Анализ панорамы Москвы 1867.

Aug 11, 2014 14:52

Есть в мире такая замечательная вещь - фотоаппарат. Он как безпристрастный свидетель обладает способностью передать визуальную информацию сквозь время и расстояние. В современном мире фотография с трудом может о чем-то говорить, спасибо фотошопу - он поставил под сомнение каждое изображение, доступное в современном мире. Но вот раньше изменить смысловую нагрузку картинки могла разве что постановка ее сюжета или подпись под изображением. В этом обзоре мы постараемся дать старым фотографиям новые подписи, более правдивые, уж не знаю насколько истинные...

Панорама Москвы 1864 года (кликабельно)








Вот он город. Полсотни лет после Наполеона и его пожара. Видим, что город, как минимум, не деревянный, а, как максимум, такой же, как и сегодня. Разве что значительно поубавилось с тех пор шпилей и изысканных архитектурных конструкций. Отмечаем практически полное отсутствие вывесок и балконов.




А вот трафика и людей с тех пор, напротив, значительно прибавилось. Тени от зданий направлены точно на север, вдоль моста, в 1859 году построенного вместо с адским трудом взорванного Большого Каменного, потерявшего размер и материал, но отчего-то сохранившего старое название, а значит времени около полудня. Угол солнца 45-50 градусов, кусты вокруг кремля зеленые - август. Река обмелевшая, баржа рядом с мостом скорее всего стоит на дне. Кремлевские стены кажутся наполовину покрашенными, наполовину "старинными".




Жизнь на фрагменте, помимо кустарника, представлена в виде двух фигур на мосту и одной конки на широченной набережной.




Снимки, запечатлевшие людей на улице в движении, попадаются с 1841 года. О технике конкретно этого фотографа станет все понятно после знакомства со следующей панорамой Питера, сделанной на 4 года раньше, в 1863, найденной в интернете в значительно более высоком разрешении. Про эту панораму Москвы же известно, что она хранится в архитектурном отделе РГБ и имеет 7 метров в длину, что говорит о ее невероятной четкости, возможной только при высокой скорости затвора фотоаппарата.
На следующем фрагменте помимо прекрасного каменного города появляется странный барак в правом нижнем углу. Кажется, что угол наклона крыши не соответствует московскому "стандарту" того времени. Фигур отмечено еще четыре, все на мосту.



Бараки обнимают изысканный храмовый комплекс и продолжаются пустырем. Становится видна московская область, смахивающая на тундру: степь да кустарник. Город виден прекрасно, ибо в нем нет деревьев выше двухэтажных зданий, или старше 30-40 лет.



Москва-река перекрыта плотиной на которой видим еще троих. Рядом, в центре города, склад стройматериалов.




Это район Замоскворечье - тот самый, где пылал пожар 1812 года про который так много сейчас толкуют альтернативщики, и где, по случайному совпадению, сейчас висит радиоактивное пятно.



А великий художник Айвазовский изобразил этот пожар вот так:



Ничего странного не замечаете? Я ничего странного не замечаю, обычная атака с воздуха.
И вот оно - Замоскворечье: пустыри, сараи, деревянные домики, кусты. На границе района ремонтируют  единственный церковный пик.



И поворачиваемся дальше - опять город до горизонта, снова ладный, добротный, массивный, с колоннадами, со шпилями. На заднем плане тундра, переросшая в наши дни в леса. Продолжаем отмечать непопулярность балкончиков и вывесок.



Вот она - единственная читаемая надпись на свежепокрашенном здании: губернская гимназия.




Эта панорама прекрасно укладывается в теорию атомной войны 1812 года, после которой город Москва уцелел, но стоял покинутый минимум лет 25-30, а в середине 19 века был заново заселен.

19 век, ядерный след, города, москва

Previous post Next post
Up