Вот такая неожиданная тема для живописной подборки. Возникла она исключительно из-за большого количества собранных картин. Тема-то, особенно в XIX веке, оказывается, пользовалась у художников спросом. Да и художники, творившие раньше, тоже посвящали маслобойкам свои картины. Вот и решил показать вам полотна с дамами, сбивающими масло, заодно и рассказать чуть-чуть о самом «чуде техники» - маслобойке.
Маслобойка - приспособление, используемое в быту или в промышленности для приготовления масла из сливок путем вращения или толкания. Самое раннее упоминание о сбивании масла можно найти в Библии, оно относится приблизительно к 2000 году до н. э. Маслобойка, возможно, существовала уже в VI веке, так как в Шотландии была найдена крышка от маслобойки, датированная этим временем.
Сбивание масла в старые времена был процессом длительным и неторопливым. В европейской традиции, наряду с другими домашними делами, сбивание масло маслобойками, главным образом, было женским делом.
Simon Bening (Flemish, 1483-1561) The DaCosta Hours. 1515 г.
Sebald Hans Beham (German, 1500-1550) From Series The Twelve Months (Printed by David Zephelius, 1557).
Sebald Hans Beham (German, 1500-1550) From Series The Twelve Months with Signs of the Zodiac. 1529-1530 гг.
Маслобойки бывают деревянные, железные и жестяные. Деревянные легче удерживают температуру налитого в них молока или сливок и не требуют приспособления особых предохранительных кожухов, какие обычно устраиваются в железных аппаратах.
Jan Brueghel Elder, Velvet Bruegel (Flemish, 1568-1625) Churning butter.
Jan Brueghel the Elder, Velvet Bruegel (Flemish, 1568-1625) Interior of a Farmhouse (Detail). Treviri, Stadtisches Museum Simeonstift Trier
А вот картина полностью.
Jan Brueghel the Elder, Velvet Bruegel (Flemish, 1568-1625) Interior of a Farmhouse. Treviri, Stadtisches Museum Simeonstift Trier
По устройству маслобойки разделяют на неподвижные и вращающиеся (или качающиеся). Одним из важных условий эффективности маслобоек является наименьшая затрата сил на производство продукции (масла). Вращающиеся и качающиеся маслобойки отличаются от неподвижных тем, что приведение в движение сбиваемого материала (сливок) достигается вращением и качанием самого аппарата. Такие маслобойки имеют преимущество (особенно для небольших хозяйств), что в них можно сбивать минимальные количества сливок. Ведь известно, что выделение масла достигается лучше, чем меньше в маслобойке содержимого. Кроме того, работа не требует большого расхода силы. Недостатки же таких маслобоек в затруднительности очистки вследствие малого отверстия и проветривания их.
Govert Dirckszoon Camphuysen (Dutch, 1623-1672) Barn Interior with a Maid churning Butter.
Govert Dirckszoon Camphuysen (Dutch, 1623-1672) The Dairy Maid churning Butter in the Stable.
По устройству ударного механизма маслобойки разделяют на толкачные, т. е. снабженные толкачом, двигающимся вверх и вниз, или ударные - имеющие особый вращающийся механизм, расположенный на вертикальной или горизонтальной оси. Толкачные употреблялись в небольших хозяйствах, делались в основном из дерева (обычно дуба) и имели форму бочки или усеченного конуса. Сквозь отверстие в крышке в таких маслобойках проходил толкач, снабженный на нижнем конце дырявым диском. Многие изобретатели в течение нескольких веков пытались внести в устройство маслобоек усовершенствования. Так появились «именные» маслобойки, например, Линдсея, Гуссандера, Друммонда и Реннеса, которые отличались формой и количеством толкачей. Из ударных маслобоек наиболее известна историкам «регенвальдская маслобойка», построенная впервые в 1875 году акционерной фабрикой земледельческих машин в городе Регенвальде. Правда, до этого на лондонской Всемирной выставке 1851 года появились маслобойки, сконструированные Лавуази, но распространились они лишь после Всемирной выставки 1855 года в Париже. Причем, именно в XIX веке стали различать маслобойки для ручной и машинной работы. На железоделательном заводе в Бергедорфе, например, стали изготовлять маслобойки с паровым турбинным приспособлением.
Peter Paul Rubens (Flemish, 1577-1640) A Peasant Girl Churning Butter.
Willem Kalff (Dutch, 1619-1693) La batteuse de beure. British Museum
John Faber the Younger (Dutch born-British, 1684-1756) after Philippe Mercier (French, 1689-1760) A Girl churning Butter 1720-1756 гг.
Если же кому-то интересно, как из сливок получается масло, то специалисты описывают этот процесс так:
«При механическом сбивании сливок происходит отделение молочного жира. Мембраны, которые окружают жир, разрушаются, образуя кусочки масла. В маслобойке кусочки слипаются друг с другом и образуют более крупные куски. При сбивании воздушные пузырьки включаются в куски масла. При последующем сбивании масло становится всё более плотным, а воздушные пузырьки удаляются. В результате масло отделяется от остальной жидкости».
Пожалуй, на этом и закончу свою «маслобойную лекцию». )))
Henry Singleton (British, 1766-1839) Summer Morning. 1797 г.
Antique Master Print after Henry Singleton (British, 1766-1839) Summer Morning (Butter Churn chicken Knapsack).
Thomas Rowlandson (English, 1756-1827) The Dairy Maids delight. 1790-1810 гг. British Museum, London
William Henry Pyne (British, 1769-1843) Churning Butter from Costume of Great Britain. 1808 г.
Источники - Википедия, сайты
1,
2.