Честно говоря, я прошел бы мимо имени этого художника, поскольку он специализировался на натюрмортах, а это не «мой» жанр. Но в бескрайних просторах Интернета нашел его автопортрет и полез узнать что-либо о самом художнике. Оказалось, информации о нем на русскоязычных сайтах практически нет, зато есть статьи в зарубежных Википедиях и энциклопедиях, а еще целый сайт Фонда художника. С помощью друга-электронного переводчика мне и удалось собрать биографию. Оказалось, жизнь этого живописца была очень насыщенной и порой драматической, как в личном, так и творческом плане. О нем историки пишут, что «Роби создал себя сам». И если бы поговорка «Из грязи в князи» не носила в нашем восприятии негативный подтекст, то ее можно было тоже смело произнести, говоря об этом мастере натюрмортов. Впрочем, обо всем по порядку!
Жан-Баттист Клод Роби
Jean-Baptiste Claude Robie
19 ноября 1821, Брюссель - 8 декабря 1910, Синт Джиллис
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Autoretratto. 1893 г. Galleria degli Uffizi, Firenze
Бельгийский живописец, мастер цветочных натюрмортов и пейзажей, литератор и путешественник.
Детство
Детство будущего художника было трудным. Правнук фермеров, внук жестянщика и сын кузнеца родился в Брюсселе, как уверяют историки, на Высокой улице (la rue Haute), в доме № 321. Его родители, Жан-Батист Роби и Мария-Катарина Моммар, имели многодетную семью из одиннадцати детей - шести мальчиков и пяти девочек.
В темной кузнице отца, расположенной напротив больницы Святого Петра в Брюсселе, маленький Жан-Баттист и провел свое детство, которое потом описал в книге «Начало художника». Мальчика с ранних лет ежедневно сопровождала оглушительная какофония звуков кузницы - скрипучие двери, ритмичный стук кузнеца и шипение горячего металла. Постоянно измазанный сажей, он рано научился прятать слезы и терпеть боль от множества ожогов, пока не стал старше и смог уже сам управлять мехами.
Счастьем казались Жану моменты, когда его отпускали поиграть с мальчишками на улице. Роби вспоминал свой первый конкурс рисунка, организованный для детей, живущих на его улице, кем-то из больницы Святого Петра. Детям разрешили разрисовать угол стены здания, который находился рядом с входом в больницу. Радостная ребятня, вооружившись, кто углем, кто мелом, а кто и черепками от цветочных горшков, с удовольствием рисовали на стене самые фантастические картины. Уже тогда, этот опыт, как сказали бы сейчас, «граффити» выявил признаки таланта молодого Роби. Мало того, через некоторое время мальчик получил «заказ» на портрет от друга своего отца - трактирщика, и изобразил того в образе короля Испании, окруженного огромными кусками ветчины и кувшинами пенистого пива. После этой работы у юного рисовальщика даже появляются поклонники, но Роби понимает, что художник должен не только уметь рисовать, но и угодить заказчику, чтобы тот заплатил за картину деньги или обменял ее на свой товар. А еще Жан понимал, что таким ремеслом очень непросто прокормить большую семью, какая была у него.
Тем не менее, уже в 11 лет Жан-Баттист, не желая работать в кузнице, начинает самостоятельно раскрашивать фарфоровую и стеклянную посуду и продавать ее, зарабатывая на этом немного пенни. Увидев, что сыну нравится рисовать, отец ему однажды сказал: «Будь художником, если сможешь… Но знай, если у тебя не получится, тебе придется вновь взять в руки напильник и молоток».
С этого момента и в течение пяти лет (1832-1837) Роби посещает попеременно мастерские местного художника и витражиста, и это становится началом его художественного образования.
Впрочем, это было единственной радостью для мальчика, поскольку в том же 1832 году в Брюсселе разразилась эпидемия холеры. «Город словно был отмечен печатью ада. - написал художник в своей книге. - Со скоростью молнии чума косила улицу за улицей, на кладбищах не успевали копать могилы, в которых хоронили целые семьи». Эта эпидемия унесла жизни матери Жана и двух его братьев. Кроме того, три или четыре года спустя отец женился снова, и теперь уже сам дом Роби стал адом для детей, которые на себе узнали, что такое «ужасная мачеха».
В 16 лет Жан решает покинуть отцовский дом и уехать в Париж, чтобы продолжить там учебу. Отправляясь в это путешествие пешком, подросток даже не подозревал, что это стало началом, пожалуй, самого трудного и безрадостного периода его жизни.
«Мои университеты»
Шаг за шагом, от города к городу, оборванный, голодный и бедный, как бродяга, Роби наконец прибыл в Париж. Там он находит приют в одном из старейших пригородов - Сант-Антуан, на улице Шаронне. Он делит номер с постояльцем, «который говорил на странном языке, смешанном с некоторыми французскими словами», смысл которых Жан, как сосед по комнате, не всегда понимал. Очень скоро юноша понял, что он поселился в прибежище воров. Поэтому, по совету своего нового друга - художника по росписи фарфора, Жан в спешке сбежал из этого места «погибели». Оказавшись слишком молодым, чтобы столкнуться с опасностями и соблазнами большого города в чужой стране, не найдя ни работы, ни места ученичества, Роби решает возвратиться домой. Обратный путь он тоже проходит пешком, несчастный, голодный, продвигаясь в течение нескольких дней по бесконечным дорогам, он в суровое зимнее время только во время метелей пытался найти пристанище в придорожных гостиницах. Вернувшись в Брюссель, Жан сразу же столкнулся с унижением и язвительными насмешками своей мачехи по поводу «неудачного вояжа». Несколько месяцев юноша снова провел в кузнице, помогая отцу, но затем его терпение лопнуло, и он покинул отчий дом, на этот раз навсегда.
Надеясь, конечно, только на себя, на свой опыт, мужество, упрямство, силы бороться с трудностями, полученные во время путешествия в Париж, и веря в свой талант художника, Роби решает продолжать заниматься росписью по фарфору, чтобы как-то выжить и зарабатывать хоть какие-то гроши. Он снимает крохотную каморку, в которой из мебели находился только огромный деревянный сундук, который служил юноше и шкафом, и кроватью, и столом. Жан спал в сундуке, с открытой или закрытой крышкой, в зависимости от температуры в комнате.
Роби начинает самостоятельно изучать историю, литературу, иностранные языки, музыку, ботанику и другие науки, покупая почти на все свои скудные сбережения книги. Не зная ничего, кроме умения читать и писать, он лихорадочно начинает изучать науки без порядка и метода. Повторюсь, что историки пишут, «художник сделал себя сам, только его мужество и решительность (ну, и талант, конечно!) помогли сыну кузнеца добиться заслуг и стать благородным гражданином и известным художником».
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Le Billet De Logement (Вексель на жилье).
Со временем роспись по фарфору в Бельгии вышла из моды, лишив ремесленника средств к существованию. Но Роби не стал отчаиваться, он быстро сориентировался в спросе на дизайн интерьеров. Дело в том, что богатые люди начали активно путешествовать по Европе и хотели иметь в своих домах такую же красоту, как во дворцах за границей. Художник решил воспользоваться этой новой модой и стал пробовать себя в декорировании стен, изучая, опять же, по книгам великолепные интерьеры дворцов в Риме, Генуе и Флоренции.
Фрески Жанна Роби (не датированы, где находятся - неизвестно).
Деньги, получаемые за выполнение фресок и росписей, позволили Жану к 1838 году снять приличную комнату, в которой была, наконец-то, кровать. Его соседом по комнате оказался будущий известный бельгийский пейзажист Теодор Фурмуас (Théodore Fourmois, 14 октября 1814 - октябрь 1871), который к тому времени выучившись в мастерской литографа Антуана Девасме-Плетинкса (Antoine Dewasme-Pletinckx, 1797-1851) в Брюсселе, с 1836 года уже экспонировал и продавал свои работы. Жан быстро подружился с Теодором, тот стал учить его технике и основным понятиям живописи, а затем посоветовал поступать в Академию. Что Жан-Батист Роби и сделал в 1838 году. Историки, правда, упоминают факт, что в том же 1838 году Роби познакомился с французским художником-декоратором по фамилии Филатр, приехавшим в Брюссель оформлять оперный спектакль в театре «Ла Монне», и по его совету отправился в Париж, где короткое время посещал занятия в частной студии. Другие историки утверждают, что до Академии Роби брал частные уроки у бельгийского жанрового живописца Жана-Баттиста ван Эйкена (Jean Baptiste Van Eycken, 1809-1853).
Академия и поиски своей темы
Как бы там ни было, в 1838 году Роби становится студентом брюссельской Королевской Академии изящных искусств, где учится у художника Франсуа-Бальтазара Тассона (François-Balthazar Tasson, 1811-1890). Он по-прежнему делит жилье и дружит с Фурмуасом. Теодор советует Жану «для поддержания штанов» писать что-либо на продажу и отдавать работы в галерею, где выставляется он сам. Хотя платили за это гроши, потому что хозяин галереи - скупердяй, «жадная землеройка», как называли его среди художников.
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Les Toits De Chaume (Соломенные крыши).
Роби с удовольствием принимает это предложение (студентам всегда нужны деньги!). Он, как и в свое время с дизайном домов, быстро ориентируется в спросе посетителей галереи. Художник ведь вырос в Брюсселе, где живопись, в большинстве своем, находилась под влиянием творчества великого француза Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David, 30 августа 1748 - 29 декабря 1825). Давид, являясь пылким сторонником Наполеона, после поражения императора при Ватерлоо бежал в Швейцарию, затем переехал в Брюссель, где и прожил до конца жизни. Поэтому тема Наполеона была популярна в Бельгии, к тому же само селение Ватерлоо находилась в 20 км от Брюсселя, на большой дороге из Шарлеруа. Роби отмечает, что галерею посещает много английских туристов, приезжающих посетить поле последнего крупного сражения французского императора при Ватерлоо. Ведь само сражение состоялось не так давно - 18 июня 1815 года. Туристы, съездив в саму деревню Ватерлоо, как правило, непременно посещали достопримечательности Брюсселя, заглядывая и в лавку нашего галериста, чье имя история не сохранила.
Итак, Роби делает ставку на этих туристов и начинает писать небольшие миниатюры (высотой около 20 см) с портретами Наполеона, изображая императора в анфас и профиль. Вскоре друг Теодор с изумлением констатирует, что портреты Наполеона идут нарасхват по 30 франков, в то время, как его большие пейзажи маслом с трудом распродаются по 50 франков! Интерес англичан к Наполеону позволяет Роби безбедно прожить несколько месяцев. Но вскоре «туристический бум» заканчивается, и художник вновь начинает нуждаться в деньгах.
Именно галерист, у которого художник произвел фурор с портретами Наполеона, советует ему обратиться к популярному во все времена голландско-фламандскому жанру - цветочно-фруктовому натюрморту. Он так и заявил художнику: «Сделай мне что-нибудь блестящее, кричащее показной пышностью. Я знаю свою аудиторию, она будет раскупать твои картины. У нас всё будет идти, как по маслу!»
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) A Flower Still-Life in Front of a Marble Relief depicting Diana as the Godess of the Hunt (Цветочный натюрморт с мраморным рельефом с изображением Дианы, как Богини охоты).
Первый цветочный натюрморт, скромно подписанный буквой «R», был продан некоему капитану М. за 40 франков, но вскоре посыпались заказы, и цена взлетела до 200 франков. Роби посоветовали представить свои работы в брюссельском Салоне, но для этого новые работы не должны быть размещены в галереях и аукционных залах. Этот совет, наверное, избавил художника от превращения в простого ремесленника, подчиняющегося лишь коммерческим требованиям заказчиков. Впрочем, огромный плюс в этом опыте работы на заказ состоит в том, что Роби нашел свою тему, которая позже принесет ему известность и богатство.
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Terre Promise (Земля обетованная).
Салон. Путь к славе
Итак, в 1842 году художник дебютирует на брюссельском Салоне, где за свои картины получает восторженные отзывы публики и критиков. С этого момента Роби активно участвует в художественной жизни Брюсселя и является постоянным участником Салонов и выставок.
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) A Still-Life with a German Cup, a Nautilus Cup, a Goblet and Cut Flowers (Натюрморт с немецким бокалом, шкатулкой, кубками и срезанными цветами).
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Hommage A Bacche (Дань Бахусу).
На крупнейшей национальной бельгийской выставке художник представлял свои работы до 1875 года, неоднократно выигрывая медали. Среди успешных для художника Салонов называются экспозиции 1843, 1845, 1848, 1850, 1854, 1857, 1860, 1863, 1867 и 1875 годов. Известно, что в 1848 году он выиграл Золотую медаль Салона за роскошный цветочный натюрморт, а в 1850 году удостоился бронзовой медали.
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Still-Life of Flowers and a Pewter Guild Cup on a Marble Table (Натюрморт с цветами и оловянным Кубком Гильдии на мраморном столе). 1866 г.
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Still-Life with Game and a Rifle on a Marble Ledge with an Urn in a Flowery Landscape (Натюрморт с дичью и винтовкой на мраморной плите с урной в цветочном пейзаже). 1852 г.
«Этот молодой художник достиг огромного прогресса, его художественная смелость увенчалась успехом. Его палитра ослепительна и ошеломляюща, а мазок в то же время светлый и энергичный. Он находит в изображении цветов духовные идеи, часто мыслит высокими категориями, в то время, как некоторые его коллеги отчаянно пытаются передать красоту «мертвой натуры»» - так писала о Роби пресса.
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Still-Life with Lilacs, Hydrangea and Chrysanthemums (Натюрморт с сиренью, гортензией и хризантемами).
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Study of a Flowering Branch (Эскиз цветущей ветки).
Кроме Салона, художника с 1851 по 1867 год приглашают принять участие в брюссельских международных Триеналле, а также в международных выставках в Париже, где Роби представлял свои работы в 1851, 1853 и 1855 годах.
Активно экспонировался художник по всей Бельгии, проведя выставки в Генте (1853) и Антверпене (1861, 1863), а также за рубежом. С успехом прошли его выставки в Великобритании - в Хейсе и Лондоне, в 1875 году он выставлялся в британской Королевской Академии.
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Palacio De La Exposicion De La Industria Universal En Londras. 1851 г.
В 1879 году прошла выставка в Сиднее, где художник был награжден серебряной медалью. Репутацию Роби, как талантливого живописца, подтвердила и Франция. Кроме участия в выставках в 1850-е годы, художник был представлен в 1863 году в парижском Салоне, а в 1885 году экспонировался в бельгийском павильоне на Всемирной выставке в Париже.
В 1861 году Жан-Баттист Роби у себя на родине стал кавалером Ордена Леопольда, в 1869 году был произведен в офицеры этого Ордена, а в 1881 году был посвящен в Командоры. Во Франции художник также стал кавалером Ордена Почетного легиона.
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Self-Portrait.
Триумфом мастера натюрмортов стал 1880 год. Бельгийское правительство приняло решение организовать большую ретроспективную выставку национального искусства в честь пятидесятой годовщины объединения Бельгии в единое государство. Для придания большей торжественности этому национальному событию, было решено, что выставка пройдет в новом столичном Дворце изящных искусств, чье открытие также было приурочено к пятидесятой годовщине независимости страны. В выставке были представлены триста тридцать семь художников, экспозицию составляли девятьсот шестьдесят семь работ.
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Still Life of Roses and Other Flowers, a Silver-gilt Ostrich Egg Cup and a German Gold-gilt Tankard on a Draped Table in an Interior (Натюрморт из роз и других цветов, позолоченного серебряного страусиного яйца, кубка и немецкой позолоченной кружки на драпированном столе в интерьере). 1880 г.
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Still-Life with Japanese Vase and Flowers (Натюрморт с японской вазой и цветами).
Натюрмортам Роби был выделен целый зал, это было признанием его таланта и личной победой художника. Именно после этой выставки, 4 мая 1881 года, Роби стал Командором Ордена Леопольда.
Шоссе де Шарлеруа (Chaussée de Charleroi)
От описания триумфального восхождения к вершинам национального изобразительного искусства вернемся к бытовой жизни художника, начинавшего этот путь с каморки и большого сундука, служившего ему и постелью, и мольбертом.
Еще в 1849 году, получив годом раньше Золотую медаль Салона и обменяв ее на золотые слитки, художник приобретает земельный участок, расположенный в Шарлеруа, по дороге в Сен-Жиль. Шесть лет он возводил на участке дом, в 1855 году справил новоселье, а в 1873 году прикупил еще несколько соседних участков. Дом приобрел статус поместья с большим прекрасным садом, в котором художник собственноручно стал выращивать розы.
Вилла Шато де Шарлеруа.
Роби уверял, что его усадьба стоит именно там, где его прадеды-крестьяне ходили с плугом. Как писал он сам: «Зайцы всегда возвращаются в те места, где они родились, ласточка прилетает туда, где было ее гнездо. Это, наверное, какой-то признак атавизма, но мои предки передали мне свое огромное богатство: любовь к сельской местности и вкус к садоводству. Таким образом, я начинал с ковки железа, а в конечном итоге стал выращивать розы».
Литография с портрета Жана-Баттиста Роби.
Надо отметить, что поместье Роби (уж не знаю, в каком году) стало «камнем предкновения» между ним и… королем Бельгии!
Леопольд II (1835-1909), наследовавший трон отца - Леопольда I после его смерти 10 декабря 1865 года, был известен, как генеральный проектировщик и автор почти всех зеленых зон и парков Брюсселя. Вот он и наметил устроить градостроительные работы и сделать в пригороде общественное место отдыха, в которое и входили участки Роби и его соседей. Сотрудники королевского департамента позже вспоминали, что король в разговоре с ними даже пожелал смерти владельцу, чтобы реализовать свои планы и превратить то место в общественный сад, в котором, к слову, уже благоухали сотни розовых кустов, были выкопаны пруды и построены гроты. Но Леопольд II умер раньше, чем художник, поэтому идея парка не была реализована. Сохранилось письмо Роби на имя Комитета охраны объектов, датированное 19 ноября 1909 года (за месяц до смерти монарха), которое демонстрирует приверженность позиции художника в защите своей собственности до конца. В письме в частности говорится: «Муниципальный совет Сен-Жиля принял план по ликвидации красивого и зеленого участка в пригороде Брюсселя. Нет никакой необходимости прокладывать дорогу и строить кривые улицы там, где в районе дороги де Шарлеруа расположены несколько садов, в том числе и мой собственный. Все жители близлежащих районов протестуют против этого акта безпрецедентного вандализма. Они надеются, что Комитет по защите объектов, возможно, пожелает нас поддержать».
В приписке к письму художник добавляет: «Они утверждают, что этот участок земли стоит нынче большой суммы денег, но мне все равно. Они говорят: «Тот, кто сажает дерево, заслуживает уважения своей страны». Я посадил целый сад! Этого достаточно, чтобы сделать меня счастливым!»
Ученицы Роби на пленэре в его саду.
По случайному ли стечению обстоятельств, но владельцем соседнего с Роби участка был его учитель, профессор брюссельской Академии Франсуа-Бальтазар Тассон. Между Роби и его бывшим преподавателем с самого начала завязалась крепкая и искренняя дружба. Судя по всему, Роби никогда не был женат и не имел детей, поэтому после смерти Тассона в 1890 году, он продолжает опекать семью учителя, привязывается к ней и решает детям Тассона оставить по завещанию все свое имущество: и дом, и большую коллекцию картин.
Путешествия. Восток - дело чудное!
Став материально независимым и известным художником, Роби «заболел охотой к перемене мест» и решил попутешествовать. Ужасная поездка в Париж подростком уже давно забылась. Свои путешествия художник позже описал в нескольких книгах рассказов и воспоминаний. Впрочем, разъезжать он любил всегда и делал это с удовольствием.Так, например, ежегодно Роби выезжал на несколько недель в Остенде - крупный бельгийский курорт в Западной Фландрии, на берегу Северного моря.
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Mer Du Nord.
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Untitled.
В книге «Райский Остенде» Роби описывает смешной случай, свидетелем которого он стал. Двое солдат в жаркий полдень решили искупаться. Оставив одежду у обочины дороги, они голышом прыгнули в воду, а когда уже вышли из воды, на их беду на дороге появился и напротив них остановился экипаж королевы Бельгии, супруги Леопольда II Марии Генриетты Габсбург-Лотарингской (1836-1902). У военных не было времени, чтобы добежать и одеться, поэтому эти двое смельчаков сначала замерли, затем медленно левой рукой прикрыли причинное место, как Венера на картине Ботичелли, а правой рукой, следуя Уставу, выполнили воинское приветствие, «взяв под козырек». Из кареты донесся взрыв хохота, и экипаж умчался дальше».
Такие бесчисленные воспоминания были собраны не только в письменном виде, но и богато проиллюстрированы как эскизами, так и готовыми картинами.
Желание путешествовать было вызвано не только стремлением посмотреть мир, но и модой того времени. Историки пишут: «Привычка путешествовать была распространена среди бельгийских художников. Жан-Франсуа Портель отправился в пустыню, Эрнест Слингенейер уехал в Алжир, Адольф Дилленс с горящими глазами вернулся из Марокко, Исидор Верхейден проехал по придунайским странам, входящим в Османскую империю, а Жюль де Вриндт посетил Иерусалим».
Роби, чтобы удовлетворить свое любопытство, в течение своей жизни совершил немало путешествий по Европе, Африке и Азии. Художник посетил Италию, Испанию, Францию, Германию и Англию, но его внимание постоянно привлекал Восток. В результате, Роби побывал в Египте, Сирии и Палестине, а в Индии прожил почти два года (1880-1881). О своем длительном пребывании в Индии художник подробно написал в книге «Путешествие в Индию», опубликованной в 1886 году.
Ж.--Б. Роби в Индии.
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Bénarès.
Бенарес (или Варанаси) - один из старейших городов мира, город в северо-восточной Индии, штат Уттар-Прадеш. Считается святым городом для буддистов и джайнистов, средоточием брахманской учёности, наиболее святым местом в мире в индуизме, имеет для индусов такое же значение, как Ватикан для католиков.
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) The Return of the Tiger Hunt (Возвращение с тигриной охоты).
Из поездок он всегда привозил множество драгоценных безделушек: оружие, ткани, статуи и идолов. Таким образом, сформировалась замечательная коллекция, и одна из комнат его поместья была превращена в «Индийский музей».
Историки пишут, что полюбив Восток, Роби чуть не сделался ориенталистом. Многие художники, посетившие не одну страну, несмотря на великолепие и колорит, увиденный там, не совершали каких-либо фундаментальных преобразований в своем творчестве (если, конечно, восточные мотивы не становились для них главной темой).
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) La meilleure monture.
А вот путешествия Роби поначалу не только изменили его видение, но и в корне поменяли его стиль живописи и выбор тем. На протяжении многих лет Роби писал цветочные букеты в стиле, как сейчас бы сказали, фотографического реализма. Но побывав на Востоке, художник, пораженный открытием новых земель, пышной и буйной природы, буквально «заболел» пейзажами.
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Campement chasse au tigre (Лагерь охотников на тигров).
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Colombo.
Причем, писал их в почти импрессионистской манере, на время совершенно забыв о натюрмортах. Конечно, вернувшись на родину, Роби вернулся к своей «фирменной» теме - композициям из цветов и фруктов. Но эти поездки на Восток обогатили не только его жизнь, но и творчество.
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) L'inspecteur des accessoires.
Последние годы
В последнее десятилетие XIX века, не смотря на свои 70 лет, Роби продолжал вести кипучую деятельность. 9 января 1890 году на заседании Королевской Академии изящных искусств Бельгии его избирают членом-корреспондентом. Ровно спустя год - 8 января 1891, он избирается членом Академии, 3 мая 1896 года - назначается членом Комиссии Национального Биографического общества, а 3 декабря 1896 года - членом Финансового комитета. Художник был также членом Исполнительного комитета Королевского музея живописи и скульптуры.
André Hennebicq (Belgian, 1836-1904) Portrait of Jean Robie. before 1904 г. Municipal administration Halle, Saint-Gilles
В 1898 году, несмотря на преклонный возраст, Роби избирается руководителем Класса изобразительного искусства в Академии, сменив на этом посту скульптора, барона Томаса Жюля Винкотта (Baron Thomas Jules Vinçotte, 1850-1925). На ежегодном открытом заседании Академии в ноябре 1898 года, художник выступил с речью «Искусство и свет», которая обосновала принципы и методы его собственного творчества.
В конце 1900-х художник стал меньше участвовать в художественной и общественной жизни столицы, он часто болел и длительные периоды времени проводил в постели. В этот период Роби начал писать наброски для книги «Городской пейзаж», описывая то, что он мог наблюдать, лежа в постели или сидя у окна: свой сад, улицы и окрестности.
Жан-Баттист Роби умер 8 декабря 1910 года в возрасте 89 лет.
Согласно желанию художника, его похороны прошли без почестей и речей, положенных его рангу Командора Ордена Леопольда и рыцаря Ордена Почетного легиона. В завещании, датированном 25 ноября 1903 года, Роби написал: «Я не хочу, чтобы члены моей семьи несли заботы по организации моих похорон, я не хочу различных религиозных церемоний. Пусть ответственность за мое тело несут мои друзья Густав Вашер и Проспер де Вильде, пусть меня кремируют на кладбище Пер-Лашез в Париже и поставят любой памятник. Моя воля, чтобы мой прах не сохранялся. Достаточно будет поместить некрологи в следующих шести изданиях: «Бельгийская независимость», «Звезда», «Хроника», «Вечерний вестник», «Le Petit Bleu» и «La Gazette». Я отклоняю воинские почести и все, что относится к похоронам, включая речи у гроба. Присланные цветы или венки предполагаю будут приняты. Написано в полном объеме моей рукой…»
Мне не удалось выяснить, кем был Густав Вашер (Emile Gustave Washer, 1862-1926), а вот Проспер де Вильде (Prosper de Wilde, 1835-1916) был известным бельгийским химиком и педагогом, профессором химии Политехнической школы Брюссельского свободного университета.
Послесловие
Историки искусства справедливо признают Роби одним из лучших натюрмористов XIX века, отмечая его замечательные композиции, яркий колорит и совершенную технику. Считается, что он сыграл ключевую роль, как в эволюции цветочной живописи, так и в плавном переходе жанра от романтизма к реализму. Живописное наследие художника искусствоведы делят на два периода. Большую часть, конечно, занимают натюрморты с пышными букетами и фруктами, в которых он уделял большое внимание деталям - снаряжению, подсвечникам, серебряным кубкам и т.д.
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Still-Life with Roses, Grapes and Plums (Натюрморт с розами, виноградом и сливами).
Вторую часть составляют картины восточной тематики, включающие пейзажи, марины и жанровые сцены, написанные во время и после его странствий по Востоку.
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) La chasse aux tigres (Охота на тигров).
Тем не менее, сегодня имя художника мало кому известно, хотя его картины находятся в коллекциях ведущих музеев Бельгии, Европы и даже Америки, во многих галереях и частных коллекциях. Среди них: Королевский музей изящных искусств в Брюсселе, Музей изобразительных искусств Бостона, Музей искусства Кемпер в Сент-Луисе, художественные музеи Гента, Лилля, Гамбурга, Миннеаполиса, Нью-Йорка, Сиднея и Флоренции.
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Still-Life in a Park with an Urn of Venus and Adonis (Натюрморт в парке с урной Венеры и Адониса).
И самое замечательное, что в Бельгии создан Фонд Жана-Баттиста Роби, который активно занимается популяризацией имени и творчества художника. Удачи им в их благородном стремлении знакомить мир с талантливым мастером натюрмортов!
Photo of Jean-Baptiste Claude Robie.
Jean-Baptiste Claude Robie (Belgian, 1821-1910) Still-Life on Red Coth Draped (Натюрморт на красной драпированной ткани).
Источники - Википедия и
сайт Фонда Жана-Баттиста Роби