ПРОЕКТ "ВРЕМЕНА ГОДА" (СЕРИЯ НЕМЕЦКОГО ХУДОЖНИКА ГЕОРГА ЛЮРИГА.)

May 13, 2016 23:01

Появился повод пополнить свою рубрику ЖЗЛ рассказом о жизни и творчестве немецкого художника Георга Люрига. А поводом для рассказа стала серия его графических работ на тему "Времена года". Увы, в интернете картин художника представлено не так много, даже на аукционных сайтах фигурирует несколько десятков картин и рисунков художника. Почему? Надеюсь, ответ вы найдете в моем материале. Поскольку рассказ о художнике получился не маленький, я изменю своей традиции и сначала расскажу о жизни Люрига, поместив картины, которые нашел в интернете, а уж потом представлю вам отдельно серию "Времена года".

Георг Люриг
Georg Lührig

26 января 1868, Гёттинген - 21 марта 1957, Лихтенштейн




Georg Lührig (German, 1868-1957) Selbstporträt. 1915 г.

Немецкий живописец и гравер.
Родился будущий художник, полное имя которого - Генрих Фридрих Георг, в семье фотографа и литографа, который был одним из первых фотохудожников города Гёттингена. После окончания средней школы Георг отслужил в армии год волонтёром, и в 17 лет, в октябре 1885 года, поступил в Академию изящных искусств в Мюнхене, где учился до 1890 года. Его одаренность в живописи проявилась рано, поэтому ни о чем, кроме художественной карьеры, юноша не помышлял.



В Академии Георг учился у пейзажиста Карла Раупа (Karl Raupp, 2 марта 1837 - 14 июня 1918), Иоганна Каспара Гертериха (Johann Caspar Herterich, 3 апреля 1843 - 26 октября 1905) и Людвига фон Лёффца (Ludwig von Löffzt , 21 июня 1845 - 3 декабря 1910). Уже при поступлении он удостоился похвалы известного живописца Франца фон Штука (Franz von Stuck, 23 февраля 1863 - 30 августа 1928), а среди своих сокурсников получил прозвища «Гений» и «Сорвиголова». Вместе со своими друзьями молодой Люриг проводит долгие часы в ресторанах и кафе, атмосфера этого времяпровождения отражена в его рисунках и акварелях. После окончания Академии художник возвращается в Гёттинген, где проводит целый год. Там были написаны первые большие картины маслом - «Возвращение рабочих» (Heimkehrende Arbeiter) и «Каменоломня» (Steineklopfer). Эти картины вошли в цикл «Totentanz», который молодой художник представил в 1892 году на III Международной выставке акварелей в Дрездене, и который принес Люригу известность. Годом ранее художник дебютировал на Международной художественной выставке в Берлине и ежегодной художественной выставке в Мюнхене. В 1894 году художник переехал в Дрезден, где активно занялся литографией.





Georg Lührig (German, 1868-1957) Painter at Night.
Georg Lührig (German, 1868-1957) Fire.

Между 1894 и 1898 годами многие дрезденские художники покинули официальный немецкий Союз художников. Альтернативой ему была создана Ассоциации визуальных художников (Дрезденский Сецессион). В организации этого творческого союза Люриг принял активное участие вместе со своими новыми друзьями и коллегами - немцем русского происхождения Сашей (Карл Александр) Шнайдером (Sascha (Karl Alexander) Schneider, 21 сентября 1870 - 18 августа 1927) и семьей австрийских художников-пейзажистов Карлом Медицем (Karl Mediz, 4 июня 1868 - 11 января 1945) и Эмилией Медиц-Пеликан (Emilie Mediz-Pelikan, 2 декабря 1861 - 19 марта 1908). Вместе они весной 1894 года основали также пейзажную школу, которая расположилась в Коппельне - районе рядом с городом Банневиц в Саксонской Швейцарии. За эти же годы Люриг принял участие в семи ежегодных национальных и международных выставках в Мюнхене, Берлине и Дрездене.




Georg Lührig (German, 1868-1957) Im Paradies.




Georg Lührig (German, 1868-1957) People at Gate.

В конце 1897 года по инициативе Георга в Дрездене был основан ежеквартальный журнал Ассоциации. Уже в 1898 году в журнале «Графика» была опубликована большая статья о его работах, при том, что методам литографии Люриг учился самостоятельно. Известным в Дрездене художником Георга сделал цикл графических работ «Бедный Лазарь» (Der arme Lazarus), опубликованный в 1896-1897 годах.




Georg Lührig (German, 1868-1957) Der arme Lazarus (eine folge Steinzei) 1897 г.




Georg Lührig (German, 1868-1957) Freya und die Riesen. 1896 г.




Georg Lührig (German, 1868-1957) Grave Digging.

В 1895 году художник женился в Дрездене на своей коллеге Эльзе Франке (Else Franke), а в 1897 году принял приглашение наследственной принцессы Люсии Шёнбург-Вальденбургской отправиться в Румынию в качестве учителя рисования для ее детей. Три года, с 1898 по 1900-й, Георг и Эмилия прожили в городке Хемеюш рядом с городом Бакэу, в 230 км от Бухареста.
В Румынии родились двое детей художника - дочь Самфира (1898) и сын Фердинанд (1900). Годы, проведенные в Хемеюше повлияли на формирование стиля художника. В 1946 году в своих мемуарах Георг писал: «Оторванность от мира, одиночество в работе и наличие огромного количества времени способствовали акценту на собственные силы и дали основу для формирования моей творческой индивидуальности». С детьми принцессы Люсии - принцем Гюнтером и принцессами Софией, Люриг будет продолжать общаться и дружить на протяжении всей своей жизни. Он неоднократно посещал замок Вальденбург принца Гюнтера и имение Музенхоф принцессы в Веймаре, а последние годы своей жизни вообще провел в фамильном замке Шёнбургов в Лихтенштейне.




Georg Lührig (German, 1868-1957) Selbstporträt. 1909 г.




Georg Lührig (German, 1868-1957) Women in Field.




Georg Lührig (German, 1868-1957) Field Work.

Вернувшись из Румынии в Дрезден, Люриг стал преподавать сначала в частной художественной школе, а с 1902 года - в основанной им Художественной школе для женщин. Вплоть до 1920-х годов художник неоднократно совершал поездки в Румынию. В 1906-1907 годах он два года жил и работал в Бухаресте и Пелеше в качестве гостя при дворе румынской королевы Елизаветы (1843-1916), которая в истории более известна, как писательница и поэтесса. Королева писала рассказы, стихотворения, сказки, романы, переводила произведения французской и румынской литературы на немецкий язык под литературным псевдонимом Кармен Сильва (от латинских слов Sylva - лес и Carmen - песнь). В 1869 году принцесса Елизавета вышла замуж за принца Карла Эйтеля Фридриха фон Гогенцоллерн-Зигмарингенского и в 1881 году вместе с мужем переехала в Румынию, где его короновали под именем Кароль I. Став королевой Румынии, Елизавета старалась чувствовать и выглядеть румынкой, выучилась тайнам румынского искусства вышивания, часто появлялась в свете в румынском национальном платье, открывала в стране новые больницы и школы.
Румыния вплоть до первой мировой войны была одной из популярных тем в творчестве художника. Некоторые из известных картин Люрига, например, «Пеликан» (Ein Pelikan) и «Старость и Юность» (Alter und Jugend) были приобретены в 1901 и 1903 году Дрезденской картинной галереей, принадлежат государству и находятся в галерее Дессау картины художника «Старейшины» (Die beiden Alten) и «Архимандрит Нифон Синайский» (Archimandrit Nifon von Sinaia), а в городской художественной галерее Дрездена - картина «Флора».




Georg Lührig (German, 1868-1957) Alter und Jugend. 1901-1903 гг.




Georg Lührig (German, 1868-1957) Pelikan 1900-1901 гг.




Georg Lührig (German, 1868-1957) Flora. Schloß Pillnitz.

В начале 1910-х годов художник занялся монументальной живописью. Еще в 1904 году Георг выиграл конкурс и получил первый приз за проект украшения лестничной клетки в новом здании Королевского Министерства культуры в Дрездене (ныне там находится штаб-квартира Саксонии). Но получения заказа художнику пришлось ждать четыре года. С 1908 по 1912 год он работал над фресками «День» и «Ночь» для Министерства культуры, но эти работы были полностью разрушены в феврале 1945 года во время воздушных налетов на Дрезден. После выполнения этой работы Люрига поставили в один ряд с лучшим немецким монументалистом Эрихом Хаенелем (Erich Haenel, 22 июня 1875 - 26 декабря 1940). В 1934-1935 годах Люриг создал настенную роспись «Огонь, вода, земля, воздух и человек, как их хозяин» (второе название - «Жизнь») для Королевской школы Богоявления в Дрездене, но эта фреска тоже не сохранилась. Остались лишь эскизы-рисунки.




Georg Lührig (German, 1868-1957) Das Leben. Wandmalerei in der Aula der Dreikönigsschule in Dresden. 1934 г.

С 1910 года Люриг стал преподавать дрезденской Школе искусств и ремесел, и уже в 1913 году получил звание профессора. В 1910 году художник стал членом группы «Зелёно-белые» (Grün-Weiß), а в 1913 году - Дрезденской группы художников (Künstlergruppe). Первые полтора десятилетия ХХ века художник продолжал активно выставляться, принял участие в национальных и международных выставках в Дрездене (1899, 1901-1906, 1910-1913), Дюссельдорфе (1911) и Берлине (1913). В 1915 году в дрезденской Галерее «Арнольд» прошла большая персональная выставка художника.
В годы Первой мировой войны Георг в качестве военного художника был отправлен во Францию, где провел 1915 и 1916 год в Шампани, а в 1917 году был направлен в Сирию. В 1916 году он представил на выставке в Лейпциге 183 рисунка, созданные на фронте в Шампани.
В том же 1916 году Люриг был назначен профессором живописи и графики в Дрезденской Академии художеств и сыграл большую роль в реформе обучения студентов. Сам Люриг прокомментировал свое назначение так: «Художник перестает существовать там, где начинается профессор».





Hugo Erfurth (German, 1874-1948) Georg Lührig. 1911 г.
Георг Люриг за работой.

Впрочем, рисовать художник не бросил. Натюрморты, пейзажи и портреты стали основными темами его творчества. Его картины «Мох» (Moospolster) и «Зимний вечер в Саксонской Швейцарии» (Winterabend in der Sächsischen Schweiz), которые находятся в коллекции художественного музея в Хемнице, являются одними из лучших работ Люрига этого периода. Продолжал художник участвовать и в общественной деятельности. В 1925 году Люриг стал одним из основателей художественной группы «Новая группа 1925», которая поставила себя в оппозицию дадаизму и экспрессионизму. В состав группы вошли такие художники, скульпторы, профессора Академии, как Рихард Гур (Richard Guhr, 30 сентября 1873 - 27 сентября 1956), Рихард Мюллер (Richard Müller, 28 июля 1874 - 7 мая 1954) и Георг Зиберт (Georg Siebert, 13 мая 1896 - 6 ноября 1984). Но после первой же выставки, организованной в том же 1925 году в Дрездене и Берлине, группа развалилась.
В 1929 году, по случаю 60-летия художника, в Ассоциации искусств Саксонии была проведена большая персональная ретроспектива Люрига. Также в 1934 и 1938 годах в Лейпциге прошли крупные персональные выставки. В 1928 и 1934 годах Люриг устроил в Дрездене и Бауцене совместные выставки со скульптором Эдмундом Мёллером (Edmund Möller, 8 августа 1885 - 19 января 1958).




Georg Lührig (German, 1868-1957) Female Ballplayers.




Georg Lührig (German, 1868-1957) Grimacing.

В 1932-1933 годах художник был ректором Дрезденской Академии художеств, но весной 1933 года его сняли с должности и назначили проректором в связи с тем, что Георг, якобы, чинил препятствия процессу "фашизации" преподавателей. В следующем, 1934 году, Люрига отправили на пенсию.




Георг Люриг

После выхода на пенсию вплоть до весны 1940 года Люриг жил в достатке и почете в Дрездене, в 1938 году были устроены очередные выставки художника в Дрездене и Лейпциге. А затем, когда в Европе уже полным ходом шла Вторая мировая война, Люриг с семьей переехал в Лихтенштейн, куда его пригласил князь Гюнтер фон Шёнбург-Вальденбургский. Князь, которого художник учил рисованию в детстве, предоставил ему южное крыло своего замка и разрешил обустроить студию в парке. Интересно, но даже в 1943 году художник участвовал в выставке в Цвиккау.
После Второй мировой войны для Люрига начались экономически трудные годы, хотя картины художника были представлены на выставках в Глаухау (1946, 1947) и Дрездене (1948). Все усилия художника, чтобы вернуться в Геттинген, но избежать гнетущую для него ситуацию жить в советской зоне, ставшей социалистической страной - ГДР, были обречены на провал, поэтому попытка уехать из Лихтенштейна не удалась. К тому же в 1948 году умерла его жена Эльза, в 1950 году художник переехал в квартиру в Лихтенштейне, где и провёл свои последние годы жизни. Все несчастья последнего десятилетия своей жизни художник мемуарах высказал в одной фразе: «Ужасна изоляция в пустоте». Кроме этого, художник констатировал потерю большей части своих произведений, которые либо погибли во время войны, либо исчезли, то есть, были потеряны навсегда. К счастью были сохранены многие работы Люрига, которые в течение его жизни были приобретены музеями, особенно музеями Дрездена.




Georg Lührig (German, 1868-1957) Akte im Freien. 1906 г.




Georg Lührig (German, 1868-1957) Das Urteil des Paris. 1906 г.

Последние прижизненные выставки Люрига прошли в Берлинской академии искусств, где в 1956 году на выставке графики «От Макса Клингера до наших дней. Вклад в развитие немецкой графики с 1880 по 1955 год» был представлен цикл «Бедный Лазарь», созданный еще в конце XIX века, и в Карл-Маркс-Штадте, где в начале 1957 года была организована персональная выставка художника, на открытии которой он присутствовал сам. Весной этого же года художник неудачно поскользнулся на льду в Лихтенштейне и 21 марта 1957 года умер.

В 1960-1980-х годах сохраненные работы художника не раз участвовали в ГДР в живописных ретроспективах с социалистическими названиями. Например: «Пролетарское революционное искусство и социалистическое современное искусство ХХ века» (1963, Дрезден), «Новые горизонты и победа. Немецкий рабочий класс в представлении изобразительного искусства, 1890-1965 гг.» (1966, Потсдам), «50 лет назад. Первая мировая война, ноябрьская революция, послевоенное время. Гравюры и рисунки немецких художников, 1914-1924 гг.» (1968, Национальный музей в Берлине). К названным выставкам можно добавить экспозиции с участием работ Люрига в Государственном музее Линденау в Альтенбурге (1965, 1981), Национальной галерее в Берлине (1966), Центральном Доме немецко-советской дружбы в Берлине (1967), Академии художеств ГДР (1980) и Высшей школе изобразительных искусств (1989). Вплоть до 1990 года Люриг, работавший при нацистах, считался представителем живописной школы Третьего Рейха, и только в конце века, после падения Берлинской стены и объединения Германии, его имя было с политической точки зрения реабилитировано.

Источники - Википедия, электронные энциклопедии и сайт, посвященный художнику.

Серия "Времена года" (1910 г.)




Georg Lührig (German, 1868-1957) Jahreszeiten. Frühling (Времена года. Весна). 1910 г.




Georg Lührig (German, 1868-1957) Jahreszeiten. Sommer (Времена года. Лето). 1910 г.




Georg Lührig (German, 1868-1957) Jahreszeiten. Herbst (Времена года. Осень). 1910 г.




Georg Lührig (German, 1868-1957) Jahreszeiten. Winter (Времена года. Зима). 1910 г.


времена года, Георг Люриг, тематические серии, Германия, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up