Уверен, что многим нашим кинозрителям понравился и заполнился в своё время голливудский блокбастер «Последний самурай» Эдварда Цвика с Томом Крузом в главной роли. Но речь, на этот раз, пойдёт не художественных достоинствах данной картины (которые, безусловно, имеются), а о её исторической достоверности.
Сюжет фильма, как уже заранее становится понятно из самого его названия, был посвящён знаменитому японскому самурайству (точнее - его закату). Разумеется, за полтора века, которые прошли с исчезновения самураев (и все предшествующие столетия их существования) до выхода картины на экраны образ легендарного японского воинства оброс многочисленными мифами и домыслами. Давайте попробуем разобраться: где среди них можно обнаружить историческую правду, а что - вымысел или художественное преувеличения.
А для наглядности сопроводим наш экскурс в прошлое Страны Восходящего Солнца раритетными фотографиями, сделанными в позапрошлом веке Феликсом Беато - итальянским путешественником, одним из первых военных фотокорреспондентов.
Феликс Беато
Само возникновение самурайства не представляет собой какого-то уникального явления в социальной истории народов мира. Сословия и касты профессиональных воинов существовали во все известные эпохи в самых разных государствах. В Японии служивое воинское сословие стало складываться с VIII века н.э. в ходе борьбы возникшего здесь раннефеодального монархического государства с племенами древнейшего аборигенного населения здешних островов - айнами.
Для защиты границ и захвата новых земель у коренного населения формировались специальные отряды из зажиточных крестьян, «ловких в стрельбе из лука и верховой езде». На Северо-Востоке страны с этой же целью стали строить крепости, гарнизоны которых составлялись из людей, «неудобных внутри империи». Вскоре в этих же областях завелись отряды беглых крестьян. Со временем центральные власти даже стали поощрять переселение безземельных крестьян на Север. Такие переселенцы, получавшие от правительства оружие, успешно воевали с айнами.
Все это способствовало зарождению в северных районах острова Хонсю будущей самурайской прослойки. Местные феодалы по своей инициативе также стали создавать собственные самурайские дружины.
Одна из первых фотографий самураев, сделанная Беато (1862 год)
Наибольшим же и окончательным импульсом к оформлению самураев как воинского сословия в XII веке стала победа коалиции феодалов, возглавляемой родом Минамото, над другой мощной группировкой во главе с родом Тайра. В результате в Японии установился режим военной диктатуры, при котором власть в стране сосредоточилась в руках верховного главнокомандующего - сёгуна.
Подобный тип государственного устройства отодвигал императора (царствующего, но не правящего) на задний план. Японское феодальное рыцарство окончательно сложилось и юридически оформилось как наследственное и привилегированное сословие внутри господствующего класса.
Самурай в традиционных доспехах с горном из морской раковины
К самураям в широком смысле слова стали причисляться светские феодалы, начиная от самого сёгуна и крупных влиятельных князей (даймё) до самых мелких дворян. Последние были ничем иным, как вассалами своих господ. Конечно, и среди них иногда встречались относительно богатые люди, но большинство все же относилось к «худородным».
Такие самураи владели небольшими наделами земли, жили в селениях вместе с крестьянами и зачастую обрабатывали свою землю собственными же руками. Единственное, что отличало такого самурая от крестьян - то, что он имел право владеть собственным мечом (дайсё) (точнее - сразу двумя мечами: катана и вакидзаси) на абсолютно законных основаниях.
Самураи в 1870 году
Подавляющее большинство самураев были самыми обыкновенными рядовыми солдатами, а не офицерами, отдававшими приказы, или элитными спецназовцами.
Настоящий самурай, помимо меча (не только личного оружия, но и своего рода атрибута принадлежности к своему сословию), должен был владеть копьём, умением стрелять из лука и приёмами традиционных японских единоборств. Но на деле далеко не все из них были такими уж умелыми бойцами. Да, конечно, среди самураев было немало настоящих мастеров фехтования или стрельбы из лука. В тоже время, не меньше было и тех, кто не мог похвастаться особым профессионализмом.
Самураи в 1880 году
Самураи в своей жизни и деятельности обязаны были руководствоваться определённой средневековой японской воинской этикой, сведённой воедино в Кодексе Бусидо. Кодекс, в частности, требовал от них беспрекословной преданности своему сюзерену, верности военному делу как единственному достойному занятию, ритуального самоубийства (харакири) если запятнана честь, честности, бескорыстия и т.п.
Самураи в 1890 году
Вот и «Последний самурай», равно как и многие другие произведения кинематографа и литературы на ту же тему, всеми красками рисует образы благородных и утончённых самураев без страха и упрёка. Однако в реальной жизни всё было, мягко говоря, не совсем не так.
В истории Японии происходило большое количество жестоких междоусобных войн, были свои «смутные времена», когда десятки князей и князьков боролись друг с другом. И в таких ситуациях очень многие самураи постоянно меняли себе хозяев - самое обычное дело в условиях феодализма, когда бы и где бы он ни имел место быть. Если самураю переставал нравиться его хозяин, он его зачастую просто бросал, и тупо переходил в услужение к другому господину. Без всяких лишних угрызений совести и харакири.
Самурай совершает ритуальное самоубийство
Самураи были типичными средневековыми вояками с соответствующей психологией. Они порой высокомерно и грубо обращались с «низшими сословиями». Да, воюя друг с другом, самураи старались следовать определённым «рыцарским правилам». Но иногда не больно-то и старались. Могли устраивать коварные засады и совершать вероломные нападения. Подвергать пленных унижениям, издевательствам и пыткам. Грабить мирное население и насиловать женщин во время войны. А в мирное время - давать ложные клятвы и совершать уголовные преступления (если только всё это как-то не задевало честь их господина).
Роковой удар по самурайству, как ранее безраздельно господствующей политической силе страны, нанесла в 1868 году Революция Мэйдзи, вернувшая фактическую власть законному монарху. Для самураев, привыкших воспринимать мир строго иерархически, последовавшая вслед за падением сёгуната сословная реформа оказалась сильнейшим потрясением и сыграла не последнюю роль в формировании оппозиции, считавшей преобразования Мэйдзи слишком уж радикальными.
Недовольство военного сословия, фактически сыгравшей роль главной движущей силы революции, вызвали первые же шаги нового правительства. 14 марта 1868 года император Муцухито, выступая перед князьями в киотском дворце Госё, подчеркнул, что для процветания страны готов «собирать знания по всему миру». Сие означало, что иностранцы-«заморские дьяволы» не будут, как было ранее обещано самураям, изгнаны из Японии. Многие вояки восприняли это как измену делу, за которое они боролись.
Более того: самураи, в конце эпохи сёгуната ещё как-то находившие себе применение, с появлением в 1873 году японской регулярной армии и введением всеобщей воинской повинности вовсе оказалась не у дел. Кто-то из них, смирившись с неизбежностью, становился чиновником или торговцем, но большинство не мыслили себя никем другим, кроме как воинами.
Самураи наблюдают за тем, как их коллега совершает над собой харакири
Сацумское восстание под руководством одного из «силовиков» первого революционно-реставрационного правительства Сайго Такамори, положенное в основу сюжета «Последнего самурая», действительно вспыхнуло на Юго-Западе острова Кюсю в 1877 году. Однако (используя марксистско-ленинскую терминологию) самураев «как класс» никто не стремился поскорей уничтожить. На самом деле вся было куда менее драматично и более прозаично.
После окончательного объединения Японии и прекращения феодальных войн самураи действительно оказались совершенно не нужны своим бывшим «работодателям». Им - кому раньше, кому позже - пришлось худо-бедно вживаться в новые для себя социальные роли. Кто-то стали земледельцами или торговцами разной степени «успешности», кто-то подался в труженики «интеллигентных профессий» или туже армию «нового строя» и пр. И «тлетворное влияние Запада» сыграло в этой общественной трансформации далеко не единственную и не главную роль.
Сайго Такамори
Словом «самурай» в последующие времена иногда называли любых японских военнослужащих. В известной советской песне 30-х годов «самураями» называют вообще японскую армию («В эту ночь решили самураи перейти границу у реки… »). Однако после официального упразднения вооруженных сил в Японии в 1947 году оно окончательно стало достоянием истории.
Самурайство не сошло со сцены совершенно тихо и незаметно. Наоборот, было несколько кровавых эксцессов. Именно утраченные японцами полулегендарные «самурайский дух» и «самурайскую честь» на протяжении прошлого века безуспешно пытались возродить и отстоять японские «путчисты» в погонах в 1932-ом, в 1936-ом, в 1945-ом и Юкио Мисима в 1970-ом году. Но это уже другая история. Как-нибудь постараюсь рассказать.