ЖЗЛ (ТИХАМИР ФОН МАРГИТАИ. СУДЬБА СО ВЗЛЕТАМИ И ПАДЕНИЯМИ.)

Jan 30, 2014 13:16

На фоне мэтров венгерской живописи рубежа XIX-XX веков, его ровесников, имя этого художника было забыто еще при его жизни, да и сейчас не очень известно (по крайней мере, русским любителям изобразительного искусства). В русском интернете можно найти короткую биографическую справку, да и на венгерских сайтах я нашел всего одну большую статью о художнике. Поэтому и решил познакомить вас с этим забытым именем, ведь что ни говори, а его творчество, которое историки называют «на потребу публике», все же занимает целый пласт в венгерской национальной живописи.

Тихамир фон Маргитаи
Tihamér von Margitay

27 ноября 1859, Йенке - 23 февраля 1922, Будапешт




Tihamer von Margitay (1859-1922) Self-portrait.

Венгерский живописец-жанрист.
Художник родился в городке Йенке на территории Австро-Венгрии (сейчас это город Йенковиче в Словакии). Его родители принадлежали к древнему венгерскому благородному семейству (отсюда и приставка «фон»), поэтому Тихамир получил хорошее начальное образование и воспитывался, как пишут историки, «на основах строгой нравственности». Но, несмотря на то, что родители юноши прочили сыну карьеру юриста, в 1874 году 15-летний Маргитаи поступил в Школу декоративного искусства в Будапеште.



Надо отметить, что парня поддержал, и с детства оказывал на него влияние, приветствуя интерес к живописи, дядя Тихамира - писатель Деже Маргитаи (Dezső Margitay, 1840-?), принимавший участие в написании альманаха «Венгерский Декамерон» (1893), автор повестей «После Воскресения», «Убитая душа» и др.
В течение пяти лет Тихамир учился в Школе под руководством известного живописца Берталана Секели (Bertalan Székely, 8 мая 1835 - 21 августа 1910).





Bertalan Székely (1835-1910) Self-Portrait. 1860 г. Hungarian National Gallery, Budapest
Mór Erdélyi (1866-1934) Photo of Bertalan Székely. 1900 г.

Художник, являющийся одним из выдающихся представителей венгерской исторической и романтичной живописи, окончил Академии живописи в Вене и Мюнхене, много путешествовал по Франции, Фландрии и Нидерландам, а с начала 1870-х годов занялся педагогической деятельностью. Секели известен, как замечательный портретист, при этом, интересен тот факт, что портреты он начал рисовать только для того, чтобы найти средства для поддержки семьи.

В 1879 году Маргитаи окончил будапештскую Школу декоративного искусства и, получив государственную стипендию, в том же году продолжил учебу в Мюнхенской Академии изящных искусств. Существует легенда о поступлении Маргитаи в Академию. Говорят, что Карл Теодор фон Пилоти (Karl Theodor von Piloty, 1 октября 1826 - 21 июля 1886), будучи амбициозным преподавателем и занимая с 1874 года пост директора Мюнхенской Академии художеств, сам принимал участие в наборе студентов. Среди его учеников можно назвать Франца фон Ленбаха, Ганса Макарта, Вильгельма Лейбля, Габриэля фон Макса, Эдуарда фон Грюцнера и др. Так вот, Пилоти, увидев работы молодого венгра, сказал: «Вы станете великим художником и известным человеком» и тут же принял парня в класс живописи своего ученика, исторического живописца Отто Зайтца (Otto Seitz, 3 сентября 1846 - 13 марта 1912), избранного профессором Академии годом раньше (1873). Отмечу, что в некоторой степени «пророчества» Пилоти сбылись.





Karl Theodor von Piloty (1826-1886).
Otto Seitz (1846-1912).

В Мюнхене Маргитаи под влиянием педагогов занялся исторической живописью, писал и мифологические, и аллегорические сюжеты, пытаясь с академической точностью передавать детали исторических сцен, интерьеров и одежд. Увы, ни одной картины раннего творчества художника в интернете не представлено.
В 1881 году, еще учась в Мюнхене, Тихамир дебютировал в Национальном салоне в Будапеште, это был первый крупный успех молодого художника. Отучившись в мюнхенской Академии несколько лет, Маргитаи в середине 1880-х уехал продолжать обучение в Италию. Он побывал в Венеции, Флоренции и Риме, но об итальянской жизни и этом периоде творчества художника также ничего не известно. Кроме того, что автопортрет, представленный в начале материала, находится в коллекции Галереи Уфицци во Флоренции.

Возможно, любовь итальянцев к бытовому жанру повлияла на художника. Возможно, Тихамир, по воспоминаниям современников, обладавший отличным чувством юмора и прекрасной наблюдательностью, в повседневной жизни среднего класса мадьяр постоянно видел сюжеты для своих картин! Но, вернувшись из Италии, художник в 1886 году в Национальном Салоне Будапешта выставил работы «нового направления» и вскоре совсем отказался от исторической живописи.




Tihamer von Margitay (1859-1922) Az ellenállhatatlan (Неотразимый). 1886 г.

Отмечу, что к концу 1880-х годов интерес к исторической живописи стал падать. В 1887 году в газете «Воскресные новости» один критик по поводу открывшейся в Будапеште «Осенней выставки» открыто выражал сожаление в связи с тем, что художники перестали обращаться к исторической живописи. Непопулярность исторического жанра стала очевидна и на открывшейся в 1888 году в Мюнхене Международной выставке, на которой было представлено, на удивление, мало исторических полотен, а те, которые экспонировались - были написаны художниками намного раньше. Немецкий критик и историк искусства Рихард Мутхер (Richard Muther, 1860-1909) также сетовал, что «притупляется интеллектуальность творцов» и прямо требовал сосредоточиться на изображении исторических событий, заявляя: «Мы требуем исторической живописи, которая пропагандирует и возвеличивает национальных героев, показывает события нашего времени, которые мы можем передать потомству».
С одной стороны, ситуация объяснима - на смену реализму и натурализму пришли новые течения и направления. Пейзажисты были увлечены пленэром, всё больше заявлял о себе импрессионизм. Историк и писательница Юдит Сабади (Judit Szabadi) отмечала, что многие молодые художники стали приверженцами социальных тем, а бытовой жанр, тем более, с романтическим флёром и пропагандой буржуазного образа жизни стал считаться «коммерческим и конформистским».




Tihamer von Margitay (Hungarian, 1859-1922) Lady Swooning (Леди в обмороке). 1890 г.

Но именно этот жанр принес Маргитаи известность и успех.
Историки пишут, что он начал писать бытовые жанровые картины в стиле французского представителя натурализма в живописи, как составной части реализма, Жюля Бастьен-Лепажа (Jules Bastien-Lepage, 1 ноября 1848 - 10 декабря 1884). Эти картины часто квалифицировались, как «салонная жанровая живопись». Отмечу, что успех сопутствовал этим картинам художника, и работы Тихамира совсем скоро сделали его востребованным, а его имя популярным по всей стране.




Tihamer von Margitay (1859-1922) A pír (Румянец). 1891 г. Kieselbach Galéria

Все с нетерпением ждали его новых картин «в легком стиле», в которых соседствовали и романтика отношений, и ирония по поводу изображенных ситуаций. Маргитаи ярко и колоритно изображал как романтические ухаживания, так и бытовые ситуации взаимоотношений молодых девушек на выданье с бравыми военными и городскими денди, которые часто преподносились с явной долей иронии.




Tihamer von Margitay (1859-1922) Flitterwochen (Медовый месяц). 1889 г.

Сам художник своим видом и поведением олицетворял последних. Миклош Рожа, который был секретарем Национального Салона в Будапеште и часто встречался с Тихамиром, писал: «Маргитаи очень быстро добился беспрецедентной популярности, он был буквально мечтой каждой девушки того времени». Согласитесь, в такого элегантного и очаровательного, с пышными усами и модной шляпе городского денди, каким выглядит художник на многих фотографиях, несложно было и влюбиться.





Tihamer von Margitay 1910 г.
Tihamer von Margitay 1920 г.

Итак, 1880-1890 годы стали практически национальным триумфом художника.
Тот же Миклош Рожа отмечал, что Маргитаи «обладая эпическим талантом, с неистощимой выдумкой изображал самые разные образы, в которых была выражена венгерская социальная жизнь с ее радостями и печалями». И даже тот самый средний класс, который художник часто изображал с иронией, прощал ему это, о чем свидетельствуют золотые медали Общества изящных искусств и неоднократные премии (информации о том, когда и за что они были вручены, увы, не нашел). Кроме того, у художника появились авторитетные поклонники, среди которых, например, была известная актриса Венгерского Национального театра Луиза Блаха (Lujza Blaha, 1850-1926).





Lujza Blaha 1896 г.
Lujza Blaha 1910-е г.

Впрочем, были и те, кто, признавая талант художника, был недоволен его «заигрываниями» с буржуазным классом. Так, например, немецкий исторический живописец и портретист, литограф, историк искусства и редактор мюнхенских изданий Август Фридрих Пехт (August Friedrich Pecht, 2 октября 1814 - 24 апреля 1903) высоко оценивал Маргитаи, как иллюстратора «венгерской жизни имущих», но при этом отмечал, что немецкой общественности больше нравятся образы, создаваемые венгерскими живописцами, живущими и работающими в Германии. Такими, например, как Шандор Бихари (Sándor Bihari, 1855-1906), Шимон Холлоши (Simon Hollósy, 2 февраля 1857 - 8 мая 1918) или Пауль Бём (Pál Böhm, 1839-1905), поскольку их сельские жители, изображенные не с меньшей долей юмора, более очаровательны.




Friedrich Pecht (1814-1903) 1857 г. Photo by Franz Seraph Hanfstaengl (1804-1877)

Тем не менее, как отмечают историки, на гребне славы Маргитаи Будапешт был буквально заполонен его картинами, они выставлялись на продажу в галереях, печатались в столичных газетах и журналах, издавались на почтовых открытках, были представлены постерами в витринах магазинов. Кстати, только благодаря сканам печатных изданий конца XIX века, можно увидеть, хоть и в черно-белом цвете, некоторые работы художника.




Tihamer Von Margitay (Hungarian, 1859 - 1922 ) Der erste Wechsel (Первая замена).




Tihamer von Margitay (1859-1922) Die letzte Probe (Последняя репетиция). 1889 г.

В конце 1880-х художник создал своеобразный триптих, посвященный сватовству. В 1887 году Маргитаи презентовал в Салоне картину «Хорошая партия», о которой много писала пресса, обсуждая историю смотрин молодого парня богатому семейству, где над ним все почти открыто потешаются, включая претендентку на руку и сердце.




Tihamer von Margitay (1859-1922) Eine gute Partie. 1887 г.

В следующем году награду в Салоне получила картина «Отвергнутый» (дословный перевод венгерского названия «A kosár című kép» - «Изображение брошено в корзину»), а в 1890 году закончил работу «Kikosarazott kérő», которую я перевел, как «Неудачливый проситель».




Tihamer von Margitay (1859-1922) A kosár című kép. 1888 г.




Tihamer von Margitay (1859-1922) A kikosarazott kérő. 1890 г. Magyar Nemzeti Galéria

В 1890-х были созданы «Последняя любовь», «Ревность», «Платье для выпускного вечера», «Моя первая любовь», «Забытая игра», «Медовый месяц», «После дуэли» и др. Но, к концу 1890-х мода на темы и стили живописи стала меняться, и Маргитаи, несмотря на огромный успех у публики в течение длительного времени, стал терять популярность.




Tihamer von Margitay (Hungarian, 1859-1922) A féltékeny (Ревность) 1892 г. Magyar Nemzeti Galéria

Не дожидаясь, пока «закатится его звезда», художник решает вернуться к себе домой - в город Ужгород (венг. - Ungvár). Да, оказывается, старинный украинский город Ужгород в Закарпатье в XIX веке принадлежал Венгрии, после Первой мировой войны (с 1919 по 1938 год) вошел в состав Чехословакии, а в декабре 1944 года, когда Красная Армия заняла город, как и все Закарпатье, Ужгород с 1945 года стал частью Украинской ССР.
Тогда же, в конце XIX века, как писал журналист Дьюла Круди (Gyula Krúdy, 1878-1933), Ужгород считался интеллектуальным тихим венгерско-еврейским городишком, который и отличался от столицы только «пальто других фасонов и отсутствием «Кондитерской вдовы», славившейся своими вкусными пирожными». Главное, что Тихамир приехал в родные места не бездельничать и хандрить, а работать. В Ужгороде, к восторгу некоторых арт-дилеров он выполнил целую серию картин, на которых изобразил бравых военных, в частности, гусар, флиртующих с кокетливыми молодыми дамами, моделью для которых обычно выступала жена Маргитаи.




Tihamer von Margitay (1859-1922) Monarchy.




Tihamer von Margitay (1859-1922) Fiatal pár (Молодая пара).




Tihamer von Margitay (1859-1922) Fiatal pár (Молодая пара).





Tihamer von Margitay (1859-1922) Udvarlas (Ухаживание).
Tihamer von Margitay (1859-1922) Lovers (Влюбленные).

Надо отметить, что в Ужгороде Тихамир писал, как местных колоритных типажей, так и обратился и к детской теме.




Tihamer von Margitay (1859-1922) The Hungry Cadet.




Tihamer von Margitay (1859-1922) Izgalmas történet (Захватывающая история). 1898 г




Tihamer von Margitay (1859-1922) Rabbi.

Но вскоре тихая жизнь маленького городка наскучила художнику, и он решил в 1903 году вернуться в столицу. К его удивлению, возвращение получилось почти триумфальным. Национальный Салон, одним из основателей которого Маргитаи был в 1883 году, а также в течение нескольких лет исполнял обязанности вице-президента, по случаю приезда организовал выставку. На ней художник представил свою новую работу «Рассвет», пытаясь доказать публике, что он не просто ремесленник, удачно «штампующий бытовые картинки», а творчески мыслящий художник. Да и название у картины было символическое.




Tihamer von Margitay (1859-1922) Daybreak (Рассвет).

В этом же году Миклош Рожа опубликовал первую монографию о художнике «Тихамир Маргитаи: Жизнь и творчество» (1903). В книге автор вновь славословил о художнике, отмечая, что он «предстал пред нами великим предвестником политической и социальной революции, у которого большие планы на будущее, и я уверен, что его интеллектуальная глубина мысли, смелые композиции и виртуозная техника скоро начнут завоевывать мир». Увы, это предсказание по поводу «завоевания мира» не сбылось, хотя Тихамир вновь почувствовал себя в центре внимания.




Tihamer von Margitay (1859-1922) Wooing (Ухаживание).




Tihamer von Margitay (1859-1922) Courtship (Ухаживание).

Первое десятилетие ХХ века прошло для художника под знаком финансового благополучия и вновь успеха. Венгерское правительство за одну из его картин отвалило 15 тысяч крон, он постоянно писал копии со своих работ, чтобы удовлетворить вновь появившихся заказчиков. Любивший гламур и роскошь, Маргитаи свою студию на улице Барош оформил, как великолепный музей. Однокурсник Тихамира по мюнхенской Академии - Эдён Кациани (Ödön Kacziány, 7 января 1852 - 10 января 1933), с 1890 года работавший в Будапеште, писавший для прессы и иллюстрировавший журналы, так описал мастерскую художника в своем очередном отчете в «Воскресных новостях»: «Восточные ковры, шкуры медведя и тигра, чучело павлина, японская мебель и веера, цветочные обои с птицами, китайский шкаф из вишневого дерева с позолоченными конструкциями пагод, майолика и Севрский фарфор, венецианские зеркала, гобелены на стенах, палисандровые стулья, старинные немецкие сундуки и итальянские шкафы, турецкие сабли и огнестрельное оружие, и рядом со всем этим великолепием - мольберт с недавно законченной картиной».





Ödön Kacziány 1898 г.
Tihamer von Margitay.

Добавлю, что газеты время от времени писали о мастерской художника, непременно помещая фотографии ее интерьера.





Студия Маргитаи в 1890 году. Журнал "Искусство для всех" (Die Kunst für Alle, 1890).
Студия Маргитаи в 1910-е годы. Газета "Воскресные новости" (Vasárnapi Újság, 1910).

Впрочем, скоро всему этому пришел конец. Началась Первая мировая война, затем череда революций, мировой экономический кризис, и художник был забыт. Как говорится, «новое время - новые песни»…
Известный венгерский живописец и политик, избранный в парламент Венгрии, Пал Синей-Мерше (Pál Szinyei-Merse, 4 июля 1845 - 2 февраля 1920) так размышлял о судьбе художника: «У хорошего художника должны быть три самых важных качества, он должен обладать: точным глазом, твердой рукой и умом. Чего не хватило Маргитаи? Глаза или ума? В любом случае, судьба, так щедро наградившая его талантом, позже наказала его. И некогда всеми любимый, в последней трети своей жизни, он был полностью забыт».





Tihamer von Margitay (1859-1922) Courtship (Ухаживание).
Tihamer von Margitay (1859-1922) A nagyapó (Дед). 1888 г.

В результате, страдающий от забвения и ненужности, потерявший всё и даже часть своих творений, 63-летний Тихамир Маргитаи 23 февраля 1922 года застрелился. В доме художника нашли только пятьдесят крон, поэтому на следующий день его кремировали… О месте захоронения я не нашел информации.

Многие из картин художника находятся в Венгрии - в Национальной галерее Будапешта и частных коллекциях.
В одной из статей я прочел, что, несмотря на его талант, заслуги и известность, Маргитаи так и не стал великим и знаменитым представителем венгерской живописи, потому что, посвятив всю жизнь творчеству, он жил и творил не ради искусства, он боролся за благосклонность своих заказчиков и зрителей». Жесткая формулировка, но, наверное, справедливая…




Tihamer von Margitay (1859-1922) In the Salon. до 1922 г.




Tihamer von Margitay (1859-1922) The Soldier and his Grandchild (Солдат и его внук).

Источники - Википедия, электронные энциклопедии и статья Агнесы Ковач на сайте «Artmagazin» (2009).


Тихамир фон Маргитаи, Венгрия, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up