Сфера предложения товаров и услуг в Калининграде заметно отличается от таковой в Москве. Если в столице сложилась мощная конкуренция между различными конторами, то в Калининграде всё немного не так. Новичкам (причём неважно: мелкий ты предприниматель или крупная корпорация) приходится сталкиваться с недоверием и неприятием местных почти всегда. Одним удаётся это превозмочь, а другим нет.
Яркие примеры "осиливших" - торговые сети "SPAR" и "Дикси", которые пришли в регион выкупив потенциальных конкурентов ("Семья" и "Виктория"), а перед этим проводили скрупулёзные маркетинговые исследования, потому что калининградцы крайне склонны массово и агрессивно игнорировать всё то, что им не понравилось с первого раза. В итоге оба ритейлера решили, что местных лучше лишний раз не нервировать и сохранить жизнь поглощённым брендам. Впрочем, лично я считаю, что оставлять "Викторию" не следовало, в силу неистребимого хамства персонала и аномальной дороговизны продуктов. Хотя, хоть не "Магнит" - и на том спасибо. "SPAR" решил вообще оставить существующие магазины "Семья", а новые точки уже делать под своим брендом.
Перечень крупных федеральных и глобальных сетей прижившихся в Калининградской области кажется ничтожным по сравнению со списком всех тех компаний, которые пробовали и не смогли, или тех, кто хотел, но потом решил даже не пробовать.
Тут и "Шоколадница", и "Седьмой континент", которые пришходили с большой помпой, но сейчас воспринимается как нечто третьесортное ("Шоколадница" так вообще сдулась), в какой-то степени даже МакДоналдс, который рвался в Калининград, но скромно ограничился лишь двумя точками, что в городе с населением в полмиллиона человек - результат так себе. Хотели построить "Икею", но тут у шведов не выдержали нервы. Они заявили, что не хотят больше иметь дел с тем что у нас принято называть "крупными бизнесменами" и что наша экономическая модель (откаты и распилы) их, если не бесит, то вызывает негодование. Поэтому они решили ограничиться уже существующими в России магазинами и не плодить новых.
Ещё один интересный "тормоз" здоровой конкуренции в регионе - рынок наружной рекламы и его конъюнктура. Самые "большие" рекламные площади в региональном центре уже давно поделены между ключевыми игроками, которые знают свои места и, вроде как, не борются особо за клиента. С качеством предоставляемой рекламы всё тоже плохо.
aallaa_korg в одном из своих
постов замечательно описала эту ситуацию. С одной стороны стоит жлобствующий заказчик, который понимает, что реклама ему всё-таки нужна, но какой она должна быть не понимает. Платить за то, чего он не понимает, соответственно, тоже много не хочет. А сколько в его понимании "много"? А сколько "много" в понимании хорошей рекламы? Собственно, по другую сторону сидит слегка озлобленный исполнитель, который нечеловечески заколебался в 100500 раз объяснять за что клиент платит деньги, то соглашается сделать "без разговоров" с женой/матерью/тёщей владельца магазина в виде модели. Работу поручает нанятому за 4 рубля первокурснику с факультета дизайна, который ещё толком не научился работать со слоями, но со шрифтами уже "играть" мастер. Ко всему прочему, эффективность такой рекламы как основного "магнита для клиентов" крайне невысока и носит, скорее, информативный характер: бельё - налево, мебель - направо. А где какое бельё и какая мебель - все и так знают. И "где дешевле", и "где нормально" и "где дорого".
Новички, которые вовремя врубились, провели (или только собираются проводить) свои маркетинговые исследования, как правило, используют рекламную продукцию собственной вёрстки, а также прибегают к альтернативным способам продвижения своей продукции (будь то товары или услуги). Это я про Интернет, соцсети, блоги и всякие прочие новостные и развлекательные (они же "рекламные") ресурсы. Тут можно развернуться на широкую ногу, особенно при наличии людей умеющих писать грамотные и красивые тексты с минимумом ошибок... ладно, можно с ошибками, но главное - чтоб от души! А если ещё есть люди, которые фоточки умеют фотографировать, то будет совсем круто. Высший пилотаж - это когда и то, и другое.
Но не будем о грустном. Несмотря на всю специфику калининградского менталитета, местные жители - очень благодарные клиенты. Если их удалось завлечь и если преложенное им понравилось, то вероятность того, что в следующий раз они вернутся именно к вам - гораздо больше, чем в той же Москве. Гораздо(!) больше.
З.Ы.: ...если конечно то, что вы предлагаете - не полная халтура. Тогда даже самая крутая маркетинговая акция не спасёт.