ЖЗЛ (АНРИ ГОДЬЕ-БЖЕСКА. КОРОТКАЯ ЖИЗНЬ И СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ)

Mar 31, 2016 23:42

Мои читатели знают, что я очень редко обращаюсь к скульптуре, практически не пишу о жизни и творчестве скульпторов, но мимо судьбы и творчества сегодняшнего героя материала не смог пройти. Всё началось, как часто бывает, с автопортрета, который мне прислал мой друг и вдохновитель многих материалов Владимир (ВВВладимиров). Я полез в поисковик узнать о художнике с такой странной французско-польской фамилией, узнал, что он, вообще-то, скульптор, прожил очень мало, но успел войти в историю британского искусства. К тому же, оказалась необычной и личная жизнь этого молодого человека. Вот я и решил просветиться сам и вам рассказать об интересной личности, которую британские историки искусств называют "молодым гением".

Анри Годье-Бжеска
Henri Gaudier-Brzeska

4 октября 1891, Сен-Жан де Брайе - 5 июня 1915, Невиль-Синт-Васт




Henri Gauder-Brzeska (French-English, 1891-1915) Self-Portrait. 1910 г.

Английский скульптор французского происхождения.

Родился Анри в городке Сен-Жан де Брайе, на восточной окраине Орлеана, в семье плотника. Сначала мальчик хотел стать плотником, как отец, но поступив в школу, увлекся чтением книг и рисованием, постепенно отделяясь от своих сестер и матери, для которых смысл жизни составляла сельская жизнь и фермерское хозяйство.


Учеба

За отличные успехи в школе юный Годье был награжден грантом, который позволил ему в течение двух лет (в возрасте до шестнадцати лет) учиться за границей, в Англии - сначала в Бристоле, а затем в Кардиффе. В Англии Анри всё больше внимания уделял чтению и рисованию. На обратном пути юноша заехал в Германию, где с апреля по сентябрь 1909 года продолжил учебу в Нюрнберге (в каком заведении - неизвестно).




Henri Gauder-Brzeska (French-English, 1891-1915) Nuremberg (sketchbook). July 1909 г. Galery Kettle’s Yard, University of Cambridge

Вернувшись из Германии, Годье решил переехать в Париж, где устроился работать в книжном магазине. В нескольких источниках, правда, указано, что он работал в качестве переводчика в одном из издательств. Там он трудился в течение дня, а вечера проводил в библиотеках или музеях города.

Интересно, что в плане политических взглядов Годье был анархистом. В Париже он познакомился с местными боевиками-анархистами, принимал участие в различных студенческих демонстрациях, посвященных, например, протесту против оглашения смертного приговора испанскому анархисту Франциско Ферреру (14 октября 1909), похоронам анархиста Клер, убитого полицией во время забастовки, и протесту против тюремного заключения парня по имени Льабёф. Этот молодой человек был ложно обвинен в том, что он сутенер, поскольку он влюбился в проститутку. В общем, «веселая жизнь» была у Анри, не считая того, что он часами самообразовывался в библиотеке и музеях, и уже в этот период заинтересовался скульптурой.

Софи

В мае 1910 года Анри познакомился в Париже с польской эмигранткой, писательницей Софи Бжеска и тут же влюбился в нее. Софи была на двадцать лет старше Годье, познакомился Анри с ней в библиотеке Сент-Женевьев в Париже. Здесь следует рассказать немного о возлюбленной будущего скульптора.




Józef Mehoffer (Polish, 1869-1946) Portrait of Sophie Brzeska. 1911 г. Muzeum Narodowe w Warszawie

София Сюзанна Бжеска (Sophie Suzanne Brzeska, 1873-1925) родилась недалеко от Кракова, в многодетной семье. Причем, среди девяти детей она была единственной девочкой. Свою мать Софи описывала как «уставшую от жизни», а отца, как «бабника», для обоих родителей дочь была «тяжким бременем» из-за необходимости «удачно выдать ее замуж». В возрасте 16 лет Софи поступила в Краковский университет с мечтой стать писательницей. Но после нескольких попыток сватовства девушка решает сбежать из семьи. Она направляется во Францию с целью построить там свою писательскую карьеру, но вместо этого, чтобы как-то прожить, Софи устраивается гувернанткой, а через некоторое время с хозяевами переезжает в Соединенные Штаты, где в течение нескольких лет продолжает работать гувернанткой в Филадельфии и Нью-Йорке. Жизнь была тяжелой, работа мало оплачиваемой, временами Софи была на грани отчаяния. И лишь привязанность к семьям, в которых она служила, не позволила девушке покончить жизнь самоубийством. С того времени Софи была склонна всю свою жизнь к периодическим депрессиям, страданиям по поводу постоянной бедности и на этой почве ухудшению психического здоровья.
В результате, после нескольких неудачных попыток найти мужа, Бжеска в середине 1900-х возвращается во Францию, где в 1910 году случайно и знакомится с Анри. В июне 1910 года Анри писал в письме к другу: «Познакомился с польской экс-гувернанткой вдвое старше меня». О том, что Софи - писательница, Годье не упоминает. Впрочем, забегая вперед, сообщу, что писательская карьера у Бжески так и не задалась, хотя всю свою жизнь она стремилась быть опубликованной. Софи является автором единственного автобиографического романа под названием «Мать» (Matka), который был написан в нескольких версиях и опубликован только в 2008 году. Лондонское издательство Mercury Graphics издало всё литературное наследие писательницы одной книгой, куда вошли сам роман и рассказы, написанные на французском и английском языках. Рукописи этих произведений пролежали неопубликованными в течение более восьмидесяти лет после смерти Софи.

Странный роман

В одной из частей романа Софи описывает свою первую встречу с Анри, которая, напомню, состоялась в библиотеке Сент-Женевьев. 37-летняя Софи пыталась работать над каким-то своим очередным произведением, 18-летний Анри, совершенно случайно, сидел напротив нее. Знакомство переросло в тесное общение. В июне 1910 в письме тому же другу Анри описывает Софи, как «простую и скромную женщину, с кошачьей осанкой и загадочным лицом». Возможно, одиночество в шумном Париже, юношеская целомудренность и знакомство с «настоящей писательницей» сотрудника книжного магазина (или издательства) и поспособствовали тому, что Анри увлекся Софи "по-взрослому".




Henri Gauder-Brzeska (French-English, 1891-1915) Sophie.

Впрочем, все историки, которые писали об этой паре, единогласны в том, что их отношения были странными, поскольку роман так и не превратился в семейный союз. Яркую и экстравагантную своим поведением польку юноша видел глазами начинающего художника и воспринимал, как свою Музу. Он наслаждался ее темпераментной речью и голосом, сверкающими глазами и меняющимся в одно мгновение настроением - от трагизма от своих неудач до радости при первом же комплименте.

Софи же, остро чувствуя в непосредственной близости от себя страстного молодого человека и сама, изголодавшись по любви, ловила в смущении себя на мысли о материнских чувствах и желании кого-нибудь защитить и о нем заботиться. Софи писала, что однажды ночью, когда Анри провожал ее домой, он рассказал женщине, как ему хочется, чтобы рядом был кто-то, кто любил бы его, понимал и поощрял его стремления стать скульптором. На что Софи ему ответила: «Я слишком стара для тебя на самом деле, но я буду тебе матерью, если ты согласен». Анри очаровался этой идеей, и на следующий день они решили посетить Лувр. Никто никогда не слушал Анри так внимательно, как Софи в галереях и музеях. В такие моменты они были счастливы вдвоем.
Анри захотел познакомить Софи с семьей, при этом, пара решила, что Софи снимет дом в деревне недалеко от старого дома родителей Годье, бросит своё гувернёрство и займется писательскими трудами. Все планы были нарушены тем, что семья Анри не приняла «старую деву», мало того, в полицию поступил анонимный донос (уж, не от матушки ли Анри?), о том, что Софи якобы занимается проституцией, поэтому она была вынуждена вернуться в Париж.

Но и после этого отношения их все равно оставались неопределенными и непонятными. Первый биограф Годье-Бжеска - Гарольд Стэнли Иде, на основе дневников и переписки Анри и Софи, писал, что «у них практически не было секса, может, всего пару раз. Софи умудрялась находить деньги, чтобы вызывать и оплачивать проституток для Анри вместо того, чтобы иметь сексуальные отношения с ним».




Henri Gaudier-Brzeska (French, 1891-1915) Female nude.

Софи часто пренебрежительно и холодно относилась к романтическому отношению Анри к себе, ее собственные отношения с молодым человеком напоминали больше «созависимость», при том, что она все чаще страдала от проблем с психическим здоровьем и стрессов, вызванных нищетой и неудовлетворенностью своей литературной карьерой.

Лондон

В конце 1910 года или в январе 1911 Анри, желая избежать военной службы, решает переехать в Англию. Софи едет вместе с ним. Тогда-то пара и решила почему-то не пойти зарегистрировать брак, а просто добавить к своей фамилии фамилию партнера, «скрепив», таким образом, свои отношения. Отныне и Анри, и Софи были по документам Годье-Бжеска, для всех они были братом и сестрой. Эде уточняет, что Анри добавил фамилию Софи к своей, скорей всего, ради приличия, чтобы не компрометировать Софи в глазах окружающих.




Henri Gauder-Brzeska (French-English, 1891-1915) Self-Portrait. 1912 г. National Portrait Gallery, London

Жизнь в Лондоне на первых порах была трудна и бедна. Анри нашел работу у торговца древесиной, где смог развивать свои скульптурные навыки. Несмотря на отсутствие художественного образования, талантливый юноша позиционировал себя как «свободного художника». Софи сидела дома, по несколько раз переписывая свои «литературные труды» в надежде их опубликовать. Анри говорил о Софи: «Ее произведения всегда находится в состоянии редактирования…»

Когда скудные сбережения, привезенные из Франции, закончились, Софи приходилось даже просить милостыню на улице, баюкая куклу, завернутую так, чтобы она выглядела, как ребенок. Случайно узнав об этом, Анри был крайне возмущен, и всё закончилось «семейным» скандалом. Софи пришлось искать себе работу. В результате она нашла место гувернантки в городе Филикстоу, морском порту на восточном побережье Северного моря, в графстве Суффолк, около 80 миль от Лондона, и уехала туда.

Почти год Анри и Софи прожили отдельно, часто переписываясь. Эти письма, по словам Эде, «были полны солнца и почти языческой любви». Они обменивались идеями о жизни и искусстве, утешали друг друга и мечтали о скором воссоединении. Часто в письмах пара обращалась друг к другу нежными прозвищами. Анри был «Пикус» или «Пипик», а к Софи влюбленный в нее художник обращался «любимый маленький Мамус», «обожаемая Мамушка» или просто «Зосик» или «Сисик»…

По настоянию Анри, Софи в конце года бросила свою работу в качестве гувернантки и вернулась в Лондон, где они продолжили жить в сырых квартирах ветхих, полуразрушенных домов. Денег ни на что не хватало, «брат с сестрою» были практически всегда голодны. Софи покупала продукты в понедельник и готовила на всю неделю. Приготовленное мясо, картошку и селедку ели часто в холодном виде, дополняя небольшим количеством хлеба и молока, растягивая еду до следующего понедельника. Один из знакомых Анри, который знал его в это время, описывал начинающего скульптора, как «тощего от недоедания, с постоянными сильными приступами эмоций, самого неряшливого человека, которого я когда-либо знал».





Анри Годье-Бжеска в своей студии.

Но даже при такой нищете Анри Годье-Бжеска смог сделать свои первые шаги в профессиональном искусстве.

О творчестве

В начале своего творческого пути молодой скульптор находился под влиянием работ Огюста Родена, которые досконально изучал еще в Париже, а также подражал скульптурам племенных народов Африки и Океании, с которыми познакомился в коллекции Британского музея. Разрабатывая свой собственный художественный стиль, Годье-Бжеска не сглаживал и не «затирал» следы работы резца, как это делали классические скульпторы. Поэтому историки пишут, что работы Анри «отличаются определенным синтезом кубизма и примитивизма, экспрессией и динамикой, имеют динамичную и рубленую форму».




Photo by Walter Benington Henri Gaudier-Brzeska carving Hieratic Head of Ezra Pound. 1914 г.




Henri Gauder-Brzeska (French-English, 1891-1915) Hieratic Head of Ezra Pound. 1914 г. Courtesy National Gallery of Art, Washington

Кроме того, непрофессиональный скульптор становится одним из основателей такого направления в британском искусстве, как вортицизм.

Для справки:
Вортицизм (Vorticism) - течение в изобразительном искусстве в Англии начала XX столетия, близкое к футуризму, своеобразная английская ветвь модернизма, которая противопоставляла себя как классическим традициям, так и импрессионизму. Предтечей вортицистов был английский художник и художественный критик Роджер Фрай (Roger Fry, 14 декабря 1866 - 9 сентября 1934), введший в обиход такое понятие, как постимпрессионизм. Большое влияние на формирование вортицизма оказал итальянский футуризм и лекции его основателя, итальянского писателя и поэта Филиппо Томмазо Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti, 22 декабря 1876 - 2 декабря 1944), приезжавшего в Англию в 1910 и 1912 годах.
Вортицизм боролся с реалистическими тенденциями в изобразительном искусстве, отрицал моральный аспект искусства и настаивал на особом ритме современности. Как художественное течение вортицизм угас в Англии после окончания Первой мировой войны.

Среди ярких представителей этого течения можно назвать художника Дэвида Бомберга (David Bomberg, 5 декабря 1890 - 19 августа 1957), скульптора американского происхождения Джейкоба Эпстайна (Jacob Epstein, 10 ноября 1880 - 19 августа 1959), фотографа Элвина Лэнгдона Коберна (Alvin Langdon Coburn, 11 июня 1882 - 23 ноября 1966), художника, поэта и музыканта Лоуренса Аткинсона (Lawrence Atkinson, 17 января 1873 - 21 сентября 1931), художника, писателя и теоретика искусства Перси Уиндема Льюиса (Percy Wyndham Lewis, 18 ноября 1882 - 7 марта 1957) и американского поэта и издателя Эзру Уэстона Лумиса Паунда (Ezra Weston Loomis Pound, 30 октября 1885 - 1 ноября 1972), который являлся идейным вдохновителем течения.





Percy Wyndham Lewis (photo by George Charles Beresford). 1913 г.
Ezra Weston Loomis Pound.




Henri Gauder-Brzeska (French-English, 1891-1915) Ezra Pound. 1914 г. Galery Kettle’s Yard, University of Cambridge

Благодаря личному знакомству с последними двумя (Льюисом и Паундом), а затем и сотрудничеству с ними, Годье-Бжеска познакомился с лондонскими художниками - авангардистами, в 1914 году он стал участником художественного объединения «Вортицист» (Vorticist), созданного Льюисом, Аткинсоном, Бомбергом и Паундом. Печатным органом этого объединения, просуществовавшего 2 года, был выпускавшийся Льюисом журнал «Blast», вышедший, правда, всего дважды - в июле 1914 и в июле 1915 года. Уже после смерти Анри в журнале были напечатаны его тексты, в которых скульптор излагал свои разногласия с импрессионизмом и футуризмом.




Henri Gauder-Brzeska (French-English, 1891-1915) Self-Portrait with a Pipe. Galery Kettle's Yard, University of Cambridge

Еще в 1912 году Годье-Бжеска начинает работать в качестве скульптора, сначала в глине, а затем в камне. Уже в конце этого года рисунки Анри были напечатаны в журнале современного искусства «Ритм» (Rhythm). Осенью 1913 года скульптор бросает свою работу у торговца древесиной и полностью посвящает себя творчеству. В результате выполнения нескольких заказов, Анри удается снять достойное жилье, открыть мастерскую и даже оформить покупку на поставки мрамора.




Horace Brodzky (1885-1969) Interior of Gaudier-Brzeska's Studio, Putney. 1915 г.




Анри в своей студии с работой "Птица, проглотившая рыбу". 1914 г.




Henri Gauder-Brzeska (French-English, 1891-1915) Bird swallowing a Fish. 1914 г.

Политические взгляды Анри не поменялись, он по-прежнему оставался анархистом, активно читал французские анархистские газеты и лондонский анархический журнал «Свобода». Годье-Бжеска находился под влиянием итальянского анархо-коммуниста Эррико Малатеста (1853-1932) и, особенно, под влиянием русского революционера-анархиста Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921). Анри даже пытался встретиться с Кропоткиным в декабре 1912 года в Лондоне и писал Софи, что «был бы рад выполнить его портрет».

Среди художников, приверженцев анархизма, молодой скульптор, еще живя в Париже, восхищался работами иллюстратора и графика Аристида Деланнуа (Aristide Delannoy, 30 июля 1874 - 5 мая 1911), публикуемыми в либеральных парижских журналах, и близко принял к сердцу смерть художника в 1911 году. А еще ему нравилось творчество швейцарца Теофиля-Александра Стейнлена (Théophile-Alexandre Steinlen, 10 ноября 1859 - 14 декабря 1923), работавшего как в реалистическом стиле, так и в стиле модерн. Анри сам получал немало предложений публиковаться, как иллюстратор, в английской анархистской прессе, и иллюстрирование ему так нравилось, что чуть было не потеснило привязанность Годье-Бжиски скульптуре.

Анри и Софи

На фоне профессиональных успехов Анри, его личная жизнь оставалась совсем не безоблачной. Софи, вернувшись в Лондон, постепенно превращалась в «невротика». Она своим поведением часто отталкивала людей, которые собирались купить у Анри его рисунки и скульптуры. При этом, под влиянием Софи менялся и характер самого Анри.
Во-первых, они оба были гордыми и никогда не намекнули бы другим, что им нужны деньги. Анри даже был готов подарить работу, а не продавать её, лишь бы не подумали, что он в чем-то нуждается.
Во-вторых, оба имели такой изменчивый и взрывоопасный характер, что порой такое напряженное общение невозможно было долго выносить. И Анри, и Софи страдали от постоянной вины друг перед другом из-за невозможности создать нормальные условия для жизни и отношений, от периодических ужасных расположений духа и внезапных вспышек радости. Об этом свидетельствуют многие истории, записанные Софи в своем дневнике.




Henri Gauder-Brzeska (French-English, 1891-1915) Torso. 1913 г. Galery Kettle’s Yard, University of Cambridge

Например, однажды Анри и София были в прекрасном настроении, Анри полночи ваял из камня бюст Софи, а она в это время пела народные песни, которые помнила с детства. Но на следующий день они поссорились из-за отсутствия денег, и в гневе Анри повредил уже практически готовую статую, пока Софи не было дома. На следующее утро ссора возобновилась, и в ярости уже вдвоем они уничтожили работу Анри, а к вечеру помирились и были вновь счастливы общением друг с другом.
Их любовь - порой страстная, но часто запутанная, была зеркальным отображением их отношений, ведь, по сути, они не были ни братом и сестрой, ни матерью и сыном, ни любовниками в прямом смысле этого слова. И при этом, у них была общей любовь к чтению, они любили обсуждать искусство и литературу.




Henri Gauder-Brzeska (French-English, 1891-1915) Sophie Brzeska. 1913 г.

В 1912 году Софи на несколько месяцев уезжает во Францию, чтобы заняться своим здоровьем. В течение этого времени Анри писал ей почти каждый день, и в этих письмах часто повторялось желание более близких физических отношений, а не платонической любви матери-подруги. «Целую моего дорогого Зосика, всё ее драгоценное тело, и предоставляю заботу о ней милостивому, благотворно влияющему на нее солнцу» - писал Анри в порывах нежности.

Война

А летом 1914 года началась Первая мировая война. И уже признанный в лондонских художественных кругах скульптор, еще в 1912 году писавший другу: «я не понимаю, почему молодежь Франции не восстанет вся против отвратительного призыва на военную службу» и «я не признаю никакого патриотического долга», возвращается во Францию и идёт добровольцем во французскую армию.




Henri Gauder-Brzeska (French-English, 1891-1915) Self-Portrait. 1914 г.

Как многие социалисты и анархисты, Анри с энтузиазмом поддержал союзников Франции по Антанте (Россию и Великобританию) против Германии, оправдывая свое участие в войне потребностью в защите «культуры» от варварской Германии. Он заявил: «Это вопрос спасения цивилизации, мы должны победить Германию прежде, чем эти ублюдки уничтожат все произведения искусства».




Henri Gauder-Brzeska (French-English, 1891-1915) Wrestlers. 1914 г. Galery Kettle’s Yard, University of Cambridge

В одном из писем Софи с фронта Анри написал о том, что они обязательно должны вступить в брак, когда он вернется домой. Это письмо почти совпало по времени с полученным письмом от нее. В том письме Софи по привычке истерила, обвиняя Анри в плохом материальном состоянии своей жизни в Англии, и в том, что он ее бросил. На полученное от Анри письмо со своеобразным предложением руки и сердца, Софи ответила не сразу, она долго составляла ответ, потом еще долго не отправляла, по традиции, постоянно редактируя и внося запоздалые мысли.
Но еще до того, как письмо было готово к отправлению, Софи сообщили, что Анри Годье-Бжеска 5 июня 1915 года «погиб смертью храбрых в бою под городом Невиль-Сент-Васт во Фландрии». Посмертно Анри был награждён французской медалью за храбрость. Ему было всего 23 года…




Henri Gauder-Brzeska (French-English, 1891-1915) Self-Portrait.

Послесловие

Софи Годье-Бжеска пережила Анри на десять лет, но так и не смогла примириться со смертью своего возлюбленного. Более того, видимо эта смерть спровоцировала ухудшение состояния ее психического здоровья. В течение последующих семи лет Софи продолжала вести дневник, в котором описывала всё, что случилось с ней после того, как Анри был убит на фронте.

Как она пыталась, но безуспешно, организовать мемориальную выставку его работ, как ее друзья и друзья Анри по-разному вели себя по отношению к ней - и помогали, и злословили. Среди настоящих друзей Анри называются имена уже упомянутого Эзры Паунда, художников Роберта Бевана (Robert Polhill Bevan, 5 августа 1865 - 8 июля 1925) и Нины Гамнет (Nina Hamnett, 1890-1956), а также художественного критика и поэта Томаса Эрнеста Хьюма (Thomas Ernest Hulme, 16 сентября 1883 - 28 сентября 1917).





Robert Bevan (British, 1865-1925) Self-Portrait 1913-1914 National Portrait Gallery, London
Roger Fry (British, 1866-1934) Portrait of Nina Hamnett (1890-1956). 1917 г. The Courtauld Gallery, London

Последние годы жизни Софи провела в одиночестве и бедности. Она скончалась в марте 1925 года в психиатрической больнице городка Бернвуд в графстве Глостершир, не оставив завещания…




Henri Gauder-Brzeska (French-English, 1891-1915) Seated Figure sewing.

Замечу, многое, что историки и искусствоведы узнали о жизни Анри и Софи Годье-Бжеска, стало известно из ее личной переписки с Анри и дневников, благодаря одному человеку, о котором тоже следует сказать несколько слов.

Английский коллекционер искусства, историк, преподаватель и музейный куратор Гарольд Стэнли Иде (Harold Stanley Ede, 7 апреля 1895 - 15 марта 1990 года), больше известный как Джим Иде, являлся с юности почитателем работ Анри Годье-Бжески.




Jim (Harold Stanley) Ede with Bird swallowing Fish.

Он родился в городе Пенарт в Южном Уэльсе, после окончания школы учился живописи в художественной школе в Ньюлине, затем в Эдинбургском колледже искусств (1912-1914), а в 1914 году был призван в армию и участвовал в боевых действиях на Западном фронте. После окончания Первой мировой войны продолжил учебу Школе искусств Слейда в Лондоне (1919-1921). Возможно, по причине того, что Иде реально оценивал свои способности, он не стал профессиональным художником (хотя до 1930-х продолжал писать картины), а решил заняться историей ИЗО.




Harold Stanley Ede (British, 1895-1990) House with Red Roof. 1928 г. Kettle's Yard, University of Cambridge

В 1921 году Иде получил работу помощника фотографа в лондонской Национальной галерее, затем перешел на неполный рабочий день в качестве помощника куратора в известную галерею Тейт, продолжая учиться в Школе Слейда. Во время работы в галерее Тэйт, Иде пытался содействовать популяризации современных ему художников, в том числе, Пикассо и Мондриана. Но часто из-за консервативных взглядов дирекции галереи предлагаемые им выставки или работы были «забракованы». Иде дружил со многими авангардистами, приобретая у них работы, которые были в то время недооценены.
В 1927 году Иде приобрел на торгах британского казначейства дом Софи Годье-Бжеска. Поскольку не было ни наследников, ни завещания, историку достался дом со всем "содержимым" - архивом, документами, многими работами Анри.
В 1930 году Иде издал книгу «Дикий мессия: Жизнь Анри Годье-Бжеска» с иллюстрациями известного французского художника-фовиста Рауля Дюфи (Raoul Dufy, 3 июня 1877 -23 марта 1953). В книгу вошли фрагменты многочисленных писем Анри и Софи и сохранившиеся документы, но журнал «Таймс» назвал эту книгу «симпатичной, но совершенно безликой биографией».

Тем не менее, книга стала основой сценария одноименного фильма, снятого в Англии известным кинорежиссёром Кеном Расселом в 1972 году.

Многие документы, фотографии и письма Анри и Софи были переданы Иде и в настоящее время хранятся в архивах Кембриджского университета, университета в Эссексе и Музее изящных искусств на родине Анри - в Орлеане.
Заканчивая рассказ об этом английском историке и популяризаторе творчества многих художников, напишу, что в 1936 году Иде устал бороться против консерватизма дирекции галереи Тейт и уехал жить в Марокко.




Arthur David Waley, Jim Ede (в центре) and Walter D'Arcy Cresswell (Photo by Lady Ottoline Morrell (1873-1938)). 1930-е гг. National Portrait Gallery, London

В течение следующих двадцати лет он вел кочевой образ жизни, выступая на радио и читая лекции в Европе и Америке. Вернувшись в Англию в 1956 году, Иде купил четыре коттеджа в Кембридже, чтобы жить там и устроить экспозицию своей коллекции произведений искусства. Иде проводил «Дни открытых дверей», устраивал личные экскурсии для студентов Кембриджского университета с обязательным чаепитием. Он разрешал студентам даже брать на короткие сроки картины из своей коллекции, чтобы они могли повесить работы у себя в комнатах. В 1966 году Иде подарил дом и свою коллекцию университету, и там была создана картинная галерея «Чайный двор» (Kettle's Yard), которая существует и сейчас. Иде прожил в Кембридже до 1973 года, а затем переехал в Эдинбург, где и вышел на пенсию. Умер он в 1990 году в возрасте 94 лет.

Возвращаясь к герою сегодняшнего материала и резюмируя всё написанное, отмечу, что творческая жизнь Анри Годье-Бжеска была очень короткой - всего четыре года! Но, несмотря на это и на то, что скульптор был практически самоучкой, он успел создать множество замечательных произведений, стать одним из основателей авангардного течения вортицизм, своим творчеством оказать влияние на развитие европейской скульптуры середины ХХ века. Только в течение 1913 года и в первой половины 1914 года Анри создал работы, которые историки искусства называют сейчас в одном ряду со скульптурами Архипенко, Модильяни, Цадкина и Бранкуши.




Henri Gauder-Brzeska (French-English, 1891-1915) Self-Portrait. 1913 г.

Работы Годье-Бжеска находятся сейчас в лондонской галерее Тейт, Музее современного искусства в Париже, Национальной галере современного искусства в Вашингтоне, Музеях изящных искусств в Бостоне (США) и Орлеане (Франция). Самая крупная коллекция работ Анри Годье-Бжеска (скульптуры и графика), благодаря Джиму Иде, находится в коллекции галереи «Чайный двор» (Kettle's Yard) в Кембриджского университета. Кстати, в галерее Тейт недавно была проведена выставка, посвященная вортицизму, на которой были представлены и скульптуры Годье-Бжеска, названного в информационных материалах к выставке «молодым гением».




Bryan McCarthy (American, born 1958) The Vorticist (Portrait of Henri Gaudier-Brzeska).

И напоследок еще несколько скульптурных и графических работ Анри Годье-Бжески.




Henri Gauder-Brzeska (French-English, 1891-1915) The Dancer. 1913 г. Galery Tate, London




Henri Gauder-Brzeska (French-English, 1891-1915) Portrait of a Whitechapel Jew. 1913 г. Museum of Fine Arts, Boston




Henri Gauder-Brzeska (French-English, 1891-1915) Madonna (Maria Carmi as the Madonna). February-April 1912 г. Galery Kettle’s Yard, University of Cambridge




Henri Gaudier-Brzeska (French 1891-1915) Seated male nude (Boxer).




Henri Gauder-Brzeska (French-English, 1891-1915) Samson and Delilah (Embracers). 1913 г. Galery Kettle’s Yard, University of Cambridge




Henri Gauder-Brzeska (French-English, 1891-1915) The Flower Seller (The three Ages).

Источники - Википедия, электронные энциклопедии и иностранные сайты.


Анри Годье-Бжеска, скульпторы, Софи Годье-Бжеска, Англия, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up