МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (МУЖЧИНЫ-АРФИСТЫ)

Jul 10, 2015 22:46

Многие считают, что арфа - женский инструмент. С этим можно спорить, поскольку изначально арфа предназначалась для игры именно мужчинами. Да и история доказывает, что арфа была чисто мужским инструментом. Историки утверждают, что первые 5 тыс. лет в истории человечества на арфах играли исключительно мужчины. Начнем с того, что арфа, судя по легендам, произошла от мужского орудия охоты - лука. Древние греки приписывали изобретение арфы богу Гермесу, а первым арфистом был бог Аполлон. Ну, а куда же без Орфея, игравшего на арфе и на лире. Стоит вспомнить также знаменитого библейского арфиста - царя Давида, которому живописцы посвятили не одно полотно. Если еще полистать историю, то выяснится, что современную арфу изобрел тоже мужчина - француз Себастиан Эрар, и основателями классической арфовой школы были мужчины - Марсель Гранджани и Роландо Ортис. В историю вошли известные британские слепые арфисты XVIII века - Джон Перри (John Parry, 1710-1782), Уильям Уильямс (William Williams, 1759-1828), Джон Смит и Дэвид Льюис, игравшие при английском дворе. В общем, сегодняшняя галерея посвящена арфистам-мужчинам.

***
Когда зеленый дёрн мой скроет прах,
Когда, простясь с недолгим бытиём,
Я буду только звук в твоих устах,
Лишь тень в воображении твоем;
Когда друзья младые на пирах
Меня не станут поминать вином,
Тогда возьми простую арфу ты,
Она была мой друг и друг мечты.

Повесь ее в дому против окна,
Чтоб ветер осени играл над ней,
И чтоб ему ответила она
Хоть отголоском песен прошлых дней;
Но не проснется звонкая струна
Под белоснежною рукой твоей,
Затем что тот, кто пел твою любовь,
Уж будет спать, чтоб не проснуться вновь.

Михаил Лермонтов




Alexandre Auguste Hirsch (French, 1833-1912) Calliope teaches music to the young Orpheus. 1862 г.






Ernst Josephson (Swedish, 1851-1906) David and Saul. 1878 г. Nationalmuseum, Stockholm




Rembrandt Harmenszoon van Rijn (Dutch, 1606-1669) De zaak Saul en David. 1655-60 гг.




Simeon Solomon (English, 1840-1905) A Young Musician. 1861 г.

Считалось, что мужчинам играть на арфе легче, ведь натяжение струн у арфы очень большое, поэтому требуется большая физическая сила. А еще, говорят, что у мужчин более длинные руки, им легче дотягиваться до последних струн. Вообще-то, арфа - очень сложный для игры инструмент. В работу включены руки и ноги, нужно преодолевать координационные трудности, ведь у арфы семь педалей и сорок шесть струн, да и сам инструмент весит около 35 килограмм. Поэтому требуется большое внимание и усидчивость, чтобы освоить инструмент. Это, кстати, одна из причин, почему мужчины перестали играть на арфе, ведь по своей природе мы менее усидчивы! ))




Johan Zoffany (German, 1733-1810) King David playing the Harp.




Virginio Grana (Italian, 1830-1888) David and Micol. 1865 г. Accademia Ligustica di Belle Arti




Gerard (Gerrit) van Honthorst (Dutch, 1592-1656) King David playing the Harp. 1622 г. Centraal Museum in Utrecht




Peter Paul Rubens (Flemish, 1577-1640) and Jan Boeckhorst (Flemish, 1604-1668) King David playing the Harp. 1616 г. Städel Museum, Frankfurt




James (Jacques Joseph) Tissot (French, 1836-1902) David singing and playing his Harp. 1896-1902 гг. The Jewish Museum, New York

А в XVIII-XIX веках мужчина-арфист был привычным делом, что и докажет сегодняшняя галерея. Энциклопедии называют имена известных арфистов - немца Карла Обертюра (Carl Oberthur, 1819-1895) - композитора и виртуоза-арфиста, чешского композитора и арфиста, ученика Йозефа Гайдна - Иоганна Баптиста Крумпхольца (Johann Baptist Krumpholz,1742-1790) или россиянина чешского происхождения Андрея Осиповича Сихру (1773-1850), который считается также изобретателем русской семиструнной гитары. Подсчитано, что 60% сочинений для арфы написано мужчинами.




William Hogarth (British, 1697-1764) Portrait of David Lewis, the blind harpist to George II. Aberdeen City Art gallery




Thomas Gainsborough (English, 1727-1788) William Jackson (1730-1803). 1762-1765 гг. Royal Albert Memorial Museum




Benjamin Marshall (British, 1768-1835) Griffith Owen (1750-1833), Harpist to the Corbet Family of Ynysymaengwyn. 1812 г. National Museum Wales




Krammer Franz (Austrian, 1797-1834) Harpist in the presence of Court Society.

«В женские руки» арфа перешла примерно в XVIII-XIX веках. В высшем свете стало считаться, что благовоспитанная девица "из приличного общества" просто обязана играть на арфе. Чтобы затем блистать своими талантами на царских приемах и в аристократических салонах. А юношам, которые, в большинстве своем, мечтали о военной карьере, совсем не обязательно уметь играть романтические пьески для развлечения посетителей модных салонов. Кстати, арфа повлияла и на женскую моду, чтобы удобнее было играть на инструменте, рукава платьев часто не использовали при покрое, оголяя, тем самым, руки прекрасных дам.




James Chapman (British, ?-1792) Portrait of William Williams (1759-1828), Will Penmorfa. 1826 г. National Museum Wales




William Parry (British, 1742-1791) The Blind Harpist, John Parry (1710-1782). 1770 г. National Museum Wales




William Parry (British, 1742-1791) John Parry the Blind Harpist, with an Assistant. 1770-1780 гг. National Museum Wales




Julius Caesar Ibbetson (English, 1759-1817) John Smith, the Blind Harper of Conway, with Penillion Singers. 1793 г.

Музыковеды убеждены, что признание арфы чисто женским инструментом распространено только в России. Причем, эти предрассудки появились после революции 1917 года, и со временем мужчины в России перестали играть на арфах даже в профессиональных оркестрах. А вот в оркестрах за рубежом на арфах, в основном, играют мужчины. Считается, что России не более десяти мужчин-арфистов, причем, из них только половина профессиональных арфистов, например, Денис Лопарёв - арфист оркестра Музыкального театра Станиславского в Москве. А ведь в музыкальных энциклопедиях можно найти рассказы о знаменитых русских арфистах и педагогах, только учениками их становились, в основном, женщины.




Nathaniel Dance-Holland (English, 1735-1811) Composer Cristiano Giuseppe Lidarti (Austrian, 1730-1793) posing with a beautiful blue harp along with painter Giovanni Battista Tempesti of Volterra (Italian,1729-1804). Collection of Mr. and Mrs. Paul Mellon




Jean-Baptiste Greuze (French, 1725-1805) Ange Laurent de La Live de Jully.




Unknown British Artist John Roberts (1816-1894), playing Triple Harp. Radnorshire Museum




Unknown British Artist Harpist. Bangor University

Познакомлю вас только с двумя именами.
Николай Гаврилович Парфёнов (10 (22) октября 1893 - 3 октября 1938) - советский арфист, педагог и композитор. Родился в Курске в семье певца и педагога Г. В. Парфёнова. Игре на арфе учился у Ф.Ф. Шоллара в Придворной певческой капелле в Петербурге. В 1917 г. окончил Московскую консерваторию (класс А. И. Слепушкина) с большой серебряной медалью. В 1910-1914 годах служил арфистом симфонических оркестров в Баку, Кисловодске и Воронеже. В 1922-1924 годах работал в оркестре бывшего Оперного театра С. И. Зимина, а с 1924 года - в оркестре Большого театра. В 1920-1925 годах преподавал теорию музыки в Музыкальном техникуме им. С. И. Танеева, в 1925-1938 годах вел класс арфы в Московской консерватории. Среди учеников Парфёнова арфисты М. Мчеделов и М. Рубин. 20 июня 1938 г. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорен к расстрелу, реабилитирован посмертно в марте 1957 года. Парфёнов - автор учебных пособий «Техника игры на арфе. Метод профессора А. И. Слепушкина» (1927) и «Школа игры на арфе» (издана в 1960 году), многих сочинений для арфы, но почти все сочинения композитора были утеряны.




Nicolas Francois Regnault (French, 1746-1810) Portrait of Maximilien Gardel playing Harp. Louvre Museum




Arnaldo Tamburini I (Italian, 1843-1908) Gilding the Harp. 1880 г.




Jean Baptiste Greuze (French, 1725-1805) An interior with a man playing a harp and a woman reading beside him.




Unknown Artist of French School Portrait of Michael Kelly. 1810 г.

Николай Иванович Амосов (1881 - 1944) - советский арфист и педагог. Мальчиком пел в Петербургской придворной певчей капелле, обучался также игре на арфе у Ф.Ф. Шоллара, позже занимался под руководством А. Г. Цабеля. С 1908 года - солист придворного симфонического оркестра, после 1917 года - оркестра Петроградской филармонии, концертировал также в качестве арфиста-солиста. С 1921 преподавал в Петроградской (Ленинградской) консерватории, в 1928 году стал профессором. Во время Великой Отечественной войны эвакуировался вместе с консерваторией в Узбекистан, где и умер.




Adolphe Joseph Thomas Monticelli (French, 1824-1886) The Harpist. 1867 г.Glasgow Museums




Peter Mack Harpo and Harp




Eastman Johnson (American, 1824-1906) The Young Musicians. 1862 г.




John George Brown (American, 1831-1913) Boy with Harp. 1873 г.




George Frederick Harris (British, 1856-1926) Boy with a Harp. 1882 г. Merthyr Tydfil Museum




Francis Ferdinand Maurice Cook (British, 1907-1978) Carl Ames, Esq. and His Harps. 1946 г. Sir Francis Cook Collection



арфа, музыкальные инструменты, тематические подборки

Previous post Next post
Up