Хотя сам термин «тролль» только относительно недавно вошло в мейнстрим-лексикон (частично благодаря росту популярности дискуссионных онлайн-форумов, таких как «4chan» и «Reddit», и массовых многопользовательских онлайн-игр), троллинг берёт своё начало ещё в чатах 80-х годов прошлого века. Тогда «троллями» называли онлайн-зачинщиков оскорбительных и, по сути, бессмысленных споров или перебранок («flamewars»). Однако в настоящее время «троллинг» стал всеобщим термином, который с одинаковым успехом применяется и к любым подстрекающим комментариям в интернет, главная цель которых - вызвать максимальное раздражение.
Ныне, кажется, троллинг находится в стадии своего подъема. Так, например, в одной только Великобритании ещё в 2014 году более 1200 человек были признаны виновными в соответствии со статьей 127 Закона «О связи». Согласно этому закону, приятному в 2003 году, любое сообщение или материал, отправленный «посредством публичной коммуникационной сети» и имеющий «грубо оскорбительный, агрессивный, непристойный или угрожающий характер», классифицируется как преступление. Уже в 2004 году британское правосудие вынесло по этому закону 143 обвинительных приговора.
Психолог Джон Шулер считает, что одним из возможных объяснений увеличения числа случаев троллинга может быть «эффект растормаживания в Сети», который ведёт к ослаблению социальных ограничений из-за таких факторов, как интернет-анонимность и невидимость. Немаловажную роль играет тот факт, что люди проводят всё больше и больше времени в интернете: если в 2005 году миллиард человек на нашей планете имели постоянный доступ к интернет, то в 2015 - уже 3,2 миллиарда.
Но может ли расторможенность быть единственным объяснением троллинга? В 2014 году команда исследователей под руководством Эрин Бакелс из Университета Манитобы опубликовала статью под названием «Тролли просто хотят весело провести время». Они выдвинули гипотезу, что существует связь между расстройствами личности и склонностью к онлайн-троллингу.
Чтобы проверить эту идею, команда Бакелс провела два анонимных онлайн-опроса по изучению интернет-привычек, включающих вопросы и утверждения, касающиеся троллинга. Например: «Я отправлял людям адреса шокирующих сайтов ради прикола». Кроме того, чтобы измерить показатели поведения, связанного с троллингом, авторы использовали глобальную оценку Интернет-троллинга (GAIT). Участники оценивали по пятибалльной шкале заявления вроде «Мне очень нравится расстраивать людей в Интернете». Например, 1 означало «категорически не согласен», а 5 - «полностью согласен».
Авторы обнаружили сильные положительные корреляции между троллингом и предрасположенностью к лукавству, расчетливости, готовности обмануть, культе грубой силы, пренебрежении к нормам морали. Кроме того, были установлены связи с психопатией или отсутствием раскаяния и эмпатии, а также склонностью к манипуляции. Склонность к садизму, или тенденция получать удовольствие от причинения другим физической или психологической боли, была одной из самых устойчивых черт личности, связанных с поведением тролля.
Исследователями был сделан суровый вывод: «Связи между садизмом и оценками GAIT были настолько сильны, что можно было бы сказать, что прототип онлайн-тролля - это бытовой садист».
В другом исследовании, которое носит название «Тёмная сторона Facebook», австралийский психолог из Университета Федерации Эвита Марч вместе с коллегами провела онлайн-анкету, похожую на опрос Бакелс. В ней приняли участие триста девяносто шесть интервьюеров в возрасте от 18 до 77 лет. 76% из них - женщины. Исследователи обнаружили, что тролли на «Facebook» «склонны быть беспощадными, эмоционально жестокими и зависимыми от удовольствия, которое они получают за счёт чужой боли и дискомфорта». Это удовольствие вполне может вызвать привыкание и зависимость.
Марч отмечает: «Когда вы участвуете в этом, ваши действия подкрепляются определенными биологическими механизмами: нейромедиаторами и дофамином. Но, как и при любом аддиктивном поведении, вам нужно всё больше и больше, чтобы получать то же самое удовольствие, поэтому мы видим, что люди всё сильнее и сильнее углубляются в троллинг».
В целом можно сказать, что т.н. «интернет-тролль» - это, чаще всего, личность, обладающая признаками бытового садиста, испытывающая какие-то неприятные воздействии в реальной жизни (вплоть до стрессов - на работе, доме, личностных) и склонная свои психозы сбрасывать в интернет, успокаивая себя тем, что вызывает раздражение или даже боль у собеседников в сети. Хотя чаще всего интернет-троли не признаются в этом, а утверждают, что всего лишь развлекаются, «собирая лулзы», то есть якобы смеясь над незадачливыми участниками дискуссий.
В то время как Интернет позволяет существовать троллям, трудно утверждать, что он создаёт их. Это сводится, как и многое другое, к самой, что называется, тёмной стороне человеческой души. А интернет лишь даёт подобным личностям новую возможность делать пакости, оставаясь чаще всего анонимным.
Впрочем, ведь и в реальной жизни подчас чьё-то глупое высказывание по тому или иному вопросу буквально провоцирует желание «подколоть» такого человека. А в интернете такие «подколки» очень быстро выстраиваются в систему сетевого поведения.
Но самым интересным современным последствием этого явления стал выход троллинга на уровень мировой политики. Сегодня, когда многие мировые политики, имеются свои аккаунты в соцсетях, нередко те или иные их комментарии ничем иным, как троллингом оппонентов назвать сложно. И это вызывает некоторую тревогу. Ведь в интернете тролли часто вызывают нешуточные интернет-войны в дискуссиях. Как бы и политики, невольно отдавая дань этому глупому, но ставшему модным стереотипу интернет-общения, ненароком не вызвали настоящей войны.
Или проще говоря, анониму закон не писан, но когда ты известен, да ещё занимаешь крупный общественный пост - следит за базаром.