Об истории, происшедшей в декабре 1888 году в Арле, на юге Франции, в результате которой Ван Гог отрезал себе ухо, написано очень много, часто противоположного. Этот трагический случай после ссоры с Гогеном оброс многими версиями и подробностями, что уже не поймешь где правда, а где вымысел. То пишут, что Ван Гог после нападения с бритвой на Гогена, из-за угрызений совести сам отрезал себе ухо и принес его проститутке Рашель в бордель со словами: «Спрячь хорошенько», то пишут, что художник отрезал себе только мочку уха. Еще существуют версии, что ухо-то поранил Винсенту именно Гоген, с которым в тот вечер произошла ссора. Немецкие историки Ханс Кауфман и Рита Вильдеганс по этому поводу написали даже книгу «Ухо Ван Гога: Поль Гоген и заговор молчания», после изучения этой истории в течение более десяти лет. Мол, опытный фехтовальщик Гоген отсек ухо Ван Гога, защищаясь от нападения того, а потом оба художника замолчали эту историю, поскольку в противном случае Гоген попал бы в тюрьму. К тому же всё это происходило на фоне психической болезни, делавшей Ван Гога агрессивным. Как бы-то там ни было, после этой трагедии художник подарил миру два своих автопортрета с перевязанным ухом, написанных в 1889 году.
Vincent van Gogh Self-Portrait with Bandaged Ear (Автопортрет с перевязанным ухом). 1889 г. Courtauld Institute Galleries, London
Vincent van Gogh Self-Portrait with Bandaged Ear and Pipe (Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой). 1889 г.
Казалось бы, можно воспринимать эту историю, как легенду, и любоваться автопортретами голландца. Но тема уха все же будоражит умы современных живописцев, словно они взяли себе за девиз перефразированные мной строки Маяковского: «Я себя под Ван Гогом чищу, чтобы плыть в искусство дальше…». Нет, меня не раздражают эти, выражаясь современным языком, ремейки. Просто возникает вопрос: «А зачем?» В течение многих столетий художники копировали классиков, набивая на этом себе руку, учась у великих, повторяя их стиль и технику. Кроме этого, известна серия автопортретов, в которых художники себя изображали в образе библейских и мифологических персонажей. Может, герои сегодняшней галереи, считая Ван Гога легендой, гуру живописи, таким образом приобщаются к его величию. Знаете, как в песне Булата Шалвовича: «На фоне Пушкина снимается семейство». Впрочем, надеюсь, вы тоже выскажите свою точку зрения, а пока смотрим.
I
Англичанин Бэкон известен своей эпатажностью и бурной творческой жизнью. Он первым хронологически «примерил на себя» Ван Гога, причем, в свойственной его живописи манере. Хотя, читая биографию Бэкона, видишь, что художник не раз соприкасался с творчеством голландца.
Фрэнсис Бэкон
Francis Bacon
28 октября 1909, Дублин - 28 апреля 1992, Мадрид
Francis Bacon (English, 1909 - 1992) Homage to van Gogh. 1960 г. Konstmuseum, Göteborg
Английский художник-экспрессионист.
Родился в семье отставного военного, в 1925 году из-за гомосексуальности был изгнан из дома. Фрэнсис уезжает в Париж, работает, как декоратор и дизайнер, в 1927 году знакомится с творчеством Пикассо, которое оказало на него решающее влияние. По возвращении в Лондон, Бэкон устраивает в одном из гаражей в Южном Кенсингтоне мастерскую, где работает до 1932 года. После неудачи на одной из выставок художник уничтожает большую часть своих работ. После войны, в 1946 году Фрэнсис с 200 долларами уезжает в Монте-Карло и живет там до 1950 года. Затем возвращается на родину и некоторое время преподаёт в Королевском колледже искусства в Лондоне. В 1952 году он совершает поездку на юг Франции, в места, где жил и работал Ван Гог. В 1953 году Бэкон представляет Англию на XXVII Венецианской Биеннале, в 1955 году в Институте современных искусств в Лондоне проходит первая персональная выставка художника. В это же время Бэкон пишет серию работ на тему уничтоженной во время войны картины Ван Гога «Художник на дороге в Тараскон». До 1960 года Бэкон живёт в Танжере (Марокко), участвуя в выставках в Париже, Турине, Милане и Риме. В 1960 году художник устраивает еще одну мастерскую, опять в гараже и опять в Южном Кенсингтоне, где работает там до последних дней своей жизни.
В 1962 году проходит его ретроспектива в галерее Тейт, в следующем году - в музее Гуггенхайма и в Чикаго. В 1960-х годах Бэкона награждают премиями, от которых он обычно отказывался: например, премию Рубенса (1967) он отдал для реставрации флорентийской живописи эпохи Возрождения. Ретроспективы Бэкона проходят в Гран-Пале, в Париже (1971), в музее Метрополитен (1974), в Мадриде и Барселоне (1978), Третьяковской галерее (1988). Умер художник в Мадриде в 1992 году от сердечного приступа.
О живописи Бэкона историки пишут, что она «передаёт трагедию существования. Это - своего рода крик, который не имеет пределов и границ». Сам художник о своем творчестве сказал однажды: «Я считаю себя ловцом изображений. Для меня изображение важнее красоты живописи. Я - посредник выразительности на службе происшествия и случая».
II
А следующий «ван гоговец» живет в России. Недавно в Вологде, где он живет и работает, прошла персональная выставка новых работ под названием «Сон наяву». На выставке было представлено сорок автопортретов художника, написанных в стиле его самых любимых живописцев (как-нибудь представлю эти автопортреты). В некоторых автопортретах художник заимствовал и названия работ великих живописцев, а в некоторых, как с Ван Гогом, придумывал собственный сюжет и название. Так родилась картина «Ван Гог дарит свое ухо глухому художнику».
Владимир Николаевич Корбаков
родился 5 июня 1922 года в деревне Казариново Сокольского района Вологодской области.
Владимир Корбаков Ван Гог дарит свое ухо глухому художнику. 2009 г.
Советский, российский живописец, народный художник России (1998), член Российской академии художеств (2007), Почетный гражданин города Вологды (1997), лауреат Государственной премии Вологодской области (2006), награжден Золотыми медалями Российской академии художеств (2007) и Союза художников России (2008), орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (2002). Окончив семилетнюю школу, в 1940 году пошел учиться в студию при Союзе художников и уже в 1941 году устроился на работу в мастерскую Художественного Фонда. В 1941 году Владимир ушел добровольцем на фронт, после ранения, перенесенных операций и полуторагодового отпуска вернулся в строй и служил матросом в Беломорской флотилии, награжден Орденом Славы III степени, орденом Отечественной войны и многими медалями. Командование флота направило его в Московское художественное училище, где Корбаков учился с 1946 по 1951 год. Училище художник окончил с отличием и стал студентом Московского художественного института им. В.И. Сурикова. В 1958 году художник вернулся в Вологду, в 1959 году стал членом Союза художников, в 1972 году получил первое почетное звание - звание заслуженного художника РСФСР. Корбаков был одним из создателей и многолетним руководителем (1964-1977) Вологодской организации Союза художников России. За полвека художник написал около 1000 живописных и графических произведений, его работы находятся в Третьяковской галерее, Государственном историческом музее, в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве, в Музее пейзажа в Плесе на Волге и во многих городах России (Тверь, Петрозаводск, Тюмень, Сыктывкар). Самая большая коллекция хранится в Вологодской областной картинной галерее. В свои 90 лет Владимир Корбаков полон энергии и удивительной работоспособности.
III
Честно говоря, я не знал, что известная канадская певица Джони Митчелл еще и художница. Хотя в 1998 году в одном из интервью она заявила, что «Я - в первую очередь художник, а уж потом музыкант». На официальном сайте певицы выставлено почти 300 ее картин и рисунков. Сама Митчелл рассказывает, что автопортрет в стиле Ван Гога был написан ею после одной из встреч с ее бойфрендом Фридом. «На его вопрос: «Как дела?» я ответила: «Меня недооценивают». Я была очень расстроена в то время, потому что все двери в нашем бизнесе для меня были закрыты, и никто не мог назвать мне причину, почему… Поскольку мои работы были отвергнуты, я подумала о Ван Гоге, которого тоже при жизни не понимали. Но я не настолько глупа, чтобы физически порезать себе ухо, я просто написала этот портрет».
Джони Митчелл
Joni Mitchell
урождённая Роберта Джоан Андерсон
Roberta Joan Anderson
род. 7 ноября 1943, Форт Маклеод, Альберта
Joni Mitchell Self-Portrait in the style of Van Gogh. 1995 г.
Канадская певица и автор песен, лауреат премии «Грэмми» (2002), награждена высшей государственной наградой страны - Орденом Канады (2004) в знак признания её успеха в музыкальной индустрии. Генерал-губернатор Канады Адриенн Кларксон сказал: «От йорквилльских кофеен до заграничных сцен, и дальше - к золотым альбомам, премиям "Джуно" и "Грэмми", Залам славы, она привлекает слушателей и вдохновляет музыкантов в течение сорока лет».
IV
Тони Кенрайт
Tony Kenwright
Tony Kenwright Self-Portrait in the style of Van Gogh.
Британский художник и фотограф.
Работал фотокорреспондентом на протяжении более 20 лет, ездил по Великобритании и за рубежом со спортивными передачами. Его работы были опубликованы во многих национальных и региональных изданиях. В 2009 году уволился из ливерпульской газеты «Daily Post» и стал фрилансером, пытаясь заработать репутацию, как свадебной и портретный фотограф.
Свои картины и рисунки называет «каракулями», написанными, как правило, в поисках вдохновения. Кстати, Кенрайт тоже написал целую серию своих автопортретов в стиле известных художников.
V
Как говорится, и японцам не чуждо наше европейское искусство (если быть точными, то с XIX века). А если это делает «король китча», очень популярный в США, тогда понятно, почему он представляет себя Ван Гогом. Кстати, это одна из самых безобидных «реинкарнаций». Этого фотохудожника можно увидеть в образах Мэрилин Монро, Фриды Кало и даже Данаи.
Ясумаса Моримура
Yasumasa Morimura
森村 泰昌
родился 11 июня 1951 года в японском городе Осака
Yasumasa Morimura Portrait (Van Gogh). 1985 г.
Японский фотограф и художник.
Окончил в 1978 году Университет искусств в Киото (Япония), затем Колумбийский Университет в США. С 1985 года участвует в национальных и международных выставках, работает в западной стилистике китч-арта. Искусствоведы пишут, что искусство Ясумасы представляет собой «восхитительный синтез живописи, скульптуры, японского театра кабуки и постановочной фотографии», называют его творчество «театром одного художника». Если перевести все эти слова на простой язык, то Моримура заимствует изображения картин всемирно известных художников (от Рембрандта до Мане), фотографии известных исторических персон и культовых фигур эпохи постмодерна, и затем вставляет в них свое лицо и тело. При этом, как пишут в прессе о художнике, процесс подготовки одной картины довольно сложен. «На первом этапе художник создает декорации из глины. После тщательной обработки скульптура обретает цвет. На следующем этапе художник становится актером, перевоплощаясь при помощи грима и костюма. Кульминация этого действа фиксируется на пленку, и лишь на завершающем этапе корректируется при помощи современной техники. В результате рождается некий синтетический продукт, в котором спаяны воедино искусство театра, скульптуры, живописи и фотографии». Отмечу, что персональные выставки Моримура прошли с успехом в Музее современного искусства в Чикаго (1992), Фонде современного искусства Картье во Франции (1993), Художественном музее в Токио (1994), Музее Гуггенхайма (1994), Музее искусств в Йокогаме, Япония (1996), Музее современного искусства Сан-Диего (2006) и Художественной галерее Нового Южного Уэльса в Сиднее, Австралия (2007). Картины японца приобрели для своих коллекций Художественный музей Карнеги в Питтсбурге, Художественный музей Гонолулу, Музей Гетти и Музей современного искусства в Лос-Анджелесе, Музеи современного искусства в Чикаго и Сан-Франциско, Музей американского искусства Уитни в Нью-Йорке.
VI
А это издевательство над оригиналом Ван Гога может оправдать только тот факт, что художник, написавший «это» официально числится везде карикатуристом. И все же, вслед за Алексеем Кортневым хочется воскликнуть: «Что ты имела ввиду? Что ты имела?»
Мартин Миссфельдт
Martin Missfeldt
Родился 14 сентябре 1968 года в Претце, Восточная Гольштиния
Martin Missfeldt Self-Portrait without ear - Vincent van Gogh (Автопортрет без уха - Винсент ван Гог).
Немецкий художник и карикатурист.
В 1988 году окончил Школу кайзера Карла в Итцехо. В 1989-1995 годах учился в Академии художеств в Берлине у профессора Георга Базелица (George Baselitz). С 1990 по 1992 год Мартин работал сотрудником научно-исследовательского проекта «ММК Франкфурт», затем четыре года работал сотрудником Института среды в Берлине. В 2002 году Миссфельдт стал одним из создателей кампании DUPLICON, где трудится до сих пор. Карикатурой занимается с 1992 года.
VII
Ну, и напоследок, еще один «ван гогжик», правда неизвестного автора. Картина найдена на сайте интернет-магазина произведений искусства «Красота Богов».
Автор неизвестен Автопортрет с перевязанным ухом (по мотивам шедевра Винсента Ван Гога). 1889 г.
И не стал бы больше ничего писать об этой картине, но меня "расхохотало" то, что написано в аннотации к этому товару. Поэтому цитирую: "Этот портрет в исполнении европейского художника выполнен маслом на холсте и, несомненно, станет украшением интерьера. Картина гармонизирует пространство, создает параллельный мир, в который хочется окунуться, с которым хочется взаимодействовать. Эта картина рекомендуется для размещения в холлах, гостиных и на современных кухнях. Также актуально разместить её в современном офисе, классическом кабинете, или декорировать ею приватные зоны и широкие коридоры. На картине изображен портрет».
Как говорится, «No comments», а еще захотелось почему-то добавить: «Прости нас, Винсент!»