ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 34 - ФРАНСИСКО ДЕ БАРРЕРА. ВЫЧЕРКНУТЫЙ ИЗ ИСТОРИИ ХУДОЖНИК.)

Feb 26, 2014 17:44

Недавно мой замечательный товарищ по Ли.ру ВВВладимиров из Рязани прислал в мою копилку тематических подборок "Пять чувств" серию картин неизвестного мне испанского художника Франсиско де Барреры, поэтому появился повод показать вам эти картины и рассказать о самом художнике. Увы, ни автопортрета, ни портрета Барреры я не нашел...




Francisco Barrera (Spanish, 1595-1658) Serie Los cinco sentidos - Sight (Серия Пять чувств - Зрение).






Francisco Barrera (Spanish, 1595-1658) Serie Los cinco sentidos - Audiencia (Серия Пять чувств - Слух).




Francisco Barrera (Spanish, 1595-1658) Serie Los cinco sentidos - El olfato (Серия Пять чувств - Обоняние).




Francisco Barrera (Spanish, 1595-1658) Serie Los cinco sentidos - Touch (Серия Пять чувств - Осязание).




Francisco Barrera (Spanish, 1595-1658) Serie Los cinco sentidos - Sabor (Серия Пять чувств - Вкус).

Ну, а теперь рассказ об авторе картин. Биографию его удалось, как пазлы, сложить из разных зарубежных источников.

Франсиско де Баррера
Francisco de Barrera

1595, Мадрид - 4 октября 1658, Мадрид

Испанский живописец барокко, яркий представитель Золотого Века испанской живописи, известен картинами в жанре «бодегон» (от испанского слова «bodegon» - трактир, харчевня).
Напомню, что этот жанр живописи эпохи Возрождения характеризовался изображением сцен в трактире, на улице, в лавке, с участием небольшого количества персонажей, и сочетал в себе элементы бытовой сцены и натюрморта.

Ранние годы жизни и творчества

Франсиско родился в Мадриде в семье Диего де ла Барреры и Томасины Сересо. Увы, о том, как прошла юность художника, где и у кого он учился, нет никаких сведений. Первое документальное упоминание о Франциско датируется 11 января 1615 годом. Именно в этот день художник в приходской церкви Сан Хинес в Мадриде сочетался законным браком с Инес Мартинес. Еще один документ - декларация о доходах, заполненная 29 апреля 1623 года, рассказывает нам, что художнику в этом году исполнилось 28 лет, и что живет он в Мадриде на улице Сан-Луис. О творчестве де Барреры есть больше упоминаний и документальных подтверждений.
Например, 19 декабря 1623 года Франсиско получил аванс от Алонсо Теллес Хирона, синьора де Сантьяго и графа Монтальбана, за заказ серии из двадцати четырех картин - двенадцати натюрмортов с фруктами и двенадцати пейзажей. Два года спустя, в 1625 году, художник участвовал в кампании по защите «Союза Герба» графа, герцога Оливареса и заплатил 50 реалов в качестве пожертвования.

Надо отметить, что Баррера, являясь членом Гильдии святого Луки, занимался не только творчеством, он был также известным бизнесменом и арт-дилером, имевшим в центре Мадрида два магазина. 10 апреля 1628 года, например, он подписал договор с художником Кристобалем де Варгас Кольменаром (Cristóbal de Vargas Colmenar, увы, сведений о художнике не нашел). По этому договору в течение двух лет Варгас обязался представлять свои картины на религиозные темы для продажи только через магазины или мастерскую Барреры. В мастерской художника также работали пять его учеников.
Есть документ от 21 апреля 1628 года, по которому сам Баррера заказал четыре картины у художника Бартоломе де Карденаса (Bartolomé de Cárdenas, 1575-1628). Впрочем, думаю, этот заказ выполнен не был. Карденас был по происхождению португальцем, работавшим в Испании. В молодости он приехал в Мадрид, где стал учеником Алонсо Санчес Коэльо. В 1610 году художник отправился в Вальядолид выполнять заказ герцога Лерма. В 1622 году герцог назначил Бартоломе первым придворным живописцем. В Вальядолиде художник расписал несколько алтарей и украсил серией картин о жизни Сан-Доминго монастырь Сан-Пабло. Творил Карденас и в Мадриде, приезжая в город в 1619 и 1628 годах. В последний свой приезд, возможно, и был составлен договор о заказе картин Баррерой, но 26 апреля 1628 года Бартоломе де Карденас умер в Мадриде. Его сын - Хуан Матео тоже стал живописцем, но он, как и Баррера, специализировался на натюрмортах.

Баррера был признанным художником, он дружил со многими современниками-коллегами и пользовался заслуженным авторитетом. Такое положение позволяло ему выступать в качестве поручителя молодых художников. В 1630 году он, например, составил рекомендацию для Франсиско Кольянтеса (Francisco Collantes, 1599-1656). Об этом художнике тоже известно совсем немного, и то, благодаря книге биографий Антонио Паломино. Автор указывает, основываясь на воспоминания Лазаро Диас дель Валье, написанные в 1657 году, что Кольянтес был испанским художником эпохи барокко, известным своими пейзажами и библейскими сюжетами, написанными под влиянием Хусепе ди Рибера, венецианских живописцев XVI века и неаполитанской школы живописи. Кольянтес был учеником итальянского живописца Винченцо Кардуччи (Vincenzo Carducci, исп. Vicente Carducho, 1568-1638), который родился во Флоренции, учился у своего брата Бартоломео и вместе с ним еще в детстве переехал в Мадрид. Кардуччи работал с братом в Вальядолиде, затем оформлял дворец Эскориал и Паласио дель Пардо, работая при дворе Филиппа II Испанского, а затем Филиппа IV.

«Аттестация» художника

Впрочем, нужно отметить, что Баррера писал не только натюрморты, в творческом наследии художника есть картины религиозные сюжеты и портреты. Вот эти жанры однажды стали предметом оценивания и обсуждения «художественного совета» по приказу королевской семьи. Говорят, что с подачи всемогущей инквизиции, которая собиралась «проинспектировать» и полотна «своей» тематики. Существует информация, что осенью 1633 года Его Величество приказал собрать и изучить портреты королевской семьи, поскольку были сведения, что не все они (портреты) выполнены безукоризненно, некоторые даже не по законам традиций живописи того времени. Для этого был арендован дом в центре города, где 1 по 3 октября Баррера совместно с еще пятью коллегами представил свои работы для оценки и вынесения вердикта. Всего было рассмотрено восемьдесят семь картин, вместе с Франсиско свои работы представили Симон Сьенфуэгос (Simón de Cienfuegos), Иероним Сос (Jerónimo de Sos), Антонио Гриаль (Antonio Grijál), Хуан Леандро де ла Фуэнте (Juan Leandro de la Fuente, 1600-1654) и Антонио Понче (Antonio Ponce, 1608-1677). Только о последних двух из названных художников есть какая-то информация в биографических справочниках интернета. Причем, Понче характеризуют, как посредственного живописца натюрмортов, который учился у Хуана ван дер Лён Хамена (Juan van der Leun Hamen, 1585-1630), женился в 1628 году на его племяннице и в своем творчестве подражал учителю, часто даже копируя композиции его картин. А Хуан Леандро де ла Фуэнте творил в Гранаде, подражая, по словам историков, колориту великих венецианцев, в первую очередь, Якопо Бассано (1510-1592).
Не знаю, кто составлял список «аттестующихся». Ну, а в роли «цензоров» выступили мэтры, придворные живописцы - Диего Веласкес (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez, 6 июня 1599 - 6 августа 1660) и названный выше Винченцо Кардуччи.





Diego Velázquez (1599-1660) Selfportrait. 1645 г. Galleria degli Uffizi, Florence
Vincenzo Carducci (1578-1638) Self-Portrait. 1633-38 гг.

В их задачу входило просмотреть все картины, которые живописцы держали у себя дома или выставляли в общественных местах, чтобы определить, все ли они правдоподобно показывают монархов и их семейства. Писали, что Баррера вместе с Антонио Понсе, который тоже специализировался на натюрмортах, были раскритикованы «жюри». Мол, пИшите «натуру морте» и пишИте! Нечего лезть в жанры, в которых не сильны!

Королевские заказы

Интересно, что это мероприятие не разрушило карьеру художника. А, можно сказать, наоборот. Он получил три заказа от губернатора Мадрида Кристобаля де Медины на декоративные работы окон в церкви Сан-Херонимо-эль-Реаль в Мадриде, зала во дворце Буэн Ретиро и отделку балкона в покоях самой королевы. Эти заказы художник выполнял с 25 ноября 1636 по 18 марта 1637 года.

Кроме того, художник принимал участие в оформлении городских праздников и торжеств, посвященных, например, прибытию в Мадрид в 1637 году жены принца Кариньяно Томаса Франца Савойского (1595-1656) - принцессы Кариньяно, графини Суассон, внучки Людовика I Конде Марии де Бурбон-Конде (1606-1692), дню рождения семилетнего принца, прямого наследника престола Бальтасара Карлоса (1629-1646) и приезду в Испанию в 1649 году Марианы Австрийской, второй жены испанского короля Филиппа IV.
Отвлекусь на минутку, чтобы связать последние два имени. Бальтазар Карлос Австрийский был сыном короля Филиппа IV и его первой жены Изабеллы Бурбонской. В 1644 году ему в жены просватали кузину Марианну Австрийскую (1634-1696), дочь императора Фердинанда III. В 1646 году 17-летний принц отправился на север Испании, в дороге заболел и 9 октября 1646 года скончался. После смерти сына Филипп остался без наследника, поскольку его первая жена умерла в 1644 году при родах, подарив до этого супругу (кроме сына) еще семь дочерей, которые все умерли в младенчестве, не считая самой младшей Марии Терезии (1638-1683), ставшей в 1660 году женой Людовика XIV и королевой Франции. Поэтому Филипп IV был вынужден жениться во второй раз, и его выбор пал на невесту умершего сына, хотя та была его племянницей, и ей было всего 13 лет. 8 ноября 1649 года 42-летний король обвенчался с 15-летней Марианной. В течение 12 лет супружества дети от Марианны появлялись на свет мертворождёнными или умирали вскоре после рождения, только дочь Маргарита осталась в живых, да в 1661 году родился сын-наследник Карл II (1661-1700), ставший последним королем Испании из династии Габсбургов.

Но вернемся к художнику. В 1638 году Баррера создал одну из своих самых известных ныне работ - серию из четырех картин с аллегориями времен года, которые находятся в музее изящных искусств в Севилье. Историки утверждают, что художник создал и серию «Двенадцать месяцев», только без человеческих фигур на переднем плане и меньшего размера. Увы, полностью эту серию собрать не удалось, да и найденные исследователями ее фрагменты находятся в разных коллекциях. Например, «Февраль» - в коллекции Пласидо Аранго в Мадриде, «Май» и «Август» - в Словацкой национальной галерее в Братиславе, «Июль» - в Городской галерее Праги, а «Апрель», «Июнь», «Октябрь» и «Декабрь» - вообще в частных коллекциях. В этих сериях Баррера представил продукты питания, животных, фрукты, цветы и пейзажи, свойственные разным периодам календарного года.

Судебные разбирательства

Впрочем, вошел в историю испанской живописи художник все же не как талантливый и плодотворный автор натюрмортов, а как победитель «судебного процесса Барреры». Напомню, что, являясь не только творцом, но и бизнесменом от искусства, 21 июня 1638 года Баррера попал в список художников - должников уплаты налогов за картины, проданные в 1637 году. При этом сам Франсиско и Хуан де ла Корте (Juan de la Corte, 1597-1660) - ученик Веласкеса, придворный живописец Филиппа III и его преемника Филиппа IV, писавший батальные полотна, городские перспективы, исторические сюжеты и портреты, имели наибольшую сумму задолженности по налогу. Уточняется, что Баррера за 1637 год должен был заплатить 800 реалов тогда, когда самые именитые придворные живописцы, «заколачивавшие бабки» при дворе - Веласкес и Кардуччи, облагались суммой в 400 реалов каждый. Свой налог художник отказался платить, а год спустя, 9 июня 1639 года, составил и подал от имени всех мадридских художников иск против королевских финансовых органов по поводу уплаты этого налога с продаж картин.
Историки уточняют, что (уж не знаю, когда точно) в Испании были введены пошлины и налоги с продаж, которые художники вынуждены были платить, как и все торговые корпорации, поскольку членов Гильдии святого Луки причисляли к ремесленникам. Отмечу, что этот налог составлял всего 1 % от суммы продаж. Но, защищая искусство живописи, Баррера на судебных заседаниях убедил судей в том, что работа художника является интеллектуальным трудом, а не ремеслом. И просил приравнять труд живописцев к труду писателей, которые были освобождены от подобного налога. В результате 3 июля 1640 года Баррера выиграл судебный процесс, тем самым улучшив экономическое и социальное положение художников, которые до этого приравнивались к портным и сапожникам.

В 1640-е годы художник создал много натюрмортов, среди которых «Натюрморт с корзиной фруктов» (1642), находящийся в галерее Уффици во Флоренции, картины «Натюрморт с вазой и фруктами» (1643), «Натюрморт с зайцем и вальдшнепом» (1646) и «Натюрморт с фруктами» (1646). Исследователи утверждают, что два из перечисленных выше натюрмортов писались по заказу маркиза Саброзо, а сейчас находятся в мадридской Коллекции Насейро.

Еще раз громко имя Барреры прозвучало в 1644 году, на этот раз он имел дело с судом инквизиции. С судьями в сутанах художник уже имел дело, когда он в 1634 году принимал участие, как свидетель, в судебном процессе против «Братства Семи скорбей», связанным с проведением в городе процессии в Страстную пятницу и участием в ней художников - членов Гильдии святого Луки. Тогда Франсиско «отделался легким испугом», да и сейчас общение с инквизицией прошло без последствий для художника. Причиной же стало то, что 27 декабря 1644 года, как раз в рождественские праздники, Баррера окончил новые работы и выставил их на продажу в витрине своей мастерской, находящейся на главной улице Мадрида напротив собора Сан Филиппо. Семь картин изображали архангелов, но в церковные органы поступила жалоба, что художник изобразил архангелов не по иконографическим правилам, принятым в первой половине семнадцатого века, они изображены вне канонов, поддерживаемых церковью, да еще и выставлены перед храмом. Решения суда мы не знаем, но, судя по всему, Баррера либо заплатил штраф, либо уничтожил сами работы.

После этой истории художник творил еще более десяти лет.
Он умер в Мадриде 4 октября 1658 года в возрасте 63 лет. После его смерти художник Хуан де Арельяно (Juan de Arellano, 3 августа 1614 - 13 октября 1676), специализирующийся на цветочных натюрмортах, а также художник и арт-дилер Франсиско Бергес (Francisco Bergés) провели инвентаризацию картин Барреры для составления каталога его работ. Кстати, существует анекдот, что Арельяно решил писать исключительно цветочные картины только потому, что «за них больше платят, а требуют они меньше работы и старания».

Послесловие

Удивительное дело, Франсиско Баррера, являясь известным художником, пользовавшийся несомненным успехом, большим уважением и авторитетом среди коллег, вскоре после смерти был почти забыт, и сегодня его работы и биография практически никому неизвестны. А ведь историки считают Барреру великим новатором жанра натюрморта. Понятное дело, что в истории испанской живописи XVII века среди своих современников - Диего Веласкеса, Франсиско де Сурбарана, Алонсо Кано, Винченцо Кардуччи и Хуана ван дер Хамена, художник, писавший натюрморты, оказался задвинут на второй план. Да и сам натюрморт в то время считался прерогативой «малых голландцев».

Но в безвестность Баррера попал еще и, благодаря своему коллеге Антонио Паломино, который уже упоминался в материале. Антонио Паломино (Acisclo Antonio Palomino de Castro y Velasco, 1653 - 12 августа 1726) был художником эпохи барокко, учился живописи в Кордове у Вальдеса Леаля, потом женился на его дочери Изабелле, тоже художнице.




Juan Baptista Simo Portrait of Acisclo Antonio Palomino de Castro y Velasco. 1726 г.

С 1678 года Паломино работал совместно с Клаудио Коэльо в Мадриде, в 1691 году был назначен придворным живописцем. Писал картины и фрески на религиозные темы. Но в историю живописи Антонио вошел, написав трехтомный сборник биографий живописцев Испании «Музей живописи и оптическая скала» (Museo pictórico y escala óptica, 1715-1724). Два тома были посвящены теории и практике живописи, и не пользовались популярностью, зато третий том «Парнас испанских живописцев» (El Parnaso español pintoresco laureado) включал в себя жизнеописания многих испанских мастеров. За этот труд Антонио называли «испанским Вазари» (el Vasari español).
Странное дело, но в своей книге Паломино упоминает Барреру лишь в связи с судебным процессом 1640 года. Больше о художнике ни слова. Исследователи предполагают, что Паломино сознательно «предал забвению» художника, как создатель религиозных картин, как критик всего, что делалось не по канонам, ведь Франсиско «оскандалился» с портретами архангелов, и из-за этого предстал перед судом Инквизиции. Значит, ату его, ату!
Надо отдать должное, что такие теоретики живописи, как Винченцо Кардуччи и Франсиско Пачеко в описаниях жанра натюрморта и его известных представителей тоже лишь упоминают о Баррере.

Историки пишут о том, что основной причиной такого «замалчивания» были все же, надо признать, «скромные способности» художника. Во-первых, во многих работах видно не только влияние, но и «перепевы» натюрмортов Хуана ван дер Хамена. Баррере предъявляют претензии и на счет слабых, «не изысканных» композиций, и однообразной манеры письма, и амбициозных больших размеров картин.

И все же имя художника не совсем забыто, его картины, напомню, находятся в Музее изящных искусств в Севилье, дворце Ретиро и коллекции Аранго Буэн в Мадриде, Галерее Уффици во Флоренции, Словацкой Национальной галерее в Братиславе и городской Галерее в Праге. Но надо отметить, что большая часть сохранившихся произведений Барреры находится все же в частных коллекциях.

Источники - Википедия, сайты 1, 2, 3, 4 и др.


пять чувств, Испания, Франсиско де Баррера, тематические серии, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up