Про больших панд, Сергея Чичагова (Riga zoo) и зоопарк Шёнбрунн (Wien, Schonbrunn Zoo)

May 06, 2008 00:31



Работая в Ростовском зоопарке, мне частенько приходилось ездить в командировки в разные зоопарки страны. Нужно сказать, что такие поездки были мне в радость. Но вот одну я ждал с тревогой. Было это в смутном 1992, а ехать нужно было за патагонскими марами в зоопарк города Риги. Как меня встретят, и стоит ли срочно учить латышский?
Опасения были напрасными. Такого теплого приема я не встречал с тех пор нигде. Красивый и очень уютный парк, увлеченные и отзывчивые коллеги. Латвия и рижане настолько мне понравились, что я не мог не повторить визит через пол года, как раз перед введением визового режима.
Так случилось, что приехал я очень рано утром, до открытия парка. «О, ты из Ростова?» - услышал я приветливую русскую речь, - «ну, идем чай пить!». Сергей Чичагов работал в зоопарковском инкубаторе, и пока мы шли по зоопарку, пока закипал чайник, а Сергей делал утренний обход владений, я уже понял, что в Риге мне скучно не будет…
Вообще, в зоопарках не работают случайные люди. Безразличные к животным здесь долго не задерживаются, но такие увлеченные идеей зоопарков, как Сергей,  редкость!
Сергей последовательно рассказывал мне о Рижском зоопарке, коллекции животных - казалось, он знает все и обо всех, если что-то не помнил - тут же заглядывал в свои записи. А с какой дотошностью он распрашивал меня о Ростовском, как внимательно слушал - это не могло оставить меня равнодушным к этому человеку.
Кстати, совсем недавно тут в ЖЖ случилось чудо, и друг нашел друга, а вы можете взглянуть на интересные фото с рижским слоненком.
В марте Серега побывал в Вене, этим постом я начну публиковать его отчет о зоопарке Шёнбрунн. 
“Schönbrunn ist schön…”




На написание своих впечатлений и исторической справки о Шёнбруннском зоопарке меня подтолкнули Людмила Матаева и Николай Усик: «Серега, фотографии это, конечно же, здорово, а ты хоть что-то напиши о своих эмоциях, впечатлениях…». Так я и сделал.

Как все началось…, а все банально просто, в день юбилея Таллиннского зоопарка 25 августа 2007 года я позвонил Владимиру Викторовичу Файнштейну, и он мне сообщил сенсационную новость: «А ты знаешь, что 2 дня тому назад в Вене родилась большая панда!». Это были роковые слова, и с этого момента я начал ежедневно наблюдать за всем происходящим, связанным с этим событием.
 И вот настал тот день, о котором я думал последние полгода. Преодолев расстояние 1420 км, я оказался в Вене. Это красивый город, имперская роскошь, мощь и красота чувствуется во всем. Цель поездки - это, конечно же, малыш панды.




Детеныша панды, который родился 23 августа 2007 г. назвали Фу-Лонг, что в переводе с китайского звучит как "Счастливый дракон". Это имя было выбрано в ходе Интернет-голосования из четырех, предложенных китайскими властями. Несмотря на то, что детеныш панды родился в Австрии, он принадлежит Китаю, как и право присвоить ему имя. Пара панд самка Yang-Yang (род. 10.08.2000) и самец Long-Hui (род. 26.09.2000), привезены из Китая 14 марта 2003 года, и находятся в Вене по договору сроком на 10 лет, по сути, они, как и все панды в мире (содержащиеся в неволе, за пределами Китая) взяты «в аренду». Аренда больших панд зоопаркам США и Японии была важной частью китайской дипломатии в 1970-е, она была одним из первых проявлений культурного обмена между Китаем и западом. Однако, начиная с 1984 года, панд перестали использовать в дипломатических целях. Вместо этого, Китай предлагает панд другим странам в 10-летнюю аренду. Стандартные условия аренды включают арендную плату в 1 миллион долларов США в год и предоставление гарантий, что все родившиеся в период аренды малыши являются собственностью КНР. В декабре Вену посетила китайская делегация, которая официально "нарекла младенца". Рождение панды в Венском зоопарке - второй такой случай в Европе. Первый случай был в Мадриде в 1982 году, однако тогда, в отличие от нынешнего, было использовано искусственное осеменение (спермой лондонского самца Чиа-Чиа).




Любовь к большим пандам « живому символу WWF» привили мне мои Учителя - Игорь Денисов и Стас Кудрявцев (в 1966 году Стас сопровождал московского Ань-Аня в Лондон, он же и гостил там 6 месяцев; для Ань-Ань эта поездка окончилась ничем, а Стас вернулся домой членом Лондонского зоологического общества).
   Вот так с 1983 года у меня началась «пандамания», а со временем переросшая в «пандалогию», и длится эта «беда» вот уже 25 лет (!). Впервые большая панда стала известна на Западе в 1869 году благодаря французскому миссионеру Арманду Давиду. И лишь спустя 67 лет, в 1936 году, первая панда вывезена за пределы Китая. С 1936 по 1984 гг. в западных зоопарках содержалось 49 больших панд (в том числе и рожденных в неволе). Панды жили в Чикаго, Нью-Йорке, Сант-Льюисе, Лос-Анджелесе, Вашингтоне, Мехико, Лондоне, Париже, Мадриде, Берлине, Москве, Токио. Первое рождение панды за пределами Китая произошло 10.08.1980 в Мехико, правда, малыш прожил 8 дней. Но на следующий год от этой же пары родился здоровый и крепкий детеныш. В настоящее время в зоопарках мира живет около 120 больших панд. Большинство из них - в Китае. На сегодняшний день в остальном мире (за пределами Китая) живут 33 панды: в пяти зоопарках Северной Америки: в Сан-Диего (4),  Атланте (3), Мемфисе (2), Вашингтоне (3) и в Мехико (1), а также в Берлине (1)  Вене (3), Мадриде (2), Токио (1), Кобе (2), Гонконге (3) и Ширахаме (Япония) (8). В 2007 году в Китае в неволе родился 21 малыш большой панды. Это новый рекорд. За пределами Китая (1980-2007гг.) был получен приплод от панд в следующих зоопарках: Мехико, Мадрид, Вашингтон, Токио, Сан-Диего, Атланта и Вена. Необходимым условием существования большой панды (как в природе, так и в неволе) является обилие определенных видов бамбука, листья, корни и побеги которого составляют более 98% ее рациона.




Не буду лукавить, признаюсь честно, прежде чем написать свои впечатления - заглянул в Интернет, посмотрел путеводители, книгу по истории Венского зоопарка (которую я купил в зоопарковском магазине «Wild Republic»).



Cтарейший зоопарк - Шёнбрунн отметил в 2002 году 250-летие со дня своего
основания. В 1752-ом году полюбоваться на собранных здесь экзотических животных мог далеко не каждый. Это было привилегией лишь небольшого числа избранных. Однако Франц-Первый, супруг Марии Терезы, вскоре решил открыть свой зоосад для венской публики, спасибо огромное ему за это (!) Вот и я там побывал через 256 лет с момента его основания. Зоопарк небольшой, площадь его 17 га, и расположен он на территории красивейшего парка Шёнбрунн. Свое название эта резиденция Габсбургов ведет от немецкого словосочетания Schoene Brunnen - «прекрасные (красивые) источники».На территории парка находится также несколько музеев, в частности Дворец Шёнбрунн - венская резиденция австрийских императоров, одно из важнейших архитектурных сооружений австрийского барокко, «оранжерея кактусов» и «Дом пальм» - стеклянно-металлическая конструкция, построенная в 1883 году.

Дворец Шёнбрунн


«Пальмовая оранжерея»


В парке очень много воробьиных птиц, в бассейнах плавают кряквы, мандаринки.

Самец мандаринки (Aix galericulata)


Меня очень впечатлили вороны, в Австрии встречаются 2 подвида - черная и серая, они гибридизируются между собой, гибридов даже удалось сфотографировать. Надо же, поехал в Вену пофотографировать ворон…

Подвидовой гибрид черной и серой вороны (Corvus corone corone х Corvus corone cornix)

Очень интересная история Шёнбруннского зоопарка, как он развивался, расширялся и перестраивался, обо всем об этом свидетельствуют информационные стенды возле зданий и вольеров (около 10 таких я запечатлел на память).



Как я уже писал раннее об истории венского зоопарка, но все же повторюсь, проект будущего зоопарка был разработан Жаном-Николя Жадо. Строительство длилось один год, после чего 31 июля 1752 года Франц Штефан Лотарингский совершил там первую прогулку. Центром зоопарка стал павильон, построенный в 1759 году.




Его окружали вольеры для животных, каждый из которых был отделен от другого трехметровым забором и парковой аллеей. До 1778 г. зоопарк был доступен только императорской семье. В 1779 году, зоопарк был открыт для всеобщего посещения. "Императорский павильон", разбегающиеся от него дорожки и кольцеобразно размещенные вольеры и по сей день являются историческим ядром зоопарка Шёнбрунн. Павильон служил императорской чете в качестве зала для завтрака, отсюда удобно было наблюдать за животными в вольерах. На стенах до сих пор сохранилось 12 картин-медальонов, написанных масляной краской и недавно отреставрированных, на которых изображено 30 видов животных, содержавшихся в зоопарке в период с 1752 по 1759 год. Особой душевной привязанностью к зоопарку Шёнбрунн отличался Иосиф II. Из путешествий по Африке и Новому Свету он привез животных разных видов и обогатил тем самым коллекцию зверинца. Кстати, уже во времена Иосифа II, в 1779 году, зоопарк был открыт для всеобщего посещения, и вход был бесплатным.
При императоре Франце II, который любил природу и интересовался науками, связанными с ней, в 1828 году в зоопарке появился первый жираф. Это событие не прошло бесследно: в обществе оно не только стало излюбленной темой для разговоров, но и повлияло на моду. В магазинах-салонах появились разнообразные предметы для дома, одежда, украшения и аксессуары «а ля жираф». Модницы стремились сменить свой гардероб, скупали все «под жирафа». Настолько внимательно в то время относились к зоопарку, ко всем переменам, происходившим в нем, что любые изменения влияли на стиль жизни общества.
                                                  Первый Шёнбруннский жираф, полученный в1828 году

В конце XIX века было принято решение заняться переустройством и расширением зоопарка. Все перемены осуществлялись под тщательным присмотром Алоиза Крауса, служившего верой и правдой своему отечеству на протяжении долгих 65 лет. В результате расширения зоопарка к 1914 году на его территории находилось ни много, ни мало 3500 особей 712 различных видов. Но вскоре началась Первая мировая война, а вместе с ней возникли проблемы с доставкой кормов, поэтому количество животных сократилось до 900. После падения Австрийской монархии заботу о зоопарке взяла на себя Австрийская Республика.
   После Первой мировой войны положение зоопарка было плачевным, а молодая Австрийская Республика не могла выделить из государственного бюджета необходимых средств. Дело шло к его закрытию. В сложившейся ситуации венцы показали свое отношение к старинному зоопарку, доказав этим, что он важен и нужен, - была проведена крупномасштабная акция по сбору средств, и люди не жалели денег. В конце концов, удалось собрать необходимую сумму, и зоопарк не закрыли.
    В 1924 году Алоиза Крауса сменил профессор-зоолог, доктор Отто Антониус. Он продолжил начатые его предшественником работы по улучшению и дальнейшему обустройству зоопарка. Были построены большие вольеры для хищных птиц, сделаны загоны для белых и бурых медведей, площадь многих вольеров была расширена.
   Вторая мировая война вылилась в настоящую катастрофу для зоопарка Шёнбрунн. Самыми ужасными были налеты бомбардировщиков 19 и 21 февраля 1945 года, после которых зверинец превратился в груду обломков, в место, где царили разруха и опустошение. Во время бомбежки погибли два носорога, слон, рептилии, почти все певчие и хищные птицы. После этих самых грустных и страшных дней в истории зоопарка были подсчитаны чудом уцелевшие животные - их количество не превышало 400. Помимо бомбардировок были и другие проблемы, которые при всем желании почти невозможно было разрешить - отсутствие отопления и нехватка кормов. Это также в немалой степени повлияло на сокращение количества животных.
   В послевоенное время директором зоопарка стал доктор Юлиус Брачетка, благодаря которому зверинец смог "зализать" свои раны, снова ожить и с надеждой взглянуть в будущее. Число животных постепенно росло, что радовало не только директора, но и всех венцев, однако стали возникать новые проблемы - необходимы были дополнительные помещения для хранения кормов. Поэтому была создана кормо-кухня, устроены холодильные установки. В дальнейшем, помимо всего прочего, было открыто отделение для больных питомцев, а в октябре 1959 года завершились работы по устройству аквариумного зала, террариума и помещения для крокодилов. Впоследствии были обустроены вольеры для оленей, муфлонов, бизонов и медведей, появился обезьяний остров. А бассейн для пингвинов и тюленей был оборудован таким образом, что за ними можно наблюдать и во время их плавания под водой.
   В зоопарке Шёнбрунн привлекает внимание «Дом птиц», который можно отнести к одним из старейших зданий зоопарка. Он был построен в 1752 году по эскизам Жана-Николя Жадо по примеру французских увеселительных дворцов.



«Дом птиц» разделен на две половины: правая сторона - птицы африканской саванны (африканские златогрудые яканы, белощекие щурки, красноухие астрильды и африканские ткачики, чернокрылые неразлучники, полосатые горлицы, белоглазки); а левая сторона - птицы Амазонии (колибри-амазилии, белолобые амазоны, танагры-медососы, ультрамариновые овсянковые кардиналы, желто-голубые танагры, сережчатые яканы, там же помимо птиц живут зеленые акуши и двупалые ленивцы).

Колибри-амазалия (Amazilia amazilia)


Африканская златогрудая якана (Actophilornis africana)


Два больших соседних вольера построили в 1926-1927 годах, по тем временам - это были самые большие и красивые авиарии во всей Европе, в одном из них живут гиацинтовые ары, патагонские попугаи и красные ибисы, а в другом колония краснощеких ибисов, турухтаны, чирки-трескунки и чирки-свистунки. В этот авиарий можно заходить посетителям, ибисы не проявляют особого интереса к людям. Я насчитал 45 краснощеких ибисов, птица очень интересная; в рамках программы разведения вида, совместно с зоопарком города Инсбрука, Венский зоопарк выпускает этих птиц в природу в австрийские Альпы. Эта программа дает положительные результаты, реинтродуцированные птицы хорошо приживаются в природе.
               Краснощекий ибис (Geronticus eremita)


К зоопарку относится и «Тирольский двор», на котором стоит 278-летний деревенский дом. В большом доме размещается этнографический музей, а на «Тирольском дворе» посетители могут увидеть редкие породы альпийских домашних животных. В кафе можно купить мед и попробовать блюда национальной кухни (к сожалению, мне не удалось попробовать… Какой обед? Все бегом да бегом, впереди столько интересного…) Основателем «Тирольского двора» и «Тирольского сада» считается брат императора Иосифа II, эрцгерцог Иоганн, который очень любил тирольские ландшафты и архитектуру. Пребывая в Вене, он очень скучал по тем живописным местам, которые однажды покорили его сердце, и решил создать альпийский уголок в Шёнбрунне. По его приказу был построен «Тирольский дом», разбит сад с плодовыми деревьями и даже привезено несколько коров для создания маленького хозяйства. В 1874 году император Франц Иосиф I приказал возвести в «Тирольском саду» для своей супруги Элизабет еще один «Тирольский дом» по проекту, который ему понравился на международной выставке в Пратере в 1873 году. После упразднения монархии этот дом арендовала семья Лойпольд, он был переделан в ресторан. В 1973 году пришлось освободить помещение, так как оно было слишком старым, а в 1976-1979 годах все исторические постройки были снесены. О «Тирольском дворе» на время забыли, и вспомнили только в 1993 году, тогда и восстановили здания в их былом виде. Если спуститься чуть ниже по тропинке, мы попадаем в «Тирольский лес», здесь 3 вольера с совами (филины, полярные совы, длиннохвостые неясыти) и вольеры с рысями и волками, правда, волки не тирольские, а /Canis lupus occidentalis/, зато они хорошо смотрятся.
   В 1992 году в зоопарке Шёнбрунн произошли существенные перемены - с этих пор он работает как общество с ограниченной ответственностью и является самостоятельным предприятием. В зоопарк пришел новый директор Гельмут Пехланер (1992-2006). Кстати, в свое время я вел с ним переписку, очень ответственный и безотказный человек. Были проведены кардинальные реформы, в особенности они, коснулись таких сфер как организация, управление предприятием и уход за животными. Инвестиции владельца - Австрийской Республики - и пожертвования спонсоров дают зоопарку возможность перестраиваться и расширяться. За последние годы были открыты вольеры для панд, волков, крупных кошачьих, парк для слонов и носорогов и дом для коал. В ближайшее время в помещении «акватеррариума» планируется установить огромный аквариум, вмещающий 80 тыс. литров воды, с живым коралловым рифом.
Для обитания животных в зоопарке созданы прекрасные условия.
   Помимо государства зоопарк поддерживают и фирмы, например, тирольское предприятие «Adler-Lacke» в 1996 году организовало выставку-продажу картин талантливой рисующей самки орангутана Нони. 150 тыс. шиллингов было получено от продажи ее картин, эти средства пошли на нужды зоопарка. Тесно сотрудничает с зоопарком известный производитель хрусталя фирма «Сваровски», которая выделила средства на строительство ресторана в «Тирольском саду». А еще зоопарк выпускает телефонные карточки, и недавно вышла шестая по счету. На ней изображена маленькая панда, и она считается коллекционной, ведь таких было выпущено всего 2000 штук.
  В зоопарке 3 входа это «Neptun», «Tirolergarten» и «Hietzing». 
  Вход «Hietzing»считается центральным входом в зоопарк

Вход «Neptun»


Вид на Венский зоопарк с птичьего полета

 Будет продолжение завтра. Всего 4 части.

зоопарк Вена - Zoo Wien, птицы, звери

Previous post Next post
Up