ПРОЕКТ "СЮЖЕТ ДЛЯ НЕБОЛЬШОГО РАССКАЗА" (Часть 3)

Jun 29, 2013 01:32

Эта картина - частая гостья на аукционных сайтах, причем, на каждом название ее и по языку и по смыслу разное:
Interiör med man och kvinna (Интерьер с мужчиной и женщиной) (швед), Jeune Femme Pensive Dans Un Interieur (Задумчивая молодая женщина в интерьере) (франц.), Waiting (Ожидание) (анг.), Erwartung (Ожидание) (нем.). Так что же произошло между этой парой? Ссора, выяснение отношений? Или они, действительно, чего-то (кого-то) ждут? Пофантазируем?



Peter Vilhelm Illstedt Interiör med man och kvinna 1885 г.

Об авторе:
Петер Вильгельм Илстед
Peter Vilhelm Ilstedt

14 февраля 1861, Саксйёбинг - 1933, Копенгаген



Peter Vilhelm Ilsted Self-portrait with A Cigaret. 1898 г.

Датский живописец и гравер.
Вместе с такими художниками, как Карл Холсёе (Carl Vilhelm Holsøe, 12 марта 1863 - 7 ноября 1935) и Вильгельм Хаммершёй (Vilhelm Hammershøi, 15 мая 1864 - 13 февраля 1916), входил в тройку ведущих датских художников начала ХХ века и являлся ярким представителем так называемой «копенгагенской интерьерной школы» (Copenhagen Interior School). Кроме того, все три художника были членами прогрессивного художественного Общества «Свободная выставка» (The Free Exhibition), созданного в Копенгагене в 1890 году.

Петер родился в городке Саксёбинг на острове Фальстер в семье купца Йенса Петера Илстеда (16 апреля 1832-?) и Йоханны Софи Лунд (6 июля 1834-?). Школьное образование получил в частной школе в городке Стуббекёбинг, куда родители переехали в 1863 году. В возрасте 16 лет Петер сдал предварительные экзамены в университет, полгода посещал курсы рисования в Техническом институте, после чего в 1878 году поступил в Академию художеств, где проучился пять лет. В 1883 году на Весенней академической выставке портрет молодого художника выиграл Малую золотую медаль и стипендию на продолжение учебы за границей.
После этой победы Илстед отправился в путешествие, посетив Италию, Египет, Палестину, Грецию и Турцию.
Позднее он совершил поездку по Европе, побывав в Шотландии, Англии, Голландии, Бельгии, Испании, Марокко и Франции. В 1889 году художник сопровождал заместителя министра культуры Дании в поездке на Всемирную выставку в Париже, а еще спустя два года получил академическую стипендию, совершив еще одно путешествие по Италии и побывав в Париже. Надо отметить, что такая активная жизнь, полная новых впечатлений и знакомств с новыми людьми и художественными течениями особо не отразилась на личном стиле художника и тематике его творчества. Историки отмечают, что, возможно, посещение Голландии и знакомство с шедеврами старых мастеров произвело на Петера впечатление, поскольку часто его картины сравнивали с ранними работами Вермеера.
Известность Илстеду принесли картины с интерьерами, которые были популярны в скандинавской живописи. В прессе его так называли, в хорошем смысле этого слова, «художником интерьеров» (Interiørmaler), признавая верность Илстеда одной теме. А ведь действительно, практически все известные ныне работы художника изображают сцены повседневной жизни внутри дома - в комнатах, на кухне, у окна, на пороге. Как правило, Илстед сосредотачивается на одном-трех персонажах и уделяет большое внимание освещению (в основном, солнечному свету) и тени, используя для этого ограниченную палитру тонов и различные текстуры. Историки отмечают, что картины художника отражают упорядоченность спокойной жизни, вызывая у зрителя ощущение спокойствия и некой тайны, поскольку очень часто он изображает женщин в состоянии ожидания, размышления или созерцания.
Известно, что художники американский художник Джеймс МакНил Уистлер (James Abbott McNeill Whistler, 1834-1903), французский художественный критик Теодор Дюре и многие известные искусствоведы были поклонниками творчества Илстеда и коллекционировали его работы.
Европейское художественное сообщество было знакомо с творчеством датчанина, потому что Петер активно выставлялся по всей Европе - участвовал не только в национальных и скандинавских выставках, но и представлял свои работы на выставках Парижского Салона, в Германии и в Лондоне (1907). Причем, везде имел большой успех и выиграл множество наград. Например, известно, что в 1890 году картина Илстеда «En Skærmydsel» была награждена Золотой медалью, ее, а также картину «Лисички» (Kantareller, 1893), приобрел для своей коллекции король Дании.
Ко всему прочему, Петер был единственным членом Общества «Свободная выставка», который уделял много внимания не только живописи, но и на графике. Профессионалы отмечали, что он был прекрасным техником и сделал значительный вклад в графическое искусство Дании. Его цветные пластины «à la poupeé» стали инновацией для средств массовой информации и были очень популярны в свое время. Да и сейчас на аукционных торгах литографии с картин художника появляются намного чаще, чем живописные полотна.

5 мая 1892 года, разменяв «четвертый десяток», Петер Илстед женился. Его избранницей стала дочь столичного аптекаря Туллина - Ингеборга Луиза Петерсен (Ingeborg Lovisa Petersen). В браке родилось четверо детей - дочери Камма, Ева, Эллен и сын Йенс, о судьбе которых ничего не нашел.
А годом раньше, в сентябре 1891 года, Петер породнился со своим другом и коллегой - художником Вильгельмом Хаммершёем, который женился на его родной сестре Иде. Кстати, многие искусствоведы пишут о том, что у этих художников, кроме «общей» интерьерной темы, очень много общего в стиле и манере, и работы их похожи, хотя на самом деле они (и художники, и картины) разные.

В 1913-1917 годах художник каждое лето проводил с семьей в усадьбе парка «Liselund» (дословно переводится, как «Лизина роща»), где плодотворно работал над интерьерами, часто изображая в качестве моделей жену и детей.
История «Liselund» так интересна, что уделю ей несколько слов. Это комплекс ландшафтного парка, зданий и памятников на северо-востоке датского острова Монс только в 1973 году стал собственностью датского государства и управляется сейчас Национальным музеем Дании. А история создания этого чудного уголка такова. В 1790-х годах французский дворянин Антуан де Боск де ла Кальметте, чья семья была вынуждена эмигрировать из Франции, приехал в Данию, женился здесь на дочери швейцарского барона Рейнхарда Иселина, был назначен префектом, купил шесть гектаров земли на восточном побережье и создал там в качестве подарка для своей любимой жены - Катарины Элизабет, более известной, как Лиза, парк и дворец. Эта усадьба была задумана, как место уединения, где семья могла провести несколько дней или недель, часто приглашая гостей. Антуан и Лиза не успели вдоволь насладиться свои загородным гнездышком, они умерли очень рано (в 1803 и 1805 годах соответственно). После их смерти Liselund принадлежал наследникам, потом родственникам и их друзьям, усадьба часто меняла хозяев, но периодически расстраивалась. Так, помимо Старого дворца во французском стиле неоклассицизма, в парке к концу XIX века появились Новый дворец (1887) в итальянском стиле, Швейцарский и Норвежский дома для гостей, Китайские беседки и т.д. В этот живописный уголок часто приезжали знаменитости, среди которых сказочник Ганс Христиан Андерсен, поэт Адам Готтлиб Охленшлегер, скульптор Торвальдсен и др. Видимо, в начале ХХ века, когда парк и усадьба принадлежали барону Фрицу Розенкранцу, Петер Илстед с семьей также приезжал сюда, как не парадоксально это звучит, - отдохнуть и поработать.

В 1893 году художник был приглашен преподавать в Академию изящных искусств, которую когда-то окончил. Илстед занимался преподавательской деятельностью почти 12 лет, уйдя в отставку в 1905 году. О том, как жил художник в первой половине ХХ века практически ничего не известно. Умер Петер Илстед в Копенгагене в 1933 году в возрасте 72 лет.
Известно также, что большая мемориальная выставка Илстеда и Хаммершёя в компании с работами Вермеера состоялась в 2001 году в музее Метрополитен в Нью-Йорке.


выставка одной картины

Previous post Next post
Up