С пол года назад я взялся написать статейку о менеджменте. Вот выкладывю наброски в нескольких частях.
Менеджмент. Всем знакомое слово, более того - менеджер самая распространенная профессия, и, скажу больше - огромное количество людей считают себя отличными управленцами. Глупо, но профессионалов-менеджеров очень мало. Даже на вопрос, что такое менеджмент, мало кто ответит.
А между тем, во многом, качество нашей жизни зависит от качества менеджмента в стране.
1.Здравоохранение.
Многим кажется, что для качественного здравоохранения нужны хорошие врачи, но на самом деле отличных врачей будет всегда мало и именно управленцы должны организовать работу так, чтобы:
а) их было как можно больше;
в) вы смогли к ним попасть тогда, когда они вам нужны;
с) стоимость доступа к медицине должна быть в адекватных пределах.
2. Правоохранительные органы.
Кому-то может показаться, что честные милиционеры способны стать опорой безопасности общества. Поверьте, в “поиске детей” я сталкивался только с честными инспекторами, но их неумение организоваться снижало продуктивность в разы. Если начальником инспекции по несовершеннолетним поставить обученного менеджера, то будут находить минимум в два раза больше детей при тех же ресурсках.
3. Качество потребляемых товаров.
Бизнес в России тотально не умеет управлять. Тотально! И платим за это мы.
Пример: одна крупная челябинская птицефабрика ( одна из самых крупных в России) - один из законодателей ценообразования в стране. Я ее очень хорошо знаю, потому что связан по бизнесу уже на протяжении 12 лет, а до этого и по работе был связан. Руководит ею семидесятилетний дяденька из СССР.
Я не знаю, как можно словами описать уровень организационной культуры и неэффективности. Бюрократия мегастрашнейшая. Чтобы подписать бумажку на 1000 рублей, проверка потратит ресурсов на 10000. Воруется все, что только можно. Продажи построены никак - просто крупными партиями товар скидывается прикормленным коммерсантам, которые уже занимаются дистрибуцией. Мы как-то прикинули и поняли, что как минимум в два раза цена на яйцо была бы ниже, если бы на птицефабрике был качественный менеджмент.
А кто платит эту двойную цену за яйцо? А мы с вами и платим. И похожая ситуация происходит в большинстве российских компаний. И когда вы идете в магазин за продуктами, за одеждой, за техобслуживанием и прочим - вы оплачиваете плохой менеджмент.
Да, конечно, в России и коррупционная составляющая во многих товарах огромная. Но я уже даже не знаю, что сейчас опаснее для страны. Примеры можно продолжать бесконечно.
А что такое менеджмент?
Менеджмент, как профессия - это совокупность навыков по использованию средств воздействия на ресурсы организации.
Какие средства воздействия ( я буду их называть инструментами менеджмента) есть вообще? Да множество:
- мотивация
- контроль
- регламентирование
- обучение
- планирование
- моделирование бизнес-процессов
- учет
- постановка задач
- идеология
- стимулирование
- структурирование
- управление задачами
- управление проектами
- управление потоками
Да дофига всего. Бери - не хочу! И это я только навскидку набросал. Даже законодательство является средством воздействия на человеческие ресурсы. Единственной целью, результатом и конечным продуктом деятельности менеджера может считаться только достижение целей организации с заданной производительностью.
Все эти средства воздействия ( инструменты менеджмента) нужны только для того, чтобы приложить их к ресурсам организации и достигать с их помощью целей.
Нужно ли делить менеджмент на две части - управление людьми и управление остальными ресурсами? Не знаю. Мне кажется, что нет. Но точно нужно делить инструменты менеджмента на типы и расставлять приоритеты.
Кроме владения широким набором инструментов, от менеджмента требуется умение осуществлять подбор инструментов, нужных именно для конкретной управленческой ситуации. Невозможно или трудно создать универсальный набор с которым менеджер может подойди к любой ситуации. Возможно сформировать универсальную типологию инструментов, но не более того.
Менеджмент возникает в любом месте где появляется некая организация ресурсов, которые направлены на достижение общих целей. Не важно - компания это, виртуальное сообщество, больница, правительство, или общественная организация.
Сам менеджмент в организации является многоуровневым, так как одни управленцы управляют управленцами более низких уровней и те, в свою очередь, управляют ресурсами нижних уровней. Для того, чтобы вся эта управленческая машина работала как часы, организации нужна система менеджмента, которая может быть уникальной.
Но совершенно ясно, что не могут различные менеджеры в сложной организации исходить при выборе управленческих инструментов исходя из личных компетенций и предпочтений. Совершенно точно, что в сложной организации должна быть система, которая выравнивает и приводит в порядок весь менеджмент.
Редко можно встретить организацию в России, которая систематизирует управленческие подходы. Чаще всего я вижу, что менеджеры работают как лебедь, рак и щука.
Тут нужно сделать очень важное отступление.
Вы, наверное, как и я ежедневно сталкиваетесь с тем, что руководителями становятся люди, которые являются профессионалами в специфики отрасли, а не профессионалы в управлении. Ну, то есть берут самого лучшего менеджера по продажам и делают его руководителем отдела продаж. Это случается настолько часто, что просто уже смешно.
А представьте себе, что в армии командирами становятся хорошие стрелки, снайпера и водители. Или на производстве лучший токарь будет выбираться начальником цеха. Это глупо, но эта глупость является самым распространенным явлением. Она повсеместна.
Хороших врачей ставят руководить больницами, хороших ( и не всегда) гебешников ставят руководить страной, хорошие инженеры руководят производством. Мало где понимают, что менеджмент - это отдельная профессия, которой нужно учить и врача и банкира и политика и инженера. Почему-то в армии это понимают четко. Солдат, какой бы он не был великолепный профи, никогда не станет лейтенантом без окончания командного училища, а майор никогда не станет полковником пока не закончит академию. Установлено целых два уровня обучения.
В обычном же бизнесе мы постоянно видим пренебрежением руководителей и собственников к этому простому факту.