Оптимизация бизнес-процессов

Nov 09, 2012 22:53

Почитайте внимательно. Делюсь тем, что сам применяю.

В новой версии системы управления бизнес-процессами ПАРД, я добавил пункт - Оптимизация бизнес-процессов.

Мало запрограммировать процесс и описать. Для того, что бы получить максимальный эффект, бизнес-процесс желательно прогнать через "сито" оптимизации.



Я прогоняю процессы через два "сита" - это две системы управления бизнесом, которые мне очень нравятся и которые очень сочетаются. Речь, о "Бережливом производстве" и ТОС Голдратта.

Бережливое производство я впервые внедрял в 2009 году на своем производстве. Внедрял под руководством очень интересного челябинского предпринимателя.

ТОС я изучаю до сих пор и считаю эту систему гениальной. Гениальной по простоте и здравомыслию подхода.

Вернусь к оптимизации, как это происходит.

Во время программирования, после того как все задачи выстроены в цепочку я с позиции Бережливого производства все задачи и подзадачи делю на два типа - добавляющие ценность и не добавляющие ценность. Кто знаком с Бережливым производством, тот знает, что делать дальше. А дальше нужно сделать все что бы или избавиться от задач не добавляющих ценность или в случае невозможности подумать о сокращении затраченного времени на эти задачи.

Следующее, что нужно сделать, это включить "защиту от дурака". Подумайте по отношению к каждому этапу, а не заложена ли в описание этапов возможность ошибиться. Всегда ли задачи построены так, что делать их можно только однозначным путем без возможности внести ошибку. Ну например - если вы в процессе обработки претензии напишите задачу - сообщить на склад, то вы заложите слишком много вариаций выполнения задачи. Что значит сообщить? Позвонить? Написать письмо? В твиттер? Передать через уборщицу?

Поверьте так и будет. Если вы хотите заложить " защиту от дурака", то напишите так - отправить по почте сообщение начальнику склада. Или еще точнее. Если вы напишете так, то вероятность, что сообщение дойдет, будет выше в разы. И это повысит результативность процесса.

Следующее, что я взял из Бережливого производства для оптимизации бизнес-процессов, это формирование удобной и ясной среды выполнения задач. Это значит- что нужно придумать и запланировать как будет выглядеть рабочее пространство менеджера и как оно будет помогать выполнять задачу.

Например - мы прописывали процесс движения договоров, там была задача - подписанный договор положить в специальный лоток. Мы специально продумали куда и как продавцы кладут договора и придумали у каждого лотки в определенном месте стола. Потом мы придумали, как передавать договора супервайзерам, что бы не один не терялся. Мы придумали что они будут передаваться в запечатанном бумажном конверте и сам конверт будет актом приема- передачи, потому что на нем расписывались оба сотрудника как на накладной.

Больше из бережливого производства для оптимизации бизнес-процессов я ничего пока не использую.

Из ТОС я взял работу с "бутылочным горлышком".
Это великолепный инструмент оптимизации. Про это не то что пост, про это можно писать книгу. Но впрочем книги у Голдратта уже есть. ;)
Короче - нужно найти этап, который является тонким местом. Если этот этап с помощью запланированных ресурсов можно выполнить меньшее количество раз в день, то такой этап и будет тонким местом.

Для того что бы повысить продуктивность, нужно работать в первую очередь над оптимизацией работы именно в тонком месте. Повышение проходимости процесса в тонком месте на один пункт, повышает проходимость всего процесса. Если повышенна проходимость процесса на этапе не являющемся тонким местом, то это никак не повлияет на проходимость всего процесса. Наоборот это приведет к излишним запасам.

В случае например с процессом привлечения клиентов, повышенная проходимость менеджера по привлечению влечет за собой тот факт, что менеджер по лояльности являясь тонким местом, не будет успевать вовремя обрабатывать поступивших к нему клиентов и это приведет к " протуханию" потенциального клиента. Это понятно? ((с) Голдратт :)

Еще один важный момент из ТОС и ее работе с " тонким местом" - это планирование тонкого места. При програмировании процесса, нужно намерянно програмировать тонкое место в некоторых случаях. Например - в процессе привлечения клиентов тонкое место нужно програмировать на этапе обработки зелено-золотых клиентов. Это позволит повысить продуктивность всего процесса, это позволит правильно планировпть другие этапы. Позволит спрограмировать процесс так, что бы этот самый сложный этап вообще не простаивал по вине других этапов. Как это делать описано в ТОС.

bpm, Эффективные системы, 1БИЗНЕС

Previous post Next post
Up