ЖЗЛ (ИГНАТ БЕДНАРИК. РУМЫНСКИЙ МАСТЕР АКВАРЕЛИ.)

Jun 26, 2015 20:04

Не отпускает меня почему-то живопись Румынии. Вот нашел еще одну интересную фигуру изобразительного искусства ХХ века. Любители живописи знают этого румынского художника по серии прекрасных акварелей, изображающих пасторальные сцены-идиллии из жизни простого народа - влюбленные пары в народных костюмах в лесу или у колодца, верующие женщины, старики и дети перед иконами и т.д. Но желание познакомить вас с жизнью этого акварелиста возникло потому, что кроме его работ в интернете мало что можно найти о нем самом, потому, что его творчество намного обширней, чем только эти знаменитые серии рисунков, и еще потому, что судьба художника интересна и драматична. Так что, знакомьтесь!

Игнат Беднарик
Ignat Bednarik

8 марта 1882, Оршова - 11 марта 1963, Бухарест




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Self-Portrait. 1919 г.

Румынский художник, иллюстратор, рисовальщик и декоратор, известный своими акварелями-пасторалями. Впрочем, Беднарик писал в разных техниках - и маслом, и пастелью, и чернилами, но в результате стал чистым акварелистом. Он работал практически во всех жанрах: писал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые картины. Кроме этого, Игнат занимался декоративно-прикладным искусством, дизайном интерьеров и книжной иллюстрацией. Как пишут историки, художник всего создал более трех тысяч произведений искусства.
Игнат Беднарик родился в деревне Оршова, в Австро-Венгрии. Его отец Адальберт Беднарик был родом из Моравии, он был женат вторым браком на чешке Женовьеве Хаушке. От этого брака родились, кроме будущего художника, еще дочери Женовьева-младшая и Мария. В 1894 году 12-летний мальчик, будучи учеником школы «Траяна» в Турну Северин выигрывал первый приз за рисунок в конкурсе Общества «Tinerimea Romani» (Румынская молодежь).



Учеба

В 1898 году Беднарик становится студентом Национальной школы изящных искусств в Бухаресте.
Два года он учится в классе известного скульптора и акварелиста Иона Георгеску (Ion Georgescu, 1856-1898).





Ion Georgescu (Romanian, 1856-1898) Autoportret în costum oriental. 1887 г.
Марка, посвященная художнику.

Среди однокурсников Игната были Жан Александр Стериади (Jean Alexandru Steriadi, 29 октября 1880 - 23 ноября 1956), Ион Теодореску-Сион (Ion Theodorescu-Sion, 2 января 1882 - 31 марта 1939) и Константин Бранкузи (Брынкуши) (Constantin Brâncuşi, 19 февраля 1876 - 16 марта 1957). В декабре 1899 года Игнат принимает участие в академическом конкурсе и получает приз.
В 1901 году Беднарик уезжает продолжать учебу в Вену, он становится студентом столичной Академии изящных искусств. Правда, как пишут биографы, занятия в Академии он посещал нерегулярно, основное время молодой художник проводил, изучая и копируя произведения, в Художественно-историческом музее и Галерее Альбертина. Есть даже сведения, что Беднарик спустя некоторое время переехал из Вены в Париж, где окончил в 1906 году Национальную Академию изящных искусств. Следующие два года художник провел в Болгарии, живя и работая в Софии. В 1908 году Беднарик возвращается в Бухарест и начинает сотрудничать с румынским сатирическим журналом «Furnica» (Антика).

Становление

В 1909 году Игнат женился на выпускнице Академии изящных искусств в Бухаресте Елене Александрине Барабаш (Elena Alexandrina Barabaş, 19 апреля 1883 - 24 февраля 1939). В том же году молодожены вместе отправились в Мюнхен, чтобы продолжить учебу в Королевской академии изящных искусств в столице Баварии.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Portait of the artist's wife, the watercolourist Elena Bednarik.

В Мюнхене, как пишут историки, Игнат и Елена попали под влияние эстетики модерна, наполнив свое творчество в будущем новыми идеями новых художественных течений. В 1910 году супруги Беднарик побывали в Париже, где дебютировали на выставке декоративного искусства, проводимой в рамках традиционного Осеннего салона в Гранд Паласе. По одним источникам, в том же году супруги вернулись на родину, по другим - в Бухарест Беднарики возвратились в 1912 году.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) At the sewing Machine, the Artist’s Wife (За швейной машинкой, жена художника).

Елена Беднарик, которая отныне подписывала большинство своих работ этим именем, устроилась работать учителем рисования в несколько средних школ: Школе принцессы Елены в Брашове, Принцессы Илеаны и гимназии Нотр-Дам в Бухаресте. Позже Елена читала лекции по дизайну и живописи в Свободной Академии в Бухаресте на улице Виктории, где среди ее учениц в разные годы были Элиза Леонида-Замфиреску (Eliza Leonida-Zamfirescu, 1887-1973), Мария Бэница-Орэску (Maria Bănică-Orăscu, 1908-1991), Корнелия (Нелли) Пиллат (Cornelia (Nelli) Pillat, 1921-2005), Ион Шахидян (Ion Șahidian). Впрочем, не все ученики связали свою жизнь с живописью, например, Элиза Замфиреску считается наряду с ирландкой Алисой Перри одной из первых женщин-инженеров в мире, и занятия рисованием, ей, видимо, нужны были для исследований по геологии. Мария Орэску стала известным историком искусств. Но я отвлекся.
Работая учителем рисования, Елена была известной в Румынии художницей и декоратором, активно участвовала в выставочной жизни столицы. Уже в 1913 году она вместе с мужем экспонировалась на выставке Ассоциации художников (Asociația Artistică), в том же году, а затем в 1915, 1917 и 1924 годах вместе с Игнатом приняла участие в выставках Национального Салона.





Elena Alexandrina Bednarik (1883-1939) Proiect de vignetă pentru Ielele Pădurii (проект виньеток Лесные феи).
Elena Alexandrina Bednarik (Romanian, 1883-1939) Zâna apelor (Русалка).

Игнат Беднарик впервые представил свои работы в Румынии тоже в 1913 году на выставке Ассоциации, он также активно экспонировался на официальных Салонах. Историки отмечают, что примерно с 1913 года Игнат решил посвятить себя полностью технике акварели. В 1914 году художник представил свои акварельные работы, а Елена - декоративные украшения и работы, на Национальной выставке современных художников Румынии.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Model în repaos.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Idyll.

В эти же годы началось сотрудничество Игната с королевой Румынии Марией (1875-1938). Да, да, не удивляйтесь! Мария - внучка английской королевы Виктории и российского императора Александра II, оказала огромное влияние на развитие румынского искусства ХХ века. Она была покровительницей искусств (и модерна, в частности) в Румынии, при ее содействии была организована национальное движение художественной молодежи «Tinerimea Artistica», она лично участвовала в возрождении интереса к крестьянским ремеслам и художественно-прикладным видам искусства.





Arthur von Ferraris (Austrian, 1856-1936) Portrait of Marie, Crown Princess of Rumania. 1905 г.
Philip Alexius de László (Hungarian, 1869-1937) Queen Marie of Roumania, née Princess Marie of Edinburgh. 1936 г.

А сотрудничество с Беднариком состояло в том, что художник являлся иллюстратором написанных королевой сказок. Ведь у тогда еще принцессы Эдинбургской Марии было шесть детей, для которых она, видимо, и сочиняла свои сказки. Сначала Игнат создал обложку для книги «Жизнь Лили» (Viață de Lily, 1913), затем 14 акварелей для «Сказки Святой горы» (Povestea Sfântul Munte). Эти акварели, увы, вскоре после Первой мировой войны были потеряны, после того, как их отправили в Лондон для тиражирования. Позже художник написал три иллюстрации к сказке «Что пил солдат Василе» (1925), обложку для сказки «Коронованные королевы» (1933) и несколько иллюстраций к сборнику сказок. Историки пишут, что королеве нравилось творчество Беднарика, и она даже купила у художника несколько его акварелей «Заточка карандаша», «День Мертвых» и «Путь к славе».




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Ascuțitoare de creioane (Заточка карандаша).

Первая мировая война

Несмотря на то, что в 1914 году началась Первая мировая война, молодые художники продолжали жить насыщенной творческой жизнью. В 1915 году Беднарик с женой становятся членами вновь образовавшегося литературного кружка «Идеалист» (Cenaclul Idealist) и принимают участие в первой выставке этого объединения. Одной из работ художника на этой выставке была картина «Путь к славе» (The Path to Glory), которая сейчас находится в коллекции Галереи Альбертина в Вене.
И в этом же, 1915 году, в бухарестском зале Атенеум состоялась первая персональная выставка Беднарика, которую он организовал совместно с художником Софроние Константинеску (Sofronie Constantinescu) и скульптором Хория Боамба (Horia Boamba, 1889-1923). Увы, что это за «сотворцы» первой персоналки Беднарика, выяснить не удалось… Известно, например, что румынский академик и политик, коллекционер произведений искусства Анастас Симу (Anastase Simu, 1854-1935), на этой выставке приобрел работу Беднарика «Маленький художник», которая в настоящее время находится в Национальной галерее искусств Бухареста. Симу знаменит тем, что для просвещения молодежи в 1910 году открыл в Бухаресте художественный музей своего имени, а в 1927 году подарил этот музей правительству Румынии.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) The little artist. 1915 г.

Середина 1910-х годов ознаменовалась участием четы Беднарик в выставках в зале библиотеки Румынского Атенеума (1915, 1917), особо насыщенным в плане экспозиций оказался 1916 год - выставка молодежного объединения художников «Tinerimea Artistica», выставка графики и «Генеральная выставка» в Бухаресте.
Кроме всего этого, в семье Игната и Елены случилось радостное событие - в январе 1916 года родился сын Адриан.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Son of the artist. 1921 г.

В этом же году Беднарик становится членом «военной команды» художников и скульпторов, которую организовала королева Румынии Мария. Когда Бухарест был оккупирован немецкими войсками, художник с семьей поселился в Яссах, куда была перебазирована творческая «команда» военных художников. В Яссах художник активно работал, создавая графические рисунки боевых конфликтов и бытовых трудностей жизни. Многие его военные рисунки, как и картина «Борьба за флаг» (Lupta pentru Flag), созданные в 1916-1918 годах, находятся сейчас в Центральном военном музее Бухареста.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Lupta pentru Flag (Борьба за флаг).

В 1918 году Беднарик оформил обложку «Календаря королевы Марии», изобразив ее Величество в униформе Общества Красного Креста.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Cover Calendarul Regina Maria. 1918

Символист

Историки пишут, что драматическая реальность жизни Первой мировой войны отбила у художника желание продолжать творить в стиле символизма, хотя и в 1920-е годы Беднарик возвращался к любимым приемам и образам. А ведь после учебы в Мюнхене Игнат попал под влияние этого направления и, вернувшись домой, пропагандировал европейский символизм в Румынии.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) To the sacrified heroes. 1917 г National Gallery, Bucharest

Не мне делать искусствоведческий анализ творческого символистского наследия Беднарика, но почитав размышления историков и искусствоведов, можно сделать несколько выводов. Символическую интерпретацию реальности художник показывал, во-первых, через призму мира мифов, легенд и древних баллад («Когда боги спустились на землю», «Конец легенды» - обе 1915), населяя мир своих картин фавнами и нимфами (Faunul și nimfa, 1915). Сюда же можно отнести серию иллюстраций к сборнику румынских народных сказок, собранных Петре Испиреску (1925-1926).
Желание воссоздать реальность в идеальном измерении и тоска по отсутствию этого идеала в жизни видны в картинах «Путь славы» (Drumul Spre glorie, 1915), «Дух побеждает» (Spiritul triumfă, 1916), «Жизненные пути» (Căile vieții, 1922) и «Прощание навсегда» (A Eterum Vale).
В картинах Беднарика 1910-20-х годов присутствуют основные тенденции, чувства, композиционные приемы, присущие символистам. Например, тайна и философские размышления («К реке Стикс» (Spre Styx, 1916), «Загадка жизни» (Enigma vieții, 1919), «Химера» (Himera, 1922), «Быть или не быть!» (A fi sau a nu fi!, 1922)).




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Toward the Styx River (К реке Стикс). 1916 г.

Ностальгия и мечтательность - чувства, которые любили изображать символисты, читаются в портретных композициях - «Иоанна» (Ioana, 1920), Письмо (Scrisoarea, 1921), «Портрет миссис М. Томеску» (Portretul Doamnei M. Tomescu, 1923).
Любимые художниками этого направления предметы, как символы, Беднарик тоже активно использовал. Будь то музыкальные инструменты, как на картинах «Девушка со скрипкой» (Fetiță cu vioară, 1915), «У фортепиано» (La pian, 1922) или «Играющая на скрипке» (Playing the violin, 1922), или символы, возникающие рядом с женскими образами, в виде нежных цветов.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) At the Piano.

Цветы соседствуют с детьми в «Дне матери» (Ziua Mamei), появляются в «Интерьере с обнаженной» (Interioarele cu nud, 1921), сопровождают почти все женские образы - «Портрет жены художника» (Portretul soției artistului, 1919), Портрет девушки (Portret de fată, 1925) или «Портрет мисс Ж.П.» (Portretul Domnișoarei J.P., 1924). Виртуозно освоив тонкую прозрачность акварели, Беднарик окружает свои модели лилиями, но чаще розами или пионами. Историки отмечают, что в десятилетие с 1919 по 1928 год вообще натюрморты с цветами стали одной из любимых тем художника.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Culegând liliac (Собирающая сирень).

Признание и успех

1920-е годы считаются одним из самых активных периодов творчества художника.
В 1919 году в столичном салоне «Арта» проходит вторая персональная выставка акварелей, в следующем году - еще одна выставка в галерее Фельдштейна на улице Виктории, а в 1921 году - четвертая по счету персональная выставка в галерее «La Maison d'Art».




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) La Cârciumă (Корчма).




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) A venit primăvara (Пришла весна).

К тому же, в 1921 году Игнат вместе с коллегами - художниками Артуром Верона (Arthur Garguromin Verona, 25 августа 1868 - 26 марта 1946), Камилем Рессу (Camil Ressu, 28 января 1880 - 1 апреля 1962) и Ионом Теодореску-Сионом (Ion Theodorescu-Sion, 2 января 1882 - 31 марта 1939), стал одним из основателей «Синдиката изобразительных искусств» (Sindicatului Artelor Frumoase) в Румынии.





Camil Ressu (Romanian, 1880-1962) Autoportret.
Ion Theodorescu Sion (Romanian, 1882-1939) Autoportret.

Это объединение просуществовало более 30 лет, поэтому хоть в двух словах стоит рассказать о нем. Синдикат, как своеобразный румынский Союз художников, был создан 12 марта 1921 года. Первым президентом союза стал К.Рессу, которого через два года сменил на посту Мариус Бунеску (Marius Bunescu, 14 мая 1881 - 31 марта 1971), который президентствовал с 1923 по 1927 год, был одним из организаторов Национального музея искусств, а позже директором музея Анастаса Симу.





Marius Bunescu (фотография, марка и портрет художника).

В 1931 году Синдикат купил дом в курортном местечке Балчик, который стал Домом отдыха для членов союза, куда мечтали попасть многие художники, зная о прекрасных ландшафтах и море. Кроме того, Синдикат издавал свой журнал «Живопись и скульптура» (Pictura și sculptura). В 1939 году почетным президентом Синдиката была избрана королева Румынии Мария. В 1940 году, по требованию властей, ставших союзниками Гитлера, из Синдиката были исключены художники и скульпторы евреи. В годы Второй мировой войны деятельность Союза практически прекратилась. Сразу же после освобождения Румынии в 1944 году, под руководством профессора искусств, румынского художника немецко-еврейского происхождения Макса Германа Макси (Max Hermann Maxy, 26 октября 1895 - 19 июля 1971), Синдикат был восстановлен, и в 1945 году в него входило уже 700 членов. Но 27 ноября 1944 года уже коммунистический режим Антонеску начал очередные чистки «фашистских элементов и «коллаборационистов». Созданная комиссия в первые же месяцы своей работы исключила из Союза около 40 живописцев, граверов и скульпторов. В результате проверок, следствий и т.д. 20 октября 1950 года Синдикат был расформирован, его архивы были переданы вновь созданному Союзу художников Румынии (Uniunea Artiștilor Plastici din România - UAP), президентом которого был назначен скульптор Борис Караджа (Boris Caragea, 1906-1982), который считался лояльным власти - скульптуры Ленина ваял все-таки! Вот такая грустная история, ну, а мы вернемся к Беднарику.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Tăran cu lubeniţă (Крестьянин с арбузом).

Историки пишут, что между 1915 и 1927 годами у художника состоялось восемь персональных выставок в Бухаресте, кроме уже названных - выставки в «La Maison d'Art» (1922, 1923), в Доме искусств (Caminul artelor, 1924) и в зале Моцарта (1927, вместе с женой). В 1928 году с творчеством Беднарика познакомились зрители Нью-Йорка, персональную выставку художника организовало румынское посольство в Вашингтоне. Кроме этого, Беднарик принял участие в Национальных Салонах в зале «Румынский Атенеум» (1924, 1930, 1933), ретроспективной выставке румынских художников последних пятидесяти лет (1927), в Осеннем Салоне (1931) и в выставке «Синдиката изобразительных искусств» (1932).




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Idilă.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Sărutul (Поцелуй).

Ко всем профессиональным и творческим радостям художника добавилась и семейная - в декабре 1922 года родилась дочь Беатрис.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Beatrice Bednarik, the artist's daugther.

Отмечу, что Елена Беднарик также активно экспонировалась, в ее активе - участие в выставках в «Зале Моцарта» (1928, 1929), на Национальных Салонах (1928-1931) и выставке объединения «Cercul Artistic» (1933).




Elena Alexandrina Bednarik (Romanian, 1883-1939) Natura statica cu legume.

Последний период творчества

В 1932 году Беднарик отметил свое 50-летие. Он был уже в зрелом возрасте, полон творческих сил, но именно с этого времени художника стали всё чаще посещать проблемы, неудачи и несчастья.
В 1933 году у Игната резко начинает ухудшаться зрение, к 1938 году художник становится практически слепым, поэтому о каком-либо творчестве не могло идти речи. А в феврале 1939 года новый удар - в возрасте 56 лет умирает его любимая жена, друг и помощник Елена. Через полгода после смерти жены началась вторая мировая война. Единственной отрадой художнику стало проведение в 1940 году выставки его старых работ Обществом «Cercul artistic».




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Pluckering the Goose.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Spinning peasant woman.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) La umbră (В тени).

В 1947 году художнику была сделана операция, которая частично восстановила зрение. Удивительно, что Беднарик сразу же берется за краски и начинает снова рисовать. За последующие десять лет он написал ряд полотен, изображающих сцены из героического прошлого румынского народа, исторических персонажей и жанровые сцены старого Бухареста.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) The goat, traditional Romanian folk-dance with masks.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Untitled.

В 1948 году художник переживает еще одну утрату - умирает его сын Адриан.
В 1953 году Беднарик принимает участие в ежегодной Национальной художественной выставке, представляя на ней историческое полотно «Казнь Георге Дожа» (Execuția lui Gheorghe Doja), находящееся в настоящее время в Национальной галерее искусств Бухареста. К сведению, Георге Дожа (1470 - 20 июля 1514) - дворянин из Трансильвании (Королевство Венгрия), который поднял крестьян на восстание против королевской власти и дворян. В конечном итоге Дожа был пойман, его вместе с последователями пытали и казнили. В народе его некоторые считали христианским мучеником, а некоторые - опасным преступником.
В 1956 году Румынский Союз художников организовал большую ретроспективную выставку работ Беднарика в Бухаресте, и это было последнее радостное событие, которое увидел художник своими глазами.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Cântec de dragoste (Любовная песня).




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Idilă în pădurea de fagi (Идиллия в буковом лесу).

К концу 1950-х годов зрение стало вновь резко ухудшаться, в 1961 году Беднарик окончательно ослеп, а через два года - 11 марта 1963 года, умер в возрасте 81 года.
Картины и рисунки Игната Беднарика находятся в коллекциях Национального музея искусства, Национального исторического музея, Национального военного музея, библиотеки Академии художеств Румынии в Бухаресте, музее Брукентал в Сибиу и других музеях Румынии. Работы художника находятся также в Музее Альбертина в Вене и в частных коллекциях в Европе, Америке и на Ближнем Востоке.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Tânărs în înflorirea cires (Крестьянская пара под цветущей вишней).

Дочь

Дело Игната Беднарика и семейные традиции продолжила его дочь Беатрис, напомню, родившаяся 14 декабря 1922 года в Бухаресте. Беатрис является не только художником и иллюстратором, но и историком искусства и научным сотрудником Национального художественного музея.




Beatrice Bednarik (Romanian, born 1922) Autoportret.

С 1933 по 1941 год девушка училась в Школе святой Марии, затем на юридическом факультете университета (1944-1949). В 1955 году Беатрис поступила в столичный Институт изобразительных искусств имени Николае Григореску, где в течение четырех лет занималась гравюрой у Луки Симеона (Luca Simion) и историей искусства у Эжена Шилеру (Eugen Schileru). С 1974 года Беднарик является членом французского Общества искусствоведения в Париже, в 1978 году защитила докторскую диссертацию. Как художница-акварелистка, Беатрис, начиная с 1976 года, активно экспонировалась, приняв участие в 15 национальных и международных выставках в Бухаресте. Ее работы находятся в музеях искусства Румынии, Франции, Италии и Германии. Как искусствовед, она опубликовала много статей об искусстве в прессе, выступала с лекциями в Бухаресте, Париже, Мюнхене и Вене. Практически все статьи и лекции Беатрис Беднарик посвящены творчеству ее родителей.




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Primăvară (Весна).




Ignat Bednarik (Romanian, 1882-1963) Idilă (Идилия).

Источники - Википедия, электронные энциклопедии, сайты 1, 2.


Румыния, акварель, Игнат Беднарик, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up