ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЯН ВАН ХЁЙСУМ. ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ В ЦВЕТОЧНЫХ НАТЮРМОРТАХ.

Oct 07, 2015 20:49

Читатели моего дневника знают, что я не являюсь поклонником натюрмортного жанра, хотя натюрморты присутствуют у меня во многих тематических подборках. Но мимо этой цветочной серии я пройти не мог, поскольку, во-первых, серия этих картин - интересное решение темы "Двенадцать месяцев", а, во-вторых, есть повод рассказать вам о знаменитом голландском художнике, которого еще при жизни называли "Цветочным Рафаэлем".
Вот с автора этих картин и начну.

Ян ван Хёйсум
Jan van Huysum

15 апреля 1682, Амстердам - 8 февраля 1749, Амстердам




Arnold Boonen (Dutch, 1669-1729) Jan van Huysum. Ashmolean Museum, University of Oxford

Нидерландский художник, специализировавшийся на цветочных натюрмортах.
Ян родился в семье художника. Его отец - Юстус ван Хёйсум Старший (Justus van Huysum the Elder, 8 июля 1659 - 23 апреля 1716), как и три брата Яна - Юстус-младший, Якоб и Михаэль, тоже были художниками, известными мастерами натюрморта Золотого века голландской живописи.



Отец Яна был сыном художника-декоратора Яна ван Хёйсума I и братом гравера Каспара ван Хёйсума. Дед художника был известным декоративным оформителем дверных проемов, окон и ваз. Между 1654 и 1657 годами он переехал в Амстердам из городка Хёйсума, который был расположен около Леувардена. В Амстердаме у него и родились сыновья Юстус и Каспар. Когда Юстус достиг совершеннолетия, в 1675 году отец отправил его учиться живописи к амстердамскому живописцу Николасу Берхему Старшему (Nicolaes Pieterszoon Berchem the Elder, 1 октября 1620 - 18 февраля 1683). Юноша показал себя трудолюбивым и талантливым учеником во всех жанрах живописи, но больше всего преуспел в цветочных натюрмортах. Позже он женился, у него появились сыновья Ян, Якоб, Юстус II и Михаэль, и Юстус ван Хёйсум Старший основал семейный бизнес, специализирующийся на живописи цветочных натюрмортов.

Младший брат Яна - Якоб ван Хёйсум (1687-1740), стал известным ботаническим художником. Сначала его живописная манера была очень похожа на стиль брата. Но он нашел свое призвание в иллюстрациях книг по ботанике, причем, сохранял точность изображения цветов и растений, что
контрастирует с тщательно прорисованными иллюстрациями его коллеги-современника, немецкого ботаника и художника Георга Дионисия Эрета (Georg Dionysius Ehret, 30 января 1708 - 9 сентября 1770). Около 1721 года Якоб уехал в Англию и некоторое время жил в доме своего покровителя, мистера Локиейра. Позже Якоб подружился и пользовался покровительством сэра Роберта Уолпола, который поручил художнику написать декоративные работы для своего дома в графстве Норфолк. Главными трудами Якоба ван Хёйсума являются 50 иллюстраций к книге Джона Мартина «История раритетных растений» (Historia Plantarum Rariorum, 1728-1738) и все иллюстрации для «Каталога растений», выпущенного в Лондоне в 1730 году. В Истории и Каталоге художник изобразил деревья, кустарники, цветы и растения, находящиеся в Аптекарском саду Челси и Кембриджском ботаническом саду. Эти растения были привезены с мыса Доброй Надежды, Северной Америки, Вест-Индии и Мексики.

Вернемся к герою моего рассказа.
О педагогах Яна в биографиях не указывается, скорей всего, его учителем был отец. Продолжая работать в семейной мастерской, Ян ван Хёйсум очень быстро стал известным и популярным мастером натюрморта, ведущим нидерландским художником этого жанра. Среди его покровителей были принц Уильям Гессен, герцог Орлеанский, короли Польши и Пруссии, курфюрст Саксонии, сэр Роберт Уолпол, граф Орфордский. Высоко ценил творчество художника поэт Гёте.
Историки пишут вот о каком факте, свидетельствующем о прижизненной популярности художника. На состоявшемся вскоре после смерти ван Хёйсума аукционе четыре его пейзажные акварели ушли за 1032 флорина, а живописный цветочный букет - за 1245 флоринов. На этом же аукционе «Голова старика» Рембрандта, две картины Яна Стена, натюрморт Виллема ван Алста и картина Альберта Кейпа были проданы всего за 25, 30, 19 и 13 флоринов соответственно. Впрочем, и при жизни Хёйсум за свои картины назначал хорошую цену - от 1000 до 1400 гульденов, что сделало его одним из самых высокооплачиваемых голландских художников своего времени.




Arnold Boonen (Dutch, 1669-1729) Portrait of Jan van Huysum (1682-1749).

Заказчики и критики в один голос говорили о великолепии его цветочных натюрмортов, хотя сам художник считал себя еще и гениальным пейзажистом. Говорят, любовь к пейзажам он унаследовал от отца. Действительно, в творческом наследии есть немало пейзажей, изображающих озера и гавани, всевозможные руины и классические здания, лесные поляны и т.д., но специалисты-искусствоведы считают, что по сравнению с цветами пейзажи выглядят «очень глянцевыми и гладкими, полностью безжизненными». Самый ранний пейзаж, датированный 1717 годом, находится сейчас в Лувре. Отмечу также, что половина картин художника, которая находится в музеях и общественных галерей, - пейзажи.

В своем творчестве художник был необычайно замкнут, он не позволял никому входить в мастерскую в то время, когда он работал, и не разрешал никому наблюдать за своей работой. Применяемые им способы приготовления масел, красок, олифы Ян держал в глубокой тайне. Современник писал, «боясь, что кто-то увидит его палитры,- он рвал или уничтожал их». Даже братьям не разрешал смотреть, как он работает. Удивительно, что при этом художника удалось уговорить давать уроки Маргарет Хауверман (Margaret Hauverman, 1720-1795). Правда, это было в течение короткого времени, девушка стала единственной ученицей ван Хёйсума по причине того, что он оценил ее дарование и, возможно, увлекся ею самой.
О личной жизни художника известно совсем мало. В 1704 году Ян женился на Маргарите Шоутен, у них было несколько сыновей. Еще встречается упоминание о том, что потрясение, вызванное поведением одного из сыновей (что он совершил - неизвестно!), подействовало на рассудок художника. Отмечалось, что художник страдал тихой формой безумия, но, впрочем, на его работе это никак не отражалось.

В отличие от других мастеров натюрморта, Ян делал предварительные рисунки, очень тщательно выписывал картины, порой на протяжении многих лет, летом выезжал в Харлем, центр садоводства Нидерландов тех лет, для наблюдения за цветами.
Цветочные натюрморты Яна ван Хёйсума специалисты делят на две группы: более ранние написаны на тёмном фоне, работы зрелого периода - на светлом фоне, что говорит о более высоком мастерстве художника в воплощении световой моделировки. Букеты Яна ван Хёйсума предназначались, в основном, для украшения парадных помещений в богатых домах. Как отмечают историки, «тонкая красочная нюансировка, эмалевый блеск фактуры и декоративное распределение красочных пятен этих картин создавали светлое радостное настроение».
Его цветы выглядели не только красиво, но и натурально, а капельки росы или насекомые, которые часто присутствуют на полотнах художника, вообще казались живыми и подвижными. Бытует легенда, что все знакомые флористы, садоводы и цветочницы наперебой предлагали художнику все самое прекрасное, что выросло у них в садах.




Arnoud Arent van Halen (Dutch, 1673-1732) Portrait of Jan van Huysum (Dutch, 1682-1749). 1710 г.

О Яне ван Хёйсуме историки пишут: «Выдающийся живописец XVIII столетия чувствовал себя особенно уверенно в изображении представителей растительного царства. Именно в композициях с цветами и фруктами он достиг совершенства, превзойдя всех живописцев, работавших до него в жанре цветочного натюрморта». Поэтому не зря еще при жизни художника называли «Цветочным Рафаэлем».

Источник - Википедия, иностранные электронные энциклопедии

Ян ван Хёйсум Серия "Двенадцать месяцев в цветах"
Jan van Huysum Series "Twelve Months of Flowers"
1732-1736 гг.




Jan van Huysum (1682-1749) January. Twelve Months of Flowers. The Fitzwilliam Museum.




Jan van Huysum (1682-1749) February. Twelve Months of Flowers. The Fitzwilliam Museum.




Jan van Huysum (1682-1749) March. Twelve Months of Flowers. The Fitzwilliam Museum.




Jan van Huysum (1682-1749) April. Twelve Months of Flowers. The Fitzwilliam Museum.




Jan van Huysum (1682-1749) May. Twelve Months of Flowers. The Fitzwilliam Museum.




Jan van Huysum (1682-1749) June. Twelve Months of Flowers 1732 г. The Fitzwilliam Museum.




Jan van Huysum (1682-1749) July. Twelve Months of Flowers. The Fitzwilliam Museum.




Jan van Huysum (1682-1749) August. Twelve Months of Flowers. The Fitzwilliam Museum.




Jan van Huysum (1682-1749) September. Twelve Months of Flowers. 1732 г. The Fitzwilliam Museum.




Jan van Huysum (1682-1749) October. Twelve Months of Flowers. The Fitzwilliam Museum.




Jan van Huysum (1682-1749) November. Twelve Months of Flowers. 1736 г. The Fitzwilliam Museum.




Jan van Huysum (1682-1749) December. Twelve Months of Flowers. 1732 г. The Fitzwilliam Museum.


Ян ван Хёйсум, натюрморт, 12 месяцев, Голландия, тематические серии, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up