ВРЕМЕНА ГОДА (ЧАСТЬ 93 - СЕРИЯ ФРАНСУА БУШЕ ЭПОХИ РОКОКО.)

Jan 10, 2019 22:40

Сначала смотрим картины, а потом подробно познакомимся с их автором, его биографией и портретами.

Серия "Времена года"




François Boucher (French, 1703-1770) Four Season - Spring.






François Boucher (French, 1703-1770) Four Season - Summer.




François Boucher (French, 1703-1770) Four Season - Autumn.




François Boucher (French, 1703-1770) Four Season - Winter.

Франсуа Буше
François Boucher

29 сентября 1703 - 30 мая 1770




Gustaf Lundberg (Swedish, 1695-1786) Portrait of François Boucher (1703-1770). 1741 г. Museum Louvre

Французский живописец, гравёр, декоратор. Яркий представитель эпохи рококо.
Франсуа родился в Париже, его отец, Николя Буше, был художником. Он зарабатывал на жизнь рисованием гравюр и узоров для вышивки. С ранних лет Франсуа помогал отцу в мастерской. Отец, обнаружив у своего сына талант, определил его в ученики к Франсуа Лемуану. У Лемуана Буше провёл несколько месяцев и вспоминал о нём впоследствии без большой благодарности.
В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства с высокопоставленными клиентами своего наставника. С 1720 года Буше занимался у Ф. Лемуана, известного мастера-монументалиста, затем работал в мастерской гравера Ж. Ф. Кара-старшего, изучая искусство оформления книг и гравюру.




François Boucher (French, 1703-1770) Autoportrait.

В 1722 году ему было поручено иллюстрировать новое издание «Французской истории» Габриэля Даниеля. В 1723 году Буше получил академическую премию за картину «Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима».
Участие в 1722-1723 годах в создании офортов для «Сборника Жюльена», в котором воспроизводились в гравюре все произведения Антуана Ватто, позволило ему познакомиться с работами этого художника, усвоить его композиционные приёмы.
В 1723 году Франсуа Буше победил в конкурсе на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния. Эта победа давала ему право на обучение в Риме, но в итальянском филиале академии не нашлось для победителя вакантного места. Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году. В Риме на него произвели особенно сильное впечатление декоративные работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко. Несомненно, художник был знаком и с венецианской традицией монументально-декоративной живописи, хотя неизвестно, ездил ли он в Венецию. Позже Буше стал коллекционировать рисунки Тьеполо. Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений. Уже в них проявился незаурядный декоративный дар художника, умеющего строить композиции на сочетании ритмики целого и характерной детали. Буше в этот итальянский период создает полотна на мифологические и библейские сюжеты, пишет пасторали, сцены в интерьере, пейзажи, создает декорации к балету «Персей» (1746) и опере-балету «Галантная Индия» (1735), работает для мануфактур гобеленов и фарфора.




François Boucher (French, 1703-1770) Painter in his Studio (Self-Portrait). Museum Louvre

Вернувшись из Италии в 1731 году, Буше почти сразу же стал кандидатом в Королевскую академию по отделению исторической живописи, а уже в 1734 году его утвердили как полноправного члена академии за картину «Ринальдо и Армида» (1734). Первые годы после итальянского путешествия художник почти полностью посвятил рисунку, копированию и гравюре.
В 1733 году он женился на семнадцатилетней Мари-Жанн Бюзо. С неё художником написаны многие «нимфы». Чуть позже он стал преподавать в Академии, сначала как ассистент (1735), а затем - как мастер (1737). Но, несмотря на это, Буше в то время был ограничен в средствах.
С конца 1730-х годов художник работал в театральной декорации и на мануфактуре Бове, где создавал картоны для ковров.
В 1737 году Буше стал профессором Академии. В 1730-1740-х годах он, наконец, получил большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале - в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе - 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа («История», 1743-1746, Париж, Национальная библиотека). Он проявил в этих работах изощрённую фантазию, изображая мифологические и аллегорические сцены с пикантной занимательностью и грацией, ценимыми в эпоху рококо.
В 1742-1748 годах Буше занимал должность декоратора парижской Оперы. С 1755 (по другим версиям - 1757) по 1767 год Буше был директором Королевской мануфактуры гобеленов.
С 1760 года Буше стал терять былую популярность. В 1761 году он стал ректором Королевской Академии. Художник активно привлекался к украшению резиденций короля и мадам де Помпадур, частных особняков Парижа. Фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур была его поклонницей. Буше не был портретистом, но часто писал свою покровительницу - мадам де Помпадур. В её первом портрете (1756, частное собрание) и недатированном портрете из собрания Лувра она изображена в зелёном шелковом платье с книгой и у фортепьяно на фоне изысканно, по моде обставленного будуара в своем замке в Бельвю. Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегал к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека).
В 1765 году Буше стал директором Королевской академии живописи и скульптуры и был назначен «первым живописцем короля». За несколько месяцев до смерти его избирали почётным членом Петербургской академии художеств.
Самый талантливый ученик Буше - Жан-Оноре Фрагонар, унаследовал от него внешнее изящество, свободу композиции и смелость колорита, но он попытается соединить их с большей эмоциональной внутренней углубленностью в передаче образов и сюжетов. Дружеские связи соединяли Буше со шведским художником Густафом Лундбергом, находившимся под обаянием его творчества. Лундбергу принадлежит и наиболее известный портрет Буше.
В 1768 году Буше создает одно из последних произведений «Адам и Ева оплакивают тело Авеля», которое не было закончено. На картине в аллегорической форме художник изобразил себя в роли Авеля, а Помпадур и Людовика XV, как Еву и Адама. Картина считается одной из самых дорогих картин Буше, и в данное время находится в частной коллекции на Украине.
30 мая 1770 года Буше скончался.




Alexander Roslin (Swedish, 1718-1793) François Boucher. 1760 г. Château de Versailles

Наследие Франсуа Буше велико. Он создал многочисленные серии гравюр, иллюстрировал книги Овидия, Боккаччо, Мольера. Работал во многих видах декоративного и прикладного искусства: создавал декорации для опер и спектаклей, картины для королевских шпалерных мануфактур; выполнял орнаментальные росписи изделий севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и т. п. Художник обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали, пейзажи, портреты.
Современное французское искусствоведение оценивает искусство Буше невысоко. Признавая превосходную технику художника, критики и историки отмечают «слащавость» его работ, его неидеальный художественный вкус, а также общую «буржуазность» или «мещанство» стиля.
Картины художника находятся в Лувре и Музее Коньяк-Же (Париж), Музее изящных искусств (Тур), Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Национальной галерее и Собрании Уоллеса (Лондон), Национальном музее (Стокгольм), Музее Шарлоттенбурга (Берлин), Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Национальной галерее искусств (Вашингтон), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Прадо (Мадрид), Музее искусств Нельсона-Аткинсона (Канзас-сити) и др.


Франция, времена года, рококо, автопортрет, Франсуа Буше, тематические серии, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up