Дети застоя. Часть 1

Jun 29, 2016 21:50



Один из моих друзей (зовут его Андрей) узнал, что я снова начал вести свой блог в ЖЖ. И пристал: «Давай мои воспоминания опубликуем». «Как будем публиковать, - спросил я, - ведь они у тебя в бумаге». О том, что он всю свою юность вёл свой эпичный дневник, в который тщательно заносил все свои приключения и наблюдения, знал из нас каждый. И даже некоторые видели эту пачку старых советских общих тетрадей. Но читать не отваживался никто, включая меня. Поэтому можете представить, как мне «хотелось» начать публиковать этот дневник в своём журнале.

Однако Андрей, если ему что-то втемяшится, уже не отступит. На десятый раз, когда он мне позвонил по какому-то поводу и «случайно» спросил: «Ну что, будешь публиковать?» я сдался. «Давай, ты всё набери в цифру и мне присылай. А я опубликую частями». Сказал не без тайной надежды, что Андрей не захочет набирать в компьютерные файлы свои бумажные воспоминания. Однако Андрей проявил упорство и скоро я получил первые оцифрованные куски дневника, которые он озаглавил «Дети застоя».

Первая же страница меня не вдохновила - какой-то скучный старый приказ. Кому он интересен вообще? Прочитав приказ, я взялся за первую запись дневника, датированную 8 июня 1986 года. Постепенно втянулся. Андрей, оказывается, обладает неплохим слогом, подумалось мне. Да и всё им описываемое… Да, 80-е - это ведь и моя молодость. В общем я подумал, что эти воспоминания могут быть интересны не только мне и моему поколению, но и более молодым читателям ЖЖ. Всё-таки той страны, СССР, уже нет. А многие детали той жизни сейчас уже забываются. Поэтому начинаю публиковать дневник Андрей. Итак, «Дети застоя», Часть 1.


Государственный институт по
проектированию инженерных
сооружений и промышленных
предприятий путевого хозяйства
и геологическим изысканиям.

ПРИКАЗ

«______» «________»_______1986 г.

Для выполнения полевых работ по Большому и Малому Новороссийским тоннелям Северо-Кавказской ж.д. в соответствии с договором № 153 от 5.05-86 г.
приказываю:

1.Организовать изыскательскую партию в составе:

1.1. XXXXXXX Валерий XXXXXXX - ГИП-начальник партии
1.2. XXXXXXX Сергей XXXXXXX - ведущий инженер
1.3. XXXXXXX Игорь XXXXXXX - инженер
1.4. XXXXXXX Андрей XXXXXXX - инженер.

2. Главному бухгалтеру тов. XXXXXXX Т.П. :

2.1.Выплачивать работникам партии полевое довольствие и квартирные в соответствии с действующим положением.
2.2.Выдать аванс на полевое довольствие и квартирные.
3.Зам. директора тов. XXXXXXX В.У. оформить составу партии :
3.1.Командировочные удостоверения на Северо-Кавказскую ж.д.
3.2.Ж.д. билеты формы 6 «а» Москва-Новороссийск и обратно.

4. Выезд назначить на 2 июня 1986 г. Срок командировки 35 дней.

5. Перед отъездом провести со всеми сотрудниками партии инструктаж по технике безопасности в соответствии с установленным порядком.

Директор института В.Д. Элконин.

Начальнику
Северо-Кавказской ж.д.
тов. Котляренко Ф.М.
2233-16/
О разрешении на
производство работ.Институт Гипротранспуть просит выдать разрешение на производство обследовательских, изыскательских и фотографических работ на Большом и Малом Новороссийских тоннелях следующим сотрудникам:

1. XXXXXXX Валерию XXXXXXX - главному инженеру проекта,
2. XXXXXXX Сергею XXXXXXX - ведущему инженеру,
3. XXXXXXX Игорю XXXXXXX - инженеру,
4. XXXXXXX Андрею XXXXXXX - инженеру.

Бригада направляется для производства изыскательских работ на указанных тоннелях в соответствии с договором № 153 от 5.05.86 для составления проектов капитального ремонта тоннелей.
Срок командировки 35 суток, по 10 июля 1986 г.

Директор института В.Д. Элконин.

8.06.86.
Новороссийск

3-го июня выехали из Москвы на изыскания по Большому и Малому Новороссийским тоннелям. Построены в прошлом веке, около 1.5 км и 0,5 км соответственно. Строительство велось горным (взрывным) способом одновременно с двух порталов. При отделке использовался кирпич и камень с окрест-ных месторождений. Постройка тоннелей велась силами заключённых, живших в посёлке Верхнебаканский. Тоннели эти дважды взрывали - сначала бойцы РККА при отступлении (при гитлеровской оккупации они были восстановлены силами пленных советских граждан), потом - соответственно - отступающий Вермахт ( повторное восстановление тоннеля вели немецкие военнопленные).

Взрывали, но так и не довзорвали. Мощные сооружения. Наша задача разработать проект капитального ремонта , скорее, на мой взгляд, реконструкции тоннелей с возможностью их электрифицирования. Естественно, обделку придётся изменить - внутренний контур изменится - под электротягу. Сейчас на дизельной составы тянут.

Валерий и Сергей вылезли из поезда в Ростове-на -Дону, им надо было в Управлении Северо-Кавказской ж.д. согласовать место врезки однопутной вставки, технологию работ по кап.ремонту и т.д. Валерий - ГИП, Сергей - ведущий инженер, им и карты в руки.

Разговаривали ребята на эти темы с Зам. П ( зам.начальника службы пути) Могилевским Евгением Абрамовичем. Помню его по прошлому году, когда мы в апреле 85- го ездили на «первичное знакомство»-осмотр и обследование без геодезических работ - Новороссийских тоннелей и всей компанией явились в Управление С.-К. ж.д. , высадившись в Ростове-на Дону.

Могилевский - колоритный тип. Редкий выебенец. Я сначала принял его за паяца, но по здравом размышлении засомневался - всё-таки должность весьма ответственная, вряд ли придурка на неё поставят. Может, просто так развлекается? Однако зам.П создал прямо-таки гротескный образ зазнайки, грубую карикатуру на чиновника, считающего, что окружающие им восхищаются и он этого восхищения более, чем достоин.

Рост чуть ниже среднего, фигура рыхлая, хотя толстым его не назовёшь, просто узкие плечи, брюшко, сутулая спина. Смотрит всё время в потолок, даже разговаривая по делу (разумеется, с « младшим по званию»), смотрит, задрав голову вверх, не рассеянно, а сосредоточенно, при необходимости взглянуть на кого-то или что-то не поворачивает в сторону объекта лицо , а лишь скашивает глаза. Картинка ещё та!

Разговаривал с Валерой он, естественно, задрав нос, курил, пуская дым вверх и не замечая никого вокруг. На попытки обсудить с ним технические сложности предстоящего капитального ремонта тоннелей отвечал с олимпийским спокойствием: «Мне на хуй не нужен этот тоннель…Валера, мне на хуй не нужны эти тоннели…На х-х-х-х-уй не нужны.»

В конце беседы только, когда Валера попросил подписать какие-то бумаги, Могилевский воскликнул: «А где я возьму лимиты?!» Но всё подписал.

После этого Валерий с Сергеем отправились работать с чертежами, а мы с Игорем, имея допуски секретности более низкой ступени, допущены в архив - к нашей радости - не были и отправились знакомиться с городом.

В Москве трудности со спиртным, а в Ростове ничего подобного и в помине не было. Юг, солнце , изобильный продовольственный рынок, повсюду пивные и прочие питейные заведения, даже удивившие меня маленькие бары ( прямо Запад какой-то!), богатый выбор в винных магазинах. Ошеломлённые таким декадансом мы с Игорем сразу затарились: я купил пару эскимошного вида «Цимлянского» , он - вермут и хороший портвейн. Напрасно. Так и таскались весь день до вечера с этим грузом, который купить можно было в Ростове на каждом шагу.

Центр города экзотичен, старые здания, булыжные мостовые почему-то ассоциировались с Гражданской войной и белым движением., а красиво оформленные подземные пешеходные переходы казались местным заменителем метро.

Неподалёку от Управления дороги , на берегу Дона, оказалась пивная под названием «Рак», куда мы и зашли «уточнить обстановку».

Любое пиво! Светлое, бархатное, ещё какое-то. Раков в данный момент не было, но, говорят, периодически появляются. Удивил памятник стоявший напротив пивной. Лицом он повёрнут к реке, спиной - к набережной, причём доска с мемориальными надписями опять же со стороны набережной, то есть «на спине» изваяния.

С коллегами мы воссоединились ближе к вечеру. Усталые ребята, завистливо оценив алкогольный выхлоп и расспросив о наших похождениях, потребовали возвращения в «Рак», куда мы и их и сопроводили. В общем, о Ростове, где я тогда, в 1985 г., первый раз побывал, у меня остались самые лучшие и светлые воспоминания.

На фото вверху: Портал Большого новороссийского тоннеля

СССР, Новороссийск, Дети застоя, Ростов-на-Дону

Previous post Next post
Up