В поисках духа старого Кенигсберга

Oct 13, 2010 13:36

Бурые медведи (Ursus arctos)

Brown bear

Калининградский зоопарк (Kaliningrad zoo)
       Всем, кто интересовался историей Калининградского зоопарка, задумываясь, почему на его эмблеме изображен гиппопотам, известно о чудесном спасении бегемота Ганса, жившего в немецком зоопарке и выжившего во  время штурма Кенигсберга. Но для меня всегда, пожалуй, этот славный зоопарк будет ассоциироваться с медведями, а скорее, с медвежьими островами, уцелевшими во время ожесточенных боевых действий в апреле 1945 года, проходивших прямо на территории зоопарка.

Белый медведь (Ursus maritimus)

Polar bear

Открытый еще в 1896 году, Кенигсбергский зоопарк быстро обзавелся богатейшей коллекцией животных.  Его стремительное развитие и те преобразования, которым он постоянно подвергался в первые десятилетия, соответствовали жизни одного из крупнейших и передовых городов Германии. Но и все трагические периоды в истории Восточной Пруссии не могли не отразиться на зоосаде. С началом Первой мировой войны зоопарк был закрыт, а его территория отдана под нужды армии. Лишь в 1918 году вновь распахнулись входные ворота зоопарка для посетителей. 
       В те годы прогрессивные европейские зоопарки находились под влиянием  зоопарка в Штеллингене (близ Гамбурга), основанном Карлом Гагенбеком в самом начале XX века. Здесь впервые животные были отгорожены от публики не тяжелыми решетками, а сухими рвами или водными преградами. В архитектурных решениях зоопарка активно использовался принцип панорамности - одновременно в поле зрения посетителей оказывались животные из разных вольеров, при этом создавалось визуальное впечатление, будто все они живут совместно. Строения и весь антураж были стилизованы под природные объекты, экспозицию старались строить по зоогеографическому принципу. А одно из самых ярких впечатлений производили опасные хищники, впервые оказавшиеся не в клетках, а "на свободе".
 Бурый медведь (Ursus arctos)

Brown bear
      Не мог остаться в стороне от гагенбековского влияния и Кенигсбергский зоопарк. В ходе его масштабной реконструкции в 30-е годы строились современные по тем меркам экспозиции. И одной из самых выдающихся стали 5 гротов для содержания медведей и морских львов. Новый медвежатник был открыт в 1936 году перед самым началом Второй мировой. К счастью, это сооружение почти не пострадало и стало визитной карточкой нового зоопарка в Калининграде.

Белый медведь (Ursus maritimus)

Polar bear
      В середине 80-х годов мне в руки попала книга Людмилы Ворониной и Литты Даниловой "Калининградский зоопарк", изданная в 1984 году. На лицевой стороне обложки издания красовался бурый медведь на огромном камне на фоне зеленых деревьев. Еще большее впечатление тогда произвели на меня иллюстрации внутри книги с белыми и бурыми медведями на островах медвежатника перед довольными посетителями. Сравнивать увиденное с клетками ростовского медвежатника было просто невозможно. Работники нашего зоопарка, побывавшие в Калининграде, по возвращении из командировок непременно восторгались условиями жизни местных косолапых. 
       Увидеть легендарную экспозицию мне удалось только в 2010 году, когда я впервые посетил Калининградский зоопарк.

Бурый медведь (Ursus arctos)

Brown bear

Медвежатник представляет собой кирпичное здание внутри глубокого котлована, отвесные стены последнего являются непреодолимой преградой для хищников. Внутри строения располагаются клетки и берлоги,  а так же подсобные помещения. Снаружи медвежатник напоминает естественные скалы благодаря ассиметричности сооружения и природным материалам, использованным в облицовке. 
       Интересно, что острова для животных многоярусные - в лицевой части экспозиции они ступенями спускаются в сторону посетителей. Таким образом, медведи могут находиться как на одном уровне с людьми, так и выше или ниже, спускаясь на дно рва. С другой стороны, архитектурное решение медвежатника предусматривает и возможность того, что посетители могут осматривать сразу всех медведей, поднимаясь на смотровую площадку на скале.  
 Медвежатник
 


Интересно, что здесь нет прямых линий, один остров не похож на другой. В то же время, посетители могут видеть сразу всех медведей зоопарка, сравнивать, чем один вид хищников отличается от другого. Но больше всего поражает близость косолапых к посетителям, с одной стороны, и между собой, с другой. Это достигается не только наличием рвов, но и дополнительными приспособлениями - лентами металла с острыми шипами (по поводу последних было много вопросов в одном из прошлых моих постов с фотографией бурого медведя). Последние не дают медведям подойти вплотную к отвесным стенам скал или к краям острова, а поэтому препятствуют возможным прыжкам животных. На всякий случай, верхняя кромка рвов оборудована подвижными валиками, за которые сложно удержаться лапами.
 


       Одной из самых замечательных находок архитекторов является то, что медведь, поднявшийся на верхний ярус своего острова, оказывается на фоне деревьев, растущих с другой стороны экспозиции. Создается впечатление, будто зверь пришел сюда, к посетителям, из леса и в любой момент может обратно в этот лес уйти. 
        Но это всего лишь впечатление. С обратной стороны медвежатника располагается такой же ров, только недоступный медведям. Он используется для обслуживания медведей сотрудниками парка, а на случай падения сюда животных, имеет ступеньки и шиберы.



       Представляю, в какой восторг приходили посетители зоопарка в 1936 году, впервые увидев гроты для медведей! Произвел медвежатник впечатление и на меня. Но, граждане, прошло больше 70-ти лет, на улице уже новый век, а представления о том, в каких условиях должны содержаться животные за это время кардинально изменились.
       Одного впечатления свободы, под которое попадают посетители зоопарков уже явно недостаточно! Современные экспозиции для животных должны быть максимально приближены к природным условиям. Здесь животное должно себя чувствовать комфортно, с одной стороны, а посетители смогли бы видеть естественные проявления поведения и жизнедеятельности зверей, с другой.




       Размеры островов для медведей очень малы и дают животным не больше свободы, чем большие клетки. Косолапые всю жизнь проводят на бетоне, а не на естественном грунте. В течение дня они постоянно находятся в поле зрения посетителей, не имеют возможности скрыться в убежище или за какой-то преградой. Активность хищников в большей степени зависит от наличия и поведения посетителей. Животные не проявляют естественного кормодобывающего поведения, а полностью сосредоточены на попрошайничестве. Близость берлог для самок с детенышами ставит под угрозу сохранность приплода, особенно в теплые зимы, когда многие медведи могут быть активными.
        Конечно, содержать и экспонировать медведей в таких условиях давно уже нельзя. Зоопарк, претендующий на звание одного из лучших в стране,  должен создавать для питомцев иные условия.
       Между тем, мне кажется, что острова, как памятник архитектуры, как исторический объект необходимо сохранить. Тем более что Калининградский зоопарк позиционирует себя, как продолжателя традиций Кенигсбергского зоопарка. На официальном сайте зоопарка можно найти упоминание, что здесь сохранился дух Кенигсбергского зоопарка, в том числе, благодаря уцелевшему медвежатнику.  Во многих европейских зоопарках устаревшие сооружения реконструируют и переоборудуют. Так, скажем, сохраняют старый медвежатник в зоопарке Лейпцига, своеобразно используются клетки кошачьих в зоопарке Вены (там поменяли местами посетителей и животных). Вот и в Калининградском зоопарке старый медвежатник мог бы стать новым местом жительства, например, для семейства носух, малых панд, альпийских сурков, пингвинов или других небольших животных. А здесь, как часто у нас бывает, многое упирается в отсутствие необходимого финансирования или, возможно, есть другие причины.
       Какой мы видим сегодня эту экспозицию? Даже при беглом взгляде на медвежьи острова видно, что сейчас все сооружение находится в аварийном состоянии. Рушится облицовка из камней,   здание имеет множество глубоких трещин и протекает, не выдерживает критики состояние заградительных решеток. Посетителям закрыт доступ и на смотровую площадку, поскольку она может не выдержать людского скопления. В прессе несколько раз появлялись сообщения о том, что в результате разрушений в медвежатнике создавалась нештатная ситуация, которая могла закончиться трагедией.




        Справедливости ради нужно сказать, что условия для косолапых в Калининградском зоопарке не самые худшие у нас. Один только медвежатник Ростовского-на-Дону зоопарка чего стоит (к счастью, скоро в Ростове ситуация изменится)! И таких в стране еще очень много! Тяжело живется в них медведям, не просто и работникам зоопарков обслуживать животных.
         Но самое обидное другое. До сих пор архитекторы, проектирующие новые экспозиции в зоопарках на постсоветском пространстве, принимают вот такие строения за образец! Считают то, что придумано сотню лет тому назад, идеальными условиями! И появляются у нас (примеров достаточно, и "новых" медвежатников хватает) новые бетонные ямы, рвы и карнизы из металлических решеток. А медведи снова оказываются на тесных цементных островах под обстрелом конфетами и булочками.
Вот только все та же нехватка средств заставляет упрощать проект - нет уже имитации скал, очертания тесных островов приобретают угловатость и располагаются по прямой линии, а технические приспособления, двери и шибера никак не маскируются.
          И еще. Ради все той же справедливости - в Калининградском зоопарке есть и пример вольера, где условия для жизни медведей вполне приличные. Вот только сейчас этот вольер пустует.


зоопарк Калининград - Kaliningrad zoo, медведи

Previous post Next post
Up