Недавно пополнил свою коллекцию автопортретами итальянского художника Винченцо Иролли, картины которого широко представлены как в музейных галереях и на аукционных сайтах, так и в дневниках блогеров. Благодаря зарубежным сайтам и энциклопедиям, мне удалось составить биографию художника, которую и представляю вашему вниманию. Просмотрев не одну галерею картин художника, пару десятков работ разбросал по тематическим папкам, а в этот материал постарался включить картины художника, которые понравились, и которые не особо растиражированы в блогерских дневниках.
Винченцо Иролли
Vincenzo Irolli
30 сентября 1860, Неаполь - 27 ноября 1949, Неаполь
![](http://i.pixs.ru/storage/4/1/9/VincenzoIr_2421504_10948419.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Autoritratto.
Итальянский живописец-жанрист.
Винченцо родился в семье Луиджи Иролли и Клотильды Феделе. Историки пишут о легенде, будто бы Винченцо решил заниматься живописью, посетив в семнадцать лет в 1877 году Национальную выставку в Неаполе. Большое впечатление произвели на юношу скульптура «Паразиты» (Parassiti, Галерея современного искусства, Флоренция) Ахилла Д'Орси (Achille D'Orsi, 1845 - 8 февраля 1929), которую автор в следующем году представил на Всемирной выставке в Париже, и картина «Тело» (Corpus Domini) Франческо Паоло Микетти (Francesco Paolo Michetti, 4 августа 1851 - 5 марта 1929), купленную императором Германии Вильгельмом II.
В этом же 1877 году Иролли поступил в Институт изящных искусств в Неаполе, где три года учился в мастерской живописцев Джоаккино Тома (Gioacchino Toma, 24 января 1836 - 12 января 1891) и Федерико Малдарелли (Federico Maldarelli, 2 октября 1826 - 9 декабря 1893), а также скульптора Станислао Листа (Stanislao Lista, 1824-1908).
![](http://i7.pixs.ru/storage/4/3/0/Gioacchino_8224157_10948430.jpg)
Pittore Gioacchino Toma, fotografia Biblioteca Lucchesi Palli, Napoli
Джоаккино Тома был не только художником, но и литератором, а еще ярким патриотом страны в период объединения Италии, воевавшим в легионе Матеса на стороне Гарибальди. Став профессором рисования в Институте изящных искусств, Тома также был директором Школы прикладного искусства и дизайна.
Федерико Малдарелли был ярким представителем неоклассической академической школы, сыном неаполитанского художника Дженнаро Малдарелли и учеником Костанцо Анджелини. Федерико написал много религиозных сюжетов. Его картину «Иисус в доме Марфы и Марии» на Биеннале 1848 года приобрел король Фердинанда II, в это время Малдарелли был еще студентом. После смерти отца в 1858 году Федерико занял его место преподавателя рисования в начальной школе ремесленников Неаполя. Художник принимал участие в Национальных выставках в Неаполе и во Флоренции, во Всемирной выставке в Париже (1867) и парижском Салоне (1880). Преподавая в Институте изящных искусств (ставшим позже Академией), Малдарелли был членом совета директоров под председательством Доменико Морелли и инспектором художественной галереи Каподимонте.
В 1878 году Иролли написал портрет художника Раффаэле Иццо (Ritratto del pittore Raffaele Izzo), который очень похвалил директор института Доменико Морелли. А в 1879 году художник дебютировал на XV выставке неаполитанского Общества изящных искусств имени Сальватора Розы, представив портреты и жанровые сцены, которые станут основной темой его творчества, и выиграв Главный приз за картину «Счастливые воспоминания» (Felice rimembranza). Эта победа сразу же принесла еще студенту Иролли известность и первые заказы.
После окончания института художник вернулся в родительский дом в маленьком городке Кальвизано под Неаполем, жил и работал там, а в сам город наведывался только, чтобы встретиться с арт-дилером Рагоццино, который занимался продажей его картин. Вдохновленный творчеством Морелли и Микетти, Винченцо интенсивно писал пейзажи, виды Венеции и Неаполя, натюрморты, и свои любимые темы - уличных мальчишек - юных рыбаков, молодых женщин с детьми и красивых девчушек с цветами и куклами, влюбленные пары, сцены на улицах, рынках и садах.
![](http://i6.pixs.ru/storage/5/2/1/VincenzoIr_9502609_10948521.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) La Pesca fortunata (Удачный улов).
![](http://i6.pixs.ru/storage/5/2/2/VincenzoIr_2452766_10948522.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Vecchi Amori.
![](http://i.pixs.ru/storage/5/2/4/VincenzoIr_9805935_10948524.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) The Village Fair (Сельская ярмарка).
Между 1880 и 1883 годами художник был призван на военную службу, которую проходил в Павии. В армии Винченцо при возможности продолжал заниматься живописью.
![](http://i7.pixs.ru/storage/5/1/5/VincenzoIr_7912920_10948515.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Ritorno dal Fronte.
К этому периоду относится картина «Бедная мать» (Povera madre, 1882). В 1883 году художник вернулся в Неаполь, и в этом же году представил на выставке изящных искусств в Риме «Каприччио» (Capriccio). В 1884 году на выставке в Турине Иролли выставил две картины - «Любовь и долг» (Amore e dovere) и «Магдалина сегодня» (Le Maddalene d'oggi). В 1886 году на выставке в Академии Брера художник представил свой автопортрет и картины «Возрождение» (Rinascimento) и «Мой идеал» (Mio ideale), а в следующем году на выставке в Неаполе - картины «Истина» (Dal vero) и «Интерьер студии».
Историки отмечают, что период между 1883 и 1895 годами был связан с определенными экономическими трудностями в жизни Иролли, хотя картины художника пользовались спросом. Причем таким спросом, что один из арт-дилеров галереи на площади Беллини в Неаполе, получая многочисленные заказы на картины Иролли и понимая, что тот не в состоянии просто физически выполнить эти заказы, заказывал копии с картин Винченцо, чтобы потом продавать их оптом публике. И это, не смотря на то, что сам художник работал над картинами очень быстро, да и цены на его работы после Первой мировой войны значительно выросли. А обо всей этой истории с «подпольными» продажами» художник даже не знал. Позже она повредила его репутации в художественных кругах и среди искусствоведов, которые считали Иролли «коммерческим художником». А некоторые критики с презрением писали, что он во главу угла ставил не творчество, а зарабатывание денег. С таким «клеймом» художник и вошел в историю итальянской живописи неаполитанской школы.
![](http://i7.pixs.ru/storage/5/3/0/VincenzoIr_2517989_10948530.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Rottura in Campagna.
![](http://i.pixs.ru/storage/5/3/1/VincenzoIr_6546372_10948531.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Pescatorello (Рыбачок).
![](http://i6.pixs.ru/storage/5/3/2/VincenzoIr_8468124_10948532.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Neve (Снег).
![](http://i7.pixs.ru/storage/5/3/3/VincenzoIr_2181013_10948533.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) A Kitchenmaid (Кухарка).
Хотя те же историки отмечают, что Иролли был хорошим реалистом, на творчество которого оказал влияние и «великий неаполитанец» Антонио Манчини (Antonio Mancini, 14 ноября 1852 - 28 декабря 1930).
![](http://i.pixs.ru/storage/4/3/7/JohnSinger_1203088_10948437.jpg)
John Singer Sargent (American, 1856-1925) Ritratto di Antonio Mancini. 1898 г. Galleria nazionale d'arte moderna, Napoli
Антонио Манчини в двенадцать лет поступил в Академию художеств в Неаполе, где учился с Морелли. После 1873 года художник переехал в Париж, где выставлялся в Салоне, познакомился с импрессионистами Дега и Мане, подружился с Джоном Сингером Сарджентом, которого считал величайшим из ныне живущих художников. Начав страдать тяжелыми нервными срывами, Манчини возвращается в Неаполь, где был в течение четырех лет госпитализирован в доме престарелых. В 1877 году Антонио вновь уезжает в Париж, затем переезжает в Лондон, где по просьбам коллекционеров пишет авторские копии своих самых известных картин. В 1879 году художник вновь вернулся в Неаполь, в 1883 году переехал в Рим, где до начала 1920-х годов сотрудничал с самыми известными коллекционерами Мессинджером и Кене Вереке. Интересно, что членом Академии Италии художник стал за год до смерти. Умер Антонио Манчини в 1930 году в Риме, где и был похоронен.
А наш герой повествования - Винченцо Иролли, не смотря на критику, продолжал активно заниматься творчеством и по-прежнему, повторюсь, изображал детские портреты, яркие сцены из повседневной жизни, любил писать тему материнства.
![](http://i7.pixs.ru/storage/5/3/4/VincenzoIr_2032232_10948534.jpg)
![](http://i6.pixs.ru/storage/5/3/7/VincenzoIr_7893075_10948537.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Picolo Cavalier (Маленький кавалер)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Neve (Снег).
![](http://i7.pixs.ru/storage/5/4/3/VincenzoIr_8851896_10948543.jpg)
![](http://i7.pixs.ru/storage/5/4/4/VincenzoIr_4665792_10948544.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Junge Ballerina Imtutu.
Vincenzo Irolli (1860-1949) Altar Boy 1900 г.
В 1880 году в Милане и в 1887 году в Венеции большим успехом пользовалась многочисленные рисунки, изображающие сцены из современной жизни. Иролли постоянно участвовал во всех национальных выставках, принимал участие в Национальных художественных выставках в Неаполе в 1881, 1883, 1886, 1891 и 1892 годах, экспонировался на выставке изящных искусств в Риме (1883) и Национальной художественной выставке в Венеции (1887).
![](http://i7.pixs.ru/storage/5/4/5/VincenzoIr_2559421_10948545.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Il primo uovo (Первое яйцо).
![](http://i7.pixs.ru/storage/5/4/7/VincenzoIr_4570032_10948547.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Il Riposo dello Scolaretto (Отдых школьника).
В составе большой группы венецианских художников, куда входили Винченцо Мильяро, Лука Постильоне, Пьетро Скоппетта, Винченцо Вольпе, Эдуардо Матанья, Винченцо Каприле, Аттилио Прателла, Альберто Джузеппе Кокко и Гаэтано Эспозито, Иролли в 1889-1890 годах работал над декоративными украшениями пивного кафе «Гамбринус» в Неаполе.
![](http://i7.pixs.ru/storage/4/9/6/VincenzoIr_6564208_10948496.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Autoritratto.
В 1890 году Иролли стал членом Художественного клуба политехнического университета Неаполя и принимал активное участие в мероприятиях этого общества до 1920 года.
Художник тесно общался и дружил с известным неаполитанским журналистом и поэтом Фердинандо Руссо (Ferdinando Russo, 25 ноября 1866 - 30 января 1927) и поэтом и драматургом Сальваторе Ди Джакомо (Salvatore Di Giacomo, 12 марта 1860 - 4 апреля 1934).
![](http://i.pixs.ru/storage/4/8/5/Portraitof_8815808_10948485.jpg)
![](http://i7.pixs.ru/storage/4/5/1/VincenzoMi_5769783_10948451.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Portrait of Ferdinando Russo.
Vincenzo Migliaro (1858-1938) Portrait of Salvatore Di Giacomo. 1890 г.
Первый известен своей книгой «Ла Каморра», об организованной преступности в Неаполе, а второй прославился тем, что, с одной стороны, возродил неаполитанский диалект в стихах начала ХХ века, а с другой, - подписал Манифест интеллектуалов фашизма. Кстати, с Фердинандо Руссо художник жил долгие годы по соседству, и журналист написал об Иролли монографию, которая была издана Итальянским институтом графических искусств в Бергамо.
![](http://i.pixs.ru/storage/5/1/1/VincenzoIr_5626867_10948511.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Autoritratto. 1935 г.
Художник активно участвовал и в международных выставках, неоднократно представлял свои картины на официальном Салоне (1890, 1905, 1907, 1909, 1910, 1911), Осеннем Салоне (1909) и Салоне Независимых (1932) в Париже, где они пользовались большим успехом. Также Иролли экспонировался на международных выставках в Лондоне (1888, 1904), Монако (1890), Берлине (1892, 1894), Анжи (1905), Мюнхене (1909), Сан-Франциско (1911) и Барселоне (1911). В Испании, он, кстати, был награжден бронзовой медалью.
В первой половине ХХ века, несмотря на преклонный возраст, художник сохранял в себе силы и юношескую энергию, что позволило ему заниматься творчеством до последних дней жизни. Один из искусствоведов в 1961 году вспоминал: «В свои более, чем семдесять лет, он имел румяное лицо и был застенчив, отвечая на рукопожатие, словно смущался и хотел извиниться за то, что выглядит так молодо, за то, что бодр, продолжает плодотворно работать и полон новых идей».
![](http://i.pixs.ru/storage/4/9/9/VincenzoIr_3536228_10948499.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Autoritratto.
Понимая, что его картины в ХХ веке становятся «старомодными», но имея поклонников своего творчества, которые убеждали Иролли продолжать писать, художник это делал с удовольствием, оставаясь верным своему стилю и любимым темам. Будучи «традиционалистом», художник периодически слышал критику в свой адрес от тех, кто восхищался современным модернизмом, но он даже не пытался перестроить свое творчество на «современные рельсы». Есть сведения, что Винченцо даже сделал несколько «домашних» рисунков на тему «уродливого кубизма», в которых сквозит ирония к новым течениям в живописи.
![](http://i6.pixs.ru/storage/5/5/4/VincenzoIr_3215996_10948554.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) La Treccia Recisa (Отрезанная коса). 1920 г.
![](http://i6.pixs.ru/storage/5/5/8/VincenzoIr_5514840_10948558.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Donna alla finestra (Женщина у окна).
![](http://i.pixs.ru/storage/5/6/6/VincenzoIr_7292809_10948566.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Caffe in Piazza San Marco, Venezia.
Историки пишут, что пренебрежение со стороны современных художнику критиков и искусствоведов привело к тому, что Иролли впервые принял участие в XIII Венецианской Биеннале только в 1922 году, когда ему было уже 62 года. Хотя произведения художника были уже давно широко известны и ценились за рубежом, особенно в Германии. Еще раз в Биеннале Винченцо участвовал в 1924 году.
Удивительно, но первая персональная выставка Иролли состоялась только в 1930 году в Риме, а вторая - спустя три года в Бари. Правда, за ней последовали еще две «персоналки» в 1934 году - в Бергамо и Триесте.
![](http://i6.pixs.ru/storage/5/7/4/VincenzoIr_7864621_10948574.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Innamorati (Влюбленные).
![](http://i6.pixs.ru/storage/5/7/6/VincenzoIr_4360949_10948576.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Ragazza che si asciuga dopo il bagno (Девочка вытирается после ванны).
На выставке сакрального искусства в Неаполе в 1936 году Иролли, по-моему, впервые представил десять картин с религиозными сюжетами. Годом раньше художнику была вручена Золотая медаль «За заслуги». Последняя выставка, в которой принял участие художник, состоялась в 1948 году в городке Кава де Тиррени. Среди прочих работ художник представил на этой ежегодной национальной выставке свою последнюю законченную картину «Солнце в темноте» (Sole nelle tenebre).
![](http://i6.pixs.ru/storage/5/0/7/17693114jp_7876230_10948507.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Autoritratto.
Винченцо Иролли умер в своем доме с видом на Неаполитанский залив в последние дни ноября 1949 года, в возрасте восьмидесяти девяти лет.
Через несколько лет после смерти муниципальный Совет по туризму организовал в фойе театра Сан Карло персональную ретроспективную выставку художника, на которой критики еще раз попытались обсудить «коммерческое начало» в творчестве художника.
Но, тем не менее, сегодня Винченцо Иролли единогласно признан одним из великих неаполитанских художников, творивших на рубеже XIX-XX веков. Наряду с такими художниками, как Винченцо Вольпе (Vincenzo Volpe, 1855-1929), Винченцо Каприле (Vincenzo Caprile, 24 июня 1856 - 1936), Гаэтано Эспозито (Gaetano Esposito, 17 ноября 1858 - 8 апреля 1911) и др., Иролли работал в стиле, который искусствоведы назвали «второй реализм».
![](http://i.pixs.ru/storage/5/7/9/VincenzoIr_4012208_10948579.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Far Away Thoughts (Далекие мечты).
![](http://i6.pixs.ru/storage/5/8/2/VincenzoIr_4940540_10948582.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Giovane Venditrice di Ciliege (Юная торговка вишней).
![](http://i7.pixs.ru/storage/5/8/6/VincenzoIr_7000726_10948586.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Senza titulo.
Сегодня творчество художника представлено в неаполитанских музеях - Пинакотеке ди Каподимонте, ратуше и коллекции Трамонтано. Картины Иролли также находятся в Галереях современного искусства Рима, Турина, Милана, Палермо и Пьяченцы, в «Пети Палас» в Париже, музее Мюлуз во Франции и музее Револтелла в Триесте. Множество картин куплено частными коллекционерами, поэтому работа над полным каталогом работ художника продолжается.
![](http://i6.pixs.ru/storage/5/9/4/VincenzoIr_6903109_10948594.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Bambino che spenna il pollo (Ребенок, ощипывающий курицу).
![](http://i7.pixs.ru/storage/5/9/7/VincenzoIr_1237915_10948597.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Prima Ebbrezza (Первая выпивка).
![](http://i6.pixs.ru/storage/5/9/9/VincenzoIr_1594515_10948599.jpg)
Vincenzo Irolli (1860-1949) Festa per le strade (Праздник на улицах).
Источники - Википедия, итальянская биографическая энциклопедия Треккани (
1), сайты
2,
3,
4,
5.