ПРОЕКТ "СЮЖЕТ ДЛЯ НЕБОЛЬШОГО РАССКАЗА" (Часть 24)

Feb 01, 2014 03:21

Для тех, кому понравился в прошлом году мой проект «Сюжет для небольшого рассказа», в котором мы сообща не только обсуждали картины, но и придумывали истории с разными версиями, развивая сюжет до целого рассказа, я решил попробовать продолжить серию картин. Во-первых, действительно, есть работы, которые не включишь в уже имеющиеся в дневнике темы, а они сами по себе хороши - трогают, волнуют, «улыбают», ставят вопросы или отвечают на них, заставляют фантазировать, а, самое главное, помогают общаться со своими читателями. Для меня этот проект - еще и возможность самому познакомиться и вас познакомить с автором, представив, при наличии в моей коллекции, его автопортрет или портрет. Итак, продолжим?
Сегодня картина английского художника, которая по сюжету, вроде бы, понятна. Каждый, наверняка, хоть раз в жизни сталкивался с подобной ситуацией: «Нет, только после Вас!». Я такое стечение обстоятельств называю «сверхвежливость». Бросив первый взгляд на картину, почему-то сразу вспомнился фильм «Собака на сене» с женихами-соперниками графом Федерико и маркизом Рикардо (Игорь Дмитриев и Николай Караченцов). А в дверях - служанка Марсела, еще не рекламирующая ежедневно косметику израильской компании «ДеШели». Но если взглянуть отстраненно на этих двух кавалеров, то можно нафантазировать: кто они, закончится ли их любезность дуэлью, по какому вопросу они наносят визит в этот дом и кто его хозяин (хозяйка). В общем, вопросов - «громадьё»! Попробуем на них ответить?




George Adolphus Storey (1834-1919) After You! 1867 г.

Традиционно, ниже рассказываю об авторе картины, а поскольку он принадлежал к известной художественной группе викторианских художников «Клика Сент-Джон Вуд», то не смог отказать себе в удовольствии поместить несколько автопортретов художников, о которых упоминаю, из своей электронной коллекции.



Джордж Адольф Сторэй
George Adolphus Storey

7 января 1834, Лондон - 29 июля 1919,





George Adolphus Storey (1834-1919) 1887 г.
George Adolphus Storey (1834-1919) by Walter Stoneman. 1916 г. National Portrait Gallery, London

Английский художник-портретист, мастер жанровой живописи и иллюстратор.
Джордж родился в Лондоне, с детства был увлечен рисованием. В 1848 году он в возрасте 14 лет уехал к брату Уильяму, который учился в Париже, там Джордж и получил художественное образование в студии живописца Жан-Луи Дюлонга (Jean Louis Dulong, 1800-1868). В Париже молодой человек застал буржуазную революцию 1848 года и даже был свидетелем разграбления апартаментов королевского дворца.

Школа Лея

В 1850 году Сторэй вернулся в Англию и продолжил обучение в Лондоне в частной художественной Школе живописца, педагога, писателя, драматурга и критика Джеймса Мэтью Лея (James Matthews Leigh, 1808 - 20 апреля 1860). Сын известного лондонского торговца и ученик живописца Уильяма Этти, Лей, попутешествовав по Франции, Германии, Италии и Испании, в 1848 году открыл на Ньюмен-стрит в Лондоне частную школу, быстро став конкурентом такого же заведения Генри Сасса. Школа была известна в Лондоне, как «Академия Лея», сегодня это учебное заведение является по статусу высшей Школой изящных искусств. Стоит отметить, что в Школе учились такие английские мэтры, как сэр Фредерик Лейтон, сэр Джон Милле, Эдвард Пойнтер, Джон Берджесс и другие. Являясь заядлым курильщиком, Лей умер в Лондоне 20 апреля 1860 от рака горла.
Обучаясь в Академии Лея, Джордж Сторэй успевал посещать студию скульптора Уильяма Бенеса (William Behnes, 1795 - 3 января 1864), у которого брал уроки. Бенес интересен тем, что закончив Дублинскую академию и Королевскую академию искусств, в 1819 году получил золотую медаль «Общества искусств» за изобретение инструмента для облегчения работы скульптора. Несмотря на то, что Бенес создал множество бюстов, рельефов, памятников и статуй и имел успех, он в 1861 году объявил себя банкротом и позже умер в нищете.

Клика Сент-Джонс Вуд

Свое художественное образование Сторэй продолжил в 1854 году в Школе Королевской академии художеств, где познакомился с Генри Стейси Марксом (Henry Stacy Marks, 13 сентября 1829 - 9 января 1898) - будущим активным участником художественного объединения «Клика Сент Джонс Вуда», поступившим в Академию в 1851-м.
Маркс и познакомил Сторэя со своими друзьями-художниками, которые стали позже основателями популярной в 1860-е группы «Клика Сент Джонс Вуда». Кроме Маркса и Сторея, в группу объединились художники:
Джордж Данлоп Лесли (George Dunlop Leslie, 2 июля 1835 - 21 февраля 1921),
Филипп Гермоген Кальдерон (Philip Hermogenes Calderon, 3 мая 1833 - 30 апреля 1898),
Уильям Фредерик Йемс (William Frederick Yeames, 18 декабря 1835 - 3 мая 1918),
Джон Эван Ходгсон (John Evan Hodgson, 1 марта 1831 - 19 июня 1895)
и фотограф Дэвид Уилки Уинфилд (David Wilkie Wynfield, 1837-1887).





Henry Stacy Marks (British, 1829-1898) Self-Portrait. 1882 г.
George Dunlop Leslie (British, 1835-1921) Self-Portrait 1882 г.





Philip Hermogenes Calderon (British, 1833-1898) Self-Portrait. 1860 г.
William Frederick Yeames (British, 1835-1918) Self-Portrait. 1884 г.





John Evans Hodgson (British, 1831-1895) Self-Portrait. 1882 г.
David Wilkie Wynfield (British, 1837-1887) Self-Portrait.

Эта группа викторианской художников получила свое имя по названию исторического района в северо-западной части Лондона Сент-Джонс-Вуд, где многие из них жили в то время. Этот район города до сих пор считается одним из самых дорогих и престижных. Слово «Клика» (The Clique) было заимствовано из названия еще одной группы английских художников - их предшественников, основанной Ричардом Даддом. Эта группа, популярная в 1830-е годы, распалась в 1843 году, когда ее основатель Дадд был объявлен безумным и заключен в тюрьму после убийства своего отца. Клика имела характерные идеи отказа от академического искусства в пользу бытового жанра и была непримиримым противником прерафаэлитов, считая их искусство эксцентричным и примитивистским.
Надо отметить, что раннее творчество самого Сторэя было под сильным влиянием стиля прерафаэлитов. Он считал себя последователем школы «Братства прерафаэлитов», но пристрастия художника изменились после поездки в Испанию, где художник провел больше года (1862-1863).
По возвращении он обнаружил, что его друзья по «Сент-Джонс-Вудской» группе увлечены темами и сюжетами эпохи Тюдоров и Стюартов, которые стали популярны у публики и прессы. Поэтому Сторэй рьяно взялся за изучение костюмов, архитектуры и аксессуаров XVI и XVII веков, чтобы также заняться историко-бытовым жанром. Постепенно художник изменил свой стиль, занимаясь помимо жанровой живописи портретами и книжной иллюстрацией.
Среди самых известных картин художника называют произведения «Старый солдат» (The Old Soldier, 1869), «Рождественские посетители» (Christmas Visitors, 1874), «Беда» (Mischief, 1897) и «Любовное письмо» (The Love Letter, 1901).
С членами группы Джордж сохранял дружбу на протяжении всей своей жизни. Он часто совершал поездки с ними по Англии, в 1866 году проведя всё лето в замке Хевер в графстве Кент.




Photo of the St John's Wood Clique 1864 or 1865 г.

Именно там Сторэй написал имитацию картин голландских мастеров жанровой живописи XVII века Питера де Хоха и Жерара Терборха «Дети за завтраком», а также юмористическую зарисовку «После Вас». Самой известной картиной «голландской» темы считается работа Сторэя «Дуэт» (1869, Галерея Уолкера, Ливерпуль).
В 1868 и 1878 годах Джордж посетил Париж в компании с Джорджем Лесли, а в 1879 году путешествовал по Италии с Филиппом Кальдероном.

Семья

В первой половине 1860-х годов Сторэй женился на молодой леди по имени Фрэнсис или Фанни, (ок. 1843-1916, фамилия неизвестна), которая в 1866 году родила художнику сына Роберта Оливера Сторэя. Прожив вместе почти все 1870-е годы, супруги развелись, хотя Джордж продолжал оказывать сыну финансовую помощь.
В 1882 году Сторэй женился на Эмили Хайворд (Emily Hayward, 1863-1940), которая подарила мужу дочь, Мэри Глэдис Сторэй (ок. 1886-1978).




Emily Storey (née Hayward) and George Adolphus Storey 1883 г. National Portrait Gallery, London





Mary Gladys Storey 1890 г. National Portrait Gallery, London
Mary Gladys Storey 29 June 1929 г. National Portrait Gallery, London

Мэри была известной и довольно успешной лондонской актрисой в первые десятилетия ХХ века. Но более известна она, как основатель и руководитель «Фонда Боврил», который занимался сбором средств для британских вооруженных сил во время Первой и Второй мировых войн. За успешный сбор средств для войск в годы Первой мировой войны Сторэй в 1920 году получила звание офицера Британской империи. В 1929 году Мэри опубликовала воспоминания о своей жизни, где рассказала об отце и его окружении, о собственной карьере в театре и, конечно, благотворительной работе для армии. В 1939 году Сторэй опубликовала книгу «Диккенс и дочь», в которой правдиво описала взаимоотношения между писателем Чарльзом Диккенсом и его второй дочерью Кейт Перуджини, которая являлась ее близкой подругой. В 1973 году Мэри, оставив родовое имение в Хэмпстеде, где она и родилась, поселилась в доме престарелых в Брайтоне, где и скончалась в 1978 году в возрасте 92 лет.

Карьера

С 1853 года Сторэй стал выставляться в Королевской Академии, став постоянным экспонентом ежегодных выставок.
В 1876 году художник был избран ассоциированным членом Академии, а в 1914 году стал академиком. В 1900 году он был избран профессором и стал преподавать в Академии теорию перспективы. Кроме того, Сторэй читал лекции в различных Обществах искусства Лондона, а также обучал молодых любителей живописи в собственной студии. С 1874 по 1895 год Сторэй являлся членом лондонского «Клуба искусств».
Картины художника экспонировались также на выставках в Британском институте, в Королевском Обществе британских художников на Саффолк-стрит и Общества акварелистов.
В конце XIX века Сторэй перебрался жить в Хэмпстед, он тепло общался с художником Джеймсом МакНейлом Уистлером (James Abbot McNeill Whistler, 11 июля 1834 - 17 июля 1903), стал крестным отцом писателя Эдварда Майерстайна (Edward Harry William Meyerstein, 11 августа 1889 - 12 сентября 1952).





James Abbott McNeill Whistler Portrait of the Painter (Self-Portrait), Arrangement in Grey. 1872 г. Institute of the Arts, Detroit
Edward Harry William Meyerstein 1905 г.

Ко всему прочему, Сторэй на протяжении всей жизни увлекался литературой, попробовав себя в качестве писателя и поэта и опубликовав два поэтических сборника. В 1863 году вышла книга его стихов под псевдонимом Джордж Минимус, а в 1879 году - «Сборник домашних баллад и старомодных стихов».
На протяжении всей своей жизни художник вел дневники, в которых писал о своих путешествиях, личных и профессиональных победах и неудачах. На основе этих дневников в 1899 году он выпустил книгу воспоминаний «Эскизы из памяти» (Sketches from Memory), в которой содержится немало ценной информации о группе «Клика Сент-Джонс Вуд».
Еще Сторэй опубликовал книги о жизни и творчестве Мейссонье (1886)и Микеланджело, переведя для второй сонеты и стихи художника на английский язык. В 1910 году был издан главный исследовательский труд Сторэя - книга «Теория и практика перспективы» (The Theory and Practice of Perspective), в которой художник подытожил свое многолетнее изучение и преподавание этого предмета. Эта книга является популярным пособием для художников больше столетия после ее публикации.
Скончался Сторэй в своем доме в Хэмпстеде 29 июля 1919 года в возрасте 85 лет.





George Adolphus Storey (1834-1919) Photo by Ralph Winwood Robinson. 1889 г. National Portrait Gallery, London
Harry Furniss (British,1854-1925) Portrait of George Adolphus Storey. 1880-е г.

Источники - Википедия, электронные энциклопедии, музейные и аукционные сайты.


выставка одной картины, Джордж Адольф Сторэй, Англия, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up