ЖЗЛ (МОИСЕЙ ФЕФЕРКОРН. ТАЛАНТ, ОТПУЩЕННЫЙ НА ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА.)

Oct 08, 2013 14:23

Копаясь в интернете в поисках информации о художнике Костанди на Форуме сайта Artinvestment.ru я наткнулся на еще одного неизвестного мне художника из Одессы. Порыскав в Сети, нашел на аукционном сайте всего одну, думаю, «проходную» картину - пейзаж городских задворок.




Моисей Феферкорн Постоялый двор. 1905 г.

Да и биографические материалы, прочитанные на форуме, представляют собой цитаты статей, опубликованных в одесских газетах в начале ХХ века. Огромная благодарность автору под ником Вивьен за публикацию этих статей. Конечно, не видя картин художника, сложно представить «градус таланта», но судьба Моисея Феферкорна заслуживает того, чтобы о нем знали люди. Впрочем, биография этого художника может уместиться в один абзац, и можно описать ее словами журналиста И.3латогорова из статьи «Художники и рамы», опубликованной в газете «Южный вестник. Одесса» в 1915 году: «Судьба дала ему талант, но заставила вести полуголодное существование. Она зажгла в сердце бедного еврейского юноши стремление к живописи, заставила его глубоко поверить в свое будущее, а когда оно улыбнулось, когда за спиной выросли орлиные крылья, пришла смерть и остановила бедное сердце мечтателя - художника».

Моисей (Михаил) Яковлевич Феферкорн

1889, Одесса - август 1914, Одесса

Украинский живописец еврейского происхождения.
Родился в Одессе в бедной семье еврейских торговцев солеными огурцами и арбузами. Детство провел на окраине города - знаменитой Мясоедовской улице. Мальчик с детства мечтал стать художником. В 1902 году он поступил в Одесское художественное училище (ОХУ), учился у Кириака Константиновича Костанди (3 октября 1852 - 31 октября 1921), став одним из любимых учеников этого художника и педагога. Еще будучи студентом, осенью 1908 года Моисей дебютировал на XIX выставке Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ), представив там свои этюды и рисунки.






Одесское художественное училище (ныне ОХУ имени М. Грекова)

В газете «Одесский листок» 5 октября 1908 года появилась рецензия на выставку, в которой штатный критик Тэд посвятил Феферкорну целый абзац своей статьи. Впрочем, он не хвалил, а удивлялся и недоумевал, но, то, что имя будущего художника было «вычленено» из огромного каталога выставки и не осталось незамеченным - стало первым шагом к признанию. Тэд писал: «Вот чего я никак не пойму - это мании маэстозо Феферкорна! Выставить целую чертову дюжину, 13 штук, и все какие-то незначительнейшие рисунки, даже целую раму набросков: то ветки дерева, то листа, то ствола! Это довольно странно. Что же представляет из себя г. Феферкорн? Такую маститую знаменитость, что один росчерк его карандаша ценится любителями?! Я удивляюсь жюри выставки, принявшему такие произведения на выставку. Быть может, эти зачатки гениального таланта и интересны самим художникам, но они совершенно не нужны публике». Отмечу, что художник в этом же году стал членом Товарищества и до самой смерти - постоянным экспонентом выставок ТЮРХ.

В 1909 году Моисей окончил училище и продолжил учебу в Петербургской Императорской Академии художеств. С 1912 года юноша брал уроки живописи в мастерской пейзажиста Николая Никаноровича Дубовского (1959-1918). В Петербурге Феферкорн жил на Васильевском острове, о чем свидетельствует известный дореволюционный справочник «Весь Петербург» («Весь Петроград»). Юноша усиленно занимался живописью, при этом очень бедствовал. Будучи студентом Академии, Моисей трижды выставлялся в Одессе на выставках ТЮРХа.




Санкт-Петербургская Академия художеств (сейчас носит имя И.Е.Репина)

Летом 1914 года, перед последним курсом, Феферкорн вместе с сокурсниками уехал на этюды на Академическую дачу в Тверскую губернию. Там Моисей простудился и перед учебой приехал в Одессу к родителям, как выяснилось, чтобы умереть. Отец художника рассказывал журналисту И.3латогорова: «Он приехал в субботу вечером. И тихо сказал: "Папа, наконец, я дома...» В родном городе он провел только один день. В эту же августовскую ночь 1914 года на 25 году жизни Моисей Феферкорн скончался от разрыва сердца. Впрочем, журналист С.Крайний в статье о художнике написал: «Молодой талантливый художник умер официально от болезни сердца. А фактически, надо полагать, от недоедания. Болезни, весьма и весьма распространенной среди юных поборников искусства». В «Маленьких одесских новостях» 11 августа 1914 года появилось скромное объявление: «Отец, брат и сестра извещают с глубоким прискорбием о смерти Миши Феферкорна...»

Смерть талантливого юноши-студента прошла незамеченной. В ТЮРХе в связи с началом первой мировой войны сорвалась ежегодная осенняя выставка, поэтому они тоже никак не почтили память их члена и постоянного экспонента.
Академия художеств прислала старику Феферкорну гробообразный ящик с академическими работами Моисея. Отец, разворачивая огромные полотна на грязном полу, со вздохом говорил: «Это мой сын рисовал...»
Феферкорн оставил после себя очень много работ, все холсты хранились в большой корзине, которую художник перед смертью привез родителям. Эту корзину брат Моисея, перед тем, как уехать на фронт, передал его учителю К.Костанди.
Через год, в октябре-ноябре 1915, на XXV выставке ТЮРХа были показаны десять этюдов художника, именем и творчеством «неизвестного Феферкорна» заинтересовались. Когда выставка только готовилась, Костанди показал жюри все работы из «корзины Феферкорна». Но на выставку было принято всего десять этюдов, и то, только потому, что они были... в рамах.
Журналист С.Крайний в рецензии на эту выставку, опубликованную 13 октября 1915 года в газете «Южная мысль» писал: «Работами художника заинтересовался Л.М.Камышников (журналист, художественный критик, в то время редактор одесской «Южной мысли» - Прим. мое). По его просьбе секретарь общества южнорусских художников Стилиануди показал нам корзину с работами Феферкорна. Мы успели осмотреть лишь несколько этюдов, и они оказались ярче и сильнее тех, что были выставлены.
- Почему эти работы не выставлены? - невольно сорвался вопрос.
И Стилиануди нам ответил:
- Рам нет. А заказывать у нас нет средств...»
«Когда на путях искусства непреодолимым препятствием вырастают рамы, не грустно ли это? И не тесно ли искусству, окованному в рамы?» - резюмирует С.Крайний, а потом добавляет: «Несколько этюдов были куплены с выставки местными коллекционерами, а строгий критик Николай Скроцкий написал о «радости бытия», ощущавшейся в этих работах».
Еще одна цитата из рецензии: «Если посмотреть на эти произведения, не зная их автора, то можно нарисовать себе блестящую картину будущей карьеры даровитого и сильного художника. Но Феферкорна уже нет в живых. И то, что имеется на выставке, является лебединой песнью талантливого юноши». Редактор «Южной мысли» Лев Камышников, кстати, загорелся устроить мемориальную выставку художника, но она не состоялась «по причине финансовых трудностей».

В 1917 году четыре картины Феферкорна были переданы в Одесский художественный музей, где хранятся и доныне. Небольшая часть наследия художника разошлась по частным коллекциям, но судьба бОльшей части, к сожалению, неизвестна. В статье об одесских коллекционерах упоминается Яков Абрамович Перемен (1881-1960), который в декабре 1919 года сумел вывезти на пароходе «Руслан» из Одессы в Палестину обширную библиотеку и большую коллекцию живописи и графики одесских художников (в числе которых упоминается и Феферкорн).
Повторюсь, конечно, сложно говорить о значимости художника, не видя его работ. Замечу, что журналисты пишут о том, что за годы учебы в Одессе и Петербурге Моисей написал свыше тысячи картин, рисунков, эскизов и т.д. В статьях упоминаются названия некоторых - «Парк», «Румянцевский сквер», этюд «На Волге»… Остается надеяться, что когда-нибудь мы увидим хоть что-нибудь из наследия талантливого одесского художника Миши Феферкорна…

Источники: 1, 2.


Моисей Феферкорн, Украина, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up