ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО (
здесь)
Педагогическая карьера
Вернувшись в Амстердам, Николас представил все копии Комитету по надзору и Министерству внутренних дел, как отчет о поездке. Римские копии были высланы им в Академию еще в начале сентября. «Отчитался» Николас о своей поездке и перед друзьями на заседаниях общества М.А.Б.
Nicolaas van der Waay (Dutch, 1855-1936) Self-Portrait.
Одну из работ художника ректор Аллебе выпросил оставить в самой Академии, как стимул для студентов и начало коллекции копий старых мастеров, которую хотел собрать в музее Академии. Департамент согласился с просьбой, и Академия купила за 250 гульденов «Сивиллу Ливийскую» и за 100 - музыканта Джорджоне. Несколько лет спустя, и копия Святой Барбары Пальма Веккьо была приобретена Академией для своей коллекции за 150 гульденов.
Чтобы отчитаться перед Департаментом и общественностью о результатах поездки и убедить всех в прогрессе, достигнутом художником в Италии, в актовом зале Академии в начале декабря была организована выставка ван дер Вая, где он представил не только заказные копии, но и свои акварели и рисунки. Выстаку оценили по-разному, возможно, потому, что центральное место на ней занимали все-таки копии. Один из критиков в амстердамской газете от 15 декабря 1884 года писал: «Копии остаются копиями, их может производить любой, кто учился живописи». Тем не менее, в конце декабря 1884 года ван дер Вай был назначен преподавателем Национальной академии и поселился в мастерской, которая находилась в ее здании.
Когда второй педагог Николаса - Баренд Вейнфельд, профессор анатомии и рисунка, в 1890 году покинул Академию, уйдя на заслуженный отдых, Аллебе именно кандидатуру ван дер Вая предложил на освободившееся место в качестве преемника Вейнфельда. Приняв во внимание рекомендательное письмо Аллебе, в котором тот отметил, что «мой интерес к процветанию Академии не позволяет мне желать другого выбора», Министерство культуры дало свое согласие, и Николас ван дер Вай 1 октября 1891 года был назначен профессором в своей «альма-матер», где преподавал более 30 лет (1891-1925).
Основным принципом его обучения, по мнению историков, было формирование независимости и оригинальности стиля его учеников. Когда 1 января 1927 года ван дер Вай покидал стены Национальной академии, в приветственных речах все отмечали, что он сыграл огромную роль в образовании, в стимулировании у студентов академических принципов живописи.
Среди учеников профессора можно назвать таких известных голландских живописцев ХХ века, как пост-импрессионистка Лиззи Ансинг (Maria Elisabeth Georgina Ansingh, 13 марта 1875 - 14 декабря 1959), Ян Слёйтерс (Johannes Carolus Bernardus (Jan) Sluijters, 17 декабря 1881 - 8 мая 1957), иллюстратор Тьер Боттема (Tjeerd Bottema, 6 февраля 1884 - 8 марта 1978), пейзажист Иоханнес Элсинге (Johannes Elzinge), Анри Говартс (Henri Florimond Goovaerts, 13 ноября 1865 - 23 августа 1912), Пауль Ринк (Paul Rink, 1862-1903), Гарри Колен (Harry Koolen, 1904-1985) и др.
Lizzy (Maria Elisabeth Georgina) Ansingh (Dutch, 1875-1959) Self-Portrait.
Tjeerd Bottema (Dutch, 1884-1978) Zelfportret.
Henri Goovaerts (Dutch, 1865-1912)
Harry Koolen (Dutch, 1904-1985) Zelfportret. 1935 г.
Творчество и слава
Творчеством ван дер Вай активно занимался почти семьдесят лет (1871-1936), причем, был разножанровым художником: писал пейзажи и портреты, исторические сцены, городские бытовые и жанровые картины.
Christiaan Lodewijk van Kesteren (Dutch, 1832-1897) Portret van de kunstenaar Nicolaas van der Waay. 1889 г.
Помимо членства в Обществе искусства и дружбы (Arti et Amiciteae) и группе «МАБ», Николас был избран почетным членом общества «Рембрандт», а также входил в Ассоциацию «Общество искусства и стремления к творчеству», основанное в Амстердаме Яном де Буром (Jan de Boer, 1877-1946) 28 октября 1922 года и объединявшее десятерых живописцев. Это камерное общество своей целью видело распространение доступных цен на живопись, их девизом были слова: «Искусство для простого человека».
В общем, понятное дело, ведь сам ван дер Вай, например, «зарабатывал себе на жизнь» не только в качестве преподавателя, но и выполняя престижные государственные заказы. Например, монументальное полотно по случаю вступления на престол королевы Нидерландов Вильгельмины (1880-1962).
Nicolaas van der Waay (1855-1936) Koningin Wilhelmina legt de eed op de grondwet af, tijdens de inhuldigingsplechtigheid in de Nieuwe Kerk te Amsterdam, 6 september 1898. 1899 г.
Напомню, Вильгельмина была единственным ребёнком короля Виллема III от второго брака. После кончины отца 10-летняя Вильгельмина вступила на престол, но до совершеннолетия её мать Эмма была регентшей Нидерландов. Вильгельмина правила страной с момента совершеннолетия пятьдесят лет (дольше других нидерландских монархов), пережила Первую и Вторую мировые войны, и в 1948 году отреклась от престола в пользу единственной дочери Юлианы.
А в 1897 году художник получил заказ - расписать золотую королевскую карету, которая должна была стать подарком от всех жителей Амстердама к совершеннолетию Вильгельмины.
Королевская карета.
На четырех панелях, расположенных в нижней половине экипажа ван дер Вай написал четыре аллегорические картины в академической манере. На правой стороне художник изобразил мальчика в образе «юной Голландии», возлагающего лилии и розы к ногам Богородицы в окружении персонифицированного голландского общества. Левую сторону Николас посвятил колониям Голландии, изобразив жителей заморских территорий королевства, которые также возлагают различные дары к ногам Богородицы. Еще две панели были посвящены изображению аллегорий, связанных с науками и искусством, а также с историей страны.
Gouden Koets (Золотая карета)
Эскизы художника для "Золотой кареты" 1898 г.
Фрагмент эскиза для правой двери "Золотой кареты" 1898 г.
Nicolaas van der Waay (1855-1936) Ontwerp voor de Gouden Koets. 1898 г.
Еще варианты оформления кареты.
Помимо этих монументальных заказов ван дер Вай написал портрет молодой королевы Вильгельмины, который позже был помещен на государственных монетах и марках. Да и эскиз первой официальной банкноты в 10 гульденов (1904-1920) тоже выполнил он.
К монументальным работам ван дер Вая можно отнести и декоративные украшения стен зданий и роспись потолков государственных учреждений на темы голландской истории, которые художник выполнил в 1886 году совместно с Эрнстом Виткампом, с которым дружил всю жизнь.
Критик Ван дер Келлен писал в 1892 году: «Как можно так гармонично работать в тандеме? Это всегда было для меня загадкой. Я подозревал, что композицию придумывал один, а воплощал - другой. Но сам Виткамп мне рассказывал, что иногда они сутками могли сидеть вместе, работая над одним эскизом, а иногда один из них стирал то, что сделал другой, полагаясь на свое вдохновение». «В любом случае, - резюмирует критик, - нужно быть очень хорошими друзьями, чтобы сохранить такое единство в творчестве».
Ко всему этому остается добавить, что ван дер Вай плодотворно работал и в качестве иллюстратора для одного из четырех крупнейших издательских домов мира «Эльзевир» (Elsevier), открытого в Амстердаме в 1880 году, и для амстердамского журнала «Новости монополии» (the Polie news). В 1895 году художник проиллюстрировал женский роман писательницы Коры ван Беркель-ван Хек (Cora van Berckel-van Heek, 1840-1920) «Очарованный каньон», а в 1915 году сделал акварели для книги тогдашнего директора зоопарка Конрада Керберта «Книга друзей» (Liber Amicorum).
Помимо этих официальных заказов и работы в Национальной академии, художник активно занимался живописью. Сквозной темой его творчества стали амстердамские девушки-сироты, часто появляющиеся на полотнах и рисунках ван дер Вая, в своих типичных красно-черных платьях и воздушных головных уборах. Эти картины, в первую очередь, и сделали художника очень известным.
Nicolaas van der Waay (1855-1936) Self-Portrait.
Nicolaas van der Waay (1855-1936) Amsterdamse weesmeisjes in een gang voor een stadsprofiel van Amsterdam (Амстердамские девушки-сироты, идущие на фоне панорамы города Амстердама). 1900-30 гг. Amsterdams Historisch Museum
Nicolaas van der Waay (1855-1936) Showing Orphanage Girls in Amsterdam on their Way to Church (Амстердамские девушки-сироты, идущие в церковь).
Пресса писала, что «его картины маслом и акварелью, изображающие амстердамских девушек-сирот - это драгоценные камни в оправе его творчества».
Nicolaas van der Waay (1855-1936) Orphan Girl from Amsterdam (Сирота из Амстердама).
Nicolaas van der Waay (1855-1936) Orphan Girl from Amsterdam (Сирота из Амстердама).
Nicolaas van der Waay (1855-1936) Amsterdams weesmeisje (Амстердамская сирота). 1910 г.
Nicolaas van der Waay (1855-1936) In the Courtyard on a Sunny Afternoon (Во дворе в солнечный день).
В биографиях ван дер Вая указывается, что он неоднократно представлял свои картины на международных выставках в Амстердаме, Мюнхене, Дрездене, Вене, Париже и Барселоне, и не раз получал призы и медали. Но где, когда и за что художник получал награды - я не нашел…
Стиль
Безусловно, приоритетом для ван дер Вая-художника была академическая школа его учителя Аллебе, которой он следовал и в качестве педагога. Но искусствоведы пишут, что, несмотря на предпочтение академической манеры живописи, стиль его работ нельзя назвать определенным, художник в течение всего творчества не был привязан к определенному направлению в искусстве.
Nicolaas van der Waay in zijn atelier, Academie, Amsterdam. 3 марта 1903 г.
Nicolaas van der Waay (1855-1936) Amsterdam Orphan Girls.
И плох тот учитель, который не может ничему научиться сам у своих учеников. А ведь начало ХХ века просто бурлило новыми тенденциями и течениями.
Еще в конце девятнадцатого века Николас попал под сильное влияние своего младшего товарища и коллеги, живописца Исаака Лазаруса Исраэльса (Isaak Lazarus Israëls, 3 февраля 1865 - 7 октября 1934), сына не менее известного художника Йозефа Исраэльса.
Isaac Lazarus Israëls (Dutch, 1865-1934) photo of 1890 г.
Isaac Lazarus Israëls (Dutch, 1865-1934) Self-Portrait. 1916 г.
Исаак был жанровым живописцем и портретистом, он изображал в основном сцены городской жизни, где главными персонажами были люди из народа - работниц, солдат, матросов. Интересный факт, в 1928 году на IX летних Олимпийских играх в Амстердаме проводился конкурс искусств, Исраэльс за картину «Красный всадник» получил Золотую олимпийскую медаль в номинации «Живопись», и, таким образом, стал олимпийским чемпионом!
А еще Исраэльс, проучившись в Париже у исторических живописцев - неоклассициста Франсуа Эдуара Пико (François-Édouard Picot, 1786-1868) и академиста Поля Делароша (Paul Delaroche, 17 июля 1797 - 4 ноября 1856), не пошел по стопам учителей, а попал под влияние французского импрессионизма. Вернувшись на родину, в поездках на пленэр в рыбацкую деревушку Зандворт Исраэльс убедился в правильности своего выбора, а потом «заразил» новым течением и ван дер Вая. Творчество этих художников близко между собой выбором тем - Ван дер Вай, как и Исраэльс, был мастером городских и интерьерных жанровых сцен, как и Исаак, часто делая главным персонажем картины женщину.
Nicolaas van der Waay (1855-1936) Figuurstudie in kimono.
Nicolaas van der Waay (1855-1936) A Kitchen Interior with a Girl in Reg.
Nicolaas van der Waay (1855-1936) Portrait of a Young Woman seated Holding a Letter.
Историки пишут, что благодаря Исраэльсу (хотя нигде не встречал информации, что художники близко дружили!), мазок Николаса стал мягче, а картины стали представлять собой синтез между реализмом и импрессионизмом. Яркий пример тому - картина «Забастовка балерин» (Dansers Staking), где реалистическое изображение действительности сочетается мягкостью палитры и цвета в отличие от более «жестких» девочек-сирот.
Nicolaas van der Waay (1855-1936) Strike of the Ballerinas.
Критика также отмечала: «Ван дер Вай - импрессионист чувствительный, точный, он изображает настроение и то, чем очарован: сценами в кафе и театре, городскими пейзажами и уличными сценками». Сам художник признался, что огромное влияние на него оказало также творчество «чистого импрессиониста» Эдуара Мане (1832-1883).
Nicolaas van der Waay (1855-1936) Een zomeravond bij het Tolhuis, Amsterdam (Летний вечер в Толхаус, Амстердам). 1891 г.
Nicolaas van der Waay (1855-1936) Theetijd (Время чаепития).
Nicolaas van der Waay (1855-1936) Rustige Arbeid. Orphan Girls knitting by a Window (Тихий труд. Сироты вяжут у окна).
С появлением на горизонте голландского искусства модернизма, в лице Яна Слейтерса (1881-1957) и Лео Гестеля (22 ноября 1881 - 26 ноября 1941) Ван дер Ваю и художникам его поколения пришлось «подвинуться». Напомню, что Слейтерс учился у ван дер Вая в Академии, правда, в течение всего одного учебного года.
Jan (Johannes Carolus Bernardus) Sluijters (Dutch, 1881-1957) Zelfportret.
Leo Gestel (Dutch, 1881-1941) Self-Portrait. 1913 г.
Лео Гестель, настоящее имя которого - Лендерт, изменил свое имя в честь Леонардо да Винчи, так называли его друзья, под этим именем художник и вошел в историю. Лео был сыном малоизвестного художника Виллема Гестеля, который работал директором художественной школы. Гестель-младший, побывав в Париже и познакомившись с художественным авангардом, экспериментировал с кубизмом, фовизмом, экспрессионизмом, футуризмом и постимпрессионизмом. К сожалению, в 1929 году большинство его работ сгорело во время пожара, уничтожившего его студию. Среди прочего, там находилось около четырехсот картин, приготовленных к персональной выставке.
Первым «звоночком» наступающей борьбы направлений и течений стал отказ принять картины художника на выставку. В 1913 году работы Николаса вместе с картинами еще двух академических художников - Йоханнеса Хенрикуса Юрреса (Johannes Hendricus Jurres, 1875-1946) и Генриха Мартина Краббе (Heinrich Martin Krabbé, 1868-1931), были отклонены жюри от участия в выставке столичного Салона. Интересная подробность, но в состав жюри, сформированный Гильдией Святого Луки, вошли многие бывшие ученики профессора ван дер Вая, среди которых были и Слейтерс с Гестелем.
Многие старые живописцы были возмущены отказом жюри принять картины, в которых якобы «преобладают темные цвета и настроение».
Nicolaas van der Waay (1855-1936) Zuidelijke Wandelweg Amsterdam a Girl (Амстердамская девочка на южной аллее).
Nicolaas van der Waay (1855-1936) Lezende Weesmeisjes (Читающие девочки).
Но «в кулуарах» шептались, будто этот отказ, на самом деле, ответ на то, что годом ранее ван дер Вай, как голосующий член Общества искусств и дружбы, не отдал свой голос за подавших заявления на членство в этом Обществе Слейтерса и Гестеля. Ну, а Юррес и Краббе, как говорится, «попали под раздачу».
Nicolaas van der Waay (1855-1936) Self-Portrait. 1922 г.
Nicolaas van der Waay (1855-1936) Soiree in het Hotel Meranerhof. 1920 г.
Историки пишут, что этот конфликт привел к расколу художественного общества Амстердама на «синих» (модернистов) и «коричневых» (традиционалистов). В результате новое жюри амстердамского Салона возглавил в следующем году «коричневый» художник-пейзажист Эгберт Схап (Egbert Rubertus Derk Schaap, 1862-1939), а модернисты в 1915 году основали собственный клуб «Круг голландских художников» (Hollandsche Kunstenaarskring).
Послесловие
В 1927 году Николас ван дер Вай в возрасте 72 лет ушел из Академии на заслуженный отдых. Увы, подробной информации о жизни художника в ХХ веке, о его личной жизни и семейном статусе, нет. Умер профессор ван дер Вай 18 декабря 1936 года в Амстердаме на 82 году жизни.
Творчество художника представлено во многих музеях мира и, в первую очередь, в Нидерландах: Рейксмузеуме, Историческом музее, музее Виллет-Холт-Хёйзен в Амстердаме, Музее Бойманса ван Бёнингена в Роттердаме, Голландском железнодорожном музее в Утрехте, Музее печати в Лейдене. А еще в музеях Брюсселя, Будапешта, Дрездена, Праги и Реймса.
Nicolaas van der Waay (1855-1936) Orphan Girls in a Courtyard, Amsterdam (Девочки-сироты во дворе, Амстердам)
Nicolaas van der Waay (1855-1936) The Display Cabinet (Уборка в шкафу).
Nicolaas van der Waay (1855-1936) The Display Cabinet (Уборка в шкафу).
Кстати, информации о проведении ретроспективных выставок художника в последние десятилетия я тоже не встретил. Зато нашел интересную информацию, связанную с картиной ван дер Вая, которой и завершу рассказ.
Оказывается, власти Роттердама в конце 1990-х годов приняли решение вернуть законным наследникам картины, приобретенными музеями города в период 1940-1948 годов. Город решил, что произведения искусства, которые были незаконно отобраны у еврейских владельцев во время Второй мировой войны и помещены в муниципальные музеи, должны быть возвращены законным владельцам или их наследникам. По просьбе муниципалитета историк искусствоведения, доктор Бонке провел архивные исследования при содействии Ассоциации музеев Нидерландов (NMV). В ходе этого исследования Бонке пришел к выводу, что голландские архивы не могут дать ответы о происхождении музейных картин в каждом конкретном случае. Но кое-что удалось, например, выяснить по поводу работы ван дер Вая «Женщина читает на лугу» (Woman reading in a meadow), хотя изначально картина была неправильно атрибутирована - в авторах числился некто Х. Вайт (H. Waait).
В результате исследователь выяснил, что картина принадлежала господину Лефсман (1879-1943) из Амстердама, в числе еще 64 других произведений искусства она была отобрана в 1942 году одним из членов голландского нацистского движения Липпманом, который принимал участие в движении «Грабители банков» в составе организации «Липо» (Липпман, Розенталь & Ко). Примечательно, что до 8 декабря 1941 года Липпман работал администратором в банке Лефсмана. Позже картина была продана отделу нацистского рейхскомиссара Нидерландов, а искусствовед Эдуард Плицш, внештатный сотрудник этого отдела, 7 июля 1943 года предложил продать картину музею Бойманса, написав об этом директору музея, доктору искусствоведения Д.Ханнема, который принял это предложение и купил картину для музейной коллекции. Банкир Лефсман с женой погибли в марте 1943 года в концлагере Собибор. Еще в 1937 году они назвали в качестве единственного своего наследника Ассоциацию еврейских инвалидов (The Vereniging De Joodse Invalide), которая в 1951 году пыталась установить местонахождение произведений искусства из коллекции Лефсмана, но безуспешно. На основе доклада историка Бонке бургомистр Роттердама 20 июня 2000 года вернуть картину законным наследникам. Вот такая история!
Источники - Википедия, музейные сайты и электронные энциклопедии, диссертация Марики Хесленфелд (
1), сайты
2,
3,
4.