Маршрут "Тридцатка". Восхождение на Оштен и Фишт.

Sep 05, 2017 17:30

В начале августа мы сходили в поход. Я делал это впервые в жизни! Конечно, до этого я бывал много раз в горах, жил в палатке даже, но вот именно так, чтобы с рюкзаком и на всю неделю - впервые. Отчет будет длинным и написан в основном для того, чтобы самому не забыть, как все было :)

Итак, в составе трех человек мы выехали в Краснодар. Оттуда на следующий день нас доставили до входа в Кавказский заповедник - туда, где плато Лагонаки.

В заповеднике довольно чисто, много туристов и много натоптанных троп, в том числе и для лошадей. Кому я здесь точно не завидую, так это им - живут они всего 25 лет, вместо отведенных 50. Потому что много ходят...

В августе здесь очень сильная растительность, некоторые тропы полностью утопают в траве высотой выше человеческого роста. Если добавить сюда неимоверную жару, то получаются настоящие джунгли. Кстати, здесь растет много огромного укропа. Это какой-то укроп-гигант, на даче я такого не встречал. Стебли толщиной сантиметров 5 :)

Коровы на фоне снежных шапок не шапок. Снег здесь не тает даже в 35 градусную жару. Почему так?

Само по себе плато Лагонаки выглядит как-то так. Плато оно и есть плато.

Вышли мы в 2 часа дня, пришли в лагерь часов в 7. Тогда я подумал, что это очень тяжело. Рюкзак весил порядка 25 килограммов, лямки уже натерли плечи, тушенка еще не была подъедена. Палатка была у каждого своя, и у меня она была двухместная и весила 2 кг.

Спать одному, конечно, круто, но тащить 2 кг на себе - не круто.

Вооон на ту гору завтра пойдем (Оштен).

Еда тоже у каждого была своя. Моя была самой тяжелой, по-моему.

Короче говоря, к концу дня ты просто ставишь палатку, ешь и вот так лежишь без задних ног.

И вот на следующий день мы идем на Оштен. Это невысокая гора (2804 метра). Маршрут туда очень простой и практически безопасный (есть пара мест, где можно улететь, но это надо постараться).

Пока идем, я фотографирую пейзажи. Вообще, все 7 дней похода (а именно столько мы шли), фотоаппарат висел у меня на шее. Она болела уже в первый же день.

Где-то там водятся медведи, но туда не пройти.

Это Тимур и он немного отстает :)

Чем выше поднимаешься, тем безжизненней становится пейзаж. Вообще, вся эта "горная красота" заканчивется где-то на 2-2.5 тыс. метрах. Не верьте, что альпинист лезет на 8-тысячник, потому что там "красиво". Он просто с головой не дружит :)

Это Сергей, никак меня не может догнать :)

На подходе к вершине.

Традиционное селфи с ногами.

Заключительная часть восхождения к вершине проходит через гребень, он безопасный.

Сюрреалистичные пейзажи - много различных ландшафтов и текстур.

Это я на вершине горы Оштен. На всех вершинах и перевалах у нас стоят кресты. Не знаю почему так.

Спускаемся вниз.

Вечереет.

Потом была гроза, град и отсиживание в палатке. Хорошо, что быстро вернулись.

На следующий день мы уходим в направлении лагеря Фишт.

За ближайшим перевалом открывается совсем иной вид. Все стало более рельефным, влажным и покрытым мхом.

Красота, здесь уж точно живут медведи! :)

Вообще, мне даже повезло, что я нес фотоаппарат. Во-первых, мне хоть иногда приходилось поднимать голову и смотреть на всю эту красоту, во-вторых, пока я фотографировал, я отдыхал.

А если б не фотоаппарат, я бы видел только это.

Самое главное на маршруте - вода. Воды выпиваешь литра 3 минимум, соответственно, ее надо где-то набирать. Здесь полно ручьёв и родников. Где-то вода вкусная, где-то не особо.

Иногда догоняем группу туристов, иногда они нас.

Вообще, сейчас уже понимаешь, что шли мы не просто бодро, а слишком быстро.

Лес - вот это облегчение. Здесь солнце не печет, хотя и душновато, но слегка прохладно. Лес тут преимущественно буковый, и там где проходит тропа, все деревья исписаны посланиями из прошлого. Вот эта надпись, например, 1971 года. Дальше встречались и 42 года надписи, но их уже не разобрать (кора так сильно разошлась).

Дорога до лагеря Фишт была сложной, поэтому как только мы пересекли реку, зависли возле нее надолго. Думали, будем купаться (такие наивные), но в воде с температурой 4 градуса купаться довольно дискомфортно.

Но одежду помыть то уж можно.

Вечерняя трапеза.

А в приюте Фишт есть какая-то небольшая скала, на которой вечером развлекаются детишки. Залазят на нее, слазят, сидят, свесив ноги. Никаких страховок, веревок и т.п., конечно, нет. Никто их за это не ругает, администрации лагеря, видимо, пофиг. Ну упадет ребенок, ну значит и альпинист бы из него не получился. Выживает сильнейший :)

На следующий день встали рано, часов в 6. Вышли в 7, через пару часов лагерь был уже где-то далеко, а впереди нас ждала только неизвестность.

Первый сюрприз был на подступах к Фишту. Появился скальник с веревкой...

Серега сказал, что маршрут простой: "Это же 1Б!"

Но виды здесь шикарные. Кое-где (на самом деле их слишком много) стоят кучки из камней. Неопытные туристы (мы) по ним ориентируются и ищут тропу, которая "размечена" красными пятнами на камнях. Иногда мы ее теряли и шли по этим кучкам, но они в такую жопу могут завести, так что не делайте этих кучек, где нет тропы! По ним ведь могут пойти неопытные туристы.

Тает ледник, капает родник. Вода здесь вкусная была.

Вышли на сыпуху перед ледником. Смотрим, слева по леднику идет "супер-семейка". Мы их встречали ранее, там пара мужчин, женщина и с ними девочка лет 10-12, очень неспортивная. Я как-то за них стал беспокоиться, потому что меня учили по леднику не ходить (особенно без кошек), и я стал кричать, чтобы возвращались. Потом уже оказалось, что они просто срезали этот ужасный участок с сыпухой. По снегу в прохладе идти куда приятней. И, кстати, ледник пахнет каким-то цветочным ароматом!

После сыпухи мы тоже вышли на ледник, это и был единственный маршрут на вершину. Потом начался самый жесткий участок, где пришлось лазить без веревок и мне было не до фотографий. Я там вообще запаниковал и решил не идти никуда, потому что мне это нафиг не нужно. Но добрые люди уговорили идти дальше :) Тут же нас догнала группа детей с инструктором - молодым мужчиной. Он предпринимал меры по обеспечению безопасности, в основном такие: "Ребят, вы тут поаккуратнее". Ни веревок, ни страховок...

Это мы уже на гребне.

А это вид с вершины на лагерь, где мы остановились. Так и не скажешь, что идти далеко. Дошли мы сюда уже с детьми, они там пикник устроили с колбасой и майонезом.

На обратном пути в объектив моей камеры попало это:

- Это дача Путина, - сказал один подросток.

Мы не поверили, и пошли вниз. Дорога была долгой.

Вот это место было самым опасным. Ледник на этой высоте уже довольно скользкий, падать нельзя - склон очень крутой, да к тому же метров через 100 заканчивается обрывом (т.е. затормозить без шансов).

Но мы спускались, терпели все горести и тяжести.

Местами встречались и вот такие страшные ямы.

Потом эти веревки, на которых детишки нас догнали и не дожидаясь, когда мы освободим веревку, поспрыгивали без нее.

На следующий день двинули в обход горы Фишт.

А потом пришли к водопаду.

Купание в водопаде - очень понравилось. Если вдруг вам встретится водопад и вода там будет ледяной, не бойтесь, искупайтесь!

Потом лес. Жалею, что ночевки в лесу у нас не было.

И вот, видим мы строящийся горнолыжный курорт. Да такой красивый: стена Фишта, новенькие подъемники (много очередей). В своих фантазиях я уже качусь там на сноуборде...

Здесь же отель и много всяких построек.

У меня в голове крутится вопрос: "но это же заповедник... сюда ведь нет дороги..." Подходим к охраннику и наивно спрашиваем:
- Когда открытие? :)
- Никогда. Это федеральный объект.

Т.е. пацан тот прав был. Это и есть "дача Путина". В заповеднике, без дороги. Все привозят на вертолетах. Представляете стоимость строительства этого "федерального объекта" в условиях таких сложностей? Кстати, если вы в заповеднике, то вам запрещается жечь костры и ночевать в местах не предназначенных для ночевки. Но курорт, блядь, строить на федеральные деньги можно (когда в стране кризис)  - это без проблем! :))

На закате стены Фишта выглядят шикарно.

А дальше мы уже так устали, что я перестал фотографировать.

Только в Лоо на вокзале кока-кола вернула нас к жизни...

Итоги похода: поход это тяжело, опасно, но не скучно :)
И запомните, если вдруг ваш ребенок хочет в горы, идите с ним сами, не доверяйте инструкторам (особенно "старой школы")! "Вы там поаккуратнее" - это все, что они могут. Нет, ну в лагере, они все дружно вяжут узлы и изучают теорию, но на горе: "времени нет, не успеем, погода испортится, надо идти, да тут чуть-чуть осталось, вы что сыкуны что ли?".