ИДЕИ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ (НУ, И КАК ЭТО ПРИКАЖЕТЕ НАЗЫВАТЬ??)

Nov 14, 2014 18:25

Давненько я не продолжал рубрику "Идеи витают в воздухе", и если бы не письмо моего друга, идейного вдохновителя и помощника во многих исследованиях, историка искусства ВВВладимирова, то и не было, наверное, этого поста. А так, благодаря случайной находке Владимира, которой он поделился со мной (за что его искренне благодарю!), и появилась возможность не только рассказать об удивившем меня плагиате известного живописца, но и рассказать о новом для меня имени. Конечно, не стоит бросаться обвинениями, поскольку в этой истории есть вопросы, на которые пока нет ответа. Да, и кто мне позволил уличать в чем-то известного живописца позапрошлого столетия? И тем не менее, факты присутствуют, и вам решать - зря я "набросился" на художника или не зря. Надеюсь, вы поймете, что пишу я о своем "гневе" и обвинениях в плагиате с долей иронии. И тем не менее... Но давайте по порядку!




August von Pettenkofen (Austrian, 1822-1889) Kinder in der Kuche (Дети на кухне).

На аукционном сайте Kastern обнаружилась картина австрийского живописца Августа фон Петтенкофена "Дети на кухне". Увы, работа не датированная, зато "подписная" (присутствует сигнатура в левом нижнем углу). Давайте для начала познакомимся с автором этой картины!



I

Август (Ксавьер Карл) фон Петтенкофен
August (Xaver Karl) von Pettenkofen

10 мая 1822, Вена - 21 марта 1889, Вена




William Unger (1837-1932) after Franz von Lenbach (German, 1836-1904) Portrait of August von Pettenkofen. Austrian National Library

Австрийский живописец.
Август родился в Вене, но всё детство провел в имении отца в Галиции. Родители предполагали, что мальчик станет военным, но Август, окончив военное училище, отказался от военной карьеры и посвятил себя живописи. Учился Петтенкофен в Венской академии изобразительных искусств у выдающегося австрийского живописца-романтика Леопольда Купельвизера (Leopold Kupelwieser, 17 октября 1796 - 17 ноября 1862) и пейзажиста и жанриста Франца Эйбля (Franz Eybl, 1 апреля 1806 - 29 апреля 1880).




Leopold Kupelwieser (Austrian, 1796-1862) Self-portrait. 1813 г.

Леопольд Купельвизер был сыном совладельца завода по производству посуды Иоганна Батиста Георга Килиана Купельвизера (1760-1813). В 1809 году, в возрасте 12 лет, он поступил в Венскую академию изобразительных искусств, а в 1823 году отправился изучать живопись в Рим, став на два года компаньоном русского аристократа Александра Березина. В Италии Леопольд стал членом известной группы немецких и австрийских художников «Назарейцы» (Nazarener), пытавшихся возродить стиль мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса. После смерти Березина, Леопольд вернулся на родину и стал зарабатывать себе на жизнь, как иллюстратор и портретист. Позже художник занялся созданием алтарей и росписью церквей, а в 1836 году стал профессором исторической живописи Венской академии. С 1840 года Купельвизер специализировался на монументальной живописи. Художник был другом композитора Франца Шуберта, который к женитьбе Леопольда на Марии Лутц в 1826 году сочинил «Купельвизерский вальс» (Kupelwieser Waltz). В 1850 году художник был награжден Рыцарским крестом Ордена Франца Иосифа. В возрасте шестидесяти лет он заболел, причиной стала простуда и тяжелые условия выполнения росписей и фресок на мокрой извести. Последние годы художник боролся с болезнью, но продолжал работать, в 1862 году, в возрасте 66 лет, Леопольд Купельвизер скончался. Произведения художника хранятся в церквях и соборах Австрии, а также музеях Вены, Санкт-Пёльтена, Клостернойбурга, Реца, Мизенбаха (Нижняя Австрия), Печа в Венгрии, в Институте искусств в Чикаго (США) и др.




Franz Eybl (Austrian, 1806-1880) Selbstporträt mit Hut. 1840 г. Österreichische Galerie Belvedere, Wien

Вторым педагогом юного Петтенкофена был Франц Эйбль, который родился в венском пригороде Гумпендорф, а в Академию изобразительных искусств поступил еще раньше своего будущего ученика - в десять лет. Педагогами Франца были Йозеф Клибер (Josef Klieber, 1 ноября 1773 - 11 января 1850) и пейзажист Йозеф Мёссмер (Josef Mössmer, 1780-1845). Отмечу, что в 1820-1823 годах Эйбль продолжил учебу у известного Иоганна-Батиста фон Лампи Старшего (Johann-Baptist von Lampi (Ritter), 31 декабря 1751 - 11 февраля 1830), после его возвращения из длительного пребывания в Петербурге. А еще у австрийца словенского происхождения Франца Кауцига (Franz Caucig, 4 декабря 1755 - 17 ноября 1828), который был одним из лучших представителей неоклассицизма в Европе, и известен также под именами Франко или Франческо Кауциг, а также в словенской интерпретации, как Franc (Frančišek) Kavčič . До 1828 года Эйбль изучал историческую живопись в мастерской Иоганна Петера Крафта (Johann Peter Krafft, 15 сентября 1780 - 28 октября 1856). Таким образом, в Академии Франц учился более десяти лет, получив за годы учебы немало наград и премии Гунделя (1825) и Лампи (1828). Таким образом, Эйбль очень успешно творил в разных направлениях - пейзажной живописи и жанровых картинах, был портретистом и литографом. В 1843 году Эйбль уже стал членом Академии, а позже ее профессором. Умер художник в своей официальной резиденции в Бельведере в 1880 году, в возрасте 74 лет, и был похоронен на знаменитом венском Центральном кладбище.

Под влиянием своих педагогов Август Петтенкофен изначально писал в стиле «бидермейер», а с 1937 года увлекся литографией, выполняя заказы многих венских газет. Как бывший офицер, Август в качестве военного корреспондента участвовал в венгерской войне за независимость (1848-1849). В начале 1852 года художник уехал в Париж, где прожил в течение двух лет и попал под влияние Барбизонской школы живописи.
В поисках своего собственного стиля в конце 1853 года Петтенкофен совершил путешествие по Венгрии. Посетив в первый раз городок Сольнок, художник до 1881 года ежегодно возвращался туда на все лето.
И с тех пор основной темой художника стали пейзажи венгерских равнин, сцены из жизни венгерских крестьян и цыган, которые показаны, как пишут историки, «без театрального пафоса или принудительного юмора». Мало того, Петтенкофен приобщил к венгерскому городку своих коллег и друзей - Карла Мюллера, Жульберта Раффаля, Отто фон Торена, Тину Блау и др., и вскоре в Сольноке была основана колония художников.
В 1866 году художник стал членом Венской Академии художеств, а с 1879 года и до самой смерти занимал должность профессора Академии. А еще Петтенкофен известен тем, что изобрел прибор, названный «Коробка Петтеркофена», который предназначен для растворения трещин на картинах или обесцвечивания лака без использования трения и опасных химических веществ. Умер художник и был похоронен в Вене в 1889 году.

II

Вот такая, к сожалению, не очень подробная биография австрийского художника у меня получилась. И на этом можно было бы поставить точку, но сегодняшний материал не об этом. А о том, что спустя несколько лет после смерти Петтенкофена появилась аналогичная картина кисти даже более известного сегодня живописца, чем австриец Петтенкофен, - итальянца австрийского происхождения Эжена де Блааса. Его венецианские крестьянки, рукодельницы и цветочницы, очаровательные ребятишки часто появляются в разных дневниках и блогах.
Этого художника я представлял в своем дневнике здесь и здесь, но для полноты картины позволю себе напомнить вам биографию этого итальянского австрийца. Впрочем, исследователи его творчества до конца не определились с национальностью художника, который хоть и родился, жил и умер в Италии, но родители его были австрийцами (кстати, и отец и брат - тоже художники). Да и имя мальчик при рождении получил Юрген фон Блаас. Поэтому, например, в крупных интернетных галереях «Artcyclopedia» и «Art Renewal Center», а также в некоторых биографиях Блааса указано, что он австрийский живописец. А некоторые словари и энциклопедии пишут, что он - итальянский художник австрийского происхождения. На мой взгляд, второй вариант точнее. Итак…

Эжен де Блаас (Юрген фон Блаас)
Eugene de Blaas (Jurgen von Blaas)

24 июля 1843, Альбано, регион Лацио - 10 февраля 1932, Венеция




Eugene de Blaas (Italian, 1843-1932) Autoritratto. 1898 г.

Итальянский живописец австрийского происхождения, писавший в стиле академического классицизма.
Родился Эжен возле Рима, где его отец Карл фон Блаас (Karl von Blaas, 1815-1894) в то время учился в Академии художеств. В 1850 году отца пригласили преподавать в Венскую академию художеств, и семья вернулась на родину, но летом 1856 года Блаас-старший вернулся в Италию, где занял место профессора исторической живописи в Академии художеств Венеции. В том же году тринадцатилетний Эжен поступил учиться в Академию в класс отца. У Эжена был младший брат Юлиус, который также решил пойти по стопам отца и стал художником-анималистом. Окончив Академию в Венеции, Эжен продолжил учебу в Риме.
В 1866 году Карл фон Блаас вернулся в Вену, а 23-летний Эжен уже заявил о себе в Венеции, как молодой талантливый жанрист. О личной жизни Эжена известно лишь то, что он женился на венецианке по имени Паола, и у них был сын, портрет которого написал художник.
Эжена еще во время учебы стали привлекать жанровые картины из жизни простых венецианцев, которые он писал в стиле академического классицизма. Блаас с любовью изображал повседневную жизнь итальянцев, писал народ на улицах и площадях, у берега каналов и на балконах, подробно изучал и отображал в работах национальную одежду, любил писать детские и женские портреты.
Эжен де Блаас активно экспонировался не только в Италии, но и в Вене, Лондоне, Париже, Берлине, Монако, Брюсселе и Петербурге. Между 1875 и 1891 годами двенадцать картин художника были выставлены в Королевской Академии в Лондоне. Художник путешествовал по Франции и Бельгии.
В 1870-х годах Эжен де Блаас был избран профессором Академии художеств Венеции, а благодаря связям отца и своим коллегам в Австрии, в 1876 году стал членом Академии художеств Вены. Эжен де Блаас умер в 1932 году в Венеции в возрасте 89 лет. Картины художника находятся в собраниях музеев Мельбурна, Сиднея, Вены, Лестера, Ноттингема, Шеффилда, художественных галерей Нового Южного Уэльса, а также в многочисленных частных коллекциях.

III

Ну, а теперь к главному. На сайте одного из старейших в мире аукционных домов Доротеум (Dorotheum) в 2010 году появился эскиз картины де Блааса «Добрый брат», датированный 1892 годом. Ничего не напоминает?




Eugene de Blaas (Italian, 1843-1932) Der gute bruder. 1892 г.

Попутно замечу, что аукционный дом Доротеум в Вене был создан в 1707 году по приказу императора Священной Римской империи Иосифа I в качестве фирмы, занимающейся скупкой и продажей произведений искусства для императорской коллекции. В 1777 году фирма переехала в помещение монастыря святой Доротеи, который и дал имя нынешнему аукционному дому, здание которого было построено на месте старого монастыря в 1901 году. Кстати, филиалы Доротеума есть не только в других городах Австрии, но и в Праге, Милане, Риме, Дюссельдорфе, Мюнхене и Брюсселе.
Но вернемся к картине Блааса. Увы, цветной репродукции картины мне найти не удалось. Везде в Сети представлены лишь не цветные или раскрашенные фотогравюры и литографии.




Eugene de Blaas (Italian, 1843-1932) The Good Brother. 1892 г.

Но то, что это Блаас - это точно. Эта картина была представлена на Всемирной выставке 1893 года, проходившей в Чикаго и посвященной 400-летию открытия Америки (она так и называлась «Колумбовская» (World's Columbian Exposition)). Об этом написано (и репродукция есть) в книге Уильяма Уолтона (William Walton) «Искусство и архитектура» (Art & Architecture), изданной в Филадельфии в том же 1893 году. Один из экземпляров хранится сейчас в коллекции Иллинойского технологического института.
Интересны две детали, о которых пишет автор. Во-первых, Эжен фон Блаас числится в каталогах, как австрийский, а не итальянский художник. И экспонировался он в зале, посвященном живописи Австрии, а вовсе не Италии. Вот, кстати, как выглядел, например зал № 34, посвященный живописи Германии.




Worlds Columbian Exposition of 1893 г. The Art Gallery, Room 34, Germany. Collection Illinois Institute of Technology

А во-вторых, по иронии судьбы картина Блааса «Добрый брат» демонстрировалась в зале Художественной галереи выставки рядом с работами Августа фон Петтенкофена (!). Причем, Уолтон пишет, что Петтенкофен, один из немногих австрийских художников, завоевавших высокую репутацию в Европе - в самой Австрии, а также в Италии и Франции, был представлен пятью небольшими по размеру работами из коллекций князя Лихтенштейнского и мистера Маршалла Филда из Чикаго. А вот фон Блаас, «известный своей преданностью сценам современной венецианской жизни, был представлен, наоборот, только одним, но большим полотном». «Навряд ли найдутся художники или зрители, которые смогут устоять перед обаянием этой маленькой бедно одетой девочки, ожидающей медленного разделения большого апельсина своим щедрым старшим братом» - завершает рассказ Уолтон.




Eugene de Blaas (Italian, 1843-1932) The Good Brother. 1892 г. Collection Illinois Institute of Technology

Вот и возникает вопрос, зачем Блаасу нужно «так нагло» использовать картину Петтенкофена, обрезая ее композиционно? Зачем он это делает спустя три года после смерти австрийского художника, который был не менее знаменит, чем он? Или же, наоборот, в ганноверском аукционном доме Kastern (Германия) приняли чью-то копию или подделку за работу Петтенкофена. Потому что в защиту невиновности де Блааса, например, может служить тот факт, что еще в 1889 году (кстати, год смерти Петтеркофена) художником была написана картина «Два ребенка» (Two Children), которая полностью повторяет сюжет (старший брат делится фруктом с младшей сестрой) и даже частично композицию (сестра - спиной, брат обращен к зрителю) написанного позже "Доброго брата".




Eugene de Blaas (Italian, 1843-1932) Two Children. 1889 г.

В общем, интересная история получается. Думаю, главное слово в разгадке такого повтора или заимствования может быть - Австрия. Ведь, Петтенкофен - австриец, сам Эжен хоть и родился в Италии, но его папаша-художник Карл был австрийцем. И Петтенкофен и оба Блааса (правда, в разное время) были профессорами Венской Академии. К тому же Петтенкофен старше Эжена и мог быть даже его педагогом, но, увы, Эжен учился в Италии. Так что, представив на ваш суд все доказательства и факты, я сам потерялся в разных догадках. И может, зря я в самом начале так гневно обвинил Блааса в плагиате… Как считаете? )))

Источники - Википедия, сайты аукционов Доротеум и Кастерн, сайт Иллинойского технологического института.


Австрия, Эжен де Блаас, идеи витают в воздухе, Август фон Петтенкофен, Италия, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up