Бозон красоты

Sep 14, 2015 20:25

Оригинал взят у alex_aka_jj в Бозон красоты

Есть на свете вещи невероятной красоты. Кажется, будто у них есть собственная аура, собственная жизнь, даже какая-то своя энергетика. Это вещи, мимо которых нельзя просто пройти, едва заметив. Они привлекают внимание, заставляют остановиться и посмотреть - они словно излучают какие-то невидимые частицы красоты, неуловимые, как бозон Хиггса, но вполне реальные. И за проходящие тысячелетия этот поток излучения ни на йоту не иссякает.

Помните, я писал, что посетил Пушкинский музей изобразительных искусств, и обещал рассказать про него? Так вот, я начну сегодня с поста об одной вещице из египетского зала.

Всего одной - но эта вещь поразительна.

Ей около 3300 лет и когда-то, вероятно, она принадлежала жене богатого жреца или чиновника Древнего Египта (а может, даже царице или принцессе). Это маленькая ложечка для косметики, сделанная в виде цветка лотоса, а ручкой служит фигурка плывущей девушки.

Простая утилитарная вещь, предназначенная для хранения какой-нибудь пасты или пудры, под резцом искусного мастера превратилась в подлинный шедевр, переживший тысячелетия.



Выполнена она из слоновой кости, а парик девушки сделан из черного эбенового дерева. Большие глаза для выразительности обведены краской - египтяне (не только женщины, но и мужчины) действительно любили подводить глаза пигментом, сделанным из малахита или свинцового блеска (темно-серой свинцовой руды). В эпоху, к которой принадлежит ложечка, краску для глаз привозили из страны Пунт (Восточная Африка) или Нахарины (Месопотамия). Краски растирали в тонкий порошок и затем специальными палочками наносили на кожу вокруг глаз. Скорее всего, непосредственно перед применением порошок смешивали с каким-либо жирным веществом или водой, потому что без этого сухая краска на коже держаться не будет. Очень возможно, что для подобной цели служили косметические ложечки наподобие нашей: в ней удобно не только хранить косметические порошки, но и смешивать их.

Помимо эстетических целей, краска вокруг глаз, вероятно, предохраняла кожу от воспалений, вызываемых насекомыми, пылью и солнцем.



Кроме краски для глаз египтяне использовали еще и румяна, сделанные из железных окислов (красной охры). Румянами припудривали щеки. Для хранения порошков и другой сыпучей косметики у египтян имелись чашечки с крышками, вырезанными из дерева или камня.



Существовали и другие средства - всевозможные притирания, масла, жиры, благовония и ароматические вещества. Духов в современном смысле этого слова в Египте не знали (для их изготовления требуется спирт, а перегонку алкоголя человечество изобрело много позднее, лишь на рубеже новой эры). Поэтому вся ароматная косметика изготавливалась на основе жира и масел. Душистые растения оставляли пропитываться в масле, либо даже кипятили их в нем, а затем массу отжимали в полотняном мешке. Египетский лотос, цветок которого изображает наша ложечка, тоже служил косметическим сырьем для этой операции. Быть может, обладательница ложечки тоже брызгалась духами из лотоса?..

Вот в таких маленьких горшочках и сосудах могли храниться эти духи. Их размер невелик - всего 5-7 см. в высоту, и они выполнены из камня. Как видим, фигурные пузырьки для духов - вовсе не современное изобретение, еще египетские модницы придавали значение красоте упаковки!



Твердый животный жир тоже мог быть пропитан ароматами растений, и его тоже использовали для умащения тела и волос. В частности, из него изготавливали небольшие конусы или полусферы, которые на званых ужинах и приемах помещали на головы гостей, как на картинке внизу. Жир постепенно таял и пропитывал волосы или парик, одновременно наполняя воздух приятными ароматами.



Дама-гостья и прислуживающие ей девушки. Фивы, гробница Джесеркараэсонба, 1420-1411 гг. до н.э. (“Ancient Egyptian paintings” by Nina M. Davies and Alan H. Gardiner, The University of Chicago Press, 1936).

Утренний туалет египтянина был целым ритуалом. Начинался день с мытья (мылись египтяне несколько раз в сутки). Потом мужчины брились (некоторые женщины тоже брили головы - считается, что таким образом египтяне избавлялись от паразитов, которых было великое множество, и отнюдь не только среди бедноты. Впрочем, даже в таком случае богатые дамы не появлялись на людях без красивого парика). После приведения в порядок волос и ногтей наступала очередь косметики. На лицо накладывались уже известные нам румяна и краска для глаз. Тело умащалось маслами, жирами или мазями. Существовала целая «наука» о смешивании веществ в косметических и лечебных целях. Например, известно записанное на папирусе средство для «превращения старика в молодого человека». Для получения этого чудодейственного вещества необходимо было проделать кропотливую и сложную работу, чтобы в результате извлечь из ингредиентов очень небольшое количество масла. После его сбора и очистки масло помещали в каменный сосуд (надо полагать, тоже небольшой - наподобие тех, что мы уже видели). Масло способно было придавать коже здоровый и ухоженный вид, а также удаляло пигментные пятна и даже помогало при облысении. Цена такого масла была, конечно же, фантастической - благодаря сложности изготовления и мизерному выходу продукта.

При наложении косметики египтяне пользовались бронзовыми зеркалами наподобие этого. Ручка его выполнена в виде головы бога Бэса, уродливого карлика, покровителя домашнего очага.



А вот легко узнаваемый и понятный предмет: деревянный гребешок с ручкой в виде лошади. Вполне современная вещь - а ведь ей более трех тысяч лет!..



Но вернемся к нашей косметической ложечке.

Как я уже говорил, вещь эта была не декоративной. Ею пользовались, а не только любовались. В этой вещи - весь Древний Египет: даже обычные повседневные вещи должны были не только выполнять свое прямое назначение, но и услаждать своим видом глаз. Каждый пустяк, каждая бытовая мелочь должны радовать хозяина или хозяйку!



И разумеется, массовое производство было неизвестно в Египте: каждая вещь уникальна, каждая сделана вручную с любовью и старанием. Мастера Древнего Египта оттачивали свое искусство столетиями, от поколения к поколению передавая знания и умение работать с материалом. Времена XVIII династии, когда была создана косметическая ложечка, отличаются не только множеством великолепных произведений, но и фантастическим изяществом, пластикой и реалистичностью изображений.

Знаете, что мне любопытно?.. Когда мастер сидел над кусочком необработанной слоновой кости и только начинал проводить первые надрезы по ней своим бронзовым или кремневым резцом - о чем он думал?.. Представлял ли он свою любимую женщину, когда придавал форму этой фигурке?.. Была ли она далеко от него или рядом?.. Быть может, она даже позировала ему, лежа у края водоема в саду?.. Или это просто идеал женщины в его воображении?..

Мы никогда этого не узнаем.

Египетский зал Пушкинского музея невелик - обойти его кругом можно за пару минут неторопливым шагом.

Я вошел в него утром и вышел оттуда с огромным сожалением через пять часов. Я не успел посмотреть все.

Некоторые вещи нельзя увидеть на бегу, окинув поверхностным взглядом. Некоторым вещам нужно уделить немного своего времени, и они дадут вам взамен много больше - они подарят вам часть той энергии прекрасного, которая переполняет их, и все никак не иссякнет за прошедшие тысячелетия.

Я видел, как люди проходят через зал: бредут размеренным шагом, бросая равнодушные взгляды на витрины. Скульптура?.. Ага, ничего так. Рисунок?.. Симпатичненько. Сфинкс?.. Отличный фон для сэлфи. И дальше, дальше. Не задерживаться, иначе заскучаем.

Я знаю, в чем наша беда.

Мы перестали видеть прекрасное. Мы не замечаем красоту, если нам не покажут на нее пальцем и не скажут: «Смотри, это красиво». И даже тогда мы бросаем один ленивый взгляд и соглашаемся: «Ага, ничего так».

Три тысячи лет назад безымянный мастер сумел создать шедевр из обычной косметической ложечки.

Многие из нас не способны заметить этот шедевр, даже пройдя в метре от него.



Прекрасное

Previous post Next post
Up