ЖЗЛ (ТРАГЕДИЯ БЕЗОТВЕТНОЙ ЛЮБВИ БЛИЖАЙШЕГО ДРУГА ПАБЛО ПИКАССО КАРЛОСА КАСАГЕМАСА)

Mar 12, 2020 23:46

О жизни и творчестве этого художника не издано ни одной монографии, многие историки и критики называют его имя, как одного из призрачных художников XX века.
Карлос Касагемас известен, прежде всего, как лучший друг Пабло Пикассо, с которым они вместе провели несколько лет в Барселоне и Париже. Они были неразлучны, жили и работали в одной студии, посещали богемные мероприятия и бары, и были искренне преданы друг другу. Касагемас рано ушел из жизни, и как это ни странно, его смерть, по словам самого Пикассо, послужила толчком к «голубому периоду» в творчестве знаменитого испанца. Собрав воедино материалы из интернета, а также цитаты книг американского писателя и публициста Нормана Мейлера «Пикассо. Портрет художника в юности» и французского писателя, биографа, драматурга Анри Жиделя «Пикассо», хочу поделиться тем, что нашел и узнал.

Карлос Касагемас
Carlos Casagemas i Coll

20 сентября 1880, Барселона - 17 февраля 1901, Париж




Carles Casagemas (Spanish, 1880-1901) Autorretrato. 1900 г.

Каталонский художник и поэт, близкий друг Пабло Пикассо.
Полное имя - Карлос Антони Косме и Дамиа Касагемас и Колл (Carles Antoni Cosme i Damia Casagemas i Coll). Карлос родился в семье Генерального вице-консула США в Барселоне, вице-консула Швеции и Норвегии, генерального секретаря компании Transatlantica Мануэля Касагемаса и Ллабруса (1833-1898). Отец Касагемаса имел обширную библиотеку, говорил на семи языках и был дипломированным переводчиком. Карлос был младшим сыном, его сестра Луиза (1873-1942), стала известным композитором.
После окончания испано-американской войны в конце XIX - начале ХХ столетий, в результате которых Испания потеряла Кубу, Пуэрто-Рико, Филиппины и Гуам, Касагемас отказался от первоначально предназначенной для него карьеры в военно-морском флоте, и начал на дому обучаться живописи под руководством художника Феликса Ургеллеса.

Касагемас был так одержим стремлением утвердить себя, что вступил в любовные отношения с дочерью своей сестры, которые были лишь платоническими, он также с юности имел привязанность к морфину и алкоголю. Кроме того, он был привержен анархизму, декадентству и независимости Каталонии и даже устроил штаб-квартиру Барселонско-Богемской группы анархистов в одном крыле больших апартаментов своих родителей на Каррера-Нон-де-ла-Рамбла. Там же была и студия, в которой он занимался живописью.






Carles Casagemas (Spanish, 1880-1901) Street Scene. 1898-1899 гг.

Карлос был ярым каталонским националистом и даже принимал участие в демонстрациях, вступая в столкновения с полицией.
В период активного интереса к живописи Карлос Касагемас часто посещал барселонское кафе «У четырёх котов» (Els Quatre Gats), место встреч литературной и художественной богемы города.

Друг Пикассо

В 1899 году в этом известном в городе кафе Касагемас познакомился с молодым Пабло Пикассо, который был на год младше. Между живописцами завязались тесные, дружеские отношения. Они вместе путешествовали по Испании, по будням работали в студии Карлоса, а по воскресеньям проводили там салоны.




Pablo Picasso (Spanish, 1881-1973) Portrait of Carlos Casagemas (Портрет Карлоса Касагемаса). 1899 г.

За полтора года Касагемас и Пикассо так сблизились, что разлучались только перед дверью в публичные дома в Барселоне. Касагемас не мог заниматься сексом с проститутками и просто ждал Пикассо. Причиной того, что Карлос не посещал эти заведения, было не то, что он был под наркотиками либо пьян. У историков есть основания заявлять, что самой большой бедой в жизни Касагемаса была импотенция.




Carles Casagemas (Spanish, 1880-1901) Casa de citas (Дом знакомств).

Некоторое время они снимали на двоих художественную мастерскую в полуразрушенном доме в старой части города, на улице Riera de Sant Joan, за аренду студии платил Карлос. Пикассо расписал стены студии предметами, «которых друзьям недоставало: это были большая кровать, стол, с изысканной пищей на нем, несгораемый шкаф и даже слуга и служанка, которые ожидали приказаний двух жильцов».




Pablo Picasso (Spanish, 1881-1973) Лицо Касагемаса в фас и в профиль. 1900 г.




Carles Casagemas (Spanish, 1880-1901) The Market. 1899 г.

В феврале 1900 года Пикассо провел свою первую персональную выставку в кафе «У четырёх котов». Одна из трех картин, представленных на выставке под названием «Последние мгновения», была выбрана для участия во Всемирной выставке в Париже. Касагемас тоже выставил свои картины в кафе в конце марта и начале апреля 1900 года, но экспозиция вызвала разнообразные и неоднозначные отзывы.




Carles Casagemas (Spanish, 1880-1901) Pedestrians, 1899-1900 гг.

В конце 1900 года Касагемас предложил Пикассо вместе поехать в Париж, чтобы посетить там открывшуюся Всемирную выставку и взял на себя практически все финансовые расходы.

Париж

Молодые люди не знали ни слова по-французски, но это не помешало им довольно быстро освоиться на Монмартре - обзавестись знакомствами с местными каталонцами и найти съемное жилье. Друзья остановились в ателье барселонского художника Исидре Нонеля на улице Габриэль рядом с Монмартром. Все дни напролет они проводили в кафе, в Лувре, на Всемирной выставке, в борделях и кабаре.




Pablo Picasso (Spanish, 1881-1973) Artists Casagemas and Picasso chasing two girls (Художники Касагемас и Пикассо, преследующие двух девушек). 1900 г. Picasso Museum, Barcelona

Пикассо осваивался с новым для него городом и жизнью художника на Монмартре, он обследовал галереи на улице Лафит, знакомился с дилерами и владельцами этих галерей, среди которых были широко известные Дюран-Рюэль, Бернхайм-младший и Амбруаз Воллар.




Юный Пикассо в Париже.




Pablo Picasso (Spanish, 1881-1973) Carles Casagemas-dendy. 1900 г.

А Касагемас писал в письме своему другу много о развлечениях: «Бульвар Клиши полон безумных мест - «Le Néant», «Le Ciel», «L'Enfer», «La Fin du Monde», «Le Cabaret des Arts», «Le Cabaret de Bruant», в которых нет ни капли очарования, но зато там делают большие деньги. Наше «Четыре кота» здесь было бы золотоносным прииском и наркотиком... Здесь во всем царит фанфаронство, усыпанное блестками, и одежда, сделанная из картона и папье-маше, набита опилками. ...Мулен де ла Галетт теряет свою репутацию, а вход туда стоит 3 франка, иногда и 5. С театрами то же самое. Билет в самые дешевые театры на самые дешевые места стоит один франк».




Angel Fernández de Soto, Picasso and Casagemas.

Впрочем, и работать тоже приходилось много. В одном из писем Касагемас упоминает: «Всегда, когда есть свет - я имею в виду солнечный, от искусственного тут никуда не денешься круглые сутки - мы в студии, рисуем».




Carles Casagemas (Spanish, 1880-1901) Mujer vestida de Blanco.

Жермена

Позже к Касагемасу и Пикассо в студию, где они жили, присоединился художник Мануэль Палларес, тоже приехавший в Париж. Художники стали жить втроем, а вместе с ними в студии жили три женщины, которые называли себя моделями. Они вращались в кругу Нонеля и других каталонских художников, живущих в Париже.
Это были Жермена Флорентин Пишо, в девичестве Лаура Гаргалло (Germaine Florentin Pichot - Laura Gargallo, 1880-1948), ее сестра Антуанетта Форнеро (Antoinette Fornerod) и их близкая приятельница Луиза «Одетта» Ленуар (Louise «Odette» Lenoir). Последняя стала подругой Пикассо, Палларесу досталась Антуанетта, а Касагемас безумно влюбился в Жермену, которая была француженкой с испанскими корнями и работала танцовщицей в Мулен-Руже. Жермена вообще-то была замужем , но непреодолимая тяга к свободе и приключениям постоянно впутывала ее в отношения с новыми мужчинами. Но, увы, любовь Карлоса оказалась безответной.




Germaine Gargallo. 1901 г.

Касагемас писал в письме 11 ноября 1900 года Рамону Ревентосу:
«Семейная жизнь - это рай. На будущей неделе, которая начнется завтра, мы собираемся заполнить нашу жизнь миром, спокойствием, работой и другими вещами, наполняющими нашу душу благостью, а тела - силой. Такое решение было принято после обсуждения с нашими дамами. …Время до ланча мы будем посвящать своей живописи, а они займутся женской работой, которая заключается в том, чтобы шить, убираться, целовать нас и позволять «нежничать». Это ли не рай?».




Carles Casagemas (Spanish, 1880-1901) Portrait of Germaine (Laura Gargallo).

Впрочем, Касагемасу не очень радостно жилось в этом «раю». Любовные игры в студии часто переходили от флирта в оргии. Касагемас, который, как мы помним, имел проблемы с потенцией, теперь, пытаясь избежать унижения, страдал от подобной откровенности. Во время этих оргий ему с трудом удавалось доставлять любимой женщине удовольствие, а Жермена была здоровой женщиной и хотела достигать оргазмов. Во время всеобщих вакханалий Касагемас терпел сексуальные муки и безмерную ревность. Импульсивный, неуверенный в себе, сомневающийся в своей мужественности Карлос тяжело переживал, когда Жермена не обращала на него внимания или флиртовала с другими. От этого художник часто впадал в депрессию.




Pablo Picasso (Spanish, 1881-1973) Carles Casagemas. 1900 г. The Metropolitan Museum of Art

Возвращение на родину

Пикассо, которого стало беспокоить состояние друга, решил вместе с ним вернуться в Барселону.
С поспешностью, с которой Пабло решил прервать жизнь в Париже, когда перед ним открывалось столько возможностей, связано еще и тем, что среди знакомых каталонцев преобладали анархисты, а французские власти очень настороженно за ними наблюдали. Пикассо подписал какой-то манифест, и его стали вызывать на допрос в полицию, поэтому Пабло и решил быстро уехать на время из Парижа. А заодно и увезти Карлоса, который мучился от безответной любви. Кроме того, Пикассо обещал родителям вернуться домой к Рождеству.
Но уговорить Касагемаса уехать оказалось непросто. Карлос обращался с Жерменой как с невестой, а она чуть ли не каждую ночь насмехалась над его потенцией. Он желал быть всем для своей страстно любимой невесты, но при этом приводил в ужас ее и всех окружающих разговорами о самоубийстве.




Carles Casagemas (Spanish, 1880-1901) Figura femenina.

Источники упоминают, что один раз художник даже пробовал свести счеты с жизнью, но безуспешно. В результате Пабло удалось уговорить Карлоса, Палларес переехал в другую студию, а Пикассо и Касагемас за два дня до Рождества прибыли в Барселону.

Рождественские праздники и Новый 1901 год Касагемас и Пикассо решили отметить в Барселоне, а затем отправиться в Малагу навестить родственников Пабло - тетю Марию и дядю Сальвадора.
Страдавший от несчастной любви и развившейся вследствие этого депрессии, Карлос начал в больших количествах употреблять алкоголь. Он был поглощен мыслями об одинокой Жермене - одной в похотливом Париже! Очень скоро друг утомил Пикассо, Касагемас стал таким беспокойным, что Пабло не мог за ним уследить. Поведение Касагемаса по отношению к родственникам, его пьяные выходки и скандалы смущали Пикассо, и тогда он обратился к дяде Сальвадору с просьбой устроить его неуравновешенному другу путешествие на корабле обратно в Барселону.
В середине января 1901 года Пикассо уезжает в Мадрид, а Касагемаса отправляется в Барселону. Там Карлосом еще больше овладела мысль о необходимости повидать Жермену. Он стал посылать ей по два письма в день, умоляя даму выйти за него замуж. В конце концов, он написал, что возвращается в Париж. На это Жермена ответила, что она возвращается к своему мужу, который понял ее и простил.

Роковое возвращение в Париж

Касагемас приехал в Париж в январе 1901 года в новом зеленом бархатном костюме. Жермена встретила его на вокзале, чтобы заявить, что она никогда не выйдет за него замуж. Мало что известно о трех неделях, проведенных художником в Париже после прибытия. Он попросил Жермену просто жить с ним, но она и в этом ему отказала.




Carles Casagemas (Spanish, 1880-1901) Manola. Barcelona or París. 1900-1901 гг.

17 февраля, в воскресенье, утром, Касагемас сообщил всем знакомым, что собирается вернуться обратно в Барселону. Он навестил Одетту и Жермен, общих с Пикассо друзей Мануэля Паллареса и Маноло Хьюго, и пригласил их и нескольких других друзей на прощальный обед в парижском ресторане «Ипподром» на бульваре Клиши, 128. За обедом всем показалось, что Карлос вышел из депрессии, что у него приподнятое настроение. Он даже сказал речь по-французски и передал Жермен письмо, которое она не стала читать.
Примерно в 9 вечера, после нескольких порций вина и абсента Карлос снова предложил Жермен выйти за него замуж. Когда женщина вновь ответила ему отказом, художник выхватил пистолет. Позже все присутствующие скажут, что не могут вспомнить, как все произошло. Когда Касагемас вытащил из кармана пистолет, Жермен проползла под столом и спряталась за спиной Паллареса, используя его как щит. Палларес неожиданно увидел наведенное на него дуло пистолета и, ничего не понимая, не смог отклониться в тот момент, когда Касагемас крикнул, обращаясь к Жермен: «Это тебе!» (Voilà pour toi!). Карлос выстрелил в любимую женщину, но пуля прошла мимо, при этом Жермен медленно соскользнула вниз и неподвижно лежала на полу.
Касагемас, думая, что успешно совершил акт мести, крикнул: «А это мне!» (Et voilà pour moi!), приставил дуло к правому виску, выстрелил себе в голову и упал там, где стоял, сложившись пополам на стуле. Никто даже не успел ему помешать.
Люди, сидевшие за другими столами, в панике бросились из ресторана, а спустя несколько минут вернулись уже вместе с полицейскими. Касагемаса первого доставили в ближайшую аптеку, а оттуда перевезли в клинику Биша, где он и скончался в половине одиннадцатого ночи.
Жермен же пришла в себя, поднялась с пола, с плачем и рыданиями обняла и стала целовать Паллареса, умоляя простить ее за то, что хотела прикрыться им. Потом она и Одетта отвели Мануэля тоже в аптеку, потому что его один глаз воспалился от выстрела и плохо видел. Затем повели его в дом к Одетте, где уложили на кровать...




Могила Карлоса Касагемаса.

Пикассо и память о друге

Пикассо узнал эти новости через несколько дней, в Мадриде. Пикассо был под тяжёлым впечатлением от такой кончины своего друга, ему потребовалось несколько месяцев, чтобы осознать произошедшее. Мать Касагемаса не смогла пережить новость о смерти сына.
Первой работой Пикассо после трагедии стал портрет Карлоса для некролога, опубликованного в местной газете 9 дней спустя после трагедии. Во многих работах следующих нескольких лет художник, хоть и не всегда наглядно, будет оплакивать своего друга.

Pablo Picasso (Spanish, 1881-1973) Death of Harlequin.
Искусствоведы считают, что мертвый Арлекин сильно напоминает Касагемаса.

Пикассо вернулся в Париж в мае 1901 года, снял ту же студию, которую они делили с Касагемасом, побывал даже в ресторане, где Карлос совершил самоубийство. В конце концов, что было вполне в духе Пикассо, он завел роман с Жермен и стал ее любовником.
Возможно, связь с этой женщиной была очередной попыткой пережить боль погибшего друга, желанием его понять.




Pablo Picasso (Spanish, 1881-1973) Portrait de Germaine.




Pablo Picasso (Spanish, 1881-1973) At the Lapin Agile. 1905 г.
Дама на картине - тоже Жермина.

По прошествии пяти месяцев после смерти Карлоса Пикассо написал картины «Эвокация - похороны Касагемаса» и «Смерть Касагемаса», на которых изображён его друг, покоящийся на смертном ложе.




Pablo Picasso (Spanish, 1881-1973) Evocation, the burial of Casagemas. 1901 г.




Pablo Picasso (Spanish, 1881-1973) Carlos Casagemas in his Coffin (Карлос Касагемас в гробу). 1901 г.

Анри Жидель в книге «Пикассо» пишет: «Преследуемый навязчивыми воспоминаниями о Касагемасе, постоянно возникавшем в его памяти как упрек, он пытался изгнать из себя эту боль. В течение нескольких месяцев Пикассо использовал наилучший способ самозащиты - свое искусство. И чтобы до конца исцелиться, он решил воспроизвести драму 17 февраля… во всем ее ужасе. Он изобразил молодого человека, укрытого саваном, горящая рядом свеча освещает его мертвенно-бледное лицо. На правом виске - темное пятно, место, куда проникла пуля».




Pablo Picasso (Spanish, 1881-1973) The Death of Carlos Casagemas. 1901 г. Musée Picasso, Paris

Картина «Похороны Касагемаса» была самой большой по размеру среди созданных в Париже произведений Пикассо. Она занимала значительную часть студии и одновременно служила ширмой. Он рисовал мертвого друга вновь и вновь, словно пытаясь почувствовать его предсмертную боль и страдания.




Pablo Picasso (Spanish, 1881-1973) Head of the Death Casagemas. 1901 г.

Через два года после смерти Kасагемаса, в 1903 году, Пикассо написал картину «Жизнь» (La Vie), своё лучшее произведение, относящееся к «голубому периоду», наполненное символами.




Pablo Picasso (Spanish, 1881-1973) La Vie. 1903 г. The Cleveland Museum of Art




Pablo Picasso (Spanish, 1881-1973) Portrait of Naked Casagemas (Портрет обнаженного Касагемаса). 1904 г.

В левой части картины изображен идеализированный образ полуобнаженного Касагемаса, к которому прильнула обнаженная женщина, а в правой части - женщина с ребенком, которая смотрит на юношу с укором (возможно, это мать Карлоса). На заднем плане Пикассо изобразил два холста. На верхнем - обнимающаяся пара (образ любви), на нижнем - скорчившаяся в страданиях женщина (воплощение боли и одиночества).
Как показали позднейшие исследования полотна, в том числе с применением рентгена и изучением эскизов этой работы, первоначально Пикассо изобразил на картине своё лицо, а позднее изменил его, придав молодому человеку черты Карлоса Касагемаса.

Жермена в 1908 году вышла замуж за друга Пикассо - испанского художника Рамона Пишо и Жиронес (1871 - 1 марта 1925).




Ramón Casas (Spanish, 1866-1932) Portrait of Ramon Pichot. Museu Nacional d'Art de Catalunya




Ramon Pichot (Spanish, 1871-1925) Germaine. 1900 г.

Но она оставалась частью его жизни на протяжении многих лет и была одной из моделей, позировавших ему для «Авиньонских девиц».
Общеизвестно, что на картине «Три танцора» (Les Trois Danseuses), написанной Пикассо уже после смерти мужа Жермены, в июне 1925 года, он справа изобразил Рамона Пишо, слева с зияющим отверстием в теле - Карлоса Касагемаса , который был безумно влюблен в Жермену, а она его отвергла, а по центру саму Жермену.




Pablo Picasso (Spanish, 1881-1973) Les Trois Danseuses. 1925 г. Tate Gallery, London

Послесловие

Стоит заметить, что картины, изображающие одиночество и смерть, неотвратимость человеческих страданий и мучение нищих, стариков и калек, почти невозможно было продавать. И однажды Пикассо свернул все работы в рулон и просто отдал его своему другу Рамону Пишо. Пишо сумел сохранить сверток, и именно благодаря ему мы сегодня можем лицезреть шедевры Пикассо того времени. Сам Пикассо позже говорил: «Если бы этот сверток потерялся, то не было бы «голубого периода», так как все, что я тогда нарисовал, было там».




Pablo Picasso (Spanish, 1881-1973) Autoritratto. 1901 г.

Увы, имя Касагемаса долгие годы использовалось историками лишь в контексте его близкой дружбы с Пикассо, а не в качестве молодого и талантливого, так рано ушедшего из жизни художника.
В 2014 году Национальный художественный музей Каталонии (MNAC) провел первую крупную выставку, посвященную исключительно творчеству Касагемаса. Выставки произведений Касагемаса в Испании в последние годы открыли общественности творчество художника и утвердили его законное место как личности в национальной испанской и международной истории и живописи.




Carles Casagemas (Spanish, 1880-1901) Tauromachie (Бой быков).




Carles Casagemas (Spanish, 1880-1901) Le matador.

Источники - Википедия, сайт www.picasso-pablo.ru, сайт "Пикассо. Жизнь и творчество" и другие источники интернета


Испания, Карлос Касагемас, Пабло Пикассо, Париж, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up