КЛОУНЫ В ЖИВОПИСИ (НАИВНЫЙ И ДУШЕВНЫЙ МИР ЦИРКА КАМИЛЯ БОМБУА)

Sep 20, 2015 23:01

Признаюсь, мне не очень нравится, когда художников этого направления живописи называют «примитивистами». Историки искусства придумали термин «примитивизм», основываясь, наверное, на том, что художники упрощали формы своих картин, делали их похожими на детские рисунки. Мне больше нравится понятие «наивное искусство». Хотя те же искусствоведы уже разделили понятия «примитивизм» и «наивное искусство», отнеся к первому стилизованную живопись профессиональных художников, а ко второму - творчество художников-самоучек. Но если бы картины этих вторых были не достойны внимания, считались бы академиками «мазней», разве вошли бы в историю мировой живописи француз Анри Руссо (1844-1910), грузин Нико Пиросмани (1862-1918), украинка Мария Примаченко (1908-1997), американка «бабушка Мозес» (1860-1961), поляк Никифор Крыницкий (1895-1968), хорват Иван Генералич (1914-1992) и еще многие представители «наива». Сегодня хочу познакомить вас с еще одним представителем наивного искусства, которого во Франции называют преемником Анри Руссо. Камиль Бомбуа в работал в разных жанрах: писал портреты и натюрморты, пейзажи и жанровые картины. Но больше всего он любил тему цирка, и возвращался к изображению клоунов и цирковых артистов в течение всей своей жизни. Почему художник любил цирк, вы узнаете, прочитав его биографию, которую я собрал по крупицам из иностранных электронных источников. Но сначала я хотел бы познакомить вас с цирковой серией картин художника.

Итак, француз Камиль Бомбуа приглашает вас в цирк!




Camille Bombois (French, 1883-1970) Before Entering the Ring 1930-35 гг.






Camille Bombois (French, 1883-1970) Scene de Cirque.




Camille Bombois (French, 1883-1970) Scene de Cirque II.




Camille Bombois (French, 1883-1970) Au Cirque.




Camille Bombois (French, 1883-1970) Die Clowns.




Camille Bombois (French, 1883-1970) Les Clown Beby, Andref et Vincent. 1930 г.




Camille Bombois (French, 1883-1970) Au Cirque Forain 1928 г.




Camille Bombois (French, 1883-1970) Le Clown Boulicot.




Camille Bombois (French, 1883-1970) Le Clown.




Camille Bombois (French, 1883-1970) Clown à la pipe. 1945 г.




Camille Bombois (French, 1883-1970) Le Clown Grock. 1955 г.




Camille Bombois (French, 1883-1970) Le Clown Alberto Fratellini.




Camille Bombois (French, 1883-1970) La fête foraine huile sur toile.




Camille Bombois (French, 1883-1970) The White Horse. 1920 г.




Camille Bombois (French, 1883-1970) Le Clown Kalle Brunett.




Camille Bombois (French, 1883-1970) Untitled.




Camille Bombois (French, 1883-1970) Mario, Fratellino e le petit Walter.

А теперь о самом художнике.

Камиль Бомбуа
Camille Bombois

3 февраля 1883, Венаре-Ле-Лом - 11 июня 1970, Париж




Camille Bombois (French, 1883-1970) Self-Portrait. 1930 г. Museo de Bellas Artes de Grenoble, Francia

Французский художник, яркий представитель наивного искусства.
Камиль родился в маленьком городке Венаре -Ле-Лом на реке Сона в Бургундии, на юге Франции. Семья была очень бедная, даже дома своего у Бомбуа не было, поэтому они жили на барже. Из-за бедственного семейного положения Камилю пришлось в возрасте 12 лет бросить школу, и чтобы как-то помогать семье, пойти работать к местному фермеру. Историки отмечают, что парень увлекся живописью и начал рисовать в 16 лет. К тому же, он увлекся спортом и, благодаря физической работе на ферме, рос сильным и крепким. И даже принимал участие в соревнованиях по борьбе, которые всегда были «гвоздем программы» на местных ярмарках. Мало того, Бомбуа даже стал местным чемпионом, а потом бросил родительский дом и отправился вместе с очередной бродячей цирковой труппой, принимая участие в цирковых представлениях в качестве силача и борца.
В 1907 году парню надоела бродячая жизнь, и он, осуществив свою мечту детства, перебрался жить в Париж. В столице Бомбуа устроился работать туннельным рабочим на строительство новой ветки метро, а ночами подрабатывал в типографии одной из газет. Здесь пригодилась физическая сила парня, поскольку ему приходилось таскать тяжелые рулоны газетной бумаги. В первые же годы жизни в Париже Бомбуа успел жениться и продолжил серьезно заниматься рисованием. Рисовал Камиль, конечно же, в свободное от работы время. Историки пишут, что живописью он занимался иступлено, несмотря на физически изнурительную работу, мог писать картину до рассвета и почти не спать. По выходным Бомбуа демонстрировал свои картины на уличных выставках на площадях Пляс дю Тертр и Пигаль, но они практически не продавались. Историки отмечают, что за семь лет Бомбуа самостоятельно оттачивал свою технику и даже нашел свой стиль.
А в 1914 году началась Первая мировая война, 31-летний Бомбуа был призван в армию и ушёл воевать на фронт. Он провел на передовой четыре с половиной года, участвовал в боевых сражениях и заработал три награды за храбрость. Когда же Камиль возвратился домой, он с удивлением узнал, что жена успешно распродала большую часть его картин. Работать Бомбуа вернулся в типографию в качестве ночного наборщика, а все свободное время днем он теперь посвящал живописи.
В 1922 году художник решился на «эксперимент», он устроил выставку своих картин на тротуаре Монмартра, по его собственным словам, «призвав в качестве судей своего творчества толпу». На удивление художника, его «несанкционированная» выставка имела успех, многие картины были проданы, а экспозиция на Монмартре привлекла внимание арт-дилеров и коллекционеров. Да и художественные критики заинтересовались именем художника.
Настоящее открытие Бомбуа произошло два года спустя. В 1924 году его картины были замечены одним из теоретиков наивного стиля живописи, немецким критиком и коллекционером Вильгельмом Уде (Wilhelm Uhde, 1874-1947), который купил у Бомбуа почти все картины, бывшие у художника в наличие в тот момент. Напомню, что именно Уде популяризировал творчество молодого Пабло Пикассо, и открыл миру еще одну яркую представительницу «наивного искусства» - французскую художницу-самоучку Серафину Луи или Серафину из Санлиса, которая некоторое время прислуживала у него в доме, и о которой я уже делал материал в дневнике.
Именно Уде организовал в 1927 году выставку Камиля в галерее «Четыре дороги» (Quatre Chemins). После этой выставки и последующих коллективных экспозиций, устроенных Уде, дела художника пошли так успешно, что он позволил себе купить дом в пригороде Парижа и с этого момента занимался творчеством в собственной мастерской. Бомбуа по приглашению Уде стал членом художественной группы «Святое сердце» (Sacred Heart), в 1937 году художник принял участие в престижной парижской выставке «Популярные мастера реальности» (Les Maîtres populaires de la réalité), а в 1944 году наконец-то состоялась первая персональная выставка Камиля в галерее Петридес (Galerie Pétridès). Художественная критика всё чаще (с подачи опять же Уде) стала говорить о Бомбуа, как о преемнике знаменитого «наивиста» Анри Руссо по прозвищу «Таможенник». В том же 1944 году Камиль одну из своих картин, изображающую бульдога, подарил Ивонне Вандру, жене Шарля де Голля, ставшего премьер-министром правительства Франции.
После Второй мировой войны значительным событием для художника стало участие в 1955 году в Первой выставке современного искусства «Documenta» в Касселе (Германия). Организовал эту выставку художник и историк искусства Арнольд фон Боде (Arnold von Bode, 1900-1977), сын известного немецкого историка искусства и музейного деятеля Вильгельма фон Боде (1845-1929), которого еще при жизни называли «Бисмарком берлинских музеев». На первой «Документе» Боде-младший собрал картины художников, оказавших заметное влияние на современное искусство, среди которых, например, были Пикассо и Кандинский. Выставка стала традиционной (она проходит в Касселе каждые пять лет), а для Бомбуа она явилась толчком к международному признанию.





Photograph Henri Martinie Camille Bombois. 1925 г. Parise
Photograph Ida Kar Camille Bombois. 1954 г. National Portrait Gallery, London

К 1960 году художник был известен, как представитель «наивного искусства», во всей Европе. Критики отмечали в работах Бомбуа тщательное внимание к пространству и деталям, интересное изображение света, отраженного на воде, яркие, «сияющие» краски и реализм изображений. Всё это «роднило» Камиля со знаменитым предшественником - Анри Руссо, хотя те же критики писали, что фантазии в темах и сюжетах у Бомбуа намного меньше, чем у Руссо. Возможно, эта «придирка» связана с тем, что за исключением ряда пейзажей, главными сюжетами своих полотен Камиль брал из реальной жизни горожан, быта рыбаков и будней цирка.
Умер Камиль Бомбуа 11 июня 1970 года в возрасте 87 лет.
Его работы находятся во многих государственных коллекциях Франции, в частности в Музее Майоля в Париже. Часто появляются картины художника и на аукционных торгах, причем, продаются они всегда очень дорого - минимум за 15 000 евро.

Источники - Википедия, электронные энциклопедии, сайты 1, 2.


Франция, Камиль Бомбуа, клоун, наивное искусство, цирк, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up