Благодаря моей постоянной читательнице Ирине (Felisata), приславшей мне письмо с картинами, решил продолжить серию «Идеи витают в воздухе». Хотя в данном случае, по-моему, не только идеи…
Вот перед вами картина художника Валерия Сильянова, написанная в 2011 году, выставленная на его сайте и продающаяся за немалые деньги.
Сильянов Валерий Николаевич (род. 1952) Натюрморт с книгами. 2011 г.
Немного о художнике.
Валерий Николаевич Сильянов родился в 1952 году в Московской области. В 1976 году окончил Московское высшее художественное училище (Строгановское) по специальности реставратор. В 1999 году состоялась первая персональная выставка художника в Новосибирске. Участвовал в «Выставке современной русской живописи» в Париже (1999), с 2000 года регулярно экспонируется на выставках в Москве. Сильянов является членом Международной федерации художников и Профессионально-творческого Союза художников России. Валерий Сильянов, в основном, работает в жанре натюрморта, считая себя продолжателем традиций старых мастеров, особенно, голландских живописцев, работавших в стиле «обманка» (a trompe -l`oeil - с французского - сверхнатурализм). Этот голландский стиль сочетает в себе «натуральность в передаче отдельных вещей и предметов с противоречивостью пространственного решения, иррациональностью в передаче пространственных связей». Картины художника находятся в частных коллекциях в США, Германии, Франции, Италии, Финляндии, Турции, Греции, Саудовской Аравии и др.
Замечательное резюме, отличный натюрморт, действительно, в стиле голландцев. И на этом можно было бы поставить точку, если бы на сайтах разных галерей, а главное, в Музее института Мансона-Уильяма-Проктора в Нью-Йорке не была бы помещена точно такая же картина, но другого автора и написанная более ста лет назад. И совсем бы не было претензий к художнику Сильянову, если бы он указал, что это копия работы такого-то автора. Но в атрибуции его картины нет на это даже намека!
А вот и «первоисточник»! Правда, «один в один»?
William Michael Harnett (Irish born-American, 1848-1892) A Study Table. 1882 г. Munson-Williams-Proctor Institute, New York
Об авторе этой картины, пожалуй, стоит рассказать тоже…
Уильям Майкл Харнетт
William Michael Harnett
10 августа 1848 - 29 октября 1892
William Michael Harnett
William Michael Harnett 1880-85 гг.
Американский художник ирландского происхождения, известный своими натюрмортами в стиле «trompe-l'œil».
Еще ребенком, вместе с родителями, он переехал из небольшого ирландского городка Клонакилти в графстве Корк в Филадельфию. Одной из причин переезда стал Великий Картофельный голод 1845-1850 годов, в результате которого, по оценке историков, умерла от голода или эмигрировала в другие страны практически четверть населения Ирландии (2 209 961 человек!!!).
В 1868 году в 20-летнем возрасте Уильям получил гражданство США. Окончив школу, он начал трудовую карьеру, как гравер надписей на столовом серебре. Параллельно юноша посещал вечерние занятия в Академии искусств Пенсильвании и в Нью-Йорке, а затем окончил Национальную академию дизайна. Во время учебы Харнетт начал писать натюрморты, выбирая в качестве объектов банальные предметы - газеты, курительные трубки, книги. Его первая известная картина маслом датируется 1874 годом. Критики отмечали, что «у зрителей почти всегда возникал непреодолимый импульс протянуть руку и коснуться изображенных предметов, чтобы удостовериться, что они не приклеены к холсту». Не зря же жанр, в котором работал Харнетт, еще называют «иллюзионистическим натюрмортом», а самого художника считают одним из основоположников этого жанра. Впрочем, эти же критики отмечали, что «работы художника слишком просты и обычны, чтобы называться искусством». Отмечу, что Харнетт не был первооткрывателем этого жанра в Америке. Натюрморты-«обманки» писал, например, известный живописец Рафаэль Пил, живший и творивший в Филадельфии в начале XIX века.
Чтобы состояться, как живописцу, Уильям в 1880 году уезжает в Европу. Некоторое время он работает и выставляется в Лондоне, затем в Париже и Франкфурте, после чего в 1881 году на четыре года переезжает в Мюнхен. В Германии Харнетт пытается пробовать себя в портретном жанре, но его портрет монаха с белой бородой получился таким неудачным, что художник вновь вернулся к натюрмортам. Но добавил теперь к изображениям на своих натюрмортах несколько более изящных старинных предметов, например, глиняную посуду, оружие, музыкальные инструменты и старинные манускрипты. Кстати, в Мюнхене художник увлекся коллекционированием, стал собирать старинные книги и музыкальные инструменты, которые становились «персонажами» его картин. Впрочем, немецкие искусствоведы были солидарны с его соотечественниками, считая, что настоящих старых голландцев американцу «не переплюнуть». Не получив признания в Мюнхене, Харнетт возвращается на короткое время в Париж, выставляется даже в Салоне, но, как и раньше, встречает теплый прием зрителей и «снисходительное презрение» критики.
Расстроенный художник в 1885 году возвращается в Нью-Йорк, но продолжает упорно писать натюрморты, которые пользовались успехом у публики и хорошо продавались. До конца жизни сам художник и его произведения пользовались большой известностью. Хотя в прессе продолжали писать, что «его работы хорошо продаются, но они, скорее всего, будут висеть в какой-нибудь таверне или бизнес-офисе, чем в музее, потому что эти натюрморты не соответствуют современным представлениям о высоком искусстве». И все же, критики, относясь с несерьезностью к творчеству художника, все же отмечали, что «Харнетт прекрасно владел искусством композиции, а его живописный стиль был под стать старым голландским мастерам».
Последние годы жизни художник страдал от ревматизма, поэтому писал все реже. Харнетт умер в Нью-Йорке в 1892 году в возрасте 44 лет.
После его смерти имя художника было на время забыто, и только в ХХ веке вновь появился интерес к его творчеству, который родил множество подражателей стиля натюрмортов-«обманок». Последователями Харнетта, например, называют американцев Джона Хаберле (John Haberle, 1856-1933), Отиса Кэя (Otis Kaye, 1885-1974) и Джефферсона Дэвида Чалфанта (Jefferson David Chalfant, 1856-1931).
А насчет присутствия наследия Харнетта в музеях, критики и историки ошиблись. Картины художника находятся в коллекциях музея Метрополитен, музея Тиссен-Борнемица в Мадриде, музеях искусств Художественных институтов Чикаго, Детройта и Гарвардского университета, Национальных галерей искусств в Вашингтоне и Оттаве (Канада), художественных музеях Далласа, Кливленда, Сан-Франциско, Филадельфии, Атланты, Питсбурга, Техаса, Небраски и т.д.
Источники - Википедия, сайты
1,
2.