Раз уж выдался свободный дуракавалятельный вечерок, пожалуй, припомню-ка я еще одну серию игр, которую нежно люблю и которая, наверное, никогда не надоест.
Знакомство с ней началось случайно - как раз после прохождения первой "Готики", то есть году, наверное, в 2003, я попросила у уже хорошо знакомого продавца в палатке со всякими дисками что-нибудь такое, чтобы... Ну, в общем, чтобы интересно и надолго. И он торжественно вручил мне коробочку с вот такой обложкой:
В тот момент я и представить себе не могла, какое захватывающее и долгое приключение меня ожидает. И вот, когда игра была установлена, приключение началось так:
Поначалу огромность открывающегося передо мной игрового мира вызывала легкую оторопь - такой свободы выбора я не видела еще ни в одной игре. В первом же селении, где герой оказывается по сюжету - прибрежной деревне Сейда Нин - глаза просто разбежались. Нет, вы только представьте: по улицам разгуливает множество персонажей, и с каждым можно обсудить массу тем - например, получить кое-какие знания о Морровинде (а от этих знаний поначалу пухла голова - так много информации сваливалось со всех сторон), узнать маленький, а иногда и весьма полезный, секрет, услышать свежую сплетню или попросить совета. А можно и получить задание - например, расследовать исчезновение местного сборщика налогов, доставить депешу в соседний город, очистить пещеру от разбойников...
Население представлено десятью расами, которые можно условно разделить на три группы - собственно люди (имперцы, редгарды, бретоны, нордлинги), эльфы или мер (данмеры, босмеры, альтмеры) и зверолюди (аргониане, хаджиты и орки), притом у каждой расы свои навыки и способности: кто-то хорошо владеет тем или иным видом оружия, кто-то прирожденный маг, а кто-то - болтун и ловкий воришка. Мало того, у каждой расы свои верования и религиозные культы, свои кланы и политические фракции и прочее, прочее. Да что там говорить, если своему персонажу можно даже выбрать знак местного зодиака, под которым он родился (и это не просто так, для красоты - каждое созвездие наделяет рожденного под ним дополнительными особыми свойствами - сделать более живучим, наградить повышенным запасом маны, удачливостью или привлекательностью)!
Итак, наш герой оказывается в без преувеличения огромном мире и имеет практически неограниченную свободу выбора, куда пойти и чем заняться. Пока герой слаб и беззащитен, он может безопасно передвигаться между селениями, пользуясь общественным транспортом - совершить поездку на силт страйдере (это такой представитель местной фауны, управляемый погонщиком), нанять лодку или воспользоваться телепортом в гильдии магов. Правда, транспорт ходит не везде и кое-куда можно дойти только лишь на своих двоих, но такие путешествия не всегда под силу слабенькому персонажу: на дорогах могут встретиться как злобные дикие твари разной степени вредоносности, так и, например, разбойники. Иногда можно встретить и кого-то, кто предложить выполнить квест - иногда простенький (например, проводить заблудившегося паломника до святилища), иногда - посложнее (например, доставить груз определенному торговцу, которого еще надо отыскать, или разыскать и спасти определенного персонажа, пропавшего "где-то там вдалеке"), а иногда - и откровенно странный (например, помочь нордлингу разыскать злую ведьму, наложившую на него чары паралича и забравшую всю одежду и оружие. Ведьму-то найти несложно, да только у нее есть своя версия происшедшего, и тут уж придется решать, чью сторону принять).
Понять, где же в этом изобилии на самом деле скрывается главный квест, не так-то просто - ведь сначала продвижение по заданиям главного квеста совсем не предвещает никакой "главности": пойти поговорить с одним, потом с другим, оказать услугу и получить услугу в ответ, по дороге набрав еще два-три десятка квестов... А ведь героя еще ждут с распростертыми объятиями гильдии бойцов, магов и воров, имперский легион, имперская благотворительная организация, данмерские Великие дома - и даже возможность вступить в один из трех вампирских кланов (но это надо приложить определенное старание). А есть ведь еще данмерский Храм и как бы ложные, но от этого не менее могущественные божества - лорды даэдра, которые тоже не откажутся выдать пытливому герою какое-нибудь заковыристое задание. А если повезет, можно наткнуться даже на местных аболиционистов, которые освобождают попавших в рабство зверолюдей и помогают им вернуться на родину, и даже оказать им помощь.
И книги, десятки книг, которые вполне можно читать и в многих из которых можно найти весьма захватывающие истории.
Так что скучно не будет в любом случае.
А еще герою на пути встретится множество заброшенных руин, населенных всякой нечистью, данмерских фамильных гробниц, разбойничьих пещер, шахт, где при должной ловкости можно добыть немало полезного, и просто глухих уголков, куда не так-то просто попасть, но оно того стоит - в глуши нередко можно отыскать что-нибудь невероятно ценное и обладающее уникальными свойствами.
Впрочем, легкой прогулкой все это не будет - дикие звери, например, могут вас не только поранить, нанеся физический урон, но и заразить какой-нибудь хворью - обычной или моровой. И придется либо покупать у алхимиков целебные зелья, либо идти молиться к алтарям, чтобы избавиться от болезней и их неприятных последствий (как правило, речь идет о понижении навыков). Либо, что, безусловно, интереснее, обучиться алхимии и, раздобыв алхимические приборы, наготовить зелий самостоятельно.
Со временем, когда герой поднакачает мышцы и научится читать множество интересных заклинаний, скучнее не станет - квесты будут попадаться все более сложные и захватывающие, приоткроется множество тайн... и, в конце концов, само собой, придется спасти весь мир, сразившись с опасным противником. Но даже после победы над ним не удастся увидеть надпись "End game" - так уж устроена эта игра. И можно будет продолжать путешествовать по ее миру, наслаждаясь официальными продолжениями, переносящими героя то на материк в город Морнхолд, где тоже творится что-то странное, то на заснеженный остров Солстхейм, где живут нордлинги, карлики-рьеклинги и где тоже можно без труда найти себе массу захватывающих приключений. А еще можно найти множество фанатских плагинов (например,
тут) и с их помощью изменить уже ставший привычным игровой мир. А если уж совсем интересно, можно, использовав TES Construction Set, самостоятельно попробовать сделать какое-нибудь дополнение - первые простенькие плагины, наподобие буквально валяющегося на дороге уникального оружия, можно сделать уже через полчаса от начала знакомства с этим впечатляющим конструктором.
По традиции, несколько скриншотов.
Где-то на Горьком берегу:
Вечер (или утро) в Пелагиаде:
Первые минуты игры - прибытие в Сейда Нин:
Моровая буря над даэдрическим святилищем:
Храм в Вивеке:
Интерьер гильдии магов в Альд'Руне:
Трактир в Садрит Море:
Статуя Шеогората в даэдрическом святилище:
В общем, это без преувеличения исполинская, нереально захватывающая, восхитительная игра, и даже не слишком чудесная по нынешним временам графика (что, при помощи определенных плясок с бубном, можно существенно подправить) не в состоянии испортить впечатления.
О других частях серии The Elder Scrolls будет отдельный рассказ - после. А пока пойду навещу Морровинд - пока писала, поняла, что соскучилась =)