и 80%. Если показатель ниже этого интервала, то это означает, что парковочные места не реализуют свой рабочий потенциал в полном объеме. Если выше, то это означает что парковки переполнены, и не справляются со своими основными функциями - снижение блуждающего трафика и ускорение скорости движения на улично-дорожной сети. Находиться в интервале «60-80» - цель любой администрации парковочного пространства.
Что касается понятия «эластичность заполняемости парковочного места к цене парковки», то под ним имеется в виду зависимость изменения средней заполняемости конкретного парковочного места от изменения стоимости парковки на нем. Эластичность выводится по следующей формуле: процент изменения заполняемости парковки делится на процент изменения цены парковки. Например, если цена парковки поднимается на 40% и заполняемость парковочного места падает на 10%, то эластичность будет равняться 0,25. А если при таком же изменении цены заполняемость падает на 5% , то коэффициент эластичность уже ниже - 0,125.
Согласно результатам исследований (Грегори Пирс, Дональд Шоуп
«Установление правильных цен: оценка стоимости парковки в зависимости от спроса», 2013), в среднем коэффициент эластичности должен составлять около 0,4. Зная этот показатель, администрация парковочного пространства может прогнозировать заполняемость парковочных мест при определенном уровне цен. То есть, чтобы сократить заполняемость парковочных мест на 25%, нужно повысить стоимость парковки на 62,5%. Простая арифметика.
Тарифная политика парковочного пространства Москвы в настоящее время находится в самой начальной стадии. На протяжении года в столице России функционировал тариф за парковку в 50 рублей в час. Согласно данным мониторинга ГКУ «АМПП» средняя загруженность парковочных мест при таком тарифе в будние дни составляет 84%, а в пиковое время доходит до 88%!
Зная эти показатели, берем среднюю эластичность, равную 0,4, пиковую заполняемость парковочных мест 88%, требуемый максимум заполняемости не более 80% и подставляем в формулу расчета:
Для Садового кольца: 0,4 = (88%-80%)/х (% изменения цены)
Х = 8%/0,4 = 20% - требуемое изменение цены в Садовом кольце
То же самое делаем для Бульварного кольца, только в нем берем заполняемость уже не на грани, а чуть ближе к норме - например, 65%:
0,4 = (88%-65%)/х (% изменения цены)
Х = 23%/0,4 = 57,6% - требуемое изменение цены в Бульварном кольце. Т.к. увеличение текущего тарифа 50 руб на 57,6% даст стоимость 78 руб. 80 коп. за час парковки, принято решение округлить тариф до 80 рублей.
Однако мир парковочного пространства, увы, не всецело подчиняется «языку цифр». Помимо стоимости парковки на коэффициент эластичности также влияет множество неценовых факторов: расположение парковочного места на улично-дорожной сети, удаленность машино-места от социальнозначимых объектов или жилых зданий и пр. Именно поэтому тарифная политика за парковку во многих мегаполисах мира напоминает «лоскутное одеяло». Это наглядное свидетельство того, что на протяжении многих лет администрация парковочного пространства кропотливо настраивала тариф в каждой зоне.
И для расчетов тарифа в каждой зоне необходимо учитывать коэффициент эластичности на каждой улице, и чуть ли не для каждого дома! Но для подобных расчетов нужно иметь живой пример того, как стоимость влияет на заполняемость в каждом конкретном месте. А для таких прогнозов данных сейчас нет: ведь у нас было только 2 цены - 0 рублей и 50 рублей. А на нуле какие-либо расчеты строить сложно.
В декабре 2013 года произойдёт первое изменение стоимости часа парковки в Москве: на территории Садового кольца цена увеличится на 20% (с 50 до 60 рублей), в зоне Бульварного кольца - на 60% (с 50 до 80 рублей). Проверяя эффект от минимальной (20%) и максимальной (60%) степени повышения стоимости платы за парковку, мы сможем более обоснованно пересматривать тарифы, уже имея хоть какое-то представление о взаимосвязи цен и заполняемости мест на территории Москвы. Мы сможем выделять более узкие зоны и предлагать более специфичные тарифы. Нам предстоит долгая и кропотливая работа по зонированию и выбору оптимальных тарифов на территории парковочного пространства нашего города.