Решил совместить две темы. И новую галерею танцев народов мира показать вам, и рассказать об авторе этих картин. А немного перефразированная строчка Михаила Светлова говорит только о том, что мне самому интересно - почему скандинав, проживший большую часть своей жизни в Париже, так много писал страстных испанских танцовщиц. Ответ очевиден - потому что он не раз побывал в Испании. Но предлагаю сначала посмотреть картины, а затем уже познакомиться с их автором.
***
Как спичка, чиркнув, через миг-другой
выбрасывает языками пламя,
так, вспыхнув, начинает танец свой
она, в кольцо зажатая толпой,
и кружится все ярче и упрямей.
И вот - вся пламя с головы до пят.
Воспламенившись, волосы горят,
и жертвою в рискованной игре
она сжигает платье на костре,
в котором изгибаются, как змеи,
трепещущие руки, пламенея.
И вдруг она, зажав огонь в горстях,
его о землю разбивает в прах
высокомерно, плавно, величаво.
А пламя в бешенстве перед расправой
ползет и не сдается, и грозит...
Но точно, и отточено, и четко,
чеканя каждый жест, она разит
огонь своей отчетливой чечеткой.
Райнер Мария Рильке
Allan Österlind (Swedish, 1855-1938) Dansande spanjorskor.
Allan Österlind (Swedish, 1855-1938) Le flamenco.
Allan Österlind (Swedish, 1855-1938) Les Petit Danseues.
Allan Österlind (Swedish, 1855-1938) Dansande spanjorskor.
Allan Österlind (Swedish, 1855-1938) Flamencodansöser.
Allan Österlind (Swedish, 1855-1938) Spanskt motiv.
Allan Österlind (Swedish, 1855-1938) Sydländsk motiv.
Allan Österlind (Swedish, 1855-1938) Flamenco.
Allan Österlind (Swedish, 1855-1938) Flamencas. 1906 г.
Allan Österlind (Swedish, 1855-1938) Dansande spanjorskor.
Allan Österlind (Swedish, 1855-1938) Gatuscen med spanjorskor.
Allan Österlind (Swedish, 1855-1938) Dansande spanjorskor.
О художнике
Аллан (Эрик Август) Эстерлинд
Allan (Erik August) Österlind
2 ноября 1855, Стокгольм - 1938
Ernst Josephson (Swedish, 1851 - 1906) Portrait of Artist Allan Österlind. 1880 г. Nationalmuseum, Stockholm
Шведский художник и скульптор, известный акварелист.
В 1874-1875 годах Аллан учился в Королевской академии свободных искусств в Стокгольме, в 1877 году поехал продолжать учебу во Францию, где в течение трех лет учился Школе изящных искусств в Париже (1877-1880). Интересно, что Эстерлинд первоначально мечтал быть скульптором, он учился в мастерской знаменитого французского скульптора Пьера-Жюля Кавелье (Pierre-Jules Cavelier, 1814-1896) и за одну из своих работ получил на конкурсе первый приз. В 1880 году Аллан стал активно заниматься живописью, предпочитая всем техникам акварель. В 1883 году художник дебютировал на выставке скандинавского искусства в Копенгагене, представив карандашный рисунок «Ночной дозор» (Aftonklockan).
Вместе со своим соотечественником и другом, художником Эрнстом Юсефсоном (Ernst Josephson, 16 апреля 1851 - 22 ноября 1906) Аллан поселился в деревне под Парижем и посвятил себя творчеству, осваивая самостоятельно и живопись маслом. В 1885 году на выставке «На берегу Сены» художник представил три картины и графические работы. Эстерлинд активно участвовал в экспозициях Национального Общества французских художников, например, картины «Авария» (En olyckshändelse) и «Крещение» (Dopet), выставленные в 1886 году, хранятся сейчас в музее Гетеборга и галерее в Хельсинки. В 1887-88 годах Эстерлинд принимал участие в Парижских Салонах, в 1887 году его картина «Дом траура в Бретани» (Sorgehus i Bretagne) была приобретена французским правительством. На Всемирной выставке в Париже в 1889 году художник также представил две картины маслом и акварели, и получил серебряную медаль. В начале 1890-х годов художник регулярно выставлялся на выставках Общества и в Салонах, в 1894 году его акварели были вновь куплены французским государством.
Среди зрелых работ художника искусствоведы отмечают картины «Лев» и «Автопортрет» (обе - 1897), «Крысолов из Хамельна» (Råttfångaren från Hameln, 1898, музей Гетеборга), «Женщины Севильи» (Sevillakvinnor, 1905), Кузница (Smedja, 1905), «Водопой» (Vattningsplatsen, 1909, приобретена французским государством) и «Бретонские крестьянки» (Bretagneska bondkvinnor, 1913, музей Люксембурга). В 1909 году Эстерлинд выполнил также алтарь для церкви в Бретани и написал триптих «Наша жизнь» (Lifvets vår) для средней школы Святой Катарины в Стокгольме.
Эстерлинд был талантливым портретистом и тонким акварелистом. Многие его персонажи и сюжеты взяты из французской деревенской жизни, поскольку с 1877 года Аллан жил во Франции, а также из неоднократных поездок в Испанию, откуда художник привозил огромное количество акварелей, цветных гравюр и карандашных рисунков, большинство которых находится сейчас в Национальном музее Пети Палас (Petit Palais) в Париже. В Испании художник был влюблен в Андалусию, путешествовал по Севилье и Ронде, среди испанских тем основными являются - испанки и фламенко.
Династию живописцев Эстерлинд продолжил сын Аллана - Андерс Эстерлинд (Anders Österlind, 12 июня 1887, Крез - 5 января 1960, Париж), о котором тоже хочется сказать несколько слов. Он уже считается французским художником шведского происхождения. С детства Андерс общался в художественных кругах знакомых и друзей отца. Когда мальчику было пять лет, он общался с Огюстом Ренуаром, который жил рядом с его родителями в нижней части Монмартра и часто брал соседского мальчугана на прогулки в Люксембургском саду. Позже, в 1918-1919 годах, Андерс тесно общался со знаменитым художником и учился у него. С юности Эстерлинд-младший был близок к импрессионистам, увлекался фовизмом, дружил с Амедео Модильяни, Хаимом Сутиным, Жаком Вийоном и Андре Дюнуайе де Сегонзаком. В Париже, опять же, благодаря отцу, Андерс познакомился со скандинавскими художниками, живущими в столице колонией с конца XIX века. Среди знакомых его родителей были драматург Август Стриндберг, принц Евгений Шведский и художник Пер Экстрем (Per Ekström, 1844-1935). Надо отметить, что Андерс, получив хорошее среднее образование, системное художественное образование так и не получил. Учителями юноши были отец и его друзья-коллеги - французы Морис Роллине, Максим Мауфра и Жан-Франсуа Раффаэлли, а также швед Пер Экстрем, научивший Андерса резьбе и гравировке. Свою первую картину «Эфферт снега» (Effet de neige, 1905) Андерс подарил своему учителю Экстрему в знак признательности. С 1907 года Эстерлинд младший стал активно продавать свои работы в Швеции. Андерс входил в группу художников «Монпарнас», позже был членом Осеннего Салона, Салона Независимых, входил в правление Салона Тюильри и был вице-президентом Салон детского творчества. Но первую очередь Эстерлинд был талантливым и плодотворным художником-пейзажистом. В поисках света, интересной натуры, эмоций и вдохновения он объездил всю Францию - Северную Бретань, Нормандию, Арль, Экс-ан- Прованс и Альпы. Путешествовал по Испании, Тунису, Швеции и Дании. В творческом наследии художника более 2000 картин, которые находятся в многочисленных музеях Франции и за рубежом, а также в частных коллекциях.
Сын Андерса и внук Аллана - Наник Эстерлинд (Nanic Österlind, 11 февраля 1909 - 27 июня 1943) также был акварелистом, еще в династию входила художница Annette Österlind-Saradin, но кем она доводится Аллану, я не выяснял.