Таинственный клад Якова Брюса

Nov 30, 2016 18:26



До сих пор будоражит умы исследователей, мистиков и кладоискателей имя Якова Брюса. Некогда молва приписывала ему общение с нечистой силой, его даже прозвали «русским Фаустом». Хотя уместнее и справедливее было бы назвать Брюса, пожалуй, «русским Леонардо да Винчи» за живейший интерес к различным областям знания и изобретательству.


Яков Вилимович Брюс, один из величайших изобретателей и естествоиспытателей своего времени, родился в 1670 году в Москве в семье потомка шотландских королей. Кстати, персонаж по имени Роберт Брюс, фигурирующий в фильме Мэла Гибсона «Храброе сердце», имел вполне реальный прообраз - это как раз один из предков Якова Брюса.



Позже, спасаясь от Английской революции, отец нашего героя прибыл в 1647 году в Москву и, подобно многим своим соплеменникам-шотландцам, поступил на службу к русскому царю Алексею Михайловичу «Тишайшему».

Сам Яков начал свою карьеру в «потешных» войсках Петра I, а в самом конце XVII века стал одним из его ближайших сподвижников. В частности, именно его добросовестное участие во многом преобразило русскую армию. Но Брюс не ограничивался лишь военной теорией и практикой. Обладатель поистине энциклопедических знаний, он занимался и естественными науками, и математикой, и историей, владел огромной библиотекой, коллекционировал произведения искусства и археологические предметы, минералы и кости доисторических животных, гербарии и старинные монеты.

В 1727 году Брюс в чине генерал-фельдмаршала вышел в отставку и, покинув Петербург, поселился около села Глинково под Москвой, где начал строить усадьбу Глинки. Место было выбрано не совсем обычное. Усадьба по воле своего хозяина превратилась в настоящую неприступную крепость: Глинки находились на полуострове между реками Борей и Клязьмой, со всех сторон были защищены непроходимыми лесами и болотами. Под самой же усадьбой по приказанию Брюса были выкопаны обширные подземелья.



Глинки, впрочем, славились не только своей системой безопасности. Брюс, интересовавшийся, в том числе и последними европейскими тенденциями садово-паркового искусства, создал великолепный приусадебный ансамбль, один из самых живописных в России. А дворец представлял собой яркий образец барочной архитектуры, сочетая в себе итальянские, голландские и русские мотивы. Эта усадьба сохранилась до наших дней, но сегодня пребывает в весьма плачевном полузаброшенном состоянии.

А в своё время здесь были оборудованы астрономическая обсерватория, химическая лаборатория, обширные хранилища для библиотеки и уникальной коллекции «куриозитетов». В гостях у Брюса часто бывал и сам Пётр I - один из флигелей усадьбы до сих пор называется «домиком Петра».



О научных опытах Брюса до сих пор живут легенды одна невероятнее другой. И ведь многие из них находят сегодня свое документальное подтверждение. Говорят, что летом Брюс, каким-то образом заморозив усадебный пруд, лично катался по нему на коньках, что из его окон вылетали «железные птицы», а по усадьбе ходила механическая «Яшкина баба».

Крестьяне Глинок из поколения в поколение пересказывали друг другу легенду о «механической кукле, которая умеет говорить и ходить, но не имеет души». Железная горничная якобы прислуживала графу, передвигалась по Глинкам и пугала крестьян. А когда те, набравшись смелости, сами подходили к ней, то она их... сексуально домогалась. В архивах Брюса, действительно, были обнаружены чертежи первого русского «робота». Но опять же, никаких достоверных данных, что уникальная машина была воплощена в жизнь - нет. Но, если вдуматься, то неграмотные крестьяне вряд ли могли всё это выдумать сами - не читали же они брюсовские чертежи? Впрочем, ведь на чём-то да должен был основываться такой вымысел?



В Москве Брюсу была пожалована Сухаревская башня, о которой, пожалуй, легенд не меньше, чем о Глинках.

Свечной торговец Алексей Морозов как-то в сумерках увидел, что из окон башни вылетают железные птицы (снова - железные птицы!) и, делая несколько кругов вокруг здания, возвращаются обратно. На следующую ночь он привёл к башне своих домашних и слуг. И в самом деле, одно из окон отворилось, и из него полетели «железные птицы с человеческими головами». И Морозов, и его близкие бежали от башни в величайшем ужасе, проклиная лютеранского дьяволопоклонника.

Документальных свидетельств о летающих брюсовских «драконах» не сохранилось, но в двадцатые годы прошлого века в его архивах были найдены чертежи летательных аппаратов. Эти бумаги сейчас хранятся в Российской Академии наук. К сожалению, часть этих чертежей (после экскурсии немецких лётчиков - будущих ассов Люфтваффе, проходивших практику в СССР) была «утеряна».

Но и на этом тайны, связанные с именем Брюса, не заканчиваются. Под усадьбой Глинки, как я уже сказал, были созданы обширные подземные помещения. Они не только соединяли все здания усадьбы, но имели выходы за несколько километров от неё. Именно в этих подземелья, если верить легендам, до сих пор хранятся «магические книги и сокровища» Брюс.

Согласно одной из легенд, Пётр I неоднократно просил Брюса дать ему почитать некую волшебную книгу, спрятанную в потайной комнате Сухаревской башни, которая когда-то принадлежала самому царю Соломону. Но Брюс твердил, что этой книги у него нет, а вот «Философию мистики» на немецком языке, которая тоже «зело чудесная», дать почитать может.

Брюсу не слишком верили, и когда в 1735 году он умер, императрица Анна Иоанновна велела обыскать обсерваторию и его научный архив, хранившийся в Академии наук. Однако упомянутой «волшебной книги» там не было. Но императрица, видимо, имела весьма веские основания полагать, что загадочная книга всё-таки существует, и даже выставила у Сухаревской башни караул, чтобы нехорошие люди не смогли эту книгу найти и прочитать. К слову, этот самый караул у Сухаревой башни был упразднён только в 1924 году, уже на восьмом году Советской власти(!).

Интересовался таинственной книгой и сам Иосиф Виссарионович Сталин, с чем обычно и связывают решение Сухареву башню снести. Её разбирали буквально по кирпичику, стараясь отыскать если уж не таинственную комнату, то хотя бы нишу, где мог скрываться магический фолиант. О результатах, якобы, докладывали лично Сталину каждый день, а все найденные раритеты отвозили прямиком в Кремль. Остатки башни были в итоге взорваны.

До сих пор многие гадают над этим решением - то ли искомое было найдено, то ли Сталин просто рассердился из-за неудачных поисков. Говорят, что Лазарь Каганович, присутствовавший при взрыве башни, уверял, что увидел тогда же в толпе якобы самого Брюса.



Хотя сокровенная книга, по всей видимости, так и не была найдена, к строительству сталинской Москвы Брюс всё же «приложил руку». В петровские времена наука переплеталась с тем, что мы называем сейчас мистикой, и Брюс составил не только, первую карту российской территории от Москвы до Малой Азии, но и астрологическую карту Москвы.

Последняя (и даже утверждают, что тому есть документальные свидетельства) использовалась при построении московского метрополитена. Что, в общем-то, и не удивительно, учитывая, что именно Лазарь Каганович («увидевший» Бюрса) с 1935 года руководил составлением генерального плана реконструкции Москвы (я об этом уже писал подробнее http://paradoxov.livejournal.com/136725.html)

На фото: Лазарь Каганович.


Мол, именно поэтому на кольцевой линии расположены 12 станций, символизирующих собой 12 знаков Зодиака. И даже молва утверждает, что даже Садовое и Бульварное кольцо прокладывали также с оглядкой на астрологические разработки Брюса. Впрочем, это конечно ерунда. Потому что тот, кто знает немного историю Москвы, не может не знать, что Бульварное кольца образовано на месте бывших стен т.н. «Белого города», построенных в конце XVI века (то есть почти за век до появления в Москве Брюса) русским зодчим Фёдором Конём (прославившемуся постройкой крепостных стен Смоленска). Эти стены и дали неофициальное название Москве - белокаменная. А Садовое кольцо в точности повторяет т.н. Земляной вал - первоначально (в 1593 году) деревянный палисад, а после того, как он почти полностью сгорел (вместе с частью Москвы за пределами Белого города) в 1611 году, собственно большой вал с тыном поверху, насыпанный в период 1633-1640 г.г. (за 30 лет до рождения Брюса). Но тех, кот любит всё таинственное, это не устраивает, поэтому и рождаются подобные легенды.

Однако не всё, связанное с именем Брюса - мифы. Ещё в XVIII веке Брюс предостерегал о том, что нельзя вести плотную застройку на Дмитровке из-за подземных пустот. Современные московские провалы земли это наглядно подтвердили. Наряду с этим Яков Вилимович отметил на своей карте Воробьевы горы как место, весьма благоприятствующее учёбе и науке. Тем не менее, на том месте, где изначально планировалось возвести главный корпус МГУ - сейчас только смотровая площадка. Впрочем, главный корпус недалеко от смотровой площадки.

Но как бы Якова Вилимовича ни подозревали и обвиняли в колдовстве и чернокнижии, в воспоминаниях своих современников он остался абсолютным скептиком и обладателем материалистического мировоззрения. Известно, что когда Пётр I показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс «относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни».



Похоронен Брюс был в ограде кирхи в немецкой слободе. Когда в 30-е годы кирху на улице Радио стали разбирать, то обнаружили в склепе гроб с телом графа. Опознан был Брюс по фамильному перстню. Останки соратника Петра передали в лабораторию антрополога и скульптора Герасимова, но вскоре они бесследно исчезли. Перстень Брюса тоже пропал. Осталась только его одежда, которая сейчас находится в фондах Государственного Исторического музея.



В биографии Брюса загадок по-прежнему остаётся гораздо больше, чем разгадок. Примерно так же обстоит дело и с поисками его клада. Профессор московского университета Ковалёв в 1857 году проводил и раскопки в Глинках, и поиски в Сухаревой башне, но всё безрезультатно. В начале прошлого века, под патронажем Николая II пытался искать магическую брюсовскую книгу археолог Алексей Кузьмин. Средства на это были выделены значительные, но археолог, только-только признавшись своим друзьям, что наконец хоть что-то понял в брюсовских тайнах, внезапно скончался. И хотя можно было бы сделать вывод о том, что если продолжительные поиски «брюсова клада» не дают результаты в силу того банального факта, что никакого клада никогда и не было, однако люди любят таинственное и неизвестное. Поэтому и сегодня не мало есть людей, которые верят в клад и в то, что рано или поздно он будет найден. И вот тогда-то… Ну что же, подождём. Может и правда когда-нибудь мы узнаем тайну Брюса?

Биографии, Интересное, Истории, Загадки, Личности

Previous post Next post
Up