Бизнес-процесс менеджмент. Часть 4 - Внедрение процессов.

Sep 27, 2012 18:31

1 часть - Ввводная.
2 часть - Карта процессов.
3 часть - Проектирование процессов.



Это картинка, показывает чем будет заниматься руководитель после внедрения управления бизнес-процессами на своем предприятии.

Внедрение Бизнес-процессов.



Я рассматриваю внедрение процесса, как самостоятельный бизнес-процесс. И поэтому предлагаю универсальный алгоритм внедрения. Но и не буду спорить, если кто то будет считать, что внедрение является проектом, а не бизнес-процессом.

В моей системе я попытался сделать из этого процесс.При рассмотрении этого алгоритма, вы поймете, что внедрение процесса может иметь прогресс отличный от 100%.

1 ЭТАП: Подготовительный.

- назначить куратора внедрения процесса. ( В его обязанности будет входить контроль за исполнением этого алгоритма. )

- разместить ОБП(описание бизнес-процесса) на Корпоративном портале, в соответствующем разделе.

- распечатать цветом ОБП в количестве равном участникам процесса.

- составить список необходимых для выполнения бизнес-процесса материалов и инструментов.

- подготовить если необходимо ИТ - инструменты.

- обеспечить материалами участников процесса.

2 ЭТАП : Обучение работе с процессом.

- разъяснение участникам выгод работы с процессом.

-------

Важное отступление:  Разъяснение несет в себе цель мотивировать участников процесса к исполнению процесса. Мотивирование участников чрезвычайно важный аспект. Если участники процесса не захотят работать так как вы запрограммировали, то все внедрение или провалится или будет идти с чрезмерными усилиями. Мотивирование участников начинается уже во время проектирования - нужно привлекать рядовых участников к проектированию и обсуждению на ранних стадиях проектирования. Нужна сформировать у участниках процесса чувство сопричастности к проектированию. Пусть они чувствуют , что этот процесс и их детище. Пусть ясно понимают как лично на них отразиться работа по процессу. Вы должны сделать из сотрудников УЧАСТНИКОВ процесса, а не ИСПОЛНИТЕЛЕЙ.

-------

- разместить описание внедряемого процесса на видное место рядом с рабочим местом участника.

- обучить работе по процессу.

Проиграть движение по процессу. Прямо проиграйте процесс на словах. Попробуйте вариативность. Пусть без реального процесса несколько раз на словах опишут свои действия. Методы обучения можете придумать сами, лучше меня.

- проаттестовать знание процесса.

Куратор обязательно должен убедиться что все знают свои роли до начала работы с процессом.

3 ЭТАП: Тестовый период.

- завести "Файл внедрения процесса" для занесения участниками предложений по корректировке или выявленных ошибок процесса.

- назначить время тестового периода.

- начать тестирование

Куратор во время тестового периода должен находиться в легком доступе, что бы помочь любому участнику в любой сложной ситуации или разъяснить непонятности. Наверняка будут происходить ситуации не предусмотренные описанием процесса, куратор на месте должен принимать решение, как действовать и заносить такие ситуации в Файл внедрения процесса.

4 ЭТАП: Корректировка.

- провести собрание участников процесса для обсуждения проблем с которыми столкнулись участники.

- внести необходимые корректировки в бизнес-процесс.

5 ЭТАП: Запуск процесса.

- передача контроля за исполнением процесса руководителю

- добавление информации в Карту процесса

- добавление информации о процессе в Карточку компетенции.

- добавление информации о процессе в регламент сотрудников ( если есть привязанные ко времени этапы)

- напиться))))

Этот алгоритм носит обобщенный характер и перед внедрением его обязательно нужно доработать под конкретную ситуацию и превратить в план, в котором будут установлены сроки и на задачи будут назначены исполнители.

Алгоритм не идеальный, я его дорабатываю постоянно. Вот недавно у одного клиента( Павел привет ;-) ) мы не смогли качественно внедрить процесс и после этого я проанализировал ошибки и доработал алгоритм. Пусть алгоритм не идеальный, но это хорошая основа для того что бы вы могли его развить и улучшить под себя.

Еще несколько рекомендаций по внедрению бизнес-процессов :

- Не ждите мгновенных результатов Процесс нужно совершенствовать постоянно и первый вариант может не принести ожидаемого результата.

- Будет лучше, если вы первый вариант  процесса упростите, что бы легче было его внедрить.

Всегда легче внедрить упрощенный вариант и усложнять уже внедренный.

- Постепенно стремитесь воспитывать в сотрудниках привычку работать с процессами. Первые процессы внедрять всегда тяжело. Когда сотрудники уже год работают по описанным процессам, внедрять новые становиться в сто раз легче.

Часть о внедрении, на этом, я закончу. Завтра будет заключительная часть о Системе управления бизнес-процессами Пард, в которой будет рассмотрено поддержание бизнес-процесса.

bpm, Эффективные системы, 1БИЗНЕС

Previous post Next post
Up