ЖЗЛ (ФРАНЦ ПЕТЕР КИН. ЖИЗНЬ, ОБОРВАННАЯ ОСВЕНЦИМОМ...)

Jan 28, 2015 17:58

Сегодня хочу рассказать вам о чешском художнике, который подавал надежды, но прожил всего 25 лет. Его жизнь была оборвана в концлагере Освенцим. Сегодняшний рассказ - не только дань памяти жертвам Холокоста, но и своеобразный призыв - такого не должно повториться!!!
Информация о Кине известна, в первую очередь, благодаря исследованиям Елены Макаровой, которая почти двадцать лет изучает историю лагеря Терезин, его культурную и духовную жизнь, пишет статьи и организовывает выставки, и Ирины Рабин из Израиля. Совместно они в 2009 году выпустили книгу «Франц Петер Кин. Сон и реальность», которая наиболее полно рассказывает о жизни и творчестве художника, представляет его картины, рисунки, стихи и драматургию. Поэтому часть моего материала является цитатами из книги и статей Е.Макаровой.

Franz Peter (František Petr) Kien
Франц Петер (Франтишек Петр) Кин

1 января 1919, Варнсдорф, Чехословакия - 16 октября 1944, Освенцим




Франц Питер Кин

Чешский художник, поэт и драматург еврейского происхождения.
17 февраля 1918 года в городе Бзенц состоялось венчание Леонарда Кина (1886-1944) и Ольги Франкл (1898-1944), и уже в первый день нового, 1919 года, у них родился первенец, которого назвали Франтишек Петр. Первые десять лет мальчик провел в Варнсдорфе, маленьком промышленном городе на границе с Германией, поэтому с детства его называли на немецкий лад - Францем Петером.







Родители Кина Лео и Ольга. 1919 г.
Франц Петер Кин 1921 г.

В 1924 году Кин стал посещать уроки рисования и музыки, в следующем - 1925-м, пошел в начальную школу в Варнсдорфе. Когда мальчику исполнилось 9 лет, 17 февраля 1928 года умер его родной дядя Эдмунд Кин, брат Леонарда, который являлся владельцем фирмы «Эдмунд Кин» и помогал брату финансово. Хотя есть сведения, что Леонард Кин сам являлся текстильным фабрикантом, поэтому семья жила безбедно. Но через год начался мировой экономический кризис, и из-за финансовых проблем в декабре 1929 года семье пришлось переехать в Брно.

Учеба

В 1930 году Франц Петер поступает в первый класс немецкого реального училища в Брно, продолжает заниматься уроками рисования и вступает в юношескую еврейскую организацию «Тхелет Лаван». Название переводится с иврита, как бело-голубой, и обозначает цвета израильского флага. Уже в 1932 году Кин принимает участие в выставке карикатур. В 1935 году, на правах вольнослушателя, юноша посещает класс рисования в Высшей технической школе Брно. 9 июня 1936 года ему вручают в училище аттестат зрелости с отличием, в котором отмечены его замечательные навыки в письменной форме и рисунке.
Практически после выпускного бала Кин переезжает в Прагу и уже 20 июня поступает в Академию изящных искусств, в класс профессора, известного чешского живописца и графика Вилли (Вилема) Новака (Willi (Vilém) Nowák, 3 октября 1886 - 20 октября 1977).




Willi Nowak (Czech, 1886-1977) Autoportrét. 1905 г.




Franz Peter Kien (Czech, 1919-1944) Selfportrait, 1935 г.

Параллельно в 1937 году юноша поступает в частную Школу книжного искусства и графического дизайна «Пражские мастерские» (Officina Pragensis) профессора, чешского художника и графика еврейского происхождения Уго Штейнера-Прага (Hugo Steiner-Prag, 12 декабря 1880 - 10 сентября 1945), а еще на сценарные курсы при Союзе кинематографистов.




Albert Weisgerber (German, 1878-1915) Portrait Hugo Steiner-Prag. 1905 г.

Уго Штейнер с 1907 года более четверти века занимал должность профессора в Королевской Академии графического искусства и книгоиздания в Лейпциге, получил немецкое гражданство, был арт-директором издательства в Берлине и одним из организаторов известной международной книжной выставки-ярмарки в Лейпциге. Но в 1933 году из-за национальности ему пришлось вернуться в Прагу, где Уго основал частную школу, одновременно добавив к фамилии приставку по названию родного города. В 1938 году он переехал в Швецию, где создал подобную школу в Стокгольме, а в 1941 году эмигрировал в США, где преподавал в качестве профессора в Нью-Йоркском университете и сотрудничал с издательствами.




Hugo Steiner-Prag. 1910 г.

Франц Петер уже 6 октября 1936 года опубликовал свои рисунки в газете «Prager Tageblatt». Год спустя, в октябре 1937 года он принимает участие в групповой выставке в театре известного чехословацкого режиссёра, драматурга, композитора и поэта Эмиля Франтишека Буриана (Emil František Burian, 11 июня 1904 - 9 августа 1959) и заканчивает сценарные курсы.





Franz Peter Kien (Czech, 1919-1944) Self-Portrait. 1936 г.
Franz Peter Kien (Czech, 1919-1944) Self-Portrait. 1936 г.

Следующий год знаменателен тем, что Кин экспонирует свои работы на студенческой выставке «Пражских мастерских» (май) и снова в театре Буриана (октябрь). Одну из его картин даже приобретает Министерство образования.





Franz Peter Kien (Czech, 1919-1944) Self-Portrait. 1937 г.
Franz Peter Kien (Czech, 1919-1944) Self-Portrait. 1937 г.

Война

А в марте 1939 года Чехословакия была оккупирована гитлеровской Германией. Кин был исключен из Академии художеств, но продолжал еще учиться в Officina Pragensis у профессора, иллюстратора Ярослава Шваба (Jaroslav Šváb, 1906-1999). В начале этого же 1939 года художник вступает в еврейскую молодежную организацию Хехалуц Хехалуц (от ивр. "пионер"), основанную еще в начале 1920-х годов Давидом Бен-Гурионом и Ицхаком Бен-Цви, и июнь даже проводит в лагере Ахшара, где готовится молодежь к работе в кибуцах и к репатриации в Палестину. Тем же летом проходит еще одна выставка студентов «Пражских мастерских», Кин подает документы на выезд в Америку, чтобы спасти себя и семью, но ответ не приходит.




Franz Peter Kien (Czech, 1919-1944) Self-Portrait. 1939-40 гг.




Franz Peter Kien (Czech, 1919-1944) Autoportrét 1939 г.

1 сентября 1939 года родители решают вернуться из Брно в родной Бзенец. Несмотря на оккупацию страны, как пишут историки, в первые месяцы германское правление было умеренным, и действия гестапо были направлены преимущественно против чешских политиков и коммунистов.
Возможно, по этой причине и в 1940 году Кин спокойно преподает рисование в школе для еврейской молодежи Алият ХаНоар (молодежное движение Алият ХаНоар, в переводе «восхождение юных», осуществляло массовую эмиграцию молодежи из стран Европы в Палестину), летом работает в лагере Ахшара, а 1 октября начинает преподавать на курсах графики при синагоге в пражском районе Винограды (Vinohrady).




Franz Peter Kien (Czech, 1919-1944) Автопортрет в талите. 1939 г.

Одним из его учеников там был чешский художник и скульптор Ян Бурка (Jan Burka, 14 июня 1924 - 4 сентября 2009).




Jan Burka (Czech, 1924-2009) Autoportret. Frame of film "Painting Daddy" (director Astra Burka).

В 1940 году проходит последняя студенческая выставка «Пражских мастерских», в которой принимает участие Кин. Еще в ноябре 1939 года Франц Петер познакомился в Праге с моделью и своей будущей женой - Ильзой Странской (1915-1944), дочерью банкира Карла Странского (1884-1944) и его жены Марты Фройнд (1884-1944).




Петер и Ильза 1941 г. Прага





Franz Peter Kien (Czech, 1919-1944) Ильза Странская. 1939 г.
Franz Peter Kien (Czech, 1919-1944) Ильза Кин. 1940-42 гГ.




Franz Peter Kien (Czech, 1919-1944) Self-Portrait. Theresienstadt Museum

1 октября 1940 года молодые люди поженились. Кин снова пытается эмигрировать вместе со своей семьей, но у него снова не получается.
Известный немецкий писатель и художник Петер Ульрих Вайс (Peter Ulrich Weiss, 8 ноября 1916 - 10 мая 1982), который учился вместе с Кином в Академии изящных искусств в Праге в 1937-1938 годах, вспоминал, что когда он читал Кину свой рассказ «Прощайте, родители» о панике перед немецким вторжением в Прагу и самоубийстве еврея, Франц Петер плакал. Тогда Вайс сказал художнику: «Бегите, Кин, не оставайтесь здесь, вам невозможно будет скрыться, скрыть ваше беспомощное открытое лицо». Сам Вайс сумел убежать в Швецию, а Кину скрыться не удалось…




Franz Peter Kien (Czech, 1919-1944) Self-Portrait. 1939 г.

Терезин

4 декабря 1941 года художник в числе 342 еврейских мужчин из Праги был депортирован в составе строительного батальона AK (Aufbau Kommando) в нацистский лагерь Терезин (нем. Терезиенштадт), расположенный на территории бывшего гарнизонного городка-крепости Терезин в Чехии, на берегу реки Огрже. В Терезинском гетто (так еще называли этот лагерь) Кин работал в графической мастерской технического отдела, который занимался подготовкой графических приложений к многочисленным докладам, направляемым в различные отделения СС.
В этом отделе вместе с Кином работали депортированные в лагерь чешские художники Бедржих Фритта (Bedřich Fritta, 19 сентября 1909 - 8 ноября 1944), Джо Спир, Лео Гаас (1901-1983), Отто Унгар, Фердинанд Блох и другие.
Кин, как и его коллеги, имел доступ к бумаге и карандашам, поэтому активно продолжил заниматься творчеством - рисовал, писал стихи и пьесы. Установлено, что за почти три года пребывания в Терезине Кином создано более тысячи рисунков и картин, эскизов и оформления театра, который существовал в гетто.




Franz Peter Kien (Czech, 1919-1944) Автошарж 1940-41 г

10 августа 1942 года в Терезин был депортирован бывший ученик Кина - Ян Бурка, который, несмотря на тяжелые условия, продолжил изучать рисунок, занимаясь со своим учителем.




Jan Burka (Czech, 1924-2009) Autoportret.

Отвлекусь на минуту, чтобы сообщить, что Бурке удалось остаться в живых, он дожил до освобождения. В Терезине Ян познакомился со своей будущей женой - голландкой еврейского происхождения Эллен Данби (Ellen Danby, род. 1921), семья которой погибла летом 1943 года в концлагере Собибор. После войны Ян и Эллен уехали в Нидерланды. Бурка окончил Королевскую академию изящных искусств в Амстердаме, Эллен стала прославленной фигуристкой, чемпионкой Голландии в 1946 и 1947 годах. В 1951 году семья переехала в Торонто в Канаде, Ян продолжил учебу в Художественном колледже дизайна в Онтарио, а Эллен стала тренером по фигурному катанию, их дочь Петра Бурка выиграла бронзовую медаль на Олимпиады 1964 года и золотую медаль на Чемпионате мира в 1965 году. В середине 1950-х годов супруги развелись, но это не помешало им стать известными и уважаемыми творцами. Впрочем, это уже совсем другая история…





Ян Бурка
Эллен Бурка с дочерьми

В Терезине Франц Петер познакомился со своей землячкой из Брно, молодой и одаренной художницей и поэтом Хельгой Вольфенштейн (позже в замужестве Кинг) (Helga Wolfenstein King, 1922-2003), которая, была депортирована в лагерь вместе с матерью и теткой, как евреи.





Franz Peter Kien (Czech, 1919-1944) Helga Wolfenstein 1942 г.
Franz Peter Kien (Czech, 1919-1944) Nu. 1943 г.

В силу молодого возраста и отсутствия рядом жены, оставшейся в Праге, увидев друг в друге родственные души, между Кином и Хельгой вспыхнул роман. Отношениям молодых людей даже не помешало то, что 16 июля 1942 года была депортирована в Терезин Ильза.




Franz Peter Kien (Czech, 1919-1944) Портрет Ильзы Кин. 1941 г.

Через две недели (30 июля) в лагерь были доставлены ее родители, Карл и Марта Странские, а 31 января 1943 года в этом же лагере оказались и родители Франца Петера - Ольга и Леонард Кин. Франц Петер проводит с Хельгой все свое свободное время, постоянно берет ее в качестве модели, не особо скрывает всё от своей жены.




Helga Wolfenstein King (Czech born-American, 1922-2003) Peter Kien.

Отношения между влюбленными подробно описал в своей книге о Холокосте «Чешская деревня» (Böhmische Dörfer) писатель Юрген Серке. Кстати, благодаря Хельге сохранилась большая часть творческого наследия Кина терезинского периода.




Helga Wolfenstein King (Czech born-American, 1922-2003) Petr Kien Painting at Theresienstadt. 1943 г.

В течение 1942-44 годов художник продолжал работать в графической мастерской технического отдела лагеря. При этом, он много рисует карандашом и пером, углем и красным мелом, и даже принимает участие в выставке терезинских художников (1944). Кин писал портреты, пейзажи, рисунки и жанровые зарисовки.




Franz Peter Kien (Czech, 1919-1944) Self-Portrait. 1940-41 гг.

Также активно занимается он литературой, большая часть его литературных произведений была написана в лагере. За два года Франц Петер написал пьесы «Медея», «Марионетки», «Страшный сон», «На границе» и «Шабтайцви», поэтический цикл «Чума», либретто к опере «Император Атлантиды» композитора Виктора Ульмана и сказку «Пятеро великих». Пьеса «Марионетки» была поставлена режиссером Густавом Шоршем в местном театре и сыграна 25 раз, а из стихов сборника «Чума» Гидеон Кляйн написал песенный цикл, который был исполнен в Терезине в декабре 1943 года. Пьесы «Медея», «Страшный сон» и «На границе» сейчас находятся в Венской библиотеке в Лондоне, но они никогда не были опубликованы. А вот одноактная опера «Император Атлантиды» впервые была исполнена в 1975 году в Амстердаме, затем записана в 1990 году в Лейпциге и в 2011 году вновь поставлена в Бостоне, в 2012 году - в Королевском оперном театре в Лондоне, а в 2013 году - в Ванкувере. Историки отмечают, что картины художника излучают свет, надежду и тепло, а вот литературные произведения, в основном, трагические и безысходные.




Franz Peter Kien (Czech, 1919-1944) Кафе, лето. 1944 г.

В конце 1943 года стало известно, что в лагерь планируется приезд представителей наблюдательной комиссии Международного Красного Креста, поскольку информация о лагерях смерти стала достоянием европейской общественности. Но перед этим нацисты осуществили несколько депортаций в Освенцим, чтобы избавиться от перенаселенности в гетто. Для представителей Красного Креста открыли гетто в июле 1944 года, нацисты даже сняли пропагандистский документальный фильм о «новой жизни евреев в Третьем рейхе». Но после отъезда проверяющих депортации продолжились, всех участников съемок фильма, включая женщин и детей, отправили в газовые камеры Освенцима.
12 октября 1944 года в Освенцим были вывезены родители жены Кина, спустя четыре дня за ними отправились Франц Петер с родителями и Ильзой. Незадолго до этого художник написал: «Как слепые у Брейгеля погружаются в трясину, следуя за слепым поводырем, точно так же тонут в дерьме все мои надежды, планы и виды на будущее».




Franz Peter Kien (Czech, 1919-1944) Self-Portrait. Terezin. 1942-44 гг.

Перед депортацией в Освенцим Франц Петер передал своей возлюбленной Хельге чемодан, в котором было около 500 его работ, а также стихи и пьесы. А еще 14 писем, которые она должна будет по одному открыть ежедневно, а прочитав последнее, написать ответ. Художника не отправили сразу в газовую печь, но вскоре после прибытия в Освенцим он заболел какой-то инфекцией и в конце 1944 года умер, его семья тоже вся погибла в этом лагере смерти.




Franz Peter Kien (Czech, 1919-1944) Self-Portrait with his Father. 1939-41 г

Послесловие

Хельга спрятала чемодан в инфекционном отделении больницы гетто, где старшей медсестрой работала ее мать. В одном из писем Кин писал, что в случае его смерти все его творческое наследие он передает в полную собственность Хельге. Девушке удалось выжить в Терезине и дождаться освобождения. После войны чемодан с работами Кина долгое время хранился в квартире ее тети в Брно.




Helga Wolfenstein King (Czech born-American, 1922-2003) Holocaust. 1946 г.




Helga Wolfenstein King (Czech born-American, 1922-2003) Holocaust. 1968 г.

Сама Хельга уехала в Прагу, работала там художником и иллюстратором, а затем получила приглашение от своей родной сестры Ренаты, которая еще до войны вышла замуж на англичанина Фреда и уехала на родину мужа. Художница эмигрировала в Англию и даже получила британское гражданство. В Лондоне в 1957 году она познакомилась с американцем Эриком Кингом, который с другом приехал в отпуск. В результате Хельга с женихом уехала во Флориду, где они поженились, и в 1959 году у них родилась дочь Джуди. Вольфенштайн и в Америке продолжила заниматься живописью.
А как же картины Кина? На сайте самой художницы написано, что в 1971 году (видимо, после смерти тети в Брно) чемодан с рисунками попал в руки какой-то гос. организации, которая увидев тематику работ, передала всю коллекцию в мемориальный музей Терезина. Правда, на сайте Хельги это событие описано, как «конфискация коммунистами и передача чехословацким правительством мемориалу в Терезиенштадт». Как бы то ни было, но только в начале 1970-х Хельга Вольфенштайн вспомнила о своей большой любви к Кину и о том, что картины завещаны ей. Чехословакия признала, что работы Кина могут являться собственностью Хельги, но поскольку всё, что касается памяти о второй мировой войне, является национальным достоянием, руководство музея Терезин отказалось вернуть произведения искусства Франца Питера Кина его наследнице. До самой смерти Хельга и ее дочь пытались вернуть содержимое того самого чемодана, писали во все музеи Холокоста с требованиями и просьбами, но, в результате, смогли вернуть только 30 рисунков, которые и представлены на сайте художницы.
Хельга Вольфенштайн-Кинг умерла во Флориде в 2003 году. Ее картины находятся в частных коллекциях по всему миру. Ее дочь Джуди продолжает борьбу за возвращение в семью картин художника, который в молодости матери был ее любовником…

Источники - Википедия, сайты 1, 2, 3, 4.

Картины Франца Петера Кина можно посмотреть в электронном издании книги Елены Макаровой «Франц Петер Кин. Сон и реальность» здесь.






Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Холокост, Франц Петер Кин, автопортрет, Чехия, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up