ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ ДЖУЗЕППЕ МИТЕЛЛИ)

Jan 15, 2014 14:07

Очередная находка серии "12 месяцев", а поскольку имя автора мне незнакомо, то решил пополнить и свою рубрику ЖЗЛ рассказом о плодотворном и талантливом художнике и гравёре болонской школы живописи, творившем в XVII веке. Поэтому сначала познакомимся с биографией художника, а потом посмотрим картины цикла "12 месяцев"!

Джузеппе Мария Мителли
Giuseppe Maria Mitelli

1634, Болонья - 4 февраля 1718, Болонья




Giuseppe Maria Mitelli (Italian, 1634-1718) Ch'ha fatt ha fatt (Autoritratto). 1698 г. The British Museum

Итальянский гравер, художник и скульптор.
Джузеппе родился в семье известного художника и гравера Агостино (Станцани) Мителли (Agostino (Stanzani ) Mitelli, 16 марта 1609 - 2 августа 1660) и его жены Лукреции Пенна. Поскольку отец был также известным итальянским живописцем эпохи барокко, стоит о нем сказать пару слов.
Агостино был знаменит, благодаря фрескам «квадратура» (quadratura), то есть изображению иллюзионистских архитектурных перспектив. Родился он в городке Баттедиццо недалеко от Болоньи, которая в XVII веке считалась самым важным Папским городом после Рима. Он был учеником Габриэлле Ферантини или дель Оккиали (Gabriello Ferrantini oppure degli Occhiali, 1550 - ?) и Джироламо Курти (Girolamo Curti, 7 апреля 1575 - 18 декабря 1632). Мителли-старший плодотворно сотрудничал с художником Микеланджело Колонна (Michelangelo Colonna, 21 сентября 1604-1687), который писал, в основном, фигуративные элементы, а Агостино выполнял рамки «квадратура». Их работы известны в северной и центральной Италии - в Болонье, Парме, Модене, Флоренции, Риме и Генуе, что свидетельствует о популярности стиля «квадратура». В 1658 году Мителли и Колонну пригласил Филипп IV Испанский для украшения своего королевского дворца Альказар и дворца Буэн Ретиро. Во время работ над заказами при дворе испанского короля в Мадриде Агостино Мителли умер. Но у него осталось много учеников, которые и распространили Школу «квадратуры» по всей Европе. Среди них - Джованни Джакомо Монти (Giovanni Giacomo Monti, 1620-1692), Джакомо Фриани (Giacomo Friani), Доменико Санти, известный как Менгазино (Domenico Santi (Mengazzino), 1621-1694), Франческо Кваино (Francesco Quaino,1611-1680) и Андреа Монтечелли (Andrea Montecelli). Кроме того, две дочери Агостино Мителли вышли замуж за учеников отца. Бальдассаре Бьянки (Baldassare Bianchi, 1612-1679) работал в основном в Мантуе, а второй зять - Джакомо Альбореси (Giacomo Alboresi, 1632 - 9 февраля 1677) был активен в Парме и Флоренции.
Но вернемся теперь к сыну Агостино - Джузеппе.



Понятно, что мальчик с детства находился в атмосфере творчества и, по-видимому, вопрос: "Кем быть?" перед ним не стоял. По воспоминаниям брата Джузеппе - Джованни, художественный вкус мальчика был сформирован на изучении творчества лучших живописцев болонской школы, среди которых - Франческо Альбани (Francesco Albani, 17 марта или августа 1578 - 4 октября 1660), Гверчино (настоящее имя - Джованни Франческо Барбьери) (Guercino, крещён 8 февраля 1591 - 22 декабря 1666), Симоне Кантарини (Simone Cantarini, 1612-1648) и Фламинио Торри (Flaminio Torri, 1620-1661). Как пишут историки, Джузеппе Мария учился у нескольких известных художников Болоньи, имен, правда не называют, но можно предположить, что ими был кто-то из вышеперечисленных мастеров, поскольку все они умерли, когда Мителли было больше двадцати лет. Известно точно, что в 24-летнем возрасте (1658 год) Джузеппе отправился вместе со своим отцам в Испанию, куда, повторюсь, Мителли-старший поехал вместе со своим партнером Микеланджело Колонна выполнять заказ Габсбургов. Опять же, неизвестно, помогал ли он в Мадриде отцу над выполнением заказов испанского короля, остались только свидетельства, что в Испании Джузеппе активно изучал и даже копировал картины из Королевской коллекции, в частности, Тициана и Антониса ван Дейка.

В конце 1659 года Джузеппе вернулся в Болонью, а в начале следующего - отправился в Венецию. Там он познакомился с художником и гравером, а также с одним из главных теоретиков искусства эпохи барокко - Марко Боскини (Marco Boschini, 1613-1704), при помощи которого опубликовал свои первые гравюры и офорты, созданные по произведениям Тициана, Паоло Веронезе и Тинторетто. Первая из известных работ молодого гравера - «Праздник в доме Симона» Паоло Веронезе, датирована 24 февраля 1660 года. В этом же году Джузеппе издал в римском издательстве Джованни Джакомо де Росси свою самую известную впоследствии серию из 40 офортов «Искусство улиц» (L'arti per via) по мотивам рисунков Аннибале Карраччи. Серия изображала всевозможных продавцов и ремесленников Болоньи, и эта «народная тема» стала позже своеобразным «товарным знаком» молодого гравера из Болоньи.

В Венеции Мителли настигла весть о смерти отца. Джузеппе пришлось бросить все дела и в срочном порядке ехать в Мадрид. Приехать ко дню похорон он, конечно, не успевал, но художнику нужно было вступить в права наследования имуществом, которое отец завещал своим детям. Вторая поездка в Испанию, увы, не документирована. Но есть архивные документы о том, что Джузеппе обращался во Флоренцию с просьбой к бывшему заказчику отца - кардиналу Джованни Карло Медичи, о ходатайстве перед испанскими властями с просьбой выплатить все суммы, причитающиеся Агостино Мителли за проделанную им в Испании работу. Видимо, все дела Джузеппе совершил успешно, поскольку в апреле 1661 года он снова вернулся в Болонью.

Последующие документальные свидетельства, в основном, говорят о творческой деятельности Джузеппе Мителли. В течение 1660-65 годов для благородной семьи Бентивольо из Болоньи он создал свою знаменитую «Колоду карт Таро» (Mazzo di carte dei Tarocchi), в 1963 году серию из 12 офортов, посвященных Леопольдо Медичи. В основу этих офортов легли рисунки Фламинио Торри, изображающие истории героев Трои, которые, в свою очередь были списаны с фресок Карраччи в Палаццо Фава в Болонье. В память об отце Джузеппе издал рисунки и эскизы Агостино - 24 панели, изображающие декоративные элементы работ отца: маски, архитектурные детали и т.д. Кроме того, были изданы 11 гравюр с картин Гвидо Рени, Людовико Карраччи и любимых с юности Тициана, Веронезе и Тинторетто. С середины 1670-х годов Мителли увеличил производство гравюр на нравоучительные темы - о быстротечности человеческого существования и тщете земных вещей. К таким работам относится серия под названием «Двадцать четыре часа человеческого счастья» (Le Ventiquattr'Hore dell'Humana Felicita). В ней художник изображает 24 персонажей разных профессий и социальных сословий (например, игрока, художника, врача). Каждый рисунок сопровождается стихами об их представлениях о счастье или претензиями к нему, но в каждом случае персонаж получает ответный удар от Смерти.
В 1678 году Мителли создал для Франческо Медичи серию из 48 офортов под общим названием «Притчи», а в следующем, 1679 году, опубликовал коллекцию 12 гравюр с изображением самых известных картин, хранящихся в церквях Болоньи, это были произведения братьев Карраччи, Франческо Альбани и Гвидо Рени .
В 1683 году о талантливом гравере заговорили за пределами Италии. Успех и известность пришли к Мителли после издания придуманного им «Алфавита во сне», каждая буква которого на отдельном листе представляла собой комбинацию из различных человеческих фигур. Этот алфавит историки назвали настоящим справочником анатомических моделей.
В этом же 1683 году во время начавшейся Польско-турецкой войны (1683-1699), куда были позже втянуты Речью Посполитой Австрия, Священная Римская империя, Венеция, Мальта и даже Россия, произошла осада Вены. Это событие стало отправной точкой для Мителли, и в течение приблизительно десяти лет он создал немало офортов, связанных с этой войной христианских народов против Османской империи.
В 1689 году Джузеппе побывал в Риме, впрочем, приезжал он туда и раньше, поскольку в течение многих лет поддерживал дружбу и деловые отношения с ведущим римским издателем Де Росси, который издавал многие работы гравёра.

В 1691 году Мителли опубликовал много раз переизданную позже серию «Двенадцать месяцев», в конце 1690-х - 12 офортов с изображением пяти чувств, четырех времен года и трех аллегорий Судьбы. Творчество Джузеппе включает в себя работы, иллюстрирующие обряды, традиции, пословицы, фольклорные мотивы и военные темы, аллегории и религиозные картины, сатиру на политическую и социальную жизнь Болоньи XVII века. С этнографической точки зрения являются ценным источником для историков его 33 офорта, изображающие популярные народные игры. Часто работы Мителли сопровождались краткими комментариями или шестью стихотворными строчками, или двумя четверостишиями на итальянском языке, а иногда и на болонском диалекте. Историки утверждают, что многие из стихотворных комментариев были написаны братом гравера - Джованни. В общей сложности Мителли оставил нам около шестисот гравюр.

В 1698 году Джузеппе издал гравюру, посвященную рефлексии на быстротечность человеческой деятельности, под названием «Ch’ha’ fatt’ha’ fatt’» (Человек имеет то, что имеет). Историки считают эту картину автопортретом художника. На фоне дома в руинах изображен зрелый человек в позе меланхолии, а вокруг него разбросаны предметы, которые, по словам историков, являются символами любимых занятий Мителли - живописи и охоты.
В конце своей творческой карьеры художник изобразил ряд тем, связанных с жизнью его любимого города Болоньи.

В 1711 году Джузеппе стал одним из основателей и первым директором Академии изящных искусств в Болонье, более известной, как Академия Клементина. Надо отметить, что истоки создания этой Академии лежат еще в 1582 году, когда братья Карраччи создали в Болонье свою «Академии желающих» (Accademia dei Desiderosi), после их смерти дальнейшие попытки вновь организовать учреждение для преподавания живописи не имели успеха. Только в 1706 году группа художников во главе с Джампьетро Канотти (Giampietro Canotti) основала такую Академию в Палаццо Фава, которая в 1710 году была преобразована в Институт науки, а в 1711 году признанная Папой Климентом XI была названа Клементина. Впрочем, педагогической деятельностью Мителли занимался недолго. Он умер 4 февраля 1718 года в возрасте 84 лет.

Основные источники: Википедия, сайты 1, 2.

Серия "Двенадцать месяцев" (1691 г.)




Giuseppe Maria Mitelli (Italian, 1634-1718) I dodici mesi, Gennaro. 1691 г.




Giuseppe Maria Mitelli (Italian, 1634-1718) I dodici mesi, Febraro. 1691 г.




Giuseppe Maria Mitelli (Italian, 1634-1718) I dodici mesi, Marzo. 1691 г.




Giuseppe Maria Mitelli (Italian, 1634-1718) I dodici mesi, Aprile. 1691 г.




Giuseppe Maria Mitelli (Italian, 1634-1718) I dodici mesi, Maggio. 1691 г.




Giuseppe Maria Mitelli (Italian, 1634-1718) I dodici mesi, Giugno. 1691 г.




Giuseppe Maria Mitelli (Italian, 1634-1718) I dodici mesi, Luglio. 1691 г.




Giuseppe Maria Mitelli (Italian, 1634-1718) I dodici mesi, Agosto. 1691 г.




Giuseppe Maria Mitelli (Italian, 1634-1718) I dodici mesi, Settembre. 1691 г.




Giuseppe Maria Mitelli (Italian, 1634-1718) I dodici mesi, Ottobre. 1691 г.




Giuseppe Maria Mitelli (Italian, 1634-1718) I dodici mesi, Novembre. 1691 г.




Giuseppe Maria Mitelli (Italian, 1634-1718) I dodici mesi, Dicembre. 1691 г.


Джузеппе Мителли, 12 месяцев, тематические серии, Италия, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up