ЖЗЛ (ЖАННА ДОННАДЬЕ. О ЗАБЫТОМ ИМЕНИ И ИНТЕРЕСНОЙ НАХОДКЕ.)

Oct 17, 2015 22:26

Поводом продолжить разговор о Винсенте ван Гоге послужили две причины. Во-первых, хочется рассказать о предполагаемом портрете художника, который в августе 2011 года стал очередной сенсацией в художественном мире. А во-вторых, хочется достать «из небытия» имя автора этого портрета, и рассказать о французской художнице, о которой даже сейчас известно совсем немного, да и работ ее в интернете почти нет. Но, тем не менее, пришлось поскрести «по сусекам» зарубежных сайтов, галерей и форумов и узнать хотя бы что-то об этой практически неизвестной художнице… Знакомьтесь!

Жанна Луиза Маргарита Доннадье
Jeanne Louise Marguerite Donnadieu

1864 - 1941




Jeanne Donnadieu

Французская художница.
Жанна родилась и выросла на Монмартре. Этот район был важной частью художественной жизни Парижа и сосредоточением художников, которые потом вошли в историю мировой истории искусства. На улице Рю де Лаваль, где в доме № 17 Доннадье жила с 1885 по 1897 год, чуть раньше жил Эдгар Дега (Edgar Degas, 19 июля 1834 - 27 сентября 1917). В доме № 19 проживала некоторое время знаменитая американская импрессионистка Мэри Кассат (Mary Cassatt, 22 мая 1844 - 14 июня 1926), которая большую часть своей жизни прожила во Франции и, кстати, была дружна с Эдгаром Дега. Бельгийскому академисту Альфреду Стевенсу (Alfred Emile-Léopold Stevens, 11 марта 1823 - 29 августа 1906) принадлежал дом, находящийся по диагонали и через дорогу от дома Жанны. Неизвестно, в каком году художник продал здание, но в ноябре 1881 года там открылось знаменитое парижское кабаре «Чёрный кот» (Le Chat Noir), которое просуществовало до 1899 года и в котором собиралась вся богема того времени. В 1886 году некоторое время жил на улице Лаваль приехавший в Париж к брату Винсент ван Гог. Но об этом чуть позже…



Учителя

О детстве и юности Жанны Доннадье ничего неизвестно, когда она решила стать художницей - непонятно. Ясно, что период ее студенчества пришелся на середину 1880-х. Место учебы тоже остается неизвестным. Общеизвестно, что приём женщин в национальную Школу изящных искусств (фр. Ecole des Beaux-Arts) был в то время запрещен, поскольку основной метод обучения - рисование обнажённых моделей - считался для женщин неприемлемым. Но, с другой стороны, так же известно, что с 1880 года на улице Вивьена во 2-м округе Парижа открылась специальная Школа при частной Академии Жюлиана (Academie Julian), в которой обучались только женщины. Был, правда, еще один вариант обучения - занятия частным образом в студиях живописцев.
Историки, занимавшиеся сбором информации о жизни и творчестве художницы, насчитали четырех ее учителей. Правда, в числе преподавателей вышеназванной школы при Академии Жюлиана они нигде не значатся.
Доннадье училась у художника-жанриста Франсуа Николя-Огюстена Фейен-Перрена (François Nicolas Augustin Feyen-Perrin, 12 апреля 1826 - 14 октября 1888). Он добавил девичью фамилию матери Перрен , чтобы отличаться от своего старшего брата, Жака-Эжена Фейена, который стал уже известным и сложившимся художником, когда Огюсту было всего пятнадцать лет. Сокурсник Леона Конье по Национальной Школе изящных искусств, близкий друг Гюстава Курбе, Фейен-Перрен писал исторические, мифологические и аллегорические сюжеты, портреты и жанровые сцены бретонского народного быта. В 1878 году он был награжден Орденом Почетного легиона.
Вторым преподавателем Жанны был монументалист и декоратор, портретист, акварелист и даже политик Эмиль Жан-Батист Филипп Бин (Émile Jean-Baptiste Philippe Bin, 10 февраля 1825 - 4 сентября 1897). Его отец Жан-Батист Франсуа (Jean-Baptiste François Bin, 1791-1849) тоже был художником. Бин-младший окончил Школу изящных искусств, успел побороться на баррикадах в 1848-1851 годах, в качестве художника-декоратора оформил много учреждений в Париже и Реймсе - отель «Лувр», Национальный музей естественной истории, Высшую школу фармакологии, церкви и частные резиденции. В 1871 году художник получил даже три заказа из России. В 1878 году Бин стал рыцарем Ордена Почетного легиона, два года спустя стал одним из основателей Общества французских художников (Société des Artistes Français), а в 1883 году был выбран мэром восемнадцатого округа столицы. Шесть лет спустя, художник был освобожден от своих обязанностей министром внутренних дел по политическим мотивам в преддверии парламентских выборов. Все эти годы Бин активно творил и преподавал, среди его учеников - Анри Ривьер и Поль Синьяк.





Auguste Feyen-Perrin
Émile Bin 1879 г. Photograph by Ferdinand Mulnier (1817-1891)

Еще одним педагогом Жанны называют исторического живописца Анри Леопольда Леви (Henri-Léopold Lévy, 23 сентября 1840 - 29 декабря 1904). Дебютировав в парижском Салоне в 1865 году, Леви выставлялся там до конца жизни. В 1878 году художник был удостоен медали на Всемирной выставке.




Edgar Degas (French, 1834-1917) Portrait of Henri-Léopold Lévy. 1878-79 гг. Museu e Fundação Calouste Gulbenkian, Lisbon, Portugal

Занималась девушка и с художником Эдуардом Кругом (Edouard Krug, 1829-1901), о котором известно лишь то, что он вместе с Фейен-Перреном были учителями еще и художницы из Ливерпуля Маргарет Бернардины Холл, получившей в 1886 году за картину «Фантина» (героиня романа «Отверженные» Виктора Гюго) Похвальную грамоту на парижском Салоне. Кстати, по утверждению столичного иллюстрированного журнала «Жиль Блас», Жанну вместе с Маргарет Бернардиной называли в числе «самых прекрасных партий в Париже».
Кроме того, сохранившиеся картины Доннадье доказывают, что она была не только красивой женщиной, но и талантливой художницей. Ну, а теперь обратимся к картине, которая не дает покоя зарубежным экспертам и историкам в течение целых пяти лет.

История одного портрета

История гласит, что портрет сидящего на стуле мужчины в цилиндре был выставлен в 1892 году в Версале. Заметьте, картины не всех художников выставлялись в то время в экспозиции этого известного дворца-музея. Затем картина была помещена в запасники, где и находилась почти на сто лет, не известная широкой общественности (да и специалисты не обращали на нее внимания).
В результате, в мае 2010 года Версаль выставил работу на торги аукциона Chevau-Leqers Encheres Martin-Chausselat. Картину приобрела за 1700 евро английская семейная пара Крукшенк из города Лаута. 46-летний Майкл Крукшенк, который сам является художником и декоратором, рассказывал, что еще до покупки он с женой Мэнди догадался, кто изображен на картине. Поэтому они и рискнули сделать это приобретение. Хозяева полотна считают, что они приобрели прижизненный портрет Винсента Ван Гога, который является пока единственным известным его изображением в полный рост.




Jeanne Donnadieu (French, 1864-1941) L'Incompris (Непонятый). 1886 г.

Майкл вспоминал: «Мы думаем, что они (аукционеры) и не знали, кто изображен на картине. И мы решили попытать счастья. Когда мы привезли картину домой, то первым делом повесили ее в гостиной и стали ее рассматривать. Она просто потрясала и зачаровывала».
Естественно, Крукшенк сразу обратились к различным экспертам в области живописи, пытаясь подтвердить свою догадку о личности человека на картине. Исследования проводились в известном Университете Данди в Шотландии с привлечением сотрудников Музея Ван Гога в Нидерландах, реставраторов и специалистов по реконструкции внешности. Было тщательно проанализировано лицо мужчины на картине в сравнении с известными изображениями художника. Сопоставляли отдельно каждую черту лица - сравнивали форму бровей, глаз, носа, рта и т. д. Одна из специалистов, принимавших участие в этом исследовании - судмедэксперт, преподаватель Университета Данди Каролина Эролин рассказала: «Мы не сумели найти несоответствий между лицом, изображенным на картине, и исследуемыми нами автопортретами художника, его портретом кисти Джона Питера Расселла, например, и фотографиями. Но поскольку это пастель, и картина не слишком детализирована, как это могло быть на портрете маслом, мы не уверены на все 100%, что это портрет Ван Гога». И, тем не менее, исследования подтвердили - есть большая вероятность, что на картине изображен Ван Гог.
Замечу, что и автопортреты самого Ван Гога, написанные именно в 1886 году, такие разные, словно на них изображены разные люди. Сравните!





Vincent van Gogh (Dutch, 1853-1890) Self-Portrait. 1886 г. Gemeentemuseum Den Haag, Hague, Netherlands
Vincent van Gogh (Dutch, 1853-1890) Self-Portrait. 1886 г.





Vincent van Gogh (Dutch, 1853-1890) Self-Portrait with Dark Felt Hat. 1886 г. Van Gogh Museum, Amsterdam
Vincent van Gogh (Dutch, 1853-1890) Self-Portrait with Pipe. 1886 г. Van Gogh Museum, Amsterdam

К тому же, кроме внешнего сходства с художником были обнаружены и другие факторы, указывающие на то, что на картине изображен именно Ван Гог. Но о них отдельно.

Жанна и Винсент. Ван Гог или не он?

Начнем с того, что картина была атрибутирована именем неизвестного художника Доннадье и называлась «Непонятый» (L'Incompris). Супруги Крукшенк занялись поисками информации об этом загадочном художнике и выяснили, что это женщина.




Информация на обратной стороне картины.

Я уже написал, что о художнице мало что известно, и ее нынешняя биография складывается из отрывочных сведений и информации из архивов и французской печати того времени. Впрочем, благодаря этим архивам и удалось установить главный факт стопроцентного знакомства Жанны с Ван Гогом.

Дело в том, что адрес художницы во всех документах (например, каталогах Салона) значился - улица Виктора Массе, 17 (Rue Victor Massé). Уточню, Виктор Массе (Victor Massé, 7 марта 1822 - 5 июля 1884) - французский композитор, и улица в честь его была названа в 1887 году, через три года после его смерти. Вернее, улица была переименована в его честь, а до 1887 года она была улицей Рю де Лаваль (!). Именно по этому адресу в доме № 17 жил Винсент ван Гог, приехавший в 1886 году в Париж.




Vincent van Gogh (Dutch, 1853-1890) View of Paris from Montmartre. 1886 г. Kunstmuseum Basel, Basel, Switzerland

То есть, исследование установило, что Доннадье и Ван Гог были соседями. Мало того, художник жил через четыре двери от Жанны в меблированных комнатах под номером 25. Повторюсь, Жанна Доннадье прожила по этому адресу с 1885 по 1897 год, о чем тоже найдены свидетельства. В общем, Жанна жила по соседству с Ван Гогом и его братом Тео и, естественно, как художница, была знакома с ними.

Даже когда братья переехали на новую квартиру по улице Рю Лепик, новый адрес находился всего в нескольких минутах ходьбы от старой квартиры, и, таким образом, они продолжали оставаться в непосредственной близости друг от друга и, вероятно, могли продолжать общаться.
«За» то, что на картине изображен Винсент ван Гог, говорят и некоторые детали, присутствующие на портрете. Исследователи обратили внимание вот на какие детали:

1. Рыжая борода. Среди множества автопортретов художника всего на пяти картинах Винсент изобразил себя безбородым. На нескольких автопортретах, датированных именно 1886 годом, художник изобразил себя традиционно рыжебородым.




Vincent van Gogh (Dutch, 1853-1890) Self-Portrait with Dark Felt Hat at the Easel. 1886 г. Van Gogh Museum, Amsterdam

2. Когда художник рисовал, вокруг был творческий беспорядок, о чем свидетельствуют разбросанные книги и альбомы на полу.

3. Носил ли Ван Гог цилиндр - неизвестно, ведь мы привыкли к его фетровым и соломенным шляпам на его автопортретах. Но в 1887 году он сделал рисунок с мятым цилиндром на статуэтке Венеры. Не этот ли цилиндр на голове изображенного мужчины? Кроме того, Ван Гог написал несколько картин с изображением всевозможных статуэток.





Vincent van Gogh (Dutch, 1853-1890) Venus in a Top Hat. Paris, October 1886 - January 1887 гг. Van Gogh Museum
Vincent van Gogh (Dutch, 1853-1890) Plaster Statuette of a Female Torso. Spring, 1886 г.

4. На столе изображена позолоченная толстая книга. В ней специалисты угадывают Библию, которую братья унаследовали от своего отца-пастора, умершего в 1885 году. Эту Библию Ван Гог всюду возил с собой, а в 1885 году даже написал натюрморт с этой книгой.




Vincent van Gogh (Dutch, 1853-1890) Still-Life with Bible. October 1885 г.

5. Обувь на ногах мужчины очень похожа на ту, которую сам художник изобразил не раз в серии своих картин в 1886-87 годах.




Vincent van Gogh (Dutch, 1853-1890) Pair of Shoes. January-June, 1886 г.




Vincent van Gogh (Dutch, 1853-1890) Pair of Shoes. July-December. 1886 г.

6. Исследователи обратили внимание даже на привычку Винсента застегивать куртки только на верхнюю пуговицу и на подвернутые штанины брюк - эту манеру художник перенял у голландских рабочих.

7. На столе изображено перо для письма. И это тоже известный историкам факт, что художник в то время предпочитал пользоваться именно пером, а не чернильной ручкой.

Думаю, таких мелочей не могла знать художница, которая была бы не знакома с Ван Гогом и не изобразившая именно его.
Еще одна деталь, обратившая на себя внимание исследователей - это женский портрет на стене.




Jeanne Donnadieu (French, 1864-1941) L'Incompris (detail. Self-Portrait (?)). 1886 г.

Историки предполагают, что это изображение самой художницы (то есть ее автопортрет), списанное с собственной фотографии (это фото я представил в начале материала).
Очень интересный факт или предположение возникает в связи с этой фотографией, между прочим, полуобнаженной Жанны. Исследователи уверены, что фото сделал сам Ван Гог (!). Дело в том, что историки пишут - приехав в Париж, чтобы совсем уж не сидеть на шее брата, Винсент устроился работать в фотостудию (скорей всего, ретушером), доводя до совершенства дагерротипы больших свадебных фотографий и фотоснимки больших портретов. Упоминается, что Ван Гог умудрялся даже зарабатывать «деньги на стороне» - сам фотографировал и продавал некоторые из своих работ, а владельцу студии платил проценты. Насколько точна версия с фотографией, сделанной Ван Гогом, судить не берусь. Озвучиваю лишь то, о чем прочел на зарубежных сайтах.

Исходя из всего перечисленного, исследователи и повысили процентность почти до ста в том, что на картине Жанна Доннадье изобразила Ван Гога в его квартире на улице Де Лаваль.

Остается добавить, что в 2011 году эту картину художницы под тем же названием «Непонятый» чета Крукшенк выставила в галерее «Abbey Walk» города Гримсби, после чего полотно стало путешествовать по галереям Англии, чтобы его увидело как можно больше публики, ответившей для себя на вопрос: «Ван Гог или нет изображен на картине?». Мне, кстати, интересно и мнение моих читателей. Искусствоведы пишут, что если окончательно мировое художественное сообщество решит, что на портрете изображен Ван Гог, то цена картины взлетит от 10 тысяч до 3 миллионов фунтов. Но Майкл и Мэнди Крукшенк пока не собираются продавать картину.

Творчество Доннадье

Вернемся к фигуре самой Жанны Доннадье.
В том же 1886 году, когда был написан пастельный портрет «Непонятый», Жанна выставила свою работу в парижском Салоне и была награждена Почетным дипломом. А ведь художнице было всего 22 лет. Диплом Доннадье получила за портрет Анри Прадине (Portrait of Henri Pradines, 1886) - шурина главы правительства и министра иностранных дел Шарля Луи Фрейсине (Charles Louis de Freycinet, 1828-1923).
Дебютировала Жанна в Салоне годом ранее, с подачи своего педагога Анри Леопольда Леви, представив картину «Портрет М.Б.» (Portrait de M.B., 1885). Благодаря сохранившимся каталогам Салона известно, что с 1885 по 1897 год художница десять раз показывалась на выставках Салона, представляя свои картины. Среди них (кроме вышеназванных): «Портрет мадемуазель Д.» (Portrait of Mlle D., 1888), «Выпечка хлеба в Барбинье» (La Cuisson du pain a la Barbiniere, 1889), пастельный портрет «Женщина из Планкое, Бретань» (Femme de Plancoet, Bretagne, 1890), «Отдыхающая» (Farniente, 1891), «Портрет мадам Г.» (Portrait de Mme G., 1891), «Тишина» (Quietude, 1893), «Воспоминание» (Reminiscence, 1895), «Портрет М. Л’Аббэ» (Portrait de M. L’Abbé, 1896) и «Портрет Генриетты Бепуакс» (Portrait de Mlle Henriette Bepoix, 1897). Мне не удалось найти названные картины художницы, поэтому представляю то, что «нарыл» в интернете.





Jeanne Donnadieu (French, 1864-1941) Surprise. 1890 г. Musée Danicourt, Peronne
Jeanne Donnadieu (French, 1864-1941) Unknown. 1890 г.

Публика, коллеги и критики считали Доннадье талантливым живописцем, особенно, портретисткой. Известный искусствовед того времени, Жан ле Фустек (Jean Le Fustec) в своей статье «Дамские Академии XIX века» назвал Доннадье «превосходной художницей».
Благодаря старой подшивке газеты «Фигаро», стало известно, что в 1905 году среди всех художников Парижа, находившихся в то время в городе, именно Жанна Доннадье была выбрана, чтобы написать портрет шаха - правителя Персии, который в то время находился с визитом в Париже. «Фигаро» пишет, что Его Величеству очень понравился портрет, он щедро поблагодарил художницу за картину. Портрет было решено повесить в посольстве Персии в Париже.

Послесловие

К сожалению, в начале ХХ века художница исчезла из художественной жизни Парижа и, возможно, совсем перестала заниматься живописью. О дальнейшей жизни и творчестве Жанны Доннадье до сих пор практически ничего неизвестно. В архивах не было найдено никакой информации, помимо той, что в 1914 году художница переехала в городок Пантин, недалеко от Парижа. Вероятней всего, она унаследовала родительский дом, поскольку ее мать умерла в Пантине в 1910 году.
Последняя информация о художнице связана с некрологом в газете, сообщающем, что в городе Лизьё (Lisieux), который находится на северо-западе Франции, в регионе Нижняя Нормандия, в 1941 году, в возрасте 77 лет скончалась художница Жанна Доннадье. В свидетельстве о смерти было указано, что художница находилась в разводе с неким мсье по фамилии Гудар (Houdard).
Исследователи истории с портретом Ван Гога, как, впрочем, и я, задаются вопросами: Имела ли художница детей, родственников? Были ли у нее друзья? Сохранились ли ее вещи, архив и другие картины? И где это всё находится? Занималась ли она творчеством после своего «исчезновения» из столицы? Надеюсь, на какие-то из этих вопросов когда-нибудь будут найдены ответы. Уже хорошо, что имя талантливой художницы «вытащили из небытия»…

Источники - Википедия, электронные энциклопедии и словари, сайты 1, 2 и др.


Франция, женщины - художницы, Винсент ван Гог, Жанна Доннадье, Голландия, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up