Начало
здесь Глава 3. РОЖДЕНИЕ ЛИЛИ
Итак, на первых порах супружество Герды и Эйнара складывалось вполне благополучно, но
со временем у Эйнара появились проблемы, заставившие его постепенно поменять всю свою жизнь и бросить заниматься творчеством.
Герда и Эйнар Вегенеры перед картиной Герды «По дороге в Анакапри» на выставке в Ole Haslunds Hus. 1924 г.
Gerda Wegener (Danish, 1886-1940) Sur la Route d'Anacapri. 1922 г.
Gerda Wegener (Danish, 1886-1940) Musician smoking a Cigaret.
Однажды, около 1907 года, Герда получила заказ на портрет в полный рост оперной певицы Анны Фонсмарк (по другой версии, это был портрет балерины Уллы Пульсен, хотя известный портрет балерины датирован поздним годом...). Оставался последний сеанс, но модель к назначенному времени не пришла, сославшись на неотложные дела. Не желая терять время, Герда попросила мужа помочь ей закончить портрет и, выступив в роли модели, попозировать ей. Эйнар сначала отказался, но после просьб жены все же согласился. Герда нарядила мужа в бальное платье, чулки и туфли на каблуке, чтобы иметь возможность писать его ноги вместо ног отсутствующей модели.
Gerda Wegener (Danish, 1886-1940) The Ballerina Ulla Poulsen in the Ballet Chopiniana, Paris. 1927 г.
И Вегенер внезапно осознал, насколько комфортно чувствует себя в женской одежде. Это был момент пробуждения женского сознания у мужчины. С того самого случая у Эйнара начались игры с полом и идентичностью. Герда еще во время сеанса, увидев умиротворённое выражение лица мужа, шутливо сказала ему: «Я буду называть тебя Лили». Так это имя и закрепилось за Эйнаром в женском обличье. Позже в своей автобиографии «Лили: портрет первой смены пола» (Lili: A Portrait Of The First Sex Change) Эйнар-Лили написал: «Я не могу отрицать, как бы странно это ни звучало, что я наслаждалась этим маскарадом. Мне понравилось ощущение мягкой женской одежды. С первого момента я почувствовал себя в этом наряде, как дома».
Эйнар Вегенер
Gerda Wegener (Danish, 1886-1940) Lili Elbe with green feather fan. 1920 г.
Между супругами стали развиваться необычные отношения. Герда и Эйнар воспринимали Лили, как отдельную личность и говорили о ней в третьем лице. Например, Герда частенько по вечерам говорила Эйнару: «Пусть сегодня придет Лили». Ее больше привлекала веселая и кокетливая Лили, чем угрюмый муж Эйнар. Напомню, что сама Герда была любительницей нетрадиционной ориентации.
Герда Вегенер
Gerda Wegener (Danish, 1889-1940) Back turned female nude in pumps. 1922 г.
Gerda Wegener (Danish, 1886-1940) Two Women in a Window. 1920 г.
Сам Эйнар утверждал, что «когда он находится в мужском костюме, то начинает страдать от кашля и приступов депрессии. В то же время, когда он был в образе Лили, то становился сразу яркой, жизнерадостной и счастливой».
Gerda Wegener (Danish, 1886-1940) Portrait of Lili.
Gerda Wegener (Danish, 1886-1940) Portrait of Lili.
Позже выяснилось, что Эйнар еще с юности пытался выбрать между мужчиной, которым он родился, и женщиной, которой он хотел стать. Позже (в 1931 году) Эйнар уже полностью став Лили напишет о себе в третьем лице: «Эйнар Вегенер чувствовал себя человеком, вынужденным ходить в костюме, который душит его, в котором он чувствовал себя смешным».
Gerda Wegener (Danish, 1886 - 1940) Sommer Day.
На картине «Летний день» изображены Эйнар Вегенер за мольбертом, обнажённая Лили, Эльна Тегнер с аккордеоном и жена издателя мадам Гийо с книгой.
Еще одна картина, на которой Герда изобразила Эйнара в мужском костюме.
Gerda Wegener (Danish, 1886-1940) Faire Portraits.
Герде понравилось писать мужа в женском образе. В 1908 году, благодаря портретам «Лили» Герда выиграла конкурс «Образ современной женщины», объявленный датской газетой «Politiken».
Gerda Wegener (Danish, 1889-1940) Damenportrait 1920 г.
Gerda Wegener (Danish, 1886-1940) Portrait of a Young Woman.
Gerda Wegener (Danish, 1889-1940) Das Bild eine Mädchen (Brigette Bergman).
Gerda Wegener (Danish, 1889-1940) Lady in front of a Mirror.
В последующие годы «Лили» стала главной моделью Герды, именно с мужа художница писала многие свои женские портреты. Герда писала красавиц со стильным коротким каре, полными губами и гипнотическими миндалевидными карими глазами, одетых в шикарные наряды. Эти портреты Лили охотно печатали иллюстрированные журналы.
Gerda Wegener (Danish, 1889-1940) Dans l'atelier de l'artiste.
Gerda Wegener (Danish, 1886 - 1940) Carnival, Lily, Paris. 1928 г
В 1913 году Герда шокировала публику признанием, что ее постоянной и любимой моделью, вдохновившей её на изображения многих образов, на самом деле был её муж Эйнар. Чтобы избежать скандала в провинциальном (по европейским меркам) Копенгагене, супруги переехали вновь во Францию, в Париже у Эйнара появилась возможность жить практически открыто жизнью женщины.
Einar Mogens Wegener (Danish, 1882-1931) Self-Portrait 1920-е гг.
Gerda Wegener (Danish, 1889-1940) Les deux amies. Capri. 1921 г.
Предположительно на картине балерина Улла Поульсен и Эйнар в образе Лили.
Эйнар продолжил не только позировать жене для картин, но и, переодевшись в женскую одежду, стал развлекать гостей их дома. Герда поощряла Эйнара в его стремлении одеваться женщиной, они часто наряжались в дорогие платья и роскошные меха и посещали балы и светские мероприятия.
Появляясь перед ничего не подозревающими гостями, он представлялся родной сестрой Эйнара по имени Лили Эльбе, приехавшей из другого города. «Роковая красавица», говорят, пользовалась ошеломляющим успехом и даже получила несколько предложений руки и сердца.
Эйнар-Лили
Gerda Wegener (Danish, 1886 - 1940) Air de Capri. 1923 г.
Выдавая себя за сестру самого себя, Эйнар-Лили практически перестал писать. Он стал моделью для своей жены, переодевался в женское платье и позировал, а на собственное творчество у него не было ни времени, ни желания.
Einar Mogens Wegener (Danish, 1882-1931) Trianon. 1920 г.
Einar Mogens Wegener (Danish, 1882-1931) Le Pont sur Loire, 1924 г.
Einar Mogens Wegener (Danish, 1882-1931) Le pavillon francais. 1928 г.
Einar Mogens Wegener (Danish, 1882-1931) Scenery from the Riviera.
Но он помогал Герде с прорисовкой фона и второстепенных деталей на её картинах. Вскоре художник признался жене, что теперь считает себя Лили, добавив, что Эйнара больше нет.
Einar-Lili Elbe. Paris, 1926 г.
Если представить образно, то это выглядело так, словно два человека, запертых в одном теле, борются за первенство. Один из них - художник Эйнар Вегенер, преданный своей жене. Другая, Лили Эльбе, беззаботная женщина, единственным желанием которой было рождение ребенка.
Gerda Wegener (Danish, 1886 - 1940) Lili, Hot Summer. 1924 г.
В 1920-х годах Вегенер постоянно превращался в женщину, при этом в течение почти шести лет он находился в глубокой депрессии и даже думал о самоубийстве, выбрав даже дату для ухода из жизни. Гуляя по ночному Парижу, Эйнар часто представлял, как о н бросится в Сену со словами «лучше умереть, чем жить наперекор своей природе!». Жизнь в мужском теле стала для него невыносима.
Эйнар-Лили
В мае 1927 года Вегенер решил, что если в течение последующих двенадцати месяцев проблема не разрешится, то он точно покончит жизнь самоубийством. И Герда решила обратиться за помощью к врачам.
Эйнар Вегенер - Лили. 1930 г.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...