ЖЗЛ (НИКЕЗ ДЕ КЕЙЗЕР. ЛЕТОПИСЕЦ ИСТОРИИ И ЖИВОПИСИ БЕЛЬГИИ.)

Feb 10, 2014 11:34

Благодаря наводке моей читательницы, большой поклонницы нидерландского искусства Муромлены, я пополнил свою коллекцию темы «Живопись о живописи» работами живописца, который считается одним из «отцов» современного изобразительного искусства Бельгии. Но, прежде, чем представить вам картины этого художника, хочу рассказать о его жизни и творчестве, поскольку в русскоязычном интернете не встретил его подробного жизнеописания. Открывая для себя новое имя художника, мне всегда хочется поделиться найденной информацией и с вами.

Никез де Кейзер
Nicaise de Keyser

26 августа 1813, Зандвлит близ Антверпена - 17 июля 1887, Антверпен




Nicaise de Keyser (1813-1887) Zelfportret. 1874 г. Antwerpen Royal Museum of Fine Art

Бельгийский художник академического направления, мастер исторической и портретной живописи.
О детстве и юности художника практически ничего неизвестно, кроме того, что он родился в деревне Зандвлит близ Антверпена. Правда, существует красивая легенда, повторяющая один в один историю, случившуюся в средневековой Италии, когда живописец Чимабуэ встретил мальчика-пастушка по имени Джотто и, увидев, как тот рисует, уговорил родителей паренька отдать его учиться живописи.
Практически во всех биографиях Кейзера рассказывается, что Никез в детстве пас отцовское стадо. И вот однажды встретился ему на лугу (а по другой версии - в самом селении) бельгийский художник Йозеф Якобс (Jozef Jacobs, 1808-1856), который шел через деревню в поиске хорошего пейзажного вида для своей картины и увидел, как мальчик что-то рисует на пыльной дороге. Впечатленный увиденным, Якобс тут же дал Никезу карандаш и бумагу и попросил нарисовать статую Богоматери, находившуюся в уличном алтаре. Точность рисунка была так поразительна, что художник тут же отправился к родителям пастушка и уговорил их отпустить Никеза учиться живописи в Антверпен. Как видите, Кейзер повторил судьбу Джотто.



Академия

Таким образом, 13-тилетний Кейзер стал студентом Королевской Академии изящных искусств в Антверпене, где его учителями были тот самый Йозеф Якобс и исторический живописец Маттеус Игнатиус ван Бри (Mattheus Ignatius van Bree, 1773-1839).




Antoon van Ysendyck (1801-1875) De schilder Mattheus Ignatius van Bree.

Ван Бри был первым профессором в антверпенской Академии, в 1827 году ставшим ее директором. Окончив эту же Академию, Маттеус получил Римский приз и продолжил обучение в 1797 году в Италии. Вернувшись на родину в 1804 году, художник до конца жизни творил и преподавал в Антверпене.
Мальчик оказался очень талантлив, вызывая радость и гордость не только своих учителей, но и родителей, которых он смог навещать только по воскресеньям, и даже всей деревни, поскольку земляки были свидетелями его первых картин, сделанных в окрестностях Зандвлита. Дебютировал молодой художник религиозными картинами, среди первых работ называют «Голову Христа», созданную в 1828 году.
Говорят, что уже в 17 лет Кейзер стал работать самостоятельно, зарабатывая на своем творчестве.
В девятнадцать лет художник участвовал в конкурсе на получение Римского приза для продолжения учебы в Италии, но в том 1832 году приз выиграл молодой Антуан Вирц, а Кейзер стал вторым. Историки пишут, что для Вирца это был второй заход на получение Приза, так впервые он участвовал в конкурсе в 1828 году, но тогда стал вторым.
Антуан-Жозеф Вирц (Antoine Joseph Wiertz, 22 февраля 1806, Динан - 18 июня 1865, Брюссель) - бельгийский живописец и скульптор романтического направления.





Antoine-Joseph Wiertz (1806-1865) Autoportrait à l'âge de 18 ans. 1824 г.
Antoine-Joseph Wiertz (1806-1865) Selbst-Bildnis.

Вирц, также как и Кейзер, родился в бедной семье, в 1820 году он поступил в Академию, с мая 1834 года по февраль 1837 года продолжил учебу в Риме. Позже обосновался в Льеже, выставлялся в Антверпене и Парижском Салоне, написал трактаты об искусстве - «Похвала Рубенсу» и «Трактат об основном характере фламандской живописи».
Надо отметить, что Кейзер, не получивший Римский приз, считал, что Вирц заработал награду заслужено. Сам он остался недоволен своей конкурсной работой «Римское милосердие» (Romeinsche liefdadigheid) и даже вскоре уничтожил картину. Тем не менее, в раннем творчестве Кейзера есть несколько картин религиозного содержания, одна из которых «Распятие» (картину называют еще «Голгофа») была выставлена в Шельдштадте (Scheldestad) в 1834 году, а сейчас находится в музее Манчестера.
Художник понимал, что и жюри конкурса и академики еще находится под влиянием классицизма, «насажденного» в Бельгии великим французом, живописцем Жаком-Луи Давидом, бежавшим в Бельгию после революции во Франции. А ведь в то время уже и в самой Франции появился молодой романтизм, который проповедовал Эжен Делакруа, и его приверженцы во Фландрии подпитывали свое творчество в работах великих фламандцев. Возможно, и по этой причине де Кейзер отошел от религиозной тематики и увлекся историческими и жанровыми картинами, а позже портретами.
Но прежде, в 1835 году молодой художник с друзьями посещает Англию и Шотландию, где серьезно изучает английскую литературу и творчество английских живописцев XVIII века Рейнольдса, Гейнсборо и Лоуренса.

Баталист

Первым большим успехом де Кейзера стала работа «Битва Золотых шпор» (De Slag der Gulden Sporen), выставленная художником в Брюссельском салоне в 1836 году и сразу сделавшая его известным. Картина представляет собой микс между батальным и историческим жанром.




Nicaise de Keyser De Slag der Gulden Sporen. 1836 г. Museum Kortrijk

Работа Кейзера была посвящена битве 1302 года, когда французская армия выступила на север Голландии, чтобы принудить к повиновению непокорных фламандцев. Но в этом сражении, названном Битвой Золотых шпор, фламандцы сумели разгромить захватчиков.
Французское королевское войско, усиленное ломбардскими арбалетчиками и испанскими метальщиками дротиков, во главе с родственником короля, генерал - капитаном графом Робертом II д’Артуа, встретилось с плохо вооружённым ополчением горожан и ткачей. На 7,5 тысяч всадников и 3-5 тысяч пеших наёмников с французской стороны приходилось 13-20 тысяч ополченцев. После победы фламандцы собрали с трупов рыцарей 700 пар золотых шпор, которые в назидание будущим поколениям были вывешены в одной из городских церквей. Отсюда и возникло историческое название битвы.
Кейзер изобразил на полотне тот момент, когда Роберт II д’Артуа сдает свой меч незадолго до того, как был убит фламандской пехотой. Как писала о картине пресса: «Сердца воспламенены любовью и гордостью, потому что все эти храбрые воины были фламандцами, которые не допустили произвол и победили могучую французскую армию!».
Кстати, в порыве национальной гордости в прессе даже предлагали наградить молодого фламандского художника (напомню, Бельгия только «вчера», то есть 23 сентября 1830 года вышла из состава нидерландского королевства и получила независимость) Рыцарским крестом ордена Леопольда (высшей наградой страны, учрежденной королем Леопольдом I, правившим с 1831 года). Но официальные власти отвечали, что художник еще слишком молод, чтобы получить такую высокую награду. И, тем не менее, в 1839 году художник был награжден Орденом Леопольда - высшим военным орденом Бельгии.
К тому же, картина была куплена правительством, чтобы украсить один из залов муниципалитета города Кортрейка в провинции Западная Фландрия. Именно в окрестностях Кортрейка (французское название - Куртре (Courtrai)), который в средние века был процветающим центром суконной промышленности Фландрии, и произошла 11 июля 1302 года «Битва Золотых шпор», изображенная Кейзером.
Та же пресса писала, что встреча художника в городе напоминала королевский прием, на пороге муниципалитета его встречало все члены мэрии и толпа горожан. Естественно, большой праздник был устроен и на родине художника - в Зандвлите.
Кстати, картина Кейзера вдохновила классика бельгийской литературы Хендрика Консиенса (Hendrik Conscience, 3 декабря 1812 - 10 сентября 1883) написать роман «Фламандский Лев» (De Leeuw van Vlaanderen, 1838). Благодаря картине и роману, Фламандский Лев стал символом борьбы фламандцев против средневековых французских угнетателей.
Остается добавить, что позже картина Кейзера перешла в коллекцию Музея города Кортрейка, разрушенного во время Второй мировой войны. Один из эскизов к картине хранится в музее Праги.

Европа

В биографиях художника, увы, не указывается, выиграл он все-таки Римский приз или нет. Скорее всего, нет, иначе поехал бы в Италию раньше. А так, только в 1839 году, уже после признания и успеха на родине, Кейзер отправился в Италию. Безусловно, итальянская школа эпохи Возрождения оказывает влияние на художника. В Риме он пишет картину «Молодая мать» (De Jonge Moeder). Для картины позирует землячка и коллега, художница Мария-Изабелла Тельгхёйс (Marie-Isabelle Telghuys, 26 июля 1815, Вервье - 30 мая 1879, Антверпен), которую Никез очень скоро назовет своей женой. Уже 6 октября 1840 года Кейзер женится на Изабелле. Скупые сведения о госпоже де Крейсер говорят о том, что Изабелла была известна в 1850-е годы, как жанрист, но писала и исторические сюжеты. Скорей всего, она пожертвовала творчеством ради семьи, поскольку к 1858 году Изабелла родила Кейзеру пятерых детей - трех сыновей и двух дочерей. Увы, о судьбе детей ничего неизвестно.




Charles Luis Baugniet (1814-1886) Portrait of Nicaise de Keyser, Belgian painter. 1836 г.

Пока же, судя по источникам, молодая пара совершает путешествие во Францию, Никез часами ходит по залам Лувра, а еще встречается со своим другом по Академии Луи Галле (Louis Gallait, 9 или 10 мая 1810 - 20 ноября 1887), прославившимся также историческими картинами и портретами.




Louis Gallait (1810-1887) Self-Portrait. 1843 г. Art Institute Chicago

Галле, отучившись в родном Турне и в Академии Антверпена у того же ван Бри, получив приз на выставке в Генте в 1832 году, отправился в Париж, откуда присылал свои работы на выставки Брюссельского Салона. Картина "Отречение Карла V» принесла художнику европейскую славу и официальные приглашения вернуться в Брюссель. Позже художник занимал должность директора и президента Королевской Академии изящных искусств Брюсселя.

Еще о монументализме

Успех «Битвы Золотых шпор» привел к тому, что в 1839 году Кейзер начал работать еще над одним монументальным полотном, которое закончил в 1841 году, вернувшись из Италии. Картина «Битва при Ворингене» (De slag bij Woeringen), которая представлена сегодня в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе, рассказывает о сражении 5 июня 1288 года около города Воринген, являющимся в настоящее время северным районом Кельна.




Nicaise de Keyser Nach der Schlacht bei Worringen. 1840 г. Stadtmuseum, Köln

Велась эта битва за обладание герцогством Лимбург, расположенным на нынешней территории бельгийских провинций Льеж и Вурен и нидерландской провинции Лимбург. В ней участвовали войска архиепископа Кельна Зигфрида фон Вестербурга и герцога Жана I Брабантского. Кроме того, что битва стала одним из крупнейших сражений в Европе в средние века, ее исходом стал крупный передел власти на северо-западе Европы.
Историки считают, что картина стала более успешной, чем предыдущее батальное полотно. Она была выставлена в Голландии и Германии и везде получала хвалебные отзывы.
Голландская королевская семья заказала даже художнику картину «Битва при Ньюпорте» (Slag van Nieuwpoort), на которой должны были быть изображены портреты главных участников этого сражения - Морица Оранского, герцогов Людвига и Фредерика Нассауских, австрийского эрцгерцога Альберта - мужа Изабеллы Испанской, и адмирала Арагона.




Nicaise de Keyser De Slag bij Nieuwpoort, 1600. 1844 г. Rijksmuseum, Amsterdam

Это сражение произошло 2 июля 1600 года близ города Ньюпорт в Западной Фландрии в ходе I Войны за независимость Нидерландов. 15 тысяч голландцев во главе с Морицем Оранским после длительной и ожесточенной борьбы одержали победу над 11 500 испанцами во главе с эрцгерцогом Альбертом. Альберт был вынужден бросить поле сражения, потеряв всю артилерию, 4 тысячи человек убитыми и раненными и тысячу, взятых в плен.
Заказчик картины - король Нидерландов и великий герцог Люксембургский Виллем (Вильгельм) II, принявший трон после отречения отца в 1840 году, происходил из Оранско-Нассауской династии. Кстати, женой его была младшая дочь нашего императора Павла I - Анна Павловна.
Королю так понравилась работа Кейзера, что в 1844 году он наградил художника Рыцарским крестом ордена Голландского Льва. Вручая награду, Виллем сказал: «Носите его, как знак явного доказательства моего к Вам расположения». Потом он прикрепил орден к раме картины, остроумно заметив при этом: «Я люблю украшать наградами поле боя». Картина сейчас находится в Гааге.
Тогда же король заказал художнику еще одно батальное полотно, которое должно изобразить битву при Сенефе (Bataille de Seneffe), как антипод ньюпортовской победе. Картина, находящаяся сегодня в Эрмитаже, рассказывает о битве 11 августа 1674 года между французской армией под командованием принца Конде и союзной голландско-испанско-австрийской армией под командованием Вильгельма Оранского.




Nicaise de Keyser De Battle at Seneffe. 1849 г. Hermitage

Историки пишут, что битва, «несмотря на обильное кровопролитие с обеих сторон, окончилась неопределенным результатом». Возможно, это имел в виду король, когда говорил про «антипод». Но, увы, уже готовую картину Виллем II не увидел, 17 марта 1849 года он скончался. После положенного траура картину принял его наследник - король Виллем III (1817-1890), который в 1857 году сделал художника Кавалером Ордена Дубовой короны - государственной награды Великого герцогства Люксембург. Интересная деталь: этот орден был учрежден в 1841 году, после того, как короля Виллема II конституция ограничила в праве награждать по своему усмотрению орденами королевства. Тогда он, воспользовавшись своим титулом - Великого герцога Люксембургского, учредил Орден Дубовой короны, которым уже мог распоряжаться по своему усмотрению.

Портреты и награды

Ко всем перечисленным наградам стоит добавить Орден Святого Михаила, врученный художнику за гражданские заслуги в 1851 году королем Баварии, Орден Полярной звезды Швеции и Орден Короны Вюртемберга, которым Кейзер был награжден монархами этих держав.
Кроме того, король Бельгии Леопольд в 1855 году посетил его выставку в Антверпене. Посмотрев картины художника и назвав их блестящими, король присвоил ему звание Офицера ордена Леопольда. Наконец, в 1873 году де Кейзер был удостоен прусского Ордена «За заслуги».




August Weger (graficus) after aquarelle Nicaise de Keyser (1813-1887) Nicaise de Keyser.

Именно в 1850-70 годы по всей Европе пошла слава о художнике, как о прекрасном портретисте.
Де Кейзер стал пользоваться большим успехом, получая многочисленные заказы от королевских дворов и видных семей в Бельгии и за рубежом. Как пишут историки, «особенно удавались ему женские портреты».





Nicaise de Keyser (1813-1887) Crown Princess Olga Nikolaevna. 1848 г. Hermitage
Nicaise de Keyser (1813-1887) Portrait of Queen Anna of the Netherlands, née Grand Duchess Anna Pavlovna of Russia. 1849 г. Hermitage, Amsterdam





Nicaise de Keyser (1813-1887) Portrait of Olga of Russia (1822-1892), Princess of Württemberg. 1848 г.
Nicaise de Keyser (1813-1887) Princess Charlotte. 1857 г. Städhuis, Antwerpen

Среди царственных особ и знатных лиц, запечатленных на полотнах Кейзера можно назвать правящую династию Бельгии - короля Леопольда и его супруги, их детей - герцога и герцогини Брабанта, которых художник написал в июне 1854 года по заказу королевы Англии. Писал художник портреты короля Нидерландов Виллема II и его жены - королевы Анны Павловны, они находятся в Эрмитаже. По случаю свадьбы принцессы Нидерландов Вильгельмины и наследного принца Швеции и Норвегии, герцога Скандинавского Карла Людвига Евгения Кейзер в апреле 1850 года завершил их портреты. А в 1853 году написал в Вене портрет невесты герцога Брабанта - принцессы Шарлотты. На полотнах художника также были запечатлены: король и королева Вюртемберга, наследная принцесса Вюртемберга, Великая княгиня Ольга, Великая герцогиня Саксен-Веймарская София, принцесса Луиза и ее муж - принц Нидерландов Фредерик.





Nicaise de Keyser (1813-1887) Leopold of Belgium, Duke of Brabant. 1853 г. Belgian Royal Collection, Palace of Brussels
Nicaise de Keyser (1813-1887) William II, King of the Netherlands. 1846 г. The Royal Collection

Академия

В 1846 году Никез Кейзер был избран в Национальную академию дизайна в качестве почетного академика, а через два года стал членом Королевской Академии Брюсселя.
В 1855 году художник Густав (Эгидиус Карел) Вапперс (Egidius Karel Gustaaf Wappers, 23 августа 1803, Антверпен - 16 декабря 1874, Париж) ушел в отставку с поста директора Королевской Академии изящных искусств Антверпена. На эту должность тут же был избран Кейзер.





Gustave Wappers (1803-1874) Zelfportret. 1871 г.
Gustave Wappers (1803-1874) Photo by National Portrait Gallery, London

Густав Вапперс также является одним из первых основателей Бельгийской современной школы живописи. Он получил художественное образование в Антверпене, занималсяисторической и религиозной живописью, с самого начала протестуя против классицизма. За свои художественные заслуги Вапперс был возведен бельгийским королем в баронское достоинство, он руководил не только Антверпенской Академией, но и был директором Бельгийского национального музея.

Во время своего пребывания на посту директора Академии изящных искусств с 1855 по 1879 год де Кейзер был удивительно активен, как художник.





Nicaise de Keyser (1813-1887) A Gallant Knight.
Nicaise de Keyser (1813-1887) Syrian Chief.

Впрочем, искусствоведы пишут, что он «работал очень много, но уже не достигал в своих произведениях тех качеств, какими отличаются самые известные картины художника, замечательные по ширине замысла, прекрасному рисунку и энергичности колорита».
Кроме того, Кейзер много путешествовал, он в 1865, 1868, 1869 и 1871 годах побывал в Германии, а в 1878 и 1880 годах посетил Испанию.




Print by Gustav Kruell after photograph by J. Dupot, Antwerp Portrait of Nicaise de Keyser 1873-1907 British Museum

А еще художник, как талантливый педагог, воспитал целую плеяду живописцев следующего поколения, составляющих гордость современной бельгийской школы, среди которых Ян Баттай, Флорент Клас, Эмиль Клаус, Ян Свертс, Питер Кёйперс, Жан-Батист Сервен, Ян ван дер Вельде, Шарль Верла, Пьер Веррёйдт и др.

Живопись о живописи

Двадцатилетие на посту директора Академии ознаменовалось созданием замечательной серии декоративных картин, прославляющех фламандскую школу живописи.
Над монументальными стенными картинами для здания Академии Кейзер начал работать в 1862 году. Цикл из тридцати девяти картин писался в течение десятилетия (1862-1872). Художник назвал этот цикл «История живописной школы Антверпена».
Три больших полотна представляют собой групповой портрет наиболее известных представителей Антверпенской школы живописи. Художник изобразил 137 известных архитекторов, художников, скульпторов и граверов, работавших в Антверпене в период с пятнадцатого до восемнадцатого веков. Двенадцать картин поменьше представляют поворотные моменты в истории искусства Антверпена, связанные с известностью живописцев Фландрии в Европе и влиянию, которое антверпенская школа живописи имела за рубежом. В серию декоративных картин вошли также двадцать четыре аллегорических плафона, на которых были изображены источники вдохновения художников, их покровители и история самой Академии.
В 1875 году городские власти Антверпена решили, что существующий Королевский музей изящных искусств, который размещался в бывшем монастыре Братьев францисканцев, уже не вмещает всю коллекцию живописи. Было принято решение о строительстве нового здания музея в Южном округе города. После открытия в конце девятнадцатого века работы Кейзера были переданы в этот музей и помещены на главной лестнице вестибюля. Историки называют эту монументальную работу «одой изобразительному искусству».




Museum voor Schone Kunsten in Antwerpen

С 1875 по 1877 год Кейзер работал над подобным амбициозным заказом на юге Франции. Эрнест Гамбарт - один из главных арт-дилеров в Европе и хозяин печатных издательств, заказал художнику для своего дворца в Нице четыре огромных полотна, на которых должны быть изображены портреты великих живописцев прошлого и настоящего.

Послесловие

Последние годы художник жил со своей дочерью Марией (Maria de Keyser) в пригороде Антверпена. О Марии, единственной из пяти детей Кейзера, известно, что она была также художницей и написала портрет отца.




Maria de Keyser Nicasius de Keyser.

Уйдя на заслуженный отдых, Никез продолжал заниматься живописью. Почти ежедневно в благоприятную погоду можно было встретить художника прогуливающимся по аллеям соседнего с домом парка.
Умер Никез де Кейзер 17 июля 1887 года в возрасте 74 лет.
В его отцовском доме в Зандвлите, стараниями дочери Марии был открыт детский приют, который получил название «Убежище де Кейзера». Имя художника было также увековечено в названии одной из улиц Антверпена.




Nicaise de Keyser (1813-1887) Gravure uit een Illustration uit 1887.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона писал о художнике: «Кейзер, наряду с ван Бри и Вапперсом, может считаться возродителем бельгийского искусства, прозябавшего до появления этих трех художников в оковах бледного подражания старинным фламандцам или преклонения перед сухим стилем француза Давида». Тем не менее, пользовавшийся большой славой при жизни, после смерти Кейзер был практически забыт.




Jozef Geefs (Belgian, 1808-1885) De schilder Nicaise De Keyser. Collection Lukas Art in Flanders

Подсчитано, что с 1830 по 1887 год художник создал 350 полотен, множество акварелей и рисунков. Его картины представлены в музеях Антверпена, Брюсселя, Гента, Кортрейка, Гааги, Амстердама, Дуэ и Ниццы.
Самой внушительной коллекцией работ де Кейзера может похвастаться Королевский музей изящных искусств Антверпена, но, как говорят специалисты, кроме монументальных полотен в вестибюле и нескольких картин в залах музея, многие его работы из экспозиции переехали в запасники.





Nicaise de Keyser (1813-1887) Roman straatmuzikanten. 1867 г.
Nicaise de Keyser (1813-1887) The Orient and the Occident. 1854 г.

В 2000 году в музее прошла большая ретроспектива художника, посвященная окончанию реставрации его цикла об истории живописи Антверпена, которая с разными препятствиями и даже скандалами в прессе продолжалась с середины 1990-х годов. В результате, в 1999 году реставрационные работы были закончены, и из 39 работ шесть были восстановлены полностью и 33 - частично.
Как написали в прессе, этой выставкой, которую посетили более двадцати тысяч человек, Музей изобразительных искусств Антверпена (KMSKA) почтил память почти забытого художника. Надеюсь, и мой материал станет частичкой дани памяти бельгийцу…





Nicaise de Keyser (1813-1887) Portrait of Eberhard von Würtenberg as a Pilgrim in the Holy Land. 1848 г. Rijksmuseum, Amsterdam
Nicaise de Keyser (1813-1887) Portrait of Mrs Mols-de Brialmont. 1853 г. Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, Antwerpen

Источники - Википедия, электронные энциклопедии, статьи Карла Ицхерта (1) и Шарона Мюррея (2), сайты 3, 4, 5, 6, 7.


Бельгия, Никез де Кейзер, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up