ГРИБОЕДОВ И ПУШКИН В ЖИВОПИСИ (Часть II - ДВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА)

Feb 13, 2020 20:30

Отношения между двумя великими поэтами, по мнению литературоведов, составляют в истории русской литературы почти уникальный случай дружбы и единомыслия. Самое поразительное, что в их судьбах есть немало удивительных, почти мистических совпадений. Я выбрал с десяток самых интересных.




Неизвестный художник с инициалами С.Ю. Наши Александры Сергеевичи. 1991 г.



Знакомы с детства

Во-первых, оба поэта - Александры Сергеевичи, оба родились с разницей всего в четыре с половиной года, оба - в Москве, и происходили из дворян.
Первая встреча двух Саш произошла еще в их детстве, примерно в 1809-1810 годах.
Елизавета Петровна Янькова в своих воспоминаниях «Рассказы бабушки» писала: «В 1809 или 1810 году Пушкины жили где-то за Разгуляем, у Елохова моста, нанимали там просторный и поместительный дом… Я туда ездила со своими старшими девочками на танцевальные уроки, которые мы брали с Пушкиной-девочкой, с Грибоедовой (сестрою того, что в Персии потом убили)… Мальчик, Грибоедов, несколькими годами постарше его <Пушкина>, и другие его товарищи были всегда так чисто, хорошо одеты, а на этом <Пушкине> всегда было что-то и неопрятно, и сидело нескладно. Старший внук старухи Ганнибал, большой увалень и дикарь, глядел рохлей и замарашкой, и за это ему тоже доставалось...».
Там же есть упоминание - «виделись мы <с М.А. Ганнибал> еще у Грибоедовых…».
То есть поэты были знакомы друг с другом, хотя разница в возрасте двух подростков была тогда довольно существенна, и навряд ли они дружески общались и вместе играли.

Коллегия иностранных дел

Оба поэта служили в Коллегии иностранных дел. Летом 1817 года Грибоедов, уже успевший несколько лет прослужить гусаром, и Пушкин почти одновременно поступили на службу в Коллегию иностранных дел. По роду службы они, хотя и редко, но встречались. Это помогло им узнать друг друга лучше.
Актриса Александра Михайловна Колосова (1802-1880) вспоминала, что Грибоедов и его друзья относились к Пушкину «как старшие к младшему: он дорожил их мнением и как бы гордился их приязнью. Понятно, что в их кругу Пушкин не занимал первого места и почти не имел голоса».
Впрочем, известный русский драматический артист и автор множества пьес Пётр Андреевич Каратыгин (1805-1879) уточняет: «никого не щадивший для красного словца, Пушкин никогда не затрагивал Грибоедова; встречаясь в обществе, они разменивались шутками, остротами, но не сходились столь коротко, как, по-видимому, должны были бы сойтись два одинаково талантливые, умные и образованные человека».
Думаю, сойтись и подружиться им помешали отъезды. Грибоедов в августе 1818 года, почти на пять лет, уехал на Кавказ и в Персию, а Пушкин в 1820 году отправился в ссылку на срок более шести с половиной лет. Впрочем, их странствия сближали поэтов в их мироощущении.

Общая любовь к Востоку

Устойчивый интерес к Востоку, действительно, объединял Пушкина и Грибоедова.
Грибоедов «заболел» Кавказом в 1818 году, а уже в начале 1819 года он оказался в Персии.
Пушкин начал разрабатывать «восточные мотивы» после своих посещений Кавказа и Крыма летом и осенью 1820 года. Затем возвращался к теме Востока в своих произведениях неоднократно во время многочисленных поездок по Украине и Молдавии (1820-1823) и пребывания в Одессе (1823-1824). Пушкин, как и Грибоедов, прекрасно знал переводы многих стихотворений персидских лириков. Например, «Завещание» Саади, по мнению литературоведов, послужило одним из творческих толчков к написанию знаменитого «Памятника».

Интерес к творчеству друг друга

Даже находясь вдали друг от друга и не встречаясь на протяжении почти 10 лет (1818-1828), Пушкин и Грибоедов внимательно следили за творчеством друг друга.
В декабре 1823 года Пушкин спрашивал из Одессы Вяземского о комедии Грибоедова «Горе от ума». Тогда же Пушкин нарисовал в своей тетради первый портрет Грибоедова (всего в портретной «рукописной» галерее поэта их насчитывается от 3 до 6).
В январе 1825 года И.И. Пущин привез в Михайловское «Горе от ума».
Интересно, что первый отзыв Пушкина был не положительный. В письме к Вяземскому 28 января 1825 года он написал: «Читал я Чацкого - много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины». Впрочем, тут же добавляет: «Чацкий совсем не умный человек - но Грибоедов очень умен».
Но в письме к Бестужеву, спустя некоторое время, поэт пишет: «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его - характеры и резкая картина нравов. В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны… Вот черты истинно комического гения… В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов… О стихах я не говорю, половина - должна войти в пословицу».
Комедия Грибоедова оказала влияние на «Евгения Онегина» Пушкина, в романе поэт трижды прямо ссылается на «Горе от ума».
Пушкин порой прямо сравнивает Онегина с Чацким. Например, явная параллель - путешествие главных героев. Чацкий появляется зимним утром 1819 г. в московском доме Фамусова после того, как провел три года где-то в далеких краях. Онегин, «убив неопытного друга», тоже отправляется в путешествие. В 1831 году Пушкин помещает отрывки из «Путешествия Онегина» в качестве отдельного приложения к своему роману, хотя годом раньше была написана отдельная восьмая глава с названием «Странствие».
Ю.М.Лотман в комментарии к «Евгению Онегину» пишет, что Онегин - ровесник Грибоедова (год рождения Грибоедова - 1795). А Е.Н. Цимбаева в своей биографии Грибоедова, вышедшей в серии ЖЗЛ, обращает внимание на то, что Чацкого Грибоедов сделал «ровесником века или даже немного младше», что может указывать на то, что Чацкий - ровесник Пушкина.

Параллели персонажей

Писатель и драматург Михаил Николаевич Загоскин (1789-1852) в 1831 году написал роман «Рославлев, или Русские в 1812 году». Пушкин в 1836 году написал повесть «Рославлев, отрывок из неизданных записок дамы (1811 год)» - своеобразный отзыв на роман Загоскина.
А Грибоедов еще в 1823 году дал фамилию Рославлев героям своей музыкальной комедии «Кто брат, кто сестра или Обман за обманом», написанной в соавторстве с Вяземским. Рославлев здесь - фамилия двух братьев: старший, раскаявшийся бабник, хочет отговорить младшего от женитьбы, но вследствие розыгрыша сам влюбляется в его молодую жену.
Кроме того, в комедии Грибоедова «Притворная неверность», написанной в 1818 году, Рославлев - пылкий влюбленный, очень ревнивый. У него есть благоразумный, насмешливый и не ревнивый друг, фамилия которого... Ленский. У Грибоедова Рославлев и Ленский влюблены в сестер, которые в шутку, «профилактики ради», провоцируют их ревность.

Поэты и декабристы

Начнем с того, что Грибоедов и Пушкин, как и многие декабристы, были масонами.
После восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года оба поэта оказались под подозрением в причастности к заговору. Грибоедов был арестован в крепости Грозной 22 января 1826 года, просидел в Петропавловской крепости почти полгода и был выпущен с «очистительным аттестатом» 2 июня того же года по милости императора Николая I, с которым имел через четыре дня важную беседу. Пушкина же вызвали из ссылки в Михайловском в столицу, где после беседы с глазу на глаз 8 сентября 1826 года император Николай I его простил.

Встречи в Петербурге

Судьба отпустила для общения Грибоедова и Пушкина слишком малый срок.
14 марта 1828 года Грибоедов вернулся в Петербург из Персии с подписанным Туркманчайским договором - мирным соглашением между Россией и Персией, завершившим войну 1826-1828 годов. Некоторые историки считают, что этот документ был полностью написан Грибоедовым.
В Петербурге дипломат остановился в гостинице Демута на Конюшенной, где в те дни жил и Пушкин.
По сведениям современников и исследователей, в этот период Пушкин и Грибоедов общались в Петербурге довольно близко и встречались не менее 7 раз, не считая не зафиксированных никем встреч, которые могли происходить, к примеру, в той же гостинице Демута.




Свешников Виктор Михайлович (1907-) А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин в Петербурге весной 1828 г. 1954 г.

Поэты встречались на обедах у П.П. Свиньина и М.Ю. Вильегорского, в салоне графа И.С. Лаваля. Писатель, литературный критик, журналист и книгоиздатель Ксенофонт Алексеевич Полевой (1801-1867) об одной из таких встреч вспоминал: «Грибоедов явился вместе с Пушкиным, который уважал его как нельзя больше и за несколько дней сказал мне о нем: это один из самых умных людей России. Любопытно послушать его… В этот вечер Грибоедов читал наизусть отрывок из своей трагедии «Грузинская ночь»».
25 мая Пушкин и Грибоедов участвовали в устроенном Вяземским пикнике в Кронштадте, куда друзья добирались на пароходе.
В этот же период известен случай сотрудничества Грибоедова, М.И. Глинки и Пушкина. Грибоедов сообщил Глинке тему грузинской песни, на которую Пушкин впоследствии написал слова романса «Не пой, красавица, при мне...».




Иванов Юрий Валентинович (1940-2019) А.С.Грибоедов, М.И.Глинка и А.С.Пушкин. 1828 год. 1984 г.

18 апреля, на квартире у В. А.Жуковского вместе с П.А. Вяземским и И. А. Крыловым Пушкин и Грибоедов обсуждали план совместной поездки в Париж и Лондон, чтобы потом издать путевые записки. На следующий день Вяземский писал жене: «Вчера были мы у Жуковского и сговорились пуститься на этот европейский набег: Пушкин, Крылов, Грибоедов и я. Мы можем показываться в городах, как жирафы… не шутка видеть четырех русских литераторов… Приехав домой, издали бы мы свои путевые записки…».
21 апреля Пушкин даже обращался к Бенкендорфу: «Так как следующие 6 или 7 месяцев остаюсь я, вероятно, в бездействии, то желал бы я провести сие время в Париже, что, может быть, впоследствии мне не удастся. Если Ваше превосходительство соизволите мне испросить от государя сие драгоценное дозволение, то вы мне сделаете новое, истинное благодеяние».
Вяземский позже констатировал: «ему отвечали, что, как русский дворянин, имеет он право ехать за границу, но что государю будет это неприятно…»
К тому же Грибоедов 6 июня в качестве нового посланника России в Персии отбыл в Тегеран, откуда ему не суждено было вернуться.
Историки отмечают, что, несмотря на встречи и общих друзей, на совместные планы и интерес к творчеству и личности друг друга, настоящими друзьями Грибоедов и Пушкин так и не стали.

Предсказания гадалки

Грибоедов и Пушкин оба были суеверны.
О суеверии Грибоедова написано в книге родственника Грибоедова Д.А.Смирнова «Рассказы об А.С. Грибоедове, записанные со слов его друзей». Одним из рассказчиков был драматург и переводчик Андрей Андреевич Жандр (1789-1873).
Н. К. Пиксанов в книге «Летопись жизни и творчества А. С. Грибоедова, 1791-1829» пишет о том, что та самая гадалка Киргхоф, которая гадала Пушкину и предсказала ему основные события его жизни и «опасность от белокурого», гадала также и Грибоедову.
В письме своему другу С.Н.Бегичеву из Петербурга в Москву от 4 сентября 1817 года Грибоедов сообщает, что ездил на днях к гадалке Кирховше, которая «болтает вздор хуже, чем в комедии Загоскина».

Любовь навсегда

Вот еще одно совпадение судеб двух поэтов, встретивших почти одновременно свою настоящую любовь.
16 июля 1828 года Грибоедов сделал в Тифлисе предложение юной, не достигшей еще 16 лет Нине Чавчавадзе, с которой повенчался уже 22 августа. Пушкин в конце декабря того же 1828 года впервые встретил на балу в доме Кологривовых юную красавицу Наталью Гончарову, которой тоже было… 16 лет.

Общая любовь к Востоку - 2

Рассказы Грибоедова о Персии и Востоке не могли не повлиять на желание Пушкина отправиться на Восток, где в то время «вершились судьбы многих народов, и в новых баталиях ковалась слава русского оружия». Эти рассказы подействовали и на творчество Пушкина - в его стихотворениях с восточными мотивами окончательно исчезают элементы нарочитой экзотики и чрезмерной романтики и все сильнее чувствуется реализм.
Еще в середине апреле 1828 года стало известно о начале новой русско-турецкой войны.
Тогда же Пушкин обращается к императору с просьбой вместе с П. А. Вяземским «участвовать в начинающихся против турок военных действиях», но получает отказ с отпиской, что в армии «все места заняты».
Известно, что подоплекой отказа стало мнение Великого князя Константина Павловича, который написал Бенкендорфу: «Вы говорите, что писатель Пушкин и князь Вяземский просят о дозволении следовать за Главной императорской квартирой. Поверьте мне, любезный генерал, что в виду прежнего их поведения, как бы они ни старались высказать теперь преданность службе его величества, они не принадлежат к числу тех, на кого можно бы было в чем-либо положиться…»
Еще одно совпадение. Ответ Бенкендорфа Пушкин получил 20 апреля, а 25 апреля Грибоедов был назначен полномочным министром российской миссии в Персии.
4 марта 1829 года Пушкин получает подорожную «на проезд от Петербурга до Тифлиса и обратно», подписанную санкт-петербургским почт-директором К.Я. Булгаковым, минуя III Отделение и нарушая при этом установленный порядок.
Это было очень длительное странствие: почтовый тракт от Петербурга до Тифлиса охватывал 107 станций и 2670 верст.
Пушкин, у которого возникли серьезные неприятности с поэмой «Гаврилиада» старался побыстрее уехать из столицы на Восток, которым бредил.
Это является одним из предположений, которое не доказано историками и фактами, но есть мнение, что во время своих встреч в Петербурге Пушкин и Грибоедов могли договориться о том, что Грибоедов, имея полномочия по приему в состав своего посольства новых сотрудников, в случае приезда Пушкина в Тифлис попытается принять его на службу или просто возьмет его с собой в Персию.
Для Пушкина, как сотрудника Коллегии иностранных дел, которого никуда не отпускало начальство, такой поворот в судьбе мог быть весьма привлекательным, особо учитывая его желание воочию увидеть Персию.
К тому же Пушкину было известно, что Грибоедов, как российский посланник в Персии, должен был длительное время находиться именно в Тифлисе, отправляясь оттуда в Персию и возвращаясь обратно.
Уехав из Петербурга в конце июля 1828 года, Грибоедов отправился в Персию лишь 6 октября, а из Тегерана в Тавриз он планировал вернуться как раз в конце января - начале февраля 1829 года. И Пушкин, отправляясь на Кавказ из Петербурга в начале марта 1829 года, мог рассчитывать на то, что застанет Грибоедова в Тифлисе.
«Узнав случайно, что г. Пушкин выехал из С.-Петербурга по подорожной, выданной ему… на основании свидетельства частного пристава Моллера», Бенкендорф еще 22 марта распорядился о продолжении за Пушкиным «секретного наблюдения» в местах следования.
12 мая в Тифлисе генерал И.Ф. Паскевич довел до сведения военного губернатора Грузии С.С. Стрекалова, что направляющийся на Кавказ Пушкин должен состоять под секретным надзором. При этом сам Пушкин прибыл в Тифлис только 27 мая.

Последняя встреча

В «Путешествии в Арзрум», напечатанном в 1935 году, Александр Пушкин написал: «Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» - спросил я их. «Из Тегерана». - «Что вы везете?» - «Грибоеда». Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис». Эта знаменитая встреча произошла 23 июня 1829 года на Бзовдальском перевале (находится в Армении, впоследствии был назван Пушкинским) близ крепости Гергер (ныне Гаргар).




Сарьян Мартирос Сергеевич (1880-1972) Встреча Пушкина с повозкой, везущей тело Грибоедова. 1936-1937 гг. Харьковский художественный музей, Украина




Сарьян Мартирос Сергеевич (1880-1972) Встреча Пушкина с повозкой, везущей тело Грибоедова. Эскиз. 1936 г.

На протяжении долгих лет достоверность описанной Пушкиным истории встречи с телом убитого в Тегеране Александра Грибоедова не подвергалась критике, однако некоторые историки и биографы открыто усомнились в реальности случившегося на Бзовдальском перевале. По их мнению, история была выдумана Александром Сергеевичем с целью отдать должное памяти погибшего дипломата. На это указывают некоторые факты.




Борель Петр Федорович (1829-1898) Встреча А.С. Пушкина с телом А.С. Грибоедова.




Соколов-Скаля Павел Петрович (1899-1961) Встреча А.С.Пушкина с телом А.С.Грибоедова на Кавказе. 1936 г.

Пушкин, получив подорожную, уехал в Москву, куда прибыл 14 марта, а уехал из нее только в ночь на 2 мая. Считается, что Пушкин узнал о гибели Грибоедова уже в Москве около 20 марта, что не внесло коррективы в его планы. Он пробыл в Москве до 2 мая, а потом отправился не в Тифлис, а в Орел к бывшему главнокомандующему на Кавказе генералу Ермолову, с которым Грибоедов служил долгие годы. В Москве поэт обсуждал тегеранскую трагедию со многими своими знакомыми и друзьями. В альбоме Е. Н. Ушаковой поэт оставил портрет Грибоедова.

24 мая, когда Пушкин выехал из Владикавказа, он на пути по Дарьяльскому ущелью встретил «искупительную миссию» персидского принца Хосрев-Мирзы. Персы, понимая все возможные последствия случившейся трагедии, отправили в Петербург 16-летнего принца Хозрев-Мирзу, который на коленях просил у императора Николая I прощения, предлагал даже лишить его жизни в качестве компенсации за убийство посла, а также вручил государю знаменитый алмаз «Шах».
Так вот, Пушкин встретил ту самую миссию, направленную шахом Ирана в Петербург для извинений за гибель русского посольства в Тегеране. Поэт подробно описал встречу с персидским поэтом Фазиль-ханом, находившимся в составе миссии.




Гюрджян Габриэль Михайлович (Микаэлович) (1892-1987) Встреча А.. С Пушкина с траурной повозкой А. С. Грибоедова. 1937 г.

Тем же летом, согласно Пушкину, состоялась его знаменитая встреча с телом Грибоедова, которое везли на родину, дабы придать земле. Странно, что это случилось через месяц после того, как Пушкин встретился с «искупительной миссией».
Поскольку биографы Пушкина пишут о том, что он неоднократно менял незначительные подробности этой встречи в своих черновиках, а в изначальных тетрадях ее и вовсе не было, то у исследователей остаются вопросы: Была ли вообще эта мистическая встреча поэта с арбой по дороге в Тифлис? Встречался ли Пушкин с вдовой Грибоедова и его тестем А. Чавчавадзе (о чем тоже были сведения)? Известно лишь, что Пушкин позднее посетил могилу Грибоедова на горе Мтацминда в Тифлисе.




Зыков Анатолий Иванович (1930-2008) Памяти Грибоедова. 1991 г.

Остается заметить, что «Путешествии в Арзрум» - это один из лучших некрологов Грибоедову тех лет (учитывая, что было их не так уж и много). Завершая рассказ о встрече с гробом Грибоеда, Пушкин пишет: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны».




Мурадян Саркис Мамбреевич (1927-2007) Пушкин у гроба Грибоедова.

Персонажи романов

Грибоедов и Пушкин вместе стали персонажами в романах Дмитрия Сергеевича Мережковского (1865-1941) «Александр I» (1911-1913) и Юрия Николаевича Тынянова (1894-1943) «Смерть Вазир-Мухтара» (1929).




Кибрик Евгений Адольфович (1906-1978) Фронтиспис книги Ю. Тынянова «Смерть Визирь-Мухтара». 1932 г.

Источники: 1, 2


Грибоедов, поэт, Пушкин, портрет, Пушкиниана, литература, тематические подборки

Previous post Next post
Up