ОКОНЧАНИЕ.
Время славы
Отмечу, что студия фотографа приносила ему значительный доход, к тому же, именно здесь Сатмари выполнял полученные заказы в области прикладного искусства: литографии карт Валахии, заказ Министерства общественных работ на выполнение рисунков флага страны и разработок национальных наград - «Ордена Объединения, который позже стал «Звездой Румынии», наград «Военная добродетель» и «Почетный Знак».
Carol Popp de Szathmari (Romanian, 1812-1887) Autoportret.
Еще в 1864 году, по заказу Министерства культуры и народного образования, художник выполнил проект гробницы князя Михая Храброго, останки которого решили перенести из монастыря Дялу и перезахоронить в монастыре Михая Водэ.
В 1872 году муниципальный совет румынской столицы придумал интересный, но не особо понятный ныне, проект - на игральных картах «для поднятия патриотизма» изобразить реальных князей и княгинь - героев национальной истории. С этим проектом мэр Бухареста Барбу Влэдояну обратился к Сатмари. Художник с энтузиазмом отнесся к заказу. В качестве королей были выбраны легендарный основатель Валашского княжества Раду Негру (Radu Negru), чье имя переводится с румынского как «чёрный воевода», господари Валахии Мирча I Старый (Mircea cel Bătrân, 1355-1418, правил в 1386-1418 гг.), Матей I Басараб (Matei Basarab, 1588-1654, правил в 1632-1654 гг.) и Михай Храбрый (Mihai Viteazul, 1558-1601, правил в 1593-1601 гг.). Королевами стали: дочь молдавского господаря, соправительница малолетнего сына Петра Молодого (Petru cel Tânăr, 1546-1568, правил в 1559-1568 гг.), властная и жестокая господарыня XVI века Деспина, жена Михая Храброго - Станка Изверани, а валетами - воевода в войске Михая Храброго - Раду Бузеску, руководитель Валашского восстания 1821 года Тудор Владимиреску (Tudor Vladimirescu, 1780-1821) и др.
На рубеже 1860-1870-х годов были очень распространены как в открытках, так и в изданных альбомах картины и фотографии Сатмари, изображающие загородные пейзажи, памятники архитектуры, здания церквей и соборов, народные типажи в национальных костюмах регионов.
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Saint Spiridon Church of Bucharest. 1860 г.
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Targ la campulung.
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Ţărănci la târg. Biblioteca Academiei Române
Часть этих работ стала экспонатами на Парижской Всемирной выставке 1867 года и Всемирной выставке в Вене в 1873 году. В Париже в качестве модели для разработки румынского павильона стало здание митрополии Куртя-де-Арджеш, фотографию которой художник переслал молодому архитектору Амбруазу Бодри (Ambroise Baudry, 1838-1906). За идею павильона Сатмари получил «поощрительную премию».
Biserica Domneasca din Curtea de Arges
На выставке в Вене Сатмари входил в состав оргкомитета румынского павильона, участвовал в подготовке каталога и коллекции народных костюмов, и тоже получил медаль в номинации «Изобразительное искусство и промышленный дизайн» «за заслуги в фотографическом искусстве».
Руководитель оргкомитета выставки Кароль Давила в письме своей семье из Вены, отправленном 2 июля 1873 года, отметил трудолюбие художника и его активную деятельность в подготовке экспозиции, в отличие от многих его соотечественников, которые воспользовались своим пребыванием в столице империи Габсбургов только для развлечения. Давила писал: «Единственные люди, которые работают, это доктор Бернат и Сатмари. Остальныее веселятся, прогуливаются, кутят с девочками, а ведь наш павильон достоин того, чтобы получить главный приз».
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887)
В последующие годы художник продолжал активно работать, но заработки его в связи с небольшим количеством придворных заказов стали несколько меньше. Заказчики все больше хотели иметь у себя фотографии, а не картины. Поэтому Сатмари снимал в 1873 году румынскую принцессу (32 больших фотографии по 6 франков за штуку), княгиню Марию де Вид-Неувид, в 1874 году - князя Селоша и принца Фридриха. Впрочем, в 1868 году художник написал серию картин о паломничестве Кароля по монастырям страны.
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Vizita lui Carol I la Mănăstirea și Cetatea Neamțului (Визит Кароля I в Нямецкий мужской монастырь и крепость Нямц). 1868 г.
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Vizita lui Carol I la Curtea de Argeş (Визит Кароля I в Куртя-де-Арджеш). 1868 г.
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Vizita domnească la o mănăstire de maici. 1868 г.
Случай в поезде
В 1873 году художник получил заказ сфотографировать все основные железнодорожные станции Румынии и отправился в путешествие на поезде на север страны, посетил город Сучаву - место коронации молдавских господарей, поскольку город с 1365 по 1565 год был столицей Молдавского княжества, города Ботошань и Яссы. На обратном пути, в ночь со 2 на 3 июля между станциями Текучи и Галац, в грузовом вагоне, где находился багаж фотографа, случился пожар, причиной которого, по предположению расследования, стали химические вещества, используемые Сатмари для работы. Периодические издания тут же разнесли эту новость, преувеличив масштабы происшествия, обвиняя художника в том, что он подверг опасности пассажиров, среди которых был личный секретарь правителя Александру Иоана Кузы.
Скандал разрастался, и художнику пришлось написать письмо в редакцию столичной французской газеты «Le Journal de Bucarest», главный редактор которой - Улисс де Марсиллак (Ulysse de Marsillac), был близким другом Кароля. Через него, художник даже попытался возложить вину за пожар на железнодорожный транспорт, служащие которого, по его мнению, не проверяют надежность и пожароопасность багажных вагонов, поставляемых в Румынию крупным немецким железнодорожным подрядчиком Бетелем Генри Штраусбергом (Bethel Henry Stroußberg, 1823-1884). К слову, не знаю, в связи ли с этой историей, но в 1873 гогу Штраусберг потерпел банкротство.
Для того, чтобы убедить читателей в своей невиновности, Сатмари написал открытое письмо в газету, где представил и себя в качестве жертвы этого пожара: «Общественность ошибается, если думает, что фотографии, которые она возит с собой, легковоспламеняющиеся сами по себе. Есть некоторые мощные ядохимикаты, которые не могут воспламениться, даже если вступают в контакт с телом. Тем не менее, такой пожар может случиться даже из-за бутылки одеколона, которую многие пассажиры возят с собой. Добавлю, наконец, если бы я знал, что мои химикаты опасны, то неужели я положил их вместе с моими лучшими вещами, чемоданом и двумя дорожными сумками, содержащими ювелирные изделия? Ведь это печальное происшествие привело к личным потерям на сумму более чем двадцати тысяч франков».
Точка в истории была поставлена в следующем номере газеты, где сам Генеральный директор железных дорог Румынии объяснил, что химические вещества фотографа, указанные им, не входят в список запрещенных для перевозок материалов, а незаявленных веществ в багаже фотографа не имелось. Был издан приказ управления для персонала станций о предоставлении помощи в случае необходимости при подобных происшествиях.
И снова в поход!
В 1877 году Кароль Сатмари вновь стал свидетелем и непосредственным участником русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На этот раз война была вызвана подъёмом национального самосознания на Балканах и нежеланием находиться под турецким игом. В апреле 1877 года Османской империей было жестоко подавлено восстание в Болгарии. Попытки улучшить положение христиан были сорваны упорным нежеланием турок идти на уступки, и в том же апреле 1877 года Россия вместе с союзными ей балканскими государствами Манифестом императора Александра II объявила Турции войну. В мае 1877 года русские войска вступили на территорию Румынии, чтобы провести форсирование Дуная и провести рейд через Балканы. Войска Румынии, выступившей на стороне России, активно начали действовать лишь в августе.
Официальный художник и фотограф румынского двора последовал за своим покровителем, князем Каролем I в зону боевых действий, которые велись к югу от Дуная. Он это сделал с таким же желанием и преданностью делу, как и 23 года назад, во время первой Восточной войны.
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) The Elizabeth Battery at Calafat, on the Left Danube Bank. 1877 г. Library of the Romanian Academy, Bucharest
Попутно отмечу, что в этом же 1877 году художник выполнил портрет Кароля I, при этом использовал для картины композицию портрета предыдущего правителя. Историки пишут, что, вероятней всего Кароль I не позировал художнику, и тот использовал его фотографию, сделанную заранее, а для облегчения работы он еще и использовал композицию существующей картины. Если сравнить официальный портрет Александру Иоана Кузы с портретом Кароля I, который находится в Национальном музее истории, то можно обнаружить между двумя работами поразительное сходство. Увы, интернет не представляет эти портреты, чтобы можно было найти это сходство.
Известный американский художник из Чикаго Джордж Питер Александр Хили (1818-1894), завоевавший себе в Европе репутацию портретиста коронованных особ и политических деятелей того времени, тоже написал портрет Кароля I в полный рост.
George Peter Alexander Healy (American, 1818-1894) Self-Portrait. 1886 г. Brooklyn Museum
На полотне тогда еще будущий король одет в такую же военную форму кавалерии, как Куза у Сатмари, и изображен на фоне горного пейзажа. Этот портрет был представлен на выставке Общества друзей искусства осенью 1872 года в отеле «Гердан».
George Peter Alexander Healy (American, 1818-1894) Portrait of Carol I of Romania. 1881 г.
Сатмари несколько раз писал Кароля I, но в большинстве работ король был изображен в коротком или длинном генеральском мундире, с орденами и медалями на груди, как на известной акварели 1881 года, года коронации первого короля Румынии.
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Regele Carol I. 1881 г. Biblioteca Academiei Române
Возвращаясь к русско-турецкой войне, сообщу, что Сатмари в военном походе выполнял еще обязанности военного художника - корреспондента двух иностранных газет - английской «Лондонские новости» (London News) и немецкой «Иллюстрированная газета» (Illustrierte Zeitung).
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Cerchez călare. 1878 г.
В ходе боевых действий русской армии удалось захватить Шипкинский перевал и, после пятимесячной осады, принудить турецкую армию Осман-паши к капитуляции в Плевне. Война закончилась летом 1878 года подписанием Берлинского трактата, по которому восстанавливалась государственность Болгарии, ззавоёванной Османской империей в 1396 году, увеличивались территории Сербии, Черногории и Румынии, турецкая Босния и Герцеговина оккупировалась Австро-Венгрией, а России была возвращена южная часть Бессарабии.
Во время военного похода Сатмари наряду с военными рисунками и фотографиями заинтересовался народными типами разных национальностей - болгар, турок, цыган, создав большую серию картин с крестьянами, кучерами, торговцами и ремесленниками. Он часто посещал ярмарки и улицы разных городов в поисках живописных видов и интересных типажей. Надеюсь, что коллекции рисунков Сатмари, изображающих народные костюмы разных регионов, я посвящу отдельную статью.
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Grup de ţigani lângă bordei.
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Târgul Drăgaica
Отмечу, что Сатмари хорошо знал население Юго-Восточной Европы, часто работал в соседних странах по собственной инициативе или по заказу. Между 1849 и 1885 годами художник, например, совершил несколько поездок по Сербии, привезя оттуда богатую коллекцию акварелей и фотографий национальных костюмов и типажей. Часть этой коллекции в 1936 году были приобретены несколькими музеями Белграда.
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Ţărani (Крестьяне).
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Familie de tarani.
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Călugări din România. 1870-е гг. The Romanian Academy Library
К тому же художник был вхож сербское правящее семейство, общался и писал портреты трех поколений князей и королей Сербии. По заказу двора Сатмари написал групповой портрет сербских депутатов во главе с князем Сербии Милошем Обреновичем (1780-1860) во время их визита в Бухарест 3 января 1859 года, когда Милош вновь вернулся на трон после свержения Александра Карагеоргиевича. Изображал художник и восшествие на престол князя сербского Милана Обреновича IV (1854-1901), ставшего в 1882 году королем Сербии под именем Милан I, и принятие парада войск королями Каролем I и Миланом I. Эти картины находятся, соответственно, в Национальном музее Сербии и музее города Белграда.
Творческим отчетом о военной кампании стал фотоальбом «Suvenir din Resbelul 1877-78», в котором были увековечены марширующие колонны, кавалерийские эскадроны на понтоне через Дунай, артиллерийские батареи вдоль берегов рек, верховный главнокомандующий румынских войск Кароль I и сотрудники его штаба. Кроме того, художник создал серию рисунков и акварелей «Великий полководец» для королевской коллекции.
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Intrarea lui Carol I într-un sat bulgar. 1877 г. Biblioteca Academiei Române
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) M.S. Regele Carol I cu suita, în Albumul Carelor Simbolice. Biblioteca Academiei Române
Большинство этих работ находятся сейчас в коллекциях Библиотеки румынской академии наук, Национальной библиотеки, Национального военного музея короля Фердинанда I, Военно-морского музея Бухареста и музея института истории Румынии. Кроме того, многие рисунки и фотографии были воспроизведены в иллюстрированных журналах в стране и за рубежом - в Германии, Франции и Англии.
Последние годы
Историки пишут, что Сатмари, став знаменитым художником и фотографом, практически никогда не работал в своей фотостудии в одиночку. У него было много помощников, к которым мастер относился очень требовательно. Во время его отсутствия в связи с поездками, студией управляла его жена Анна.
Carol Pop de Szathmári
Кроме того, стоит упомянуть о Сатмари, как о коллекционере. Еще в 1857 году, когда художник размышлял - а не вернуться ли ему на родину, он предложил часть своей коллекции Национальному музею Трансильвании в своем родном городе Клуж, который в то время собирались открывать. Взамен Сатмари также предложил свою кандидатуру в качестве директора этого учреждения, считая, что он имеет право занимать эту должность из-за своих длительных исследований, проведенных в разнообразных академиях и музеях, а также своей квалификации, как художника. Художник предоставил краткий список имен великих мастеров, оригиналы чьих картин имелись в его коллекции, извинившись, что не может предоставить каталог всей коллекции, для подготовки которого потребуется несколько месяцев. Список этот был внушительным: Тициан, Корреджо, Карраччи, Дюрер, Кранах, Пармиджанино, Перуджино, Доменичино, Сальваторе Роза, Дольчи, Караваджо, Мурильо, Ван Дейк, Хемскерк.
Несмотря на такие великие имена в истории живописи, которые могли бы сделать честь любому европейскому музею, Сатмари так и не получил ответа на свое предложение от президента Национального музея Трансильвании графа Имре Мико.
Правда, подлинность произведений коллекции вызывало и вызывает сомнения. После выставки, которую Сатмари организовал в январе 1864 года в залах колледжа Святого Саввы, уже упоминавшийся в материале исследователь Улисс Марсиллак, высказал мнение, что это копии великих произведений, добавив, что Сатмари - не только умный коллекционер, но и умелый копиист.
Кроме картин, художник собрал большую коллекцию декоративно-прикладного искусства и народных артефактов, которые он часто использовал в качестве оформления интерьеров и дополнения к нарядам своих моделей, которые фотографировал или писал как на фоне сельской местности, так и в восточных интерьерах. Модели в крестьянском костюме нужно было добавить на фон, например, забор из прутьев и веток, глинянные горшки или вышитые полотенца и дорожки. Для восточных сцен художник использовал персидские ковры, подушки, диван, стол с перламутровой инкрустацией, опахала и ткани. Говорят, дамы высшего света Бухареста с радостью наряжались в крестьянские и восточные наряды, которых в костюмерной художника было великое множество.
Отдельно нужно сказать о тщеславии художника. Не он один был обласкан правителями мира, получил немало наград и званий, но только Сатмари примерно в 1878 году на задней стороне картонных основ для фотографий напечатал список всех своих званий и наград, полученных в течение творческой карьеры.
Оборотная сторона фотокарточек студии Сатмари.
В хронологическом порядке были указаны все ордена, медали и награды: лауреатство на Всемирных выставках в Лондоне (1851), Париже (1855, 1867) и Вене (1873), премии Национальных выставок в Бухаресте (1865, 1868), медали от королевы Виктории, императоров Наполеона III и Франца Иосифа I, султана Абдул Азиза, королевы Швеции, румынского князя, а затем короля Кароля I и т.д. При таком признании и почете удивительным выглядит тот факт, что Сатмари только в 1880 году получил румынское гражданство, прожив в стране почти 40 лет!
Последней крупной работой художника стал альбом литографий с парада 10-11 мая 1881 года в Бухаресте, посвященного коронации первого румынского короля Кароля I. Альбом был создан вместе с коллегами Сатмари, фотографами - чехом Францем Душеком (Franz Duschek, 1830-1884) и немцем Андреасом Райзером (Andreas Reiser, 1840-1898), у которого была своя студия на улице Виктории в Бухаресте. Фотограф был родом из Мюнхена, в Румынии работал в период 1872-1883 годов, а затем уехал в Египет, основав студии в Александрии и Каире.
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Ceasornicari, giuvaergii şi argintari (Часовщики, ювелиры и серебряных дел мастера).
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Cortegiul agriculturii (Кортеж, посвященный сельскому хозяйству).
С альбомом коронации связана интересная история. 11 мая 1881 года в Бухаресте шел дождь, поэтому фотографии с парада получились некачественными. Это так расстроило Сатмари, что с этого дня он полностью перестал фотографировать и посвятил себя исключительно живописи.
Фотография с парада, посвященного коронации.
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Carul Teatrului Naţional (Колесница Национального театра). Biblioteca Academiei Române
Нервозность художника была связана с тем, что при встрече король Кароль I высказал желание иметь альбом, в котором будет отражена торжественность события. Художник пообещал сделать альбом литографий на основе созданных акварелей. Скурпулезная работа началась в 1883 году и была закончена в 1885 году в мастерской литографа Элиа Грассиани.
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Societatea constructorilor (Строительные компании).
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Cortegiul caretaşilor (Кортеж колёсных мастеров).
Сатмари не очень остался доволен работой, поскольку из-за типографской краски были потеряны оттенков цветов, литографиям не хватало свежести и яркости акварелей.
Кароль Сатмари умер в Бухаресте в своем доме 3 июня 1887 года.
Шведская находка
В начале 1990-х годов большая коллекция фотографий Сатмари была обнаружена в шведской Королевской библиотеке в Стокгольме. Сделал это открытие нынешний директор Румынского культурного института в Стокгольме Дэн Шафран, который в те годы работал библиотекарем в Королевской библиотеке. Он обнаружил красную папку с 30-ю фотографиями и атрибуцией «Румынские достопримечательности». На обложке папки стояла монограмма принца Евгения, страстного коллекционера и мецената, который пожертвовал библиотеке часть своей коллекции в 1903 году.
Принц Евгений Шведский
Anders Leonard Zorn (Swedish, 1860-1920) Prince Eugen. 1910 г.
О младшем сыне шведского короля Оскара II и его жены Софии - принце Евгении Наполеоне Николае (Eugen Napoleon Nikolaus, 1865-1947), герцоге Нерке, хочется написать несколько слов, поскольку он был не только коллекционером и меценатом, но и одним из известных шведских художников-пейзажистов. Его учителями были такие известные живописцы, как Леон Бонна и Пьер Пюви де Шаван, у которых принц учился в Париже (1887-1889). Свой дворец Вальдемарсудде на острове Юргорден в Стокгольме, построенный в 1905 году, и коллекцию картин живописи XIX-XX веков, включающую 3000 своих произведений, Евгений завещал шведскому государству.
Как попала папка с фотографиями Сатмари к шведскому принцу, остается тайной. Но историки предполагают, что это подарок румынского короля Кароля I своим гостям - шведскому королю Оскару II и королеве Софии, когда они посетили замок Пелеш - резиденцию румынского монарха. Уточню, королева София Шведская была тетей королевы Румынии Елизаветы.
Об этой поездке шведских коронованных особ в Румынию есть забавная история, которая к Сатмари не относится, но уж очень хочется ее рассказать. Однажды, после ужина Оскар и София пошли побродить по замку, чтобы полюбоваться картинами королевской коллекции. Внезапно погас свет, и они оказались в темноте, не найдя своих покоев, королевская чета провела ночь на каком-то диване в одном из залов. Утром они узнали о железном правиле румынского монарха, о котором их забыли предупредить. Оказывается, ровно в 23.00 король отключал электроэнергию во всем здании рубильником из своей комнаты, чтобы все жильцы - и королевское семейство, и обслуживающий персонал - могли получить необходимые часы сна до утреннего подъема…
Возвращаясь к находке библиотекаря Шафрана, добавлю, что вскоре о ней забыли, и только в 2010 году историк искусства Александр Бабош, готовясь к диссертации, вновь нашел эти фотографии и составил полную их научную документацию. Тогда же и родилась идея выставки работ Сатмари, которая прошла в Румынском культурном институте в Стокгольме в апреле 2011 года.
Заключение
Немного обидно, конечно, что нынче о Сатмари говорят больше, как о фотографе, нежели как о художнике. Даже день рождения художника объявлен в Румынии Днем фотоискусства.
В 1989 году в Кельне, к 150-летию появления фотографии, историк Карин Шуллер-Прокопович издала большое исследование по поводу одной из главных работ в жизни Сатмари - его монументального фотоальбома «Румыния» (1869).
Работы художника находятся в коллекциях Румынской академии, Национального музея искусств Румынии, Национального художественного музея, университетской библиотеки в г. Яссы, Институте истории искусств им. Г. Опреску.
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Taraful Ochi Albi.
В начале 2012 года, по случаю 200-летия Кароля Попп де Сатмари, большую фотовыставку организовал Румынский культурный институт в Будапеште совместно с Ассоциацией фотохудожников Румынии.
А вот о ретроспективах Сатмари-художника я нигде не нашел информации… Поэтому и написал в начале последней главы, что обидно. Ведь картины, акварели и рисунки художника тоже хороши, правда?
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Băuturile gazoase (Газированные напитки). 1881 г. The Romanian Academy Library
Carol Pop de Szathmári (Romanian, 1812-1887) Cortegiul Comerţului (Кортеж торговцев).
Источники - Википедия, иностранные сайты и блоги.