АВТОПОРТРЕТ В ЖИВОПИСИ (ГОЛЛАНДСКИЕ ХУДОЖНИЦЫ ХХ ВЕКА. "ARTI ET AMICITIAE" - "ИСКУССТВО И ДРУЖБА")

Feb 03, 2015 17:14

Вчера отмечала свой день рождения мой давнишний друг по Ли.ру Муромлена. Елена является поклонницей изобразительного искусства Нидерландов, настоящей "голландской всезнайкой"! Пишу об этом абсолютно без иронии, а с искренним восхищением преданностью этому огромному пласту мировой живописи, с радостью за то, что в своем дневнике Елена публикует интересные и подробные материалы о художниках, и с благодарностью за эти замечательные материалы. Спасибо, Елена, за нашу виртуальную дружбу, за то, что мы часто взаимодействуем в работе над постами, посвященными голландцам. Традиционно желаю Вам удачи и вдохновения!!! Вчера не успел отредактировать биографические данные, поэтому сегодня все же решил поместить несколько автопортретов голландских женщин-художниц первой половины ХХ века, которые внесли и огромный, и скромный вклад в развитие голландской живописи! Конечно, слава их знаменитых предшественниц Золотого века, да и современников, коллег-мужчин как-то затмила их творчество, но любителям живописи все же известна хотя бы часть этих имен, каждое из которых достойно отдельного рассказа.

Тереза Шварц
Thérèse Schwartze

20 декабря 1851 - 23 декабря 1918




Thérèse Schwartze (Dutch, 1851-1918) Zelfportret. 1917 г. Rijksmuseum, Amsterdam

Голландская художница-портретистка.
Тереза родилась в Амстердаме, в семье голландского художника-портретиста немецкого происхождения Йохана Георга Шварца (Johan Georg Schwartze, 20 октября 1814 - 28 августа 1874), который и давал первые уроки рисования дочери. У девочки было две сестры - младшая Джорджина, которая впоследствии стала скульптором, и старшая Клара Терезия (по-домашнему - Трес), которая была тоже художницей, да я дочь ее, племянница Терезы - Лиззи Ансинг, тоже посвятила жизнь живописи. Как говорится, налицо целая династия.



Окончив школу, Тереза в 1876 году отправилась в Мюнхен, где в течение года занималась у живописцев Габриэля Макса (Gabriel Cornelius Ritter von Max, 23 августа 1840 - 24 ноября 1915) и Франца фон Ленбаха (Franz von Lenbach, 13 декабря 1836 - 6 мая 1904). В Мюнхене девушке пришлось нелегко, особенно пережить зиму, она практически не участвовала в художественной жизни города, проводя почти все свое время в мастерской, где зимой даже окна часто замерзали. Поэтому через год Тереза вернулась в Амстердам. Но, понимая, что нужно продолжать образование, в 1879 году девушка уехала в Париж, где стала ученицей академистов Жана-Жака Эннера (Jean-Jacques Henner, 5 марта 1829 - 23 июня 1905) и Леона Бонна (Leon Joseph Florentin Bonnat, 20 июня 1833 - 8 сентября 1922), который открыто восхищался талантом художницы. Вернувшись на родину, Шварц очень быстро стала пользоваться спросом у богатой элиты города, которые заказывали ей свои портреты.
В 1906 году художница вышла замуж за журналиста и редактора Антона ван Дейла (Anton van Duyl, 8 декабря 1829 - 22 июля 1918), с которым прожила в браке 12 лет. Художница активно занималась творчеством, супруг писал для нидерландских и британских журналов и газет. Шварц была одной из немногих голландских женщин-художниц, которые были удостоены заказом на автопортрет для галереи Уффици во Флоренции. В конце 1910-х годов Тереза много времени и внимания уделяла своему больному супругу, с которым у нее была большая разница в возрасте. Сама она в это время уже была больна, но пыталась скрыть это от мужа. 22 июля 1918 года Антон ван Дейл скончался, это стало огромным ударом для художницы, она перестала заниматься творчеством и даже не заходила в мастерскую. Ее собственная болезнь также подорвала силы художницы, и 23 декабря 1918 года Тереза Шварц тихо скончалась.

Сюзи Бисхоп-Робертсон
Suze Bisschop-Robertson

17 декабря 1855, Гаага - 18 октября 1922, Гаага




Suze Bisschop-Robertson (Dutch, (1856-1922) Zelfportret.

Голландская художница.
Сюзи родилась в Гааге, где с 1875 по 1877 год училась в Королевской академии художеств в женском классе. Ее педагогом был художник и скульптор Ян (Йохан) Филипп Кулман (Jan (Johan) Philip Koelman, 11 марта 1818 - 10 января 1893). После получения диплома преподавателя рисования в средней школе, художница отправилась работать по специальности в Роттердам, а в 1882 году переехала в Амстердам и поступила на вечернее отделение амстердамской Академии художеств. Решив посвятить свою жизнь живописи, Сюзи уже в 1883 году решила отказаться от преподавания. Уже в мае 1883 года она представила свой «Натюрморт с овощами» на Международной выставке в Амстердаме. В 1884 году художница вернулась в Гаагу, и между 1884 и 1889 годами часто посещала сельскую местность, села Бларикум и Ларен, где активно занималась творчеством и писала жанровые сцены и натюрморты.
В 1892 году Робертсон вышла замуж за художника Ричарда Бисхопа (Richard Bisschop, 1849-1926), который специализировался на изображении церковных интерьеров. Художница стала членом художественной студии «Pulchri» в Гааге («pulchri» с латыни - «изучение красоты»), образованной в 1847 в доме художника Ламберта Гарденберга, как ответ на растущее недовольство среди молодых художников в Гааге недостаточностью возможностей для обучения и развития. Членами студии с каждым годом становилось всё больше художников, которые имели возможность встречаться, показывать свои работы, обменяться мнениями. Рост числа участников побудил организаторов студии в 1901 году арендовать целое здание в городе. Сюзи была также членом Общества художников «Искусство и дружба» (Arti et Amicitiae).
Рождение в 1894 году дочери на несколько лет прервало художественную карьеру Бисхоп-Робертсон, но с начала 1900-х годов художница снова активно занялась живописью. Основными темами Сюзи были: женщины за работой, интерьеры старых домов и сюжетные сценки в крестьянских дворах. Ужасы Первой мировой войны произвели на художницу такое глубокое впечатление, что в конце 1910-х она перестала рисовать. Сюзи Бисхоп-Робертсон умерла в Гааге в 1922 году в возрасте 67 лет.

Мария Виллемина Вандссхер
Marie Willemina Wandscheer

19 ноября 1856, Амстердам - 18 сентября 1936, Эде




Marie Wandscheer (Dutch, 1856-1936) Zelfportret.

Голландская художница.
Мария родился в семье директора судоходной компании Иоганна Христиана Фредерика Вандссхера и его жены Анны Кристины Пилгер. У Марии были старшая сестра Иоганна София Хендрика (род. 1854), младшая сестра Иоганна Маргарита (род. 1858) и брат Йохан Хендрик Мартин (род. 1863). В 19 лет девушка стала брать уроки у художника Валентейна Бинга (Valentijn Bing, 1812-1895), а в 1876 году поступила в Королевскую академию изящных искусств в Амстердаме, который окончила в 1886 году. Ее педагогом был профессор Август Аллебе (August Allebé, 19 апреля 1838 - 10 января 1927), который с 1880 года был в должности ректора Академии.
Во время своего длительного обучения, поскольку недостатка в деньгах на учебу не было, Мария познакомилась со многими художницами, которые были членами группы «The Amsterdamse Joffers». Женщины-художницы еженедельно встречались, чтобы рисовать, показывать свои работы друг другу и обсуждать их. Они были известны своим стилем, продолжающим традиции импрессионистов, все были членами художественного общества «Arti et Amicitiae» и Гильдии Святого Луки, а многие из них были ученицами Аллебе. Среди известных членов этой группы были Коба Ритсема (Coba Ritsema, 1876-1961), Лиззи Ансинг (Lizzy Ansingh, 1875-1959), Мария ван Регтерен Альтена (Marie van Regteren Altena, 1868-1958), Нелли Боденхайм (Nelly Bodenheim, 1874-1951), Якоба Сури (Jacoba Surie, 1879-1970), Анс ван ден Берг (Ans van den Berg, 1873-1942), Сюзи Бисхоп-Робертсон (Suze Bisschop-Robertson, 1855-1922) и Бетси Вестендорп-Осик (Betsy Westendorp-Osieck, 1880-1968).
До 1892 семья художницы жила в Амстердаме, где Мария занималась живописью и работала в здании ратуши «Новый Амстел». В мае 1896 года родители с четырьмя детьми решили переехать в небольшой городок Эде, где поселились на «Вилле Хьюго». В этом доме семья Вандссхер будет жить до 1947 года. В 1897 году умирает глава семейства, в следующем - брат художницы, холостой Йохан в возрасте 36 лет, мать Анна Кристина Пилгер умирает в 1912 году. И три незамужние сестры Вандссхер остаются в Эде сами вместе с экономкой Миной, которая прослужила в этой семье более 50 лет.
В период с 1893 по 1902 год на вилле Зоннеберг в Эде жил художник и гравёр Виллем Витсен (Willem Witsen, 13 августа 1860 - 13 апреля 1923). Вместе с писателем Виллемом Клосом он часто бывал в гостях у сестер, с Марией они позировали друг другу, художница брала у Виллема Витсена уроки езды на велосипеде, но личные отношения у них не сложились.




Willem Witsen (Dutch, 1860-1923) Portrait of Marie Willemina Wandscheer.

В Эде в полной мере проявился талант Марии, сформиравалась специализация. Художница писала натюрморты, в основном цветочные, но также показала себя отличной портретисткой. Ее младшая сестра Маргарита (в семье ее называли Ита) тоже занималась живописью, но она была менее известна, чем Мария. Сестры на протяжении многих лет экспонировались на выставках в Амстердаме и Гааге, правда, в самом Эде выставка прошла лишь однажды. Сестры, получив родительское наследство, не нуждались в деньгах, поэтому их многочисленные работы продавались за небольшие суммы и имелись чуть ли не в каждом доме Эде и окрестностей.
Мария была членом нескольких объединений художников - «Arti et Amicitiae» и Гильдия святого Луки в Амстердаме и общества «Живопись» в Дордрехте.
Мария Вандссхер умерла 18 сентября 1936 года и была похоронена в Эде. Через три года не стало сестры Софи. Маргарита покинула этот мир в 1947 году, прервав династию Вандссхеров. Интересно, но ретроспективная выставка Марии Вандссхер была организована в Эде только в 1973 году, а следующая - спустя 33 года.

Нелли (Иоханна Корнелия Германа) Боденхейм
Nelly (Johanna Cornelia Hermana) Bodenheim

27 мая 1874, Амстердам - 7 января 1951, Амстердам




Jacoba Johanna ('Coba') Ritsema (Dutch, 1876-1961) Portret door Nelly Bodenheim (Dutch, 1874-1951).

Голландская художница, график и декоратор.
Нелли получила образование в Академии изящных искусств в Амстердаме, где училась у художника-портретиста, поэта и художественного критика Яна Питера Вета (Jan Pieter Veth, 18 мая 1864 - 1 июля 1925). Возможно, именно Вет повлиял на то, что Боденхейм в своем творчестве занималась книжными иллюстрациями, цветными литографиями и черно-белыми силуэтами, плакатами и открытками, сотрудничая, например, с детским журналом «Наш дом» Генриетты Дитц и Катарины Леопольд. Отмечу, что историки считают Нелли Боденхейм одной из самых известных фигур в группе женщин-художниц «The Amsterdamse Joffers».




Thérèse Schwartze (Dutch, 1851-1918) Portret door Nelly Bodenheim (Dutch, 1874-1951).

Лиззи (Мария Элизабет Георгина) Ансинг
Lizzy (Maria Elisabeth Georgina) Ansingh

13 марта 1875, Утрехт - 14 декабря 1959, Амстердам




Betsie Westendorp-Osieck (Dutch, 1880-1968) Portret van Lizzy Ansingh. 1916 г.

Голландская художница.
Лиззи родилась в семье фармацевта Эдзарда Виллема Ансинга и художницы Клары Терезии Шварц. Дед девочки - Иоганн Георг Шварц был художником, тетя Тереза Шварц - тоже, кстати, именно тетя, а не мать, давала Лиззи первые уроки рисования. Историки пишут, что девочка жила со своей тетей Терезой с 17-летнего возраста на протяжении 16 лет (1892-1908), именно тетя рассмотрела в Лиззи талант, посещала с ней музеи и выставки как дома, так и за рубежом, познакомила с творчеством как французских импрессионистов и лично со знаменитыми голландскими художниками Брайтнером, Мондрианом и Марисом.




Thérèse Schwartze (Dutch, 1851-1918) Portrait of Lizzie Ansingh. 1902 г. Rijksmuseum, Amsterdam, Netherlands

С 1893 по 1897 год девушка брала уроки живописи у известного художника Герарда Хендрика Корнелиуса Овермана (Gerhard Hendrik Cornelius Overman, 13 июля 1855 - 4 марта 1906). В 19 лет, параллельно с занятиями у Овермана, Лиззи поступила в Королевскую академию изобразительных искусств в Амстердаме, где ее педагогами были не менее известные живописцы - профессора Август Аллебе (August Allebé, 19 апреля 1838 - 10 января 1927), Карел Дак (Carel Lodewijk Dake, 1886-1946) и Николас ван дер Вай (Nicolaas van der Waay, 15 октября 1855 - 18 декабря 1936). В Академии Ансинг много копировала греческие и римские статуи, которые помогали ей изучать анатомию и пробовать себя в портретном жанре. Историю искусства Лиззи изучала на лекциях известного искусствоведа Альберта Плассхарта.




Lizzy Ansingh (Dutch, 1875-1959) Self-Portrait.

Но главное, что окончив Академию в 1897 году, Ансинг познакомилась и подружилась со многими студентками и уже выпускницами, которые чуть позже организуют женскую художественную группу «The Amsterdamse Joffers», членом которой станет и Лиззи. Кроме того. Художница была членом объединения художников «Arti et Amicitiae» и Гильдии святого Луки, которые, кстати, существуют и сейчас.





Jacoba Johanna ('Coba') Ritsema (Dutch, 1876-1961) Portret door Maria Elisabeth Georgina ('Lizzy') Ansingh. 1905 г.
Maria Elisabeth (Lizzy) Georgina Ansingh, 1875-1959) Zelfportret.

После окончания Академии Лиззи начала рисовать портреты, натюрморты и тропических птиц. В 1899 году она написала портрет матери, который получил признание критики и публики на выставке Гильдии святого Луки в 1900 году. Но больше всего художнице нравилось рисовать кукол, и эта тема поощрялась Терезой Шварц, с которой Лиззи продолжала тесно общаться. С начала 1900-х годов Ансинг изображение кукол сделала главной темой своего творчества. Причем, историки называют «кукольную живопись» художницы уникальным жанром в истории голландского искусства, поскольку Лиззи изображала и представляла кукол не только как игрушки, но и как одушевленные объекты. Куклы на картинах изображали человеческие добродетели и пороки (1914 году была создана серия «Семь смертных грехов»), композиционно куклы даже представляли жанровые сценки. Например, в 1918 году, когда скончалась Тереза Шварц, Лиззи написала в память о ней картину «Похороны», а в 1936 году была создана картина «Свадьба куклы».





Maria Elisabeth (Lizzy) Georgina Ansingh, 1875-1959) Self-Portrait.
Maria Elisabeth (Lizzy) Georgina Ansingh, 1875-1959) Self-Portrait.

Помимо живописи, Лиззи Ансинг также написала две книги для детей «Маленькая корзина с фруктами» (1927) и «У тети Тор день рождения» (1950). Вторую книгу проиллюстрировала подруга Лиззи - Нелли Боденхайм. Писала художница и стихи, которые в 1956-1957 годах публиковались в литературном журнале «Maatstaf», издала путевые зарисовки «Художественные сокровища из Прадо». А еще в 1930 году попробовала себя в качестве иллюстратора, оформив книгу Марии ван Зеггелен.
Умерла Лиззи Ансинг 14 декабря 1959 года в Амстердаме.

Эльза Берг
Else Berg

19 февраля 1877 - 19 ноября 1942




Else Berg (Dutch, 1877-1942) Zelfportret. 1917 г. Jewish Historical Museum, Amsterdam

Голландская художница польско-еврейского происхождения.
Эльза родилась в Верхней Силезии, когда она была частью Германии. Где и у кого училась девушка, как она оказалась в Голландии неизвестно, но с самого начала творческой жизни Берг, как художница, пользовались успехом. В 1909 году Эльза познакомилась и вскоре вышла замуж за голландского художника и графика еврейского происхождения Момми (Самуэля Лезера) Шварца (Samuel Leser (Mommie) Schwarz, 28 июля 1876 - 19 ноября 1942), выходца из городка Зютфен. Супруги много путешествовали по стране и за границу, вместе и по отдельности. Картины и рисунки, созданные этой семейной парой, показывают творческое влияние, которое они оказывали друг на друга. Начиная с 1914 года, Эльза и Момми часто проводили время в районе Берген в Северной Голландии, где была основана колония художников, проповедующих экспрессионизм в голландской живописи. Поэтому часто Берг и Шварца называют представителями Бергенской школы. Супруги также активно участвовали в художественной жизни Амстердама. Надо отметить, что творчество Шварца в полной мере оценили только в конце 1920-х годов, когда художнику исполнилось пятьдесят лет.
После начала Второй мировой войны и оккупации Голландии художникам запретили выставлять свои работы. Эльза и Момми вдвоем решили не уезжать из Амстердама, не прятаться, как евреи, в подполье и отказались носить звезду Давида на одежде. 12 ноября 1942 года Берг и Шварц были арестованы немцами и депортированны через голландский транзитный лагерь Вестерборк в концлагерь Освенцим. Сразу же по прибытии 19 ноября 1942 Эльза и Момми были убиты.
После войны творчество этих художников было почти забыто, и только в последние годы наблюдается возобновление интереса к их сохранившимся картинам. Об этом говорит, например, большая ретроспективная выставка «Художественная пара голландского авангарда», организованная в 2012 году Еврейским историческим музеем. На выставке было представлено более восьмидесяти картин и рисунков Эльзы Берг и Момми Шварца из собраний самого музея и частных коллекционеров. К выставке была выпущена большая иллюстрированная монография-каталог, написанная Линдой Хорн.

Якоба (Коба) Сури
Jacoba (Coba) Surie

9 мая 1879, Амстердам - 2 мая 1970, Амстердам




Jacoba Surie (Dutch, 1879-1970) Zelfportret. 1919 г.

Голландская художница и график.
Странно, но об этой художнице известно совсем немного. Родилась Коба в Амстердаме, училась в Королевской академии изобразительных искусств в Амстердаме, сначала в 1901-1906 годах у голландского скульптора еврейского происхождения, одного из создателей современной школы скульптуры в Нидерландах - Иосифа Мендеса да Коста (Joseph Mendes da Costa, 1863-1939), затем в 1908-1910 годах - у уже известной своей тёзки Якобы Йоханы (Кобы) Ритсема (Jacoba Johanna (Coba) Ritsema, 26 июня 1876 - 13 декабря 1961). Ритсема родилась в художественной династии, окончила в 1897 году Академию в Амстердаме, специализировалась на портретах и натюрмортах, была членом нескольких художественных объединений, обладательницей наград Всемирной выставки в Брюсселе (1910), Международных выставок в Амстердаме (1912, 1923) и Королевской медали ь королевы Вильгельмины. Сури также писала портреты, фигуры в интерьере и натюрморты, в основном, с дарами моря. Пробовала художница себя также в технике офорта и литографии. В 1913 году Коба получила первое место на конкурсе Виллинка ван Коллена, а в 1929 году ей была вручена Королевская медаль Вильгельмины. Сури побывала в Италии и Франции, но с 1911 года до самой смерти проживала и трудилась в Амстердаме. Художница была членом известной женской голландской группы «De Amsterdamse Joffers», Общества голландского искусства, Гильдии святого Луки и объединения «Arti et Amicitiae».




Харлей Тороп
Charley Toorop

24 марта 1891, Катвейк - 5 ноября 1955, Берген




Charley Toorop (Dutch, 1891-1955) Zelfportret. 1928 г. Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam

Голландская художница и литограф, дочь голландского символиста Яна Торопа. Ее полное имя - Анна Каролина Понтифекс Фернхаут-Тороп (Annie Caroline Pontifex Fernhout-Toorop). Трем поколениям семьи Тороп я посвящал серию материалов в своем дневнике, поэтому пройдусь «пунктирно» по биографии художницы.
Детство Харлей провела в Катвейке на семейной вилле «Барни», но после развода родителей мать в 1902 году увезла дочь в Англию. Сначала девочка была увлечена музыкой, занималась вокалом и игрой на скрипке. Музыкальные занятия продолжились во время посещения в Париже в 1903 году, и после возвращения на родину. Но в 1905 году Харлей забросила музыку и решила стать, как отец, художницей. Первые уроки она брала у отца, затем посещала занятия у художника Бреммера (1871-1956), но профессионально Тороп нигде не училась, и биографы называют ее самоучкой.
Уже с января 1905 года вместе с отцом Харлей летом выезжала на плэнер в Домбург, где находилась международная колония художников. Знакомство и дружба с художниками Бергенской школы, среди которых были Лео Гестель, Дирк Филарски и Пит Уигман, помогли формированию индивидуального стиля художницы, в котором она использовала принципы люминизма. Первую большую картину Харлей написала в 1909 году, а в 1911 году продемонстрировала свои работы друзьям отца в его мастерской.
В мае 1912 года художница вышла замуж за философа Хенка Фернхаута (Henk Fernhout), в этом же году родила сына Эдгара (Edgar Fernhout, 1912-1974), который стал художником, а в следующем году сына Джона (John Fernhout, 1913-1987), ставшего кинорежиссером, но в 1917 году брак художницы распался.
В 1910-х годах Тороп изучает принципы экспрессионизма, начинает экспериментировать с цветами, пишет пейзажи, портреты и автопортреты и экспонируется на выставках современного искусства и Общества независимых в Амстердаме. Между 1915 и 1919 годами художница часто переезжала, жила в Ларене, Амстердаме и Утрехте. В 1916 году Харлей Тороп стала членом группы художников «Сигнал» (The Signal), которых считают приверженцами Бергенской школы. В 1920 году художница побывала в бельгийском городе Боринаж (Borinage), где изучала творчество Ван Гога, в 1919-1921 годах часто посещала Париж, где познакомилась и подружилась с земляками Бартом ван дер Леком и Питом Мондрианом. Кстати, официально впервые Тороп выставилась именно в Париже в 1921 году. С 1924 года художница каждое лето проводила в Весткапелле рядом с городом Валхерен, где писала типажи крестьян, наполняя работы, по мнению искусствоведов, «суровой монументальной экспрессией». После знакомства с кинорежиссером Ивенсом и переезда в 1926 году в Амстердам, творчество Тороп попадает под влияние кинематографа, она часто изображает на картинах фигуры, стоящие словно под лучами софитов на съемочной площадке. Среди друзей художницы были видные интеллектуалы того времени - поэты Адриан Роланд Холст и Хенни Марсман, художник Пит Модриан, скульптор Джон Рёдекер, архитекторы Ритвельд и Куид, и даже анархист Артур Ленинг.
Творчество Харлей Тороп расцветает в полную силу в 1930-е годы, она пишет много женских фигур, ню и автопортреты в реалистическом стиле. После 1945 года Тороп испытывала все больше симпатий к коммунизму, в 1947 году она вступила в компартию Нидерландов. Харлей Тороп умерла 5 ноября 1955 года в Бергене, в своем доме под названием «Шестерня», который сама спроектировала и построила много лет назад. Самые известные работы Тороп находятся в музее Креллер-Мюллера в городе Оттерло. Искусствовед Мария Босма написала о жизни и творчестве Тороп книгу, а в августе 2008 года организовала ретроспективную выставку художницы в Музее современного искусства в Париже.

Грета (Маргарета Корнелия) Брёйгом
Greta (Margaretha Cornelia) Bruigom

26 мая 1894, Дельфт - 26 ноября 1935, Гаага




Margaretha Cornelia (Greta) Bruigom (Dutch, 1894-1935) Self-Portait with a Green Parrot.

Голландская художница-анималистка.
Художница выросла в Делфте, училась там же у известного анималиста Корнелиса Яна Менсиона (Cornelis Jan Mension, 1882-1950). В своих пристрастиях Грета пошла по стопам своего наставника, писала птиц, рептилий, обезьян, мышей и ящериц, а также натюрморты. Брёйгом выставлялась в Гааге, Роттердаме и Делфте, но художница умерла в молодом возрасте, поэтому ее творческое наследие насчитывает не очень много работ.

Рахиль Бас
Rachel Baes

1 августа 1912, Брюссель - 8 июня 1983, Брюгге




Rachel Baes (Belgian, 1912-1983) Self-Portrait. 1949 г.

Бельгийская художница-сюрреалист.
Рахиль родилась в Брюсселе в семье художника, пейзажиста и портретиста Эмиля Баса (Émile Baes, 1879/1889-1954), который с детства обучал дочь рисованию. Но в дальнейшем Рахиль специального образования так и не получила, хотя сам Эмиль Бас учился в Академии изящных искусств в Брюсселе у бельгийского живописца Жозефа Сталларта (Joseph Stallaert, 1823-1903), а потом у Бонна и Кабанеля в Париже.
В 1929 году, в возрасте 17 лет, Бас, благодаря протекции отца, выставила свои картины на Салоне Независимых в Париже и получила первое признание, как художник. Во Франции молодая художница стала членом группы сюрреалистов, которая была организована Рене Магриттом. Рахиль была знакома с Андре Бретоном, Жаном Кокто, Максом Эрнстом и Полем Элюаром.
В 1936 году художница позракомилась с бельгийским политиком, юристом и военным Йорисом ван Севереном (Joris van Severen, 1894 - 20 мая 1940), и у них начался четырехлетний роман. Северен был членом бельгийского парламента, в октябре 1931 года он создал и возглавил крайне правую партию - Союз германской национальной солидарности ДИНАСО (Verbond van Dietsche Nationaal-Solidaristen), превратив ее практически в филиал германской разведки, хотя и пытался вести самостоятельную политику противодействия откровенному диктату Берлина. После начала второй мировой войны Йорис был арестован бельгийской полицией, объявлен шпионом и расстрелян во Франции. Личные отношения с «врагом народа» запятнали репутацию художницы. После войны Рахиль продолжала заниматься творчеством и участвовать в выставках, но после 1961 года отошла от общественной жизни и жила очень уединенно в Брюгге. В 1965 году она написала биографическую книгу о Северене «Йорис ван Северен, моя душа». После смерти художницы в 1983 году, по ее завещанию, Рахиль Бас была похоронена в городке Аббевилль, рядом с могилой ван Северена.

Источники - Википедия, сайт Нидерландского института истории искусства, сайты 1, 2, 3.


женщины - художницы, автопортрет, Голландия, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up