Испокон веков люди старались сделать обмен информацией более эффективной. До того, как появились современные информационные технологии, способы доставки корреспонденции порой бывали весьма экзотичными. Вот любопытный эпизод из истории осады Полтавы войсками шведского короля Карла XII.
Планомерную осаду Полтавы шведы начали 1 апреля 1709 года. И это были вовсе не шутки. Гарнизон крепости, который возглавлял комендант полковник Келин, постоянно отражал свирепые шведские штурмы. Русские войска из основной армии по мере сил как могли помогали осаждённому гарнизону. Однако до прибытия на театр военных действий самого Петра Первого активная фаза деблокирования Полтавы откладывалась. Пётр Первый прибыл в Ставку русского командования в село Крутой Берег в 15 июня (по новому стилю). Надо было как-то дать знать Келину и всему гарнизону об этом.
Для передачи царского письма коменданту Полтавы был выбран напрашивающийся сам собой способ.
Письмо Петра Первого полковнику Келину засунули в полое ядро и выстрелом из пушки отправили адресату. Полковник Келин получил письмо, в котором царь благодарил гарнизон за стойкость и обещал скорую помощь. После чего осаждённые дали клятву сражаться до последней возможности и не пустить шведов в Полтаву.
Однако после несколько месяцев осады гарнизон испытывал острый дефицит в порохе. О чём полковник Келин сообщил Петру Первому в ответом письме, которое также было отправлено при помощи полого ядра, которым выстрелили с крепостного вала в расположение русских войск. В своём письме комендант Полтавы доложил царю о хорошем состоянии гарнизона. Однако он просил каким-либо способом доставить в город не 50 пудов пороху. Но хорошо сказать - доставить. Ведь город был полностью блокирован шведами. Тогда для доставки пороха в город был избран уже проверенный способ.
Вот как об этом свидетельствует документ того времени: «В 10-м часу в город Полтаву начали бросать порох в бомбах. Неприятель хотя и видел, что многое число в Полтаву бомбы бросают, и дознав, что в оных порох мечется, потому что ни в одной взорвания не учинилось, гл препятствия в том метании учинить никак не мог…»
В дальнейшем комендант Келин имел прямую и очень оперативную связь со Ставкой Петра при помощи полых ядер.
К сожалению живую силу таким образом перебрасывать в Полтаву возможности не было. А барон Мюнхгаузен обогатил военное дело таким опытом только многие годы спустя. А поскольку силы защитников Полтавы таяли, Пётр Первый решил наконец деблокировать Полтаву. Это произошло 8 июля (27 июня по старому стилю). Причём не только Полтава была деблокирована, но и шведской армии было нанесено сокрушительное поражение в ходе битвы, получившей название Полтавской.