Об Икаре и его родителях - Винни и Пегги

Aug 30, 2009 02:30

Канадская пума (Felis (Puma) concolor), самец Икар 1998 года рождения

Puma

Ростовский-на-Дону зоопарк (Rostov zoo)

Сегодня решил показать вам Икара - самца канадской пумы, что живет в зоопарке Ростова-на-Дону. Родился он в 1998 году у пары канадских пум, появившихся в Ростовском зоопарке больше двадцати лет тому назад. Он оказался последним котенком, из множества тех, которых подарили нашему зоопарку Винни и Пегги. 
  
      Татьяна Голубинцева много лет работала заведующей отделом хищных животных Ростовского зоопарка. Она уверена, что "Из всех пумят Икар больше других похож на своего папу в детстве: такой робкий, спокойный, такой же мечтательный взгляд. Но глаза! Таких глаз не было ни у одной из наших пум. Они не серые и не желтые, они пронзительно голубые". 
        В своем рассказе, опубликованном в городской газете в 1994 году, Татьяна Михайловна рассказывает о том, как появились в Ростове родители Икара. Привожу его с сокращениями.

ВИННИ И ПЕГГИ ИЗ ВИННИПЕГА

Поздней январской ночью 1987 года сотрудники зоопарка с огромным нетерпением ожидали в аэропорту прибытия самолета из Москвы. Но, в отличие от других встречающих, мы находились не в зале ожидания, а ждали на грузовом складе, буквально ежеминутно атакуя диспетчера вопросами: «Не задерживается ли рейс? Ушла ли машина за грузом с самолёта? Как скоро привезут груз?». Понять наше беспокойство было довольно легко. Обычно, если мы приобретаем животных, то за ними выезжает представитель зоопарка, который сопровождает живой груз во время транспортировки. Рейсы не очень длительны, так как обычно животных перевозят самолётами и приобретают в других зоопарках страны или на зообазе в Москве.

Сейчас же мы встречали долгожданную пару канадских пум, которая совершала длительный перелёт из Северной Америки по маршруту Виннипег - Монреаль - Москва - Ростов-на-Дону. Животные летели без сопровождающего, и поэтому в наших мыслях проносились картины одна страшней другой. Вдруг во время погрузки перекантовали клетки, в результате чего животные получили травмы? Или клетки закидали другими грузами так, что животные остались без доступа воздуха и задохнулись? А что, если пумы во время дороги поломали клетку и теперь разгуливают по самолёту? Ведь присмотреть-то в дороге за ними некому.

Но вот и машина с нашими необыкновенными пассажирами. Осматриваем клетки - обе целы. Из одной клетки доносится глухое ворчание, а из другой - нежное робкое «чилим, чилим». Таким ласковым птичьим чириканьем общаются детёныши пумы с матерью.

Наша машина мчится по пустынным улицам ночного Ростова. Добро пожаловать на донскую землю, жители далёкой Канады, теперь ваш дом здесь!

В зоопарке выпускаем пум в клетки, подготовленные специально для них. Самка забивается в угол и начинает на нас шипеть, но самец - просто чудо. Совсем котёнок, на теле которого сохранилась ещё детская окраска (детёныши пум появляются на свет пятнистыми, но к 6-8 месячному возрасту пятна исчезают и животное приобретает однотонную окраску). Он ходит по клетке без конца «чилимкая» и с мурлыканьем трётся о решётку, явно радуясь встрече с людьми. Его лопоухая мордашка так очаровательна, его глаза, цвета лунного камня, так просят ласки и общения, что мы открываем дверь в клетку и тут же попадаем в объятия истосковавшегося за дорогу по ласке котёнка. Примерно через час, получив массу восторженных слов и ласки, вдоволь наигравшись с нами, малыш, наконец-то, начинает интересоваться приготовленным для него мясом. Нам пора уходить - надо дать животным отдохнуть после тяжёлой дороги. С сожалением покидаем мы нашего нового любимчика, а нам вслед несётся тоскливый крик остающегося в одиночестве пуменка.

Дома срочно сажусь переводить письмо, пришедшее вместе с пумами от коллег из Виннипега: «Самочке 8 месяцев, она выращена матерью и дикая, самец выкармливался искусственно и нуждается в общении с людьми, ему 6 месяцев». Клички пумят не указываются, придётся самим давать им имена. Так как родились они в Виннипеге, то и назвали их в память о родине Винни и Пегги.

Так появились у нас новые питомцы, а вместе с ними и новые заботы, радости, печали. Надо подобрать им рацион, включающий все необходимые компоненты, создать нужный микроклимат, научить переходить из клетки в клетку, провести ветеринарные обследования.

Канадская пума (Felis (Puma) concolor), самец Икар 1998 года рождения

Puma

…Незаметно пролетело время. Вот и выросли наши «канадцы». Винни превратился в огромного красивого зверя, и лишь мечтательное выражение глаз напоминает прежнего котёнка. Теперь он уже приветствует нас не нежным «чилим», а громким хрипловатым «мау». В клетку к нему уже давно перестали заходить, но не потому, что он стал злобным, а лишь чтобы не нарушать технику безопасности, согласно которой заходить в клетки к крупным хищникам строго запрещается. Характер у Винни остался прежним. Он всё так же с мурлыканьем трётся о решётку и в знак дружелюбия лижет руки знакомым людям. Так же, как в детстве, очень боится мужчин, в основном, почему-то, работников нашей строительной секции. Он прекрасно отличает их от мужчин-посетителей, рассматривая последних с полным равнодушием. Но стоит появиться рядом с его клеткой кому-нибудь из наших строителей, Винни тут же исчезает в домике. Бурные детские игры с неповторимыми каскадами прыжков ушли в прошлое. Повзрослев, Винни стал степенным и флегматичным.

Пегги, как будто подчиняясь требованиям современной моды, превратилась из кругленького коротколапого подростка в грациозную, поджарую, длинноногую кошку. Но характер у неё не изменился. Не смотря на уделяемое ей внимание, всякий раз, стоит подойти к её клетке, Пегги с шипением бросается на решётку, пытаясь при этом достать нас когтями.

Однажды утором мы услышали отрывистое, громкое, непрекращающееся мяуканье, несущееся из вольер пум. Это кричала Пегги. Она отказалась от корма, ползала по клетке, иногда каталась по полу. Поведение указывало на то, что самка стала взрослой и требует свидания с самцом. Вот и настал один из ответственных моментов в нашей работе. Как встретятся партнёры? Ведь иногда первое знакомство заканчивается дракой и, испугавшись однажды, животное всю жизнь не может побороть страх перед партнёром, обрекая себя на вечное одиночество. У пум всегда была возможность видеть друг друга через решётку, они нередко перекликались. Особенно Пегги часто подходила к решётке, рассматривая, чем там занимается её сосед? Похоже, что они испытывали друг к другу дружелюбные чувства. Наконец-то все готово, и мы открываем дверцу между клетками. Пегги пулей несётся к Винни, на мгновение останавливается, чтобы обнюхать самца и тут же начинает неистово тереться головой о его морду. Винни от неожиданности отскакивает, а затем отправляется изучать клетку Пегги. Она, в свою очередь, изучает апартаменты Винни. Ознакомившись с жилплощадью невесты, Винни возвращается к самке, но она кокетливо удаляется в свою клетку. Винни устремляется за ней. Пумы то бегают по клетке, то лежат рядом, вылизывая друг другу морды. Пара подобралась на редкость удачная, дружная.

Но за радостью пришли и огорчения. Первые роды у Пегги были тяжелыми. Пумят спасти не удалось, да и жизнь самки висела на волоске. Долго боролись за её жизнь сотрудники зоопарка, и лишь когда спала температура, и совсем измученная и исхудавшая за время болезни Пегги впервые за восемь дней съела кусочек мяса, мы поняли, что самое страшное осталось позади.

Через год у Пегги опять появились малыши. В этот раз все обошлось благополучно и на втором этаже деревянного сруба, где Пегги воспроизвела на свет своё потомство, лежали три очаровательных котеночка в мутоновых шубках песочного цвета, густо испещрённых крупными темно- коричневыми пятнами. Уже на третий день, ещё совсем беспомощные, слепые и беззубые, лишь стоило заглянуть к ним в домик, они поворачивали в нашу сторону мордашки и презабавно морщили носы - шипели, а иногда даже рявкали, выбрасывая при этом лапу для удара, после чего обычно валились на бок, так как ещё не могли толком держать равновесие. Пегги стала прекрасной матерью, проводя почти всё время с детьми в домике. Но своей привычке будить Винни по утрам она так и не изменила. Пролежав с малышами всю ночь и убедившись, что они крепко спят, Пегги выходит из домика и начинает мяукать, глядя на клетку Винни. Иногда она подходит к домику и прислушивается - не проснулись ли малыши. И опять зовет своего супруга. Это продолжается до тех пор, пока из своего домика не покажется заспанный Винни и не ответит на её приветствие. Лишь убедившись, что с супругом всё в порядке, Пегги отправляется опять выполнять свои материнские обязанности.

Через месяц пумята уже следовали неуклюжей походкой за матерью. И тут нас удивил Винни: стоило ему увидеть кого-нибудь из малышей, как он тут же начинал нервно подёргивать хвостом, прижимал уши, и из его груди вырывалось яростное клокочущее ворчание. Винька ревновал! Он не мог видеть, как его Пегги, его любимая и единственная, нежно вылизывает каких-то маленьких тварей, ласково мурлычет им, и они тычутся ей в живот и терзают её хвост. И откуда только они появились в её клетке? Винни всей душой возненавидел малышей, видимо считая, что Пегги всё своё внимание должна отдавать только ему.

Выросли малыши и разъехались в другие зоопарки. Амиго и Анджела отправились жить в зоопарк столицы Эстонии - Таллинн, Асса - в Екатеринбург.

А Винни и Пегги ещё много раз радовали нас своим потомством.

Хочется надеяться, что всё в жизни у наших пумят сложится хорошо, что попадут они в заботливые руки, что у них будут нежные и ласковые супруги, что они продолжат род пум, родившихся на донской земле.

Татьяна Голубинцева, «Вечерний Ростов» - 1994 год.

пумы, Татьяна Голубинцева, зоопарк Ростов-на-Дону - Rostov-on-Don, кошачьи

Previous post Next post
Up