Публикую под катом статью о Pardschool с подробным рассказом - что это, как это и зачем это.
PardSchool: истоки и перспективы
Задачи, поставленные перед обучающим проектом Pardschool, в 2014 году приняли четкие очертания. И в связи с этим у меня появилась необходимость обратиться ко всем потенциальным стейкхолдерам проекта Pardschool.
Зачем? Чтобы более подробно рассказать о том, что же такое PardSchool и чему мы учим. Мы хотим быть максимально открытыми для вас. Показать, откуда мы берем знания и как из них формируются обучающие программы. Как мы работаем, чтобы эти знания стали доступнее для всех.
Курсы PardSchool - это наш скромный вклад в повышение уровня менеджмента в стране, а значит, и уровня жизни в целом.
С уважением,
Сергей Вихарев,
основатель PardSchoool,
автор курсов
Немного истории
Проект PardSchool зародился как внутреннее подразделение ГК «ПАРД». Он представлял собой обучающие курсы для менеджеров и специалистов компании.
В конце 2012 и начале 2013 года мы пригласили сторонних слушателей (не сотрудников) для тестового онлайн-обучения по некоторым из курсов. И выяснилось, что разработанные нами программы отлично подходят для дистанционного обучения. Не хватает только полноценной e-learning платформы - вместо «ручного режима», в котором проходило тестовое обучение.
Осенью 2013 года мы провели пробное офлайн-обучение по курсу «Система управления бизнес-процессами Пард» в рамках бизнес-интенсива EO Process Management Day в Москве, а также несколько тренингов для корпоративных клиентов.
Всей работой над проектом - от написания курсов до проведения занятий - в 2013 году занимался я лично. Но к концу года в компании появились ресурсы для того, чтобы вывести проект на принципиально новый уровень и начать его активно развивать.
Сегодня мы находимся на пороге превращения проекта PardSchool в полноценную компанию. На весну 2014 года уже запланировано несколько офлайн-мероприятий, которые пройдут в Москве и Санкт-Петербурге.
Что же такое PardSchool?
А теперь я более подробно расскажу о том, чему учит PardSchool и как создаются наши курсы.
Посмотрите на рисунок 1, изображающий карту потока создания ценности. Это несколько упрощенный вариант карты, но на нем четко видно, откуда берутся знания и как появляется та самая интеллектуальная ценность, которую мы предлагаем впоследствии своим слушателям.
Рис.1
Зеленые звезды - это наши клиенты, которые являются потребителями знаний, то есть компании, менеджеры и предприниматели.
Оранжевые шестиугольники - это источники знаний.
Желтые прямоугольники - собственно, сама цепочка создания ценности, состоящая из 5-ти этапов.
Большинство систем в PardSchool - авторские разработки, но они не придуманы на пустом месте, а основываются на многочисленных литературных источниках и практическом опыте.
Для создания курса приходится перерабатывать много литературы - начиная от трудов Ф.У. Тейлора, У. Шухарта и У. Деминга и заканчивая психологическими методиками В. Франкла, работами Э. Фромма. Есть существенная разница между чтением и именно переработкой литературы, но вернемся к этому позднее.
Второй источник знаний - это практика. Наши собственные компании и компании клиентов по консалтингу ежедневно дают нам пищу для размышлений и возможность для проверки теоретических концепций, которые потом ложатся в основу курсов.
Как это работает? Например, недавно мы изучили теоретическую основу по геймификации и сформировали пробную систему. С 1 января 2014 года она в тестовом режиме работает в наших компаниях. И только через полгода тестирования этот практический опыт, возможно, ляжет в основу будущего курса.
А теперь рассмотрим каждый этап цепочки создания ценности отдельно.
1 ЭТАП: изучение
На этом этапе происходит синтез знаний из трех источников: литература и статьи периодических изданий, практический бизнес-опыт и посещение учебных мероприятий.
Итак, чем изучение литературы отличается от простого чтения.
Подходят только произведения авторов, которые являются общепризнаными учеными в своих областях. Будь то Шухарт или Деминг, Уилер или Франкл - это люди с учеными званиями, имеющие определенный вес в мире науки. То есть никаких Киесаки и Кови.
По каждому труду составляется два документа - «майнд мап» и цитатник. В «майнд мап» выписываются наиболее важные и практически применимые вещи, а также формируется список упоминаемой литературы и авторов. Изучили один источник - и перешли к следующему по этому списку. Такое медленное и проработанное чтение позволяет подробно осмыслить изучаемую область менеджмента.
Почти всегда по прочтении я вношу изменения в бизнес-процессы своих компаний. Т.е. если я изучаю работы Шухарта, через некоторое время в компаниях внедряются карты Шухарта. И так далее.
Таким образом, изучение теории плотно связано с практическим применением систем управления.
Как практика становится источником знаний.
Кто знаком со мной лично или давно читает мои статьи, знает, что первым толчком к переработке практического опыта в новые знания стала моя работа в Германии. Этот период по настоящему перевернул мое понимание роли менеджмента. Именно оттуда ведут начало три базовых управленческих системы:
Система управления персоналом Пард;
Система управления бизнес-процессам Пард;
Система управления идеологией.
Например, основная часть системы управления процессами создавалась два года. Самый первый процесс мы осознали и начали описывать именно в Германии. А уже в России постепенно сформировали целостную и систему управления процессами, которая включала все необходимые блоки.
По мере того как наш практический опыт внедрения системы постоянно накапливается, сама система тоже становится более совершенной. В общей сложности, мы работали над процессами в десятках разных компаний.
Учебные мероприятия.
Я стремлюсь постоянно посещать учебные мероприятия по менеджменту, которые позволяют узнать больше о различных сторонах менеджмента. Я не хожу куда попало и к кому попало. Мероприятия выбираются тщательно, а происходящее на них проходит строгую фильтрацию.
Например, в 2013 году, совершенствуя блок мотивации в системе управления персоналом, мы столкнулись с таким набором инструментов, как игрофикация. Эта новая управленческая технология теоретически очень хорошо встраивалась в нашу систему. Несмотря на то, что на образовательном сайте «Курсера» уже есть целый курс по игрофикации, это еще очень новый инструментарий в менеджменте. Он слабо изучен и не имеет описания как технология - мы же стремимся к тому, чтобы все инструменты менеджмента были масштабируемыми технологиями.
Итак, мы начали собирать все имеющиеся знания в литературе и публикациях. И натолкнулись на компанию «Пряники», которая (вот сюрприз!) уже некоторое время внедряет в России сервис по автоматизации процессов игрофикации.
Мне удалось попасть на два мероприятия, которые организовывали «Пряники». И к нашим знаниям добавилась информация, полученная «Пряниками» на основе их опыта многих практических внедрений игрофикации в России.
По результатам двух встреч в «Пряниках» мы внесли коррективы в наш проект внедрения игрофикации в ГК «ПАРД».
Этап изучения в будущем будет трансформирован в исследование. Сейчас главное слабое место этого блока в том, что информация из практики ограничена нашими компаниями, компаниями клиентов по консалтингу и описанными кейсами в литературе. Для формирования новых знаний имеет большее значение проведение более масштабных исследований, выполненных по всем научным правилам.
Только тогда будет более четко очерчена область применения тех или иных знаний. В науке индивидуальный практический опыт принимается с определенным скепсисом. Ни один отдельный практический опыт не может быть транслирован широкому кругу лиц. Это опасно и не научно.
2 ЭТАП: создание новых знаний
Я ответственно заявляю, что большинство созданных нами курсов не является простой компиляцией существующих знаний. Это - плоды нашего интеллектуального труда.
«Система управления бизнес-процессами Пард» и «Система управления персоналом Пард» являются моей собственной разработкой. Свой вклад внесли и сотрудники компании, которые участвуют во внедрении и поддержании этих систем. И хотя системы основаны на уже открытых законах менеджмента, они являются полностью уникальным продуктом.
У нас есть и скомпилированные курсы - например, «Основы технологии СПИН, или Система управления идеологией». Но и эти компиляции сделаны в нашем уникальном стиле. Как сказал один студент, «вы умеете просто доносить сложные знания».
Да, это наша отличительная черта! - мы стремимся сформировать знания максимально просто. Подавляющее большинство людей, которые прошли обучение по курсу «Система управления бизнес-процессами Пард», поражались простоте, логичности системы и легкости ее применения.
Этап создания знаний - самый трудный, самый творческий и самый интересный. Это главное, что должно отличать современную учебную организацию. Не имеет ценности та учебная организация, которая дает лишь чужие знания или компиляции. Это не делает ее «генератором знаний». PardSchool - конечно, не университет, но мы стараемся придерживаться этого принципа.
3 ЭТАП: отработка на практике
Очень важный этап, которым может гордиться PardSchool. Мы превращаем в обучающие курсы только отработанные в наших компаниях и компаниях партнеров способы, системы, инструменты менеджмента, показавшие максимальную эффективность. Это уникальное отличие обучающих программ PardSchool от многих других.
Приведу в пример отзыв одного руководителя крупного подразделения, который прошел курс «Система управления бизнес-процессами ПАРД».
«Динамично, наглядно, много живых примеров. Чувствуется, что тренер - не книжный червь, а практикующий бизнесмен, верящий в то, что говорит, и внедряющий это в своем бизнесе».
4 ЭТАП: формирование знаний в курсы
Первые курсы, которые я создал в 2013 году, были ориентированы на онлайн-обучение. Многие огрехи выявились в ходе тестового обучения. Отдельно выражаю благодарность тем, кто принял участие в тестировании, терпел недостатки и вносил свои предложения.
Работа по распределению знаний в курсы сейчас проходит по двум направлениям: онлайн- и офлайн-курсы. Как вы понимаете, структура курсов в каждом направлении должна отличаться: разный объем знаний, разные задания…
Это очень важный этап в цепочке создания ценности. Именно от того, как мы создадим курс и задания к нему, будет зависеть качество восприятия знаний обучающимися.
И тут PardSchool в самом начале пути. Сейчас мы внедряем платформу e-learning и тестируем ее на своих сотрудниках. Придумываем, как сверстать курс под эту платформу. На выходе должны получить полноценный качественный продукт. В это же время идет отладка нескольких форм офлайн-обучения: открытый бизнес-интенсив, бизнес-интенсив для корпоративных клиентов, месячный курс повышения квалификации и т.д.
После каждого проведенного мероприятия мы вносим коррективы в процесс подготовки и проведения. Дорабатываем курс, презентацию, рабочие тетради и задания.
5 ЭТАП: дистрибуция знаний, или распространение
Не самый очевидный этап цепочки создания ценности, но, как показал опыт, очень значимый. Можно владеть бесценными знаниями и делать из них отличные курсы, но для того, чтобы эти знания попали в головы слушателей и засели там надолго, нужно постараться.
Мы разрабатываем два основных способа распространения курсов - онлайн и офлайн.
Онлайн-курсы, как было написано выше, будут проводиться с помощью платформы e-learning. Предварительное решение - сделать их бесплатными (за деньги - лишь дополнительные «плюшки»). В 2013 году мы провели открытое тестовое обучение для всех желающих, а также обучение своих сотрудников и сотрудников клиентов по консалтингу.
Я твердо убежден, что знания в интернете нужно распространять бесплатно. Так строится портал Coursera, так строятся многие современные обучающие онлайн-организации. Бесплатное или условно бесплатное распространение курсов положительно скажется на повышении качества менеджмента в России.
Сейчас создается новый сайт pardschool.com, на котором всем желающим будет открыт пробный курс «Управление бизнес-процессами». Для получения доступа нужна только регистрация на сайте и согласие на получение сообщений от PardSchool.
Учебные мероприятия офлайн будут, в основном, платными. Это затратное и непростое дело, которое должно окупать расходы как по организации мероприятия, так и по созданию его интеллектуальной ценности. Конечно, мы стремимся применять у себя все технологии, которым обучаем сами. С первых дней внедряем процессное управление, которое позволит масштабироваться - а значит, снижать себестоимость занятий. И снижать расценки для слушателей.
PMD21(Practical Management Day 21)
Напоследок отдельно хочу рассказать о новом проекте PMD21, который мы запускаем совместно с руководителем компании «Информатика и Сервис» Владимиром Севруком. Это ряд открытых офлайн-мероприятий в формате бизнес-интенсива, с особым содержанием и идеологией. Мероприятия в рамках этого проекта будут проходить как по курсам Pardschool, так и по курсам других организаций в рамках единой управленческой идеологии.
Сейчас свои курсы активно разрабатывает и Владимир Севрук - это будут курсы по средствам атоматизации бизнес-процессов, по управлению ИТ-инфраструктурой и многие другие. То, что появится в результате этой работы, станет уникальным продуктом, который будет доступен и в рамках PMD21, и в рамках Pardschool, и в ходе обучающей деятельности “Информатики и Сервиса”.
Проект PMD21 находится на этапе разработки, и более подробно о нем мы с Владимиром еще напишем.
А пока приглашаем на первое мероприятие из цикла PMD21, которое состоится 27 февраля в Санкт Петербурге. Им станет бизнес-интенсив по курсу «Система управления персоналом Пард».
Подробности мероприятия по ссылке -
http://infoservice.timepad.ru/event/manage/97725/