ПРОЕКТ "ВРЕМЕНА ГОДА" (ТРИ СЕРИИ ДЖУЛИО КАРПИОНИ)

Jan 31, 2014 13:47

Собрал еще несколько серий картин "Времена года". Не все они представлены полностью, зато принадлежат кисти одного художника. Пришлось лезть в энциклопедии и в поисковик, чтобы, по традиции, рассказать вам и об авторе этих картин. Предлагаю вам собранную мной биографию Джулио Карпиони, а затем уже полюбуетесь на его "Времена года".

Джулио Карпиони
Giulio Carpioni

1611/1613 - 29 января 1678, Венеция




Giulio Carpioni Autoritratto. Pinacoteca di Brera, Milano

Итальянский художник и гравер эпохи раннего барокко, мастер религиозных и мифологических сюжетов.
Джулиано родился, вероятней всего, в Венеции, хотя историки спорят как о месте рождения художника, так и о дате, называя 1611 и 1613 годы. О детстве художника ничего неизвестно. Первое документальное свидетельство о существовании художника относится к 1630 году, именно в этом году Джулио зарегистрирован в качестве ученика в мастерской художника Алессандро Варотари, более известного по прозвищу Иль Падованино (Alessandro Varotari - il Padovanino, 4 апреля 1588 - 20 июля 1649), который являлся представителем позднего маньеризма, был представителем целого семейства живописцев (художниками были его отец и брат), и родился в Падуе, откуда и появилось его прозвище. В 1614 году Варотари переехал в Венецию, где в своей мастерской и обучал юного Карпиони.






Alessandro Varotari - il Padovanino (Italian, 1588-1649) Autoritratto. Musei Civici, Museo d’Arte Medioevale e Moderna, Padova

Историки отмечают, что на становление молодого Джулио оказали влияние также работы венецианца, работавшего в Риме и бывшего в числе первых «караваджистов», Карло Сарачени (Carlo Saraceni, 1579 - 16 июня 1620), а также его ученика - француза из Нанси Жана Леклерка (Jean LeClerc, 1587/88 - похоронен 20 октября 1633), известного своим мастерством ночных световых эффектов.




Anonimo pittore Ritratto di Carlo Saraceni. Accademia di San Luca, Roma

В 1631 году Карпиони вместе со своим учителем посещает Бергамо, где знакомится с художниками ломбардской школы живописи. Историки предполагают, что Джулио в этот период совершил уже самостоятельно поездку в Рим, где продолжил изучать работы классицистов, а также познакомился с творчеством Тициана и Пуссена. В 1638 году художник окончательно возвращается в Венецию, где и создает большую часть своих работ. Он знакомится с еще одним учеником Варотари - Пьетро делла Веккиа, урождённым Пьетро Муттони (Pietro della Vecchia (Pietro Muttoni), 1603 - 8 сентября 1678), который тоже оказывает влияние на творчество Карпиони.
Рубеж 1630-1640 годов тоже является белым пятном в биографии художника, поскольку его первые задокументированные работы - «Апофеоз» (La Glorificación, Городской музей Венеции ) и «Мученичество святой Катерины» (Martirio de santa Catarina), датируются 1647 и 1648 годами. Среди первых крупных работ Карпиони в Венеции, датированных также между 1647 и 1651 годами, можно также назвать «Аллегорию семьи Гримани» (1651), «Распятие» (1648, Академия живописи, Венеция), а также два огромных люнета «Апофеоз Винченцо Дольфина» (1647) для Палаццо дель Подеста и «Апофеоз Джироламо Брагадина» (1648), которые близки по стилю аналогичным работам Франческо Маффеи.
Напомню, что люнет (от фр. la lunette - уменьшительное от «луна») - это поле стены, ограниченное аркой и её опорами в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами. В сквозных люнетах помещались окна, глухие люнетты часто украшались живописным или скульптурным декором.

Возвращаясь к отсутствию информации о художнике в период 1638-47 годов, можно предположить, что эта «безызвестность» связана с тем, что в 1640-е годы монополию на исполнение важных заказов в Венеции захватил (неофициально, конечно) вышеупомянутый Франческо Маффеи (Francesco Maffei, 1605 - 2 июля 1660). Поскольку и сам он был из местных, и отец был художником, заказы ему отдавали охотней. Впрочем, историки с высоты Времени критикуют работы Маффеи: ругают за его за «провинциальные стилистические «причуды», сочетающие декоративную манеру барокко с визуальными искажениями», пишут, что «полотна часто переполнены людьми», а «мазки иногда очень нервные». В общем, хорошо, что сам художник не слышал об этом, иначе можно было бы и уйти в запой. Тем не менее, в 1657 году Маффеи покинул Венецию и переехал в Падую, где спустя три года умер от чумы.

Историки отмечают, что только после отъезда Маффеи Карпиони начал активно и продуктивно творить. Но, думаю, это искусственно привязанные друг к другу события! Понятное дело, что и до отъезда более успешного коллеги Джулио не сидел без дела, он зарабатывал «на хлеб с маслом», выполняя заказы местных церквей и представителей дворянства.
В конце 1640-х годов художник написал и свой автопортрет (Пинакотека Брера, Милан), на котором изобразил себя в лавровом венке рисующим какую-то античную процессию. Около 1650 года он выполнил ряд фресок на мифологические темы в небольшом зале виллы Кальдоньо-Нордера в Венеции.
Видимо, 1650-е годы были периодом поиска художника своего стиля и манеры, поскольку, как пишут искусствоведы, его «Поклонение волхвов» (середина 1650-х годов) очень напоминает манеру того же Маффеи и полностью отвечает доминирующему в то время в Венеции стилю барокко, а картина «Святой Николай, изгоняющий демонов» (ок. 1656), написанная для часовни Св. Николая, лишена декоративного изобилия и больше напоминает натурализм Караваджо.

В течение следующих десятилетий Карпиони выполнил немало картин на религиозные темы, среди фрески для часовни Санта-Клары, Палаццо Триссино Бастон и цикл картин для церкви Санта Филиппо и Фортунато. Но известен художник стал благодаря не этим монументальным работам, а огромному количеству картин небольшого формата и рисункам, посвященным мифологическим персонажам и сюжетам. Среди них - многочисленные «Вакханалии», "Танцующие Путти", такие работы, как «Триумф Силена» (El triunfo de Sileno, Галерея Академии в Венеции) или «Царство Гипноса» (El reino de Hypnos, 1656, Художественно-исторический музей, Вена). Добавлю, что вторая копия «Царства Гипноса» (1665) находится в Художественной галерее Йельского университета, штат Коннектикут.
Все эти картины, как пишут историки, художник «интерпретировал с остроумием и меланхоличным очарованием».

Наиболее известной работой Карпиони является декоративное украшение потолка часовни Святого Николая в Венеции, где художник выполнил 11 крупных полотен на тему «Триумф Святого Николая» и «Добродетели». Эта работа датируется 1671 годом.Также известно, что Карпиони сотрудничал с несколькими художниками и выполнил заказы на религиозные картины в Падуе. Примерно в течение четырех лет (1669-1673) Джулио вместе с художником Бартоломео Читтаделла(Pietro Bartolomeo Cittadella, 23 июля 1636 - 28 декабря 1704) работал в Вероне, выполнив картины для церквей Святого Леонардо и Святых Назария и Цельсия.
Последние годы жизни Карпиони работал больше, как гравер. Что касается его мастерства, как гравера, то офорты Карпиони, по утверждению историков, были созданы под влиянием мастеров болонской школы живописи: его ровесника Симоне Кантарини, известного как Симоне да Пезаро (Simone Cantarini (Simone da Pesaro), 12 апреля 1612 - 15 октября 1648) и Одоардо Фиалетти (Odoardo Fialetti, 18 мая 1573-1638). Большое влияние оказало на венецианца также творчество известного француза Никола Пуссена (Nicolas Poussin, 1594 - 19 ноября 1665), который стоял у истоков классицизма и долгое время жил в Риме.





Simone Cantarini(Il Pesarese)Self-Portrait. 17th century
Nicolas Poussin (1594-1665) Self-Portrait. 1649 г. Gemäldegalerie, Berlin

Джулио Карпиони умер, по предположению, 29 января 1678 года в Венеции, оставив семье большое состояние. Впрочем, эта дата до сих пор оспаривается некоторыми учеными, которые предполагают, что художник умер в 1674 году в Вероне, а не в 1678 году в Венеции. Кстати, «веронская дата» помещена во все итальянские энциклопедии!

Остается добавить, что сын Карпиани - Карло тоже стал художником. Получив образование у отца, он написал несколько картин в его стиле, а потом увлекся портретным жанром. Увы, больше сведений о нем нет.
Картины Джулио Карпиони находятся в коллекциях таких музеев, как Городской музей Венеции, Галерея Уффици, Флоренция, Музей изобразительных искусств Сан-Франциско, Музей Ашмола в Оксфорде, художественный музей Южной Каролины, галереи Аугсбурга, Дрездена, Вены, Модены и др.

К сожалению, серии Карпиони не датированы, поэтому размещаю их не в хронологическом порядке.

I




Giulio Carpioni (Italian, 1613-1678) The Four Seasons. Spring.




Giulio Carpioni (Italian, 1613-1678) The Four Seasons. Summer.




Giulio Carpioni (Italian, 1613-1678) The Four Seasons. Autumn.




Giulio Carpioni (Italian, 1613-1678) The Four Seasons. Winter.

II

Во второй серии где-то затерялась картина "Аллегория лета", но то, что остальные три в наличии - уже хорошо!




Giulio Carpioni (Italian, 1613-1678) An Allegory of Spring.




Giulio Carpioni (Italian, 1613-1678) An Allegory of Autumn.




Giulio Carpioni (Italian, 1613-1678) An Allegory of Winter.

III

И еще три картины одной серии "времено-годческих" Аллегорий, в которой точно атрибутирована по названию только одна работа. Наверное, она бы и осталась одной, но на одном из аукционных сайтов я нашел пару картин Карпиони, которые были подписаны, как "Портреты мифологических персонажей". Конечно, можно предположить, что это портреты Флоры и Диониса или еще кого-нибудь из богов, но по композиции и стилю уж очень они напоминают "Аллегорию Лета". Поэтому я и дерзнул присовокупить эти два портрета к третьей серии "Времена года", хотя, все равно в ней не хватает Зимы...




Giulio Carpioni (Italian, 1613-1678) An Allegory of Summer.





Giulio Carpioni (Italian, 1613-1678) An Allegory of Spring (?).
Giulio Carpioni (Italian, 1613-1678) An Allegory of Autumn (?).

Источники - Википедия, электронные энциклопедии, сайты - 1, 2, 3, 4, 5.


времена года, Джулио Карпиони, тематические серии, Италия, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up