PardSchool: истоки и перспективы

Jan 23, 2014 10:41

Публикую под катом статью о Pardschool с подробным рассказом - что это, как это и зачем это.




PardSchool: истоки и перспективы

Задачи, поставленные перед обучающим проектом Pardschool, в 2014 году приняли четкие очертания. И в связи с этим у меня появилась необходимость обратиться ко всем потенциальным стейкхолдерам проекта Pardschool.

Зачем? Чтобы более подробно рассказать о том, что же такое PardSchool и чему мы учим. Мы хотим быть максимально открытыми для вас. Показать, откуда мы берем знания и как из них формируются обучающие программы. Как мы работаем, чтобы эти знания стали доступнее для всех.

Курсы PardSchool - это наш скромный вклад в повышение уровня менеджмента в стране, а значит, и уровня жизни в целом.

С уважением,

Сергей Вихарев,

основатель PardSchoool,

автор курсов

Немного истории

Проект PardSchool зародился как внутреннее подразделение ГК «ПАРД». Он представлял собой обучающие курсы для менеджеров и специалистов компании.

В конце 2012 и начале 2013 года мы пригласили сторонних слушателей (не сотрудников) для тестового онлайн-обучения по некоторым из курсов. И выяснилось, что разработанные нами программы отлично подходят для дистанционного обучения. Не хватает только полноценной e-learning платформы - вместо «ручного режима», в котором проходило тестовое обучение.

Осенью 2013 года мы провели пробное офлайн-обучение по курсу «Система управления бизнес-процессами Пард» в рамках бизнес-интенсива EO Process Management Day в Москве, а также несколько тренингов для корпоративных клиентов.

Всей работой над проектом - от написания курсов до проведения занятий - в 2013 году занимался я лично. Но к концу года в компании появились ресурсы для того, чтобы вывести проект на принципиально новый уровень и начать его активно развивать.

Сегодня мы находимся на пороге превращения проекта PardSchool в полноценную компанию. На весну 2014 года уже запланировано несколько офлайн-мероприятий, которые пройдут в Москве и Санкт-Петербурге.

Что же такое PardSchool?

А теперь я более подробно расскажу о том, чему учит PardSchool и как создаются наши курсы.

Посмотрите на рисунок 1, изображающий карту потока создания ценности. Это несколько упрощенный вариант карты, но на нем четко видно, откуда берутся знания и как появляется та самая интеллектуальная ценность, которую мы предлагаем впоследствии своим слушателям.



Рис.1

Зеленые звезды - это наши клиенты, которые являются потребителями знаний, то есть компании, менеджеры и предприниматели.

Оранжевые шестиугольники - это источники знаний.

Желтые прямоугольники - собственно, сама цепочка создания ценности, состоящая из 5-ти этапов.

Большинство систем в PardSchool - авторские разработки, но они не придуманы на пустом месте, а основываются на многочисленных литературных источниках и практическом опыте.

Для создания курса приходится перерабатывать много литературы - начиная от трудов Ф.У. Тейлора, У. Шухарта и У. Деминга и заканчивая психологическими методиками В. Франкла, работами Э. Фромма. Есть существенная разница между чтением и именно переработкой литературы, но вернемся к этому позднее.

Второй источник знаний - это практика. Наши собственные компании и компании клиентов по консалтингу ежедневно дают нам пищу для размышлений и возможность для проверки теоретических концепций, которые потом ложатся в основу курсов.

Как это работает? Например, недавно мы изучили теоретическую основу по геймификации и сформировали пробную систему. С 1 января 2014 года она в тестовом режиме работает в наших компаниях. И только через полгода тестирования этот практический опыт, возможно, ляжет в основу будущего курса.

А теперь рассмотрим каждый этап цепочки создания ценности отдельно.

1 ЭТАП: изучение

На этом этапе происходит синтез знаний из трех источников: литература и статьи периодических изданий, практический бизнес-опыт и посещение учебных мероприятий.

Итак, чем изучение литературы отличается от простого чтения.


  • Подходят только произведения авторов, которые являются общепризнаными учеными в своих областях. Будь то Шухарт или Деминг, Уилер или Франкл - это люди с учеными званиями, имеющие определенный вес в мире науки. То есть никаких Киесаки и Кови.




  • По каждому труду составляется два документа - «майнд мап» и цитатник. В «майнд мап» выписываются наиболее важные и практически применимые вещи, а также формируется список упоминаемой литературы и авторов. Изучили один источник - и перешли к следующему по этому списку. Такое медленное и проработанное чтение позволяет подробно осмыслить изучаемую область менеджмента.




  • Почти всегда по прочтении я вношу изменения в бизнес-процессы своих компаний. Т.е. если я изучаю работы Шухарта, через некоторое время в компаниях внедряются карты Шухарта. И так далее.

Таким образом, изучение теории плотно связано с практическим применением систем управления.

Как практика становится источником знаний.

Кто знаком со мной лично или давно читает мои статьи, знает, что первым толчком к  переработке практического опыта в новые знания стала моя работа в Германии. Этот период по настоящему перевернул мое понимание роли менеджмента. Именно оттуда ведут начало три базовых управленческих системы:


  • Система управления персоналом Пард;

  • Система управления бизнес-процессам Пард;

  • Система управления идеологией.

Например, основная часть системы управления процессами создавалась два года. Самый первый процесс мы осознали и начали описывать именно в Германии. А уже в России постепенно сформировали целостную и систему управления процессами, которая включала все необходимые блоки.

По мере того как наш практический опыт внедрения системы постоянно накапливается, сама система тоже становится более совершенной. В общей сложности, мы работали над процессами в десятках разных компаний.

Учебные мероприятия.

Я стремлюсь постоянно посещать учебные мероприятия по менеджменту, которые позволяют узнать больше о различных сторонах менеджмента. Я не хожу куда попало и к кому попало. Мероприятия выбираются тщательно, а происходящее на них проходит строгую фильтрацию.

Например, в 2013 году, совершенствуя блок мотивации в системе управления персоналом, мы столкнулись с таким набором инструментов, как игрофикация. Эта новая управленческая технология теоретически очень хорошо встраивалась в нашу систему. Несмотря на то, что на образовательном сайте «Курсера» уже есть целый курс по игрофикации, это еще очень новый инструментарий в менеджменте. Он слабо изучен и не имеет описания как технология - мы же стремимся к тому, чтобы все инструменты менеджмента были масштабируемыми технологиями.

Итак, мы начали собирать все имеющиеся знания в литературе и публикациях. И натолкнулись на компанию «Пряники», которая (вот сюрприз!) уже некоторое время внедряет в России сервис по автоматизации процессов игрофикации.

Мне удалось попасть на два мероприятия, которые организовывали «Пряники». И к нашим знаниям добавилась информация, полученная «Пряниками» на основе их опыта многих практических внедрений игрофикации в России.

По результатам двух встреч в «Пряниках» мы внесли коррективы в наш проект внедрения игрофикации в ГК «ПАРД».

Этап изучения в будущем будет трансформирован в исследование. Сейчас главное слабое место этого блока в том, что информация из практики ограничена нашими компаниями, компаниями клиентов по консалтингу и описанными кейсами в литературе. Для формирования новых знаний имеет большее значение проведение более масштабных исследований, выполненных по всем научным правилам.

Только тогда будет более четко очерчена область применения тех или иных знаний. В науке индивидуальный практический опыт принимается с определенным скепсисом. Ни один отдельный практический опыт не может быть транслирован широкому кругу лиц. Это опасно и не научно.

2 ЭТАП: создание новых знаний

Я ответственно заявляю, что большинство созданных нами курсов не является простой компиляцией существующих знаний. Это - плоды нашего интеллектуального труда.

«Система управления бизнес-процессами Пард» и «Система управления персоналом Пард» являются моей собственной разработкой. Свой вклад внесли и сотрудники компании, которые участвуют во внедрении и поддержании этих систем. И хотя системы основаны на уже открытых законах  менеджмента, они являются полностью уникальным продуктом.

У нас есть и скомпилированные курсы - например, «Основы технологии СПИН, или Система управления идеологией». Но и эти компиляции сделаны в нашем уникальном стиле. Как сказал один студент, «вы умеете просто доносить сложные знания».

Да, это наша  отличительная черта! - мы стремимся сформировать знания максимально просто. Подавляющее большинство людей, которые прошли обучение по курсу «Система управления бизнес-процессами Пард», поражались простоте, логичности системы и легкости ее применения.

Этап создания знаний - самый трудный, самый творческий и самый интересный. Это главное, что должно отличать современную учебную организацию. Не имеет ценности та учебная организация, которая дает лишь чужие знания или компиляции. Это не делает ее «генератором знаний». PardSchool - конечно, не университет, но мы стараемся придерживаться этого принципа.

3 ЭТАП: отработка на практике

Очень важный этап, которым может гордиться PardSchool. Мы превращаем в обучающие курсы только отработанные в наших компаниях и компаниях партнеров способы, системы, инструменты менеджмента, показавшие максимальную эффективность. Это уникальное отличие обучающих программ PardSchool от многих других.

Приведу в пример отзыв одного руководителя крупного подразделения, который прошел курс «Система управления бизнес-процессами ПАРД».

«Динамично, наглядно, много живых примеров. Чувствуется, что тренер - не книжный червь, а практикующий бизнесмен, верящий в то, что говорит, и внедряющий это в своем бизнесе».

4 ЭТАП: формирование знаний в курсы

Первые курсы, которые я создал в 2013 году, были ориентированы на онлайн-обучение. Многие огрехи выявились в ходе тестового обучения. Отдельно выражаю благодарность тем, кто принял участие в тестировании, терпел недостатки и вносил свои предложения.

Работа по распределению знаний в курсы сейчас проходит по двум направлениям: онлайн- и офлайн-курсы. Как вы понимаете, структура курсов в каждом направлении должна отличаться: разный объем знаний, разные задания…

Это очень важный этап в цепочке создания ценности. Именно от того, как мы создадим курс и задания к нему, будет зависеть качество восприятия знаний обучающимися.

И тут PardSchool в самом начале пути. Сейчас мы внедряем платформу e-learning и тестируем ее на своих сотрудниках. Придумываем, как сверстать курс под эту платформу. На выходе должны получить полноценный качественный продукт. В это же время идет отладка нескольких форм офлайн-обучения: открытый бизнес-интенсив, бизнес-интенсив для корпоративных клиентов, месячный курс повышения квалификации и т.д.

После каждого проведенного мероприятия мы вносим коррективы в процесс подготовки и проведения. Дорабатываем курс, презентацию, рабочие тетради и задания.

5 ЭТАП: дистрибуция знаний, или распространение

Не самый очевидный этап цепочки создания ценности, но, как показал опыт, очень значимый. Можно владеть бесценными знаниями и делать из них отличные курсы, но для того, чтобы эти знания попали в головы слушателей и засели там надолго, нужно постараться.

Мы разрабатываем два основных способа распространения курсов - онлайн и офлайн.

Онлайн-курсы, как было написано выше, будут проводиться с помощью платформы e-learning. Предварительное решение - сделать их бесплатными (за деньги - лишь дополнительные «плюшки»). В 2013 году мы провели открытое тестовое обучение для всех желающих, а также обучение своих сотрудников и сотрудников клиентов по консалтингу.

Я твердо убежден, что знания в интернете нужно распространять бесплатно. Так строится портал Coursera, так строятся многие современные обучающие онлайн-организации. Бесплатное или условно бесплатное распространение курсов положительно скажется на повышении качества менеджмента в России.

Сейчас создается новый сайт pardschool.com, на котором всем желающим будет открыт пробный курс «Управление бизнес-процессами». Для получения доступа нужна только регистрация на сайте и согласие на получение сообщений от PardSchool.

Учебные мероприятия офлайн будут, в основном, платными. Это затратное и непростое дело, которое должно окупать расходы как по организации мероприятия, так и по созданию его интеллектуальной ценности. Конечно, мы стремимся применять у себя все технологии, которым обучаем сами. С первых дней внедряем процессное управление, которое позволит масштабироваться - а значит, снижать себестоимость занятий. И снижать расценки для слушателей.

PMD21(Practical Management Day 21)

Напоследок отдельно хочу рассказать о новом проекте PMD21, который мы запускаем совместно с руководителем компании «Информатика и Сервис» Владимиром Севруком. Это ряд открытых офлайн-мероприятий в формате бизнес-интенсива, с особым содержанием и идеологией. Мероприятия в рамках этого проекта будут проходить как по курсам Pardschool, так и по курсам других организаций в рамках единой управленческой идеологии.

Сейчас свои курсы активно разрабатывает и Владимир Севрук - это будут курсы по средствам атоматизации бизнес-процессов, по управлению ИТ-инфраструктурой и многие другие. То, что появится в результате этой работы, станет уникальным продуктом, который будет доступен и в рамках PMD21, и в рамках Pardschool, и в ходе обучающей деятельности “Информатики и Сервиса”.

Проект PMD21 находится на этапе разработки, и более подробно о нем мы с Владимиром еще напишем.

А пока приглашаем на первое мероприятие из цикла PMD21, которое состоится 27 февраля в Санкт Петербурге. Им станет бизнес-интенсив по курсу «Система управления персоналом Пард».

Подробности мероприятия по ссылке - http://infoservice.timepad.ru/event/manage/97725/

Школа менеджмента Пард, обучение менеджеров, 1БИЗНЕС

Previous post Next post
Up