О ложном чувстве безопасности, анонимности и лени

Aug 06, 2014 17:32

Сегодня за утренним кофе зашёл разговор о том, как сильно поменялось поведение пользователей интернета за последние пятнадцать лет. В конце девяностых - начале нулевых мало кто совался во всемирную паутину, не придумав себе никнейм позабористее, не указав фальшивую дату рождения и какую-нибудь Анголу в графе "страна проживания". Оставлять свои реальные данные в сети казалось чем-то абсурдным. Люди общались в чатах/аське/на форумах, вели блоги и умудрялись оставлять минимум конкретной информации о себе. Я даже точно не знал пол некоторых своих лучших друзей из ICQ.

Впрочем, людей, готовых раскрывать максимум личной информации по поводу и без, было предостаточно и тогда. И их количество пополнялось тем стремительнее, чем активнее интернеты проникали во все аспекты нашей жизни.Старшее поколение с некоторым скрипом втягивалось в новое измерение существования и, как правило, честно заполняло поля Имя/ Фамилия/ Место_жительства/ Дата рождения/ Серия и номер паспорта/ и т.д., в то время как среди молодёжи возникал резонный вопрос "А зачем?". А потом был бум социальных сетей и всем окончательно сорвало голову на поиске своих школьных любовей, однокурсников и однополчан. И все как-то сразу решили, что грянула, наконец-то (вот она!) эра свободного интернета, где люди открыты друг другу и готовы отринуть культурные и расовые предрассудки в едином порыве сделать мир лучше... совершенно забыв, что сами составляют на себя подробное досье.
Нынешние подростки вообще не представляют своей жизни ни без интернетов в общем, ни без всех "плюшек" социальных сетей в частности, таких как спам себяшками в спортазле/ квартире/ школе/ институте/ туалете, трансляция того, как они играют в танки через Твич или хвастовство ачивками в онлайн-игрушках. несмотря на то, что они заметно реже пользуются реальными именами в интернете, их отпечаток там получается настолько жирным, что позволяет воссоздать жизнь типичного тинейджера едва ли не поминутно.

Этим одинаково быстро заинтересовались как разного рода неблагонадёжные элементы, так и элементы "благонадёжности" из известных структур известных стран (причём кто был первым - ещё большой вопрос), смекнув, что, даже не фильтруя всякую ересь, вроде котиков и репостов статусов с цитатами, можно узнать о человеке очень многое. Даже котики могут сказать многое о человеке, который их постит (например, что он любит котиков ^_^), а уж по умным или не очень цитатам можно составить настоящий психологический портрет! И не особо важно, что человек не додумался до этого сам(а) или не смог(ла) выразить депрессию и безысходность, попытавшись своими словами перефразировать Кафку... ну да ладно. "Не твоя - вот ты и бесишься", короче.

В коммерческих организациях и прочих Гуглах тоже не дураки сидели и они тоже очень быстро поняли, что на их глазах люди выкладывают в сеть золото - нужно только протянуть руку и правильно его собрать. Собрать в виде статистической информации, беспрецедентно точной и структурированной, позволяющей не только завоевать превосходство на рынке, но и понять, что до сих пор существуют очень большие и очень неосвоенные поля "нишевых" товаров, представленных хоть и задротистой требовательной, но, как правило очень платёжеспособной аудиторией. Вот он, профит. Соцсети показали себя как прекрасный маркетинговый инструмент, позволяющий производителю/поставщику товаров и услуг гораздо быстрее и эффективнее находить своих клиентов. Но так как экстенсивное развитие индустрии социальных сетей конечно (ограничено населением Земли), а взаимопроникновение реальности виртуальной в реальность материальную всё глубже (прямо порнография), производители товаров и услуг вынуждают пользователей "скармливать" социальным сетям больше контента, представляя это как новые функции устройств или модные тренды в быстро меняющемся мире: кто из вас слышал про тот же Twitch лет пять назад? Да кому он вообще сдался?

Сложно сейчас найти людей, которые не оставляли бы никакого следа своей повседневной активности в сети. Вокруг постоянно происходит что-то интересное и ещё больше кажутся таковыми, хотя на деле не являются. Но мы продолжаем делать это из-за лайков, ачивок, ленточек, бонусов, "Золотых орлов" или ещё чего-нибудь, превращающего нас самих в инструмент маркетинга: новый бейджик в Forsquare! За что? "5 дней подряд на станции метро ВДНХ!" - никогда ещё отличить бомжа от хипстера не было настолько трудной задачей.

интернеты, реклама, гаджеты

Previous post Next post
Up